Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 9. Методы и формы организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.




Понятия: познавательная деятельность, экспериментирование, моделирование, наблюдение, метод обучения, метод воспитания, форма организации педагогического процесса.

Задания и вопросы к обсуждению темы:

1. Что понимают под познавательной деятельностью детей дошкольного возраста? В чем ее образовательное и развивающее значение?

2. Какие виды познавательной деятельности осваивает ребенок дошкольного возраста в ситуациях совместной с педагогом и самостоятельной деятельности?

3. Раскройте методы и формы организации разных видов познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста в педагогическим процессе ДОУ.

4. Каковы педагогические условия реализации образовательного потенциала познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Примечание: обсуждение вопросов и заданий по теме семинарского занятия проводится в игровой форме «Семинар в детском саду». Тема семинара: «Организационно-методические аспекты реализации образовательной области «Познание».

Для проведения игры студенты делятся на подгруппы: разработчики и организаторы (4 студента), ученые(3 студента), специалисты ДОУ (заведующая, методист, психолог), воспитатели (5 студентов), родители (3 студента), эксперты (3 студента).

Задание для группы разработчиков и организаторов: разработать и согласовать со всеми участниками игры тему, задачи, структуру семинара; согласовать действия творческих групп, обеспечить организацию мероприятия.

Задание для группы ученых: подготовить выступления для участников педагогического совета по темам «Образовательный потенциал познавательной деятельности детей дошкольного возраста», «Виды познавательной деятельности детей дошкольного возраста», «Новые подходы к организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста». Содержание выступлений должно носить проблемный характер (отражать наиболее актуальные проблемы и задачи образования ребенка–дошкольника в познавательной деятельности). Выступление может сопровождаться иллюстрированием таблиц, схем, работой с раздаточным материалом.

Задание для группы специалистов ДОУ: подготовить выступление на тему «Федеральные государственные требования к структуре ООП ДО о образовании ребенка в познавательной деятельности» (заведующая), задания для педагогов, вопросы для обсуждения выступлений, комментарии (психолог, методист).

Задание для группы воспитателей: подготовить выступления по темам «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности», «Методы обследования, сравнения и моделирования в педагогическом процессе умственного воспитания детей дошкольного возраста», «методы и формы организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ». Выступления необходимо сопроводить примерами из образовательной практики.

Задание для группы родителей: подготовить обзор литературы по вопросам познавательного развития ребенка-дошкольника в условиях семейного воспитания (демонстрация и краткое аннотирование доступных для родителей статей из журналов «Обруч», «Игра дошкольника» и др.)

Задание для группы экспертов: разработать критерии оценки выступлений участников педагогического совета.

Дополнительная информация: семинары, семинары-практикумы это форма работы с педагогическим коллективом призванная обеспечить повышение их профессионального мастерства, совершенствование теоретико-методической готовности к решению наиболее актуальных проблем и задач профессионально-педагогической деятельности, образования детей дошкольного возраста. Неотъемлимой составляющей семинара являются обсуждение сообщений участников по различным вопросам, выполнение педагогами разнообразных заданий, предполагающих применение усвоенного теоретико-методического материала для решения конкретных задач педагогической деятельности. Выступления на семинаре чередуются с их обсуждением. Участники семинара могут дополнить, уточнить содержание выступлений, включиться в дискуссию по поводу разных точек зрения по тому или иному вопросу. Выступления на семинаре должны быть краткими, логичными, рассчитанными не боле чем на 10-15 минут.

Литература

Основная

Козлова С.А Дошкольная педагогика: учеб пос. для студ / Козлова С.А., Куликова Т.А. – М: Академия, 1998, 2002 – С.138-166,228-262.

Литература для подготовки выступлений.

Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошкольное воспитание -2010 -№ 7. –С. 4-11.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приложение к приказу Минобразования и науки, № 655 от 23 ноября 2009 г.// Дошкольное воспитание -2010 -№ 4 –С.4-11

Белоусова Л.Е. удивительные истории Конспеткы занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста / Белоустова Л.Е. – С.Пб: Дтетство-пресс,2002.

Венгер Л.А.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников./ Под ред. Л.А. Венгера.- М.: Просвещение, 1973.

Логинова В.И. Дошкольная педагогика:учеб пос для студ пединститутов. В 2 ч. / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. -М., 1988.- Ч.1.- С.107-117.

Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных.- М.,1988.Гризик Т.И. Познаю мир: методические рекомендации для работающих по программе «радуга»/ Т.И. Гризик – М.: Просвещение,2004.

Евдокимова Е Проект как мотивация к познанию/ Е.Евдокимова //Дошкольное воспитание.- 2003.- №3.

Муханова К. Сенсорное развитие дошкольников/ К.Муханова, А. Колядина // Дошкольное воспитание.- 1994. -№ 4,5.

Кондратьев Ю.П. Педагогические условия развития наблюдения у детей 4-5 лет./ Ю.П. Кондратьев, Н.Н. Кондратьева / /Развитие и воспитание дошкольника.Межвузовский сб науч трудов / Под ред В.И. Логиновой -С-Пб., 1993.

Короткова Н. Познавательно –исследовательская деятельность дошкольников./ Короткова Н. // Дошкольное воспитание.- 2001.- № № 3,4,5.

Крылов Е. Школа творческой личности. / Е Крылов // Дошкольное воспитание.- 1992.№ №7-8, №9-10; 1993. №3,№6,№11, 1994.№5 и др.

Куликовсая И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст./ Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. -М.Педагогическое общество России, 2003.

Новоселова С.Л., Саар А.Д. Умственное воспитание детей в игре / Игра дошкольника / Под ред..Новоселовой С.Л./ С.Л. Новоселова, А.Д. Саар- М: Просвещение,1989.

Логинова В.И. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста. / В.И..Логиноава, А.К.Матвеева П.Г.Саморукова.// Дошкольное воспитание.- 1970.- №6.

Острунская П.А. О приемах обучения детей среднего дошкольного возраста умственным действиям. / П.А. Острунская// Дошкольное воспитание.-1970.- № 6.

Парамонова Л.А. Конструирование из строительного материала.// Умственное воспитание детей дошкольного возраста./ Под ред. Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А./ Л.А. Парамонова - Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Венгера Л.А., -М.Просвещение, 1986.

Поддъяков В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М: Просвещение, 1982

Савенков А.И. Как научить дошкольника приобретать знания/ А.И. Савенков - Рославль: Академия развития, 2002

Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А., М., 1988 (статьи Поддъякова Н.Н., Николаевой С.Н., Фрейдкина И.С.и др.).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных