Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СОВЕТСКИХ ТРЕНЕРОВ ПО БОКСУ




ВОСПИТАНИЕ БОКСЕРА-НОВИЧКА

 

 

Пособие для тренеров и преподавателей

 

Государственное издательство

 

«ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ»

 

Москва 1948 Ленинград

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросам воспитательной работы в учебно-мето­дической спортивной литературе до сих пор не уделяется достаточного внимания. Обычно авто­ры тех или иных пособий и руководств припи­сывают самому спорту, тому или иному его ви­ду, непосредственное воспитательное воздей­ствие на спортсмена, совершенно упуская из виду и роль тренера как педагога-воспитателя, и формирующее влияние спортивного коллектива на личность спортсмена, и воспитательное воздействие окружающей его советской среды.

К. Непомнящий в своей книге «Бокс» («Физкультура и спорт», 1940) пишет: «Значение бокса в том, что он воспитывает психику бойца. Человек, занимающийся боксом, привыкает к тому, чтобы верить в себя, в свои силы, в свое уменье, в свою способность найтись при всяких обстоятельствах... Бокс раз­вивает боевое мышление... Бокс вырабатывает способность не считаться с болью, сосредоточить всю волю на достижении побе­ды, сохранять при всяких обстоятельствах хладнокровие, вы­держку, мужество, расчет, трезвую оценку обстановки и т. д.»;

Большинство работ по боксу содержит характеристики этого вида спорта, подобные вышеприведенной.

Смелость и отвага, инициатива и решительность, быстрота реакции и выносливость — вот далеко не полный перечень ка­честв, которые будто бы неминуемо вырабатываются боксом.

В высказываниях такого рода мы сталкиваемся со своеоб­разной фетишизацией бокса его теоретиками: бокс сами о. себе воспитывает ценные качества; боксер в результате заня­тий, тренировок и боев неизбежно должен стать смелым, реши­тельным, инициативным и т. д.

Не может ли, однако, бокс воспитать труса или истерика, или «кокетку» от спорта, наконец, даже хулигана? К сожале­нию, может.

Если обучение боксу и воспитание молодого боксера вве­рить человеку малокультурному, не знающему своего дела, не умеющему вести воспитательную работу, не пользующемуся авторитетом, — результаты могут оказаться плачевными. Даже в практике очень опытных тренеров известны отдельные случаи, когда результаты работы с боксером оказывались противопо­ложными ее целям.

Не следует забывать, что новичка к занятиям боксом обыч­но приводят уже в какой-то степени сложившиеся психологиче­ские и физические данные. Молодого физкультурника влечет к боксу не случайно, как не случайно другие избирают футбол, плавание или тяжелую атлетику. Все случайное обычно быстро отсеивается. Но вместе с тем отсеиваются и те, из которых при правильно поставленной воспитательной работе могли бы вырасти отличные боксеры.

Большой самоотсев занимающихся — характерная черта в практике работы по боксу наших физкультурных коллективов. Ученики с замедленной реакцией, не обладающие достаточной волей или не умеющие подавлять страх и переносить боль и т. п., обычно прекращают занятия боксом после первого воль­ного боя, после первого «чувствительного» удара. Ни в каком другом виде спорта нет такого значительного отсева занимаю­щихся, как в боксе. Тренер, в силу всех этих обстоятельств и, главное, вследствие отсева «непригодных» или «малопригод­ных», получает благодарный материал для работы, добивается прекрасных результатов и, в итоге, вполне уверен, что бокс вырабатывает смелость, решительность и т. д.

Между тем здесь лишь закрепляются или развиваются ка­чества, уже имевшиеся у физкультурников до начала занятий боксом, а все те, у которых нужно было бы эти качества вос­питать, в силу отсева не проходят через «очистительное горни­ло» бокса.

Говоря о воспитании качеств, необходимых боксеру, мы не можем их изолировать от формирования личности боксера в плане общественно-политическом. Советскому тренеру далеко не безразлично, каким складывается мировоззрение ученика, ка­кова его этика, на что направлена его воля.

Приветствуя туркменских всадников, совершивших конный пробег из Ашхабада в Москву, товарищ Сталин писал: «Только ясность цели, настойчивость в деле достижения цели и твер­дость характера, ломающая все и всякие препятствия, — могли обеспечить такую славную победу.

Партия коммунистов может поздравить себя, Так как именно эти качества культивирует она среди трудящихся всех нацио­нальностей нашей необъятной родины» («Правда», 25 авгу­ста 1935 т.).

С предельной ясностью сформулированы здесь задачи воспитания. Именно так ставятся эти задачи и перед работниками физической культуры. Советский тренер понимает, что только сложившееся коммунистическое миросозерцание формирует устойчивую волю; он должен воспитать юношу, преданного социалистической Родине, готового трудиться на ее благо, го­тового защищать ее, не щадя своих сил и самой жизни. И тре­нер все средства, имеющиеся в его распоряжении, направляет и должен направлять на эти цели.

Бокс сам по себе нейтрален, и воспитательные свойства вовсе не присущи ему: боксера прежде всего воспитывает тре­нер, правильно использующий бокс как средство воспитания. Воспитательное влияние бокса определяется не свойствами, которые будто бы постоянно присущи боксу, а тем, какие вос­питательные задачи ставит перед собой тренер и как, какими методами он их разрешает. Тренер не может рассчитывать на то, что бокс самотеком разовьет нужные качества у ученика. Педагогическая задача тренера — определить, какими данными обладает его воспитанник и каких ему недостает, чтобы он мог стать хорошим боксером, а отсюда и намечать цели и характер предстоящей работы.

Тренер должен изучать и знать своего ученика, его сильные и слабые стороны, особенности его характера, его способности, его среду и быт, словом — все, что так или иначе воздействует на личность ученика, и формировать ее в заданном напра­влении.

Должно ли смущать тренера, если тот или иной его воспи­танник недостаточно решителен или недостаточно вынослив, или не обладает нужной смелостью? Подлинный воспитатель поста­рается выяснить причины этого и найти в личности ученика' та­кие стороны, пользуясь которыми и нужно развивать активного, смелого, героического спортсмена. Используя, скажем, самолю­бие или даже честолюбие начинающегося боксера, воспитывая в нем затем понятия чести личной и коллектива, действуя в од­них случаях осторожно и постепенно, а в других резко и энер­гично, тренер может ослабить и совершенно устранить прояв­ления слабоволия, трусости и нерешительности. Наоборот, не­внимательное, небрежное, педагогически неправильное отноше­ние к воспитаннику часто приводит к тому, что случайный не­успех или поражение совершенно выбивают из колеи боксера с высокими боевыми данными.

Воспитание морально-боевых качеств ученика тренер не мо­жет мыслить иначе, как они сформулированы в боевом уставе пехоты Советской армии: «Бой — самое большое испытание моральных, физических качеств и выдержки бойца... чтобы вы­полнить эту задачу в бою, боец должен уметь переносить все­возможные трудности и лишения, оставаясь бодрым, мужествен­ным и решительным, и неуклонно стремиться к встрече с противником...»

Показателями успешной педагогической работы тренера, су­мевшего выполнить свою роль воспитателя, должно быть не только большое количество воспитанных им хороших боксеров, но и незначительное число отсеявшихся.

* * *

Фетишизация бокса отражается и на учебно-методической работе. Наши лучшие пособия по боксу (К. В. Градополова, Б. С. Денисова и др.), широко и детально излагая технику и тактику бокса и методику обучения, по существу не освещают вопросов воспитания. Между тем общественный интерес к боксу все возрастает, число занимающихся, особенно подростков и юношей, быстро увеличивается. Растет, естественно, и потреб­ность в тренерских кадрах.

Однако в пособиях по боксу, кроме общих ссылок на воспи­тывающий характер обучения, молодой тренер не найдет доста­точных указаний о методах воспитания боксера. Но ведь тренер вправе требовать, чтобы ему рассказали не только о приемах техники и элементах тактики бокса, но прежде всего о том, как были воспитаны советские мастера спорта, какими путями шли они к мастерству, как были у наших чемпионов выработаны те качества, которые отличают подлинного мастера от спортсмена-середняка,

В книгах по боксу, написанных советскими авторами, мно­го внимания уделялось методике преподавания. Вопросы метода в свое время служили поводом для длительного и ожесточен­ного спора. А. Г. Харлампиев ратовал за аналитический метод в обучении и воспитании боксера. Б. С. Денисов, В. В. Самой­лов и другие были сторонниками метода синтетического. А. Г. Харлампиеву, преподавателю физкультурного вуза, для всесторонней подготовки педагогов-тренеров анализ был, есте­ственно, необходим как основа всего учебного процесса. Но тренерам-практикам, живущим интересами спортивного дня, больше импонировал синтетический метод, дающий быстрые результаты в обучении новичка. Не обходились при этом и без того, что готовились боксеры «числом поболее, ценою подешев­ле», причем спортивная скороспелость некоторых боксеров не слишком смущала их воспитателей, как не смущала и подмена действительной воспитательной работы примитивным натаскиванием.

В начале 1937 г. кафедрой бокса Института физической культуры им. Сталина был принят смешанный аналитико-синтетический метод.

Этот метод позволял последовательно изучать элементы бокса (анализ) и немедленно вслед за этим закреплять их в бою (синтез). Вольный бой выдвигался как основа и венец усвоения каждой технической детали и их сочетаний. Бок­сер, воспитанный по этому методу, должен был, при достаточно детальном знании техники бокса, владеть всем необходимым для свободного и творческого тактического мышления. Спортивная практика эти предположения подтвердила. Так или иначе, боль­шинство советских тренеров приняли аналитико-синтетический метод и применяли его в своей спортивной работе.

Все же споры о методе преподавания бокса в значительной степени отрывались от практики, которая не всегда считалась с официально принятой методикой. Даже авторы той или иной теории часто работали по-иному, чем это декларировалось в их методе.

Так, ни А. Г. Харлампиев, ни К. В. Градополов (когда он еще был сторонником аналитического метода) никогда не отказыва­лись от синтетических приемов в преподавании техники бокса, если это давало положительные практические результаты. «Син­тетики» же силою обстоятельств вынуждены пользоваться анали­зом, как только их ученик выходит на ринг: анализировать до боя, если противник известен, и после боя, чтобы подвести ито­ги первого боевого опыта ученика.

Сторонник синтеза, Б. С. Денисов, не отрицает, что в подго­товке мастера спорта анализ играет существенную роль. Но даже при изложении элементарной техники Б. С. Денисов, давая указания о тактическом применении тех или иных ударов и за­щит, синтезируя, как он думает, технику и тактику, не может избежать анализа. Или, рекомендуя те или иные подготовитель­ные упражнения, образующие нужные навыки для быстрого ов­ладения элементами техники, Б. С. Денисов аналитически вы­деляет из технического приема его основу и на ней строит уп­ражнение.

Тем более это относится к тактике бокса, даже в ее эле­ментарном изложении. Тактика без анализа существовать не может, его элементы несет в себе любое, самое незначительное тактическое указание тренера своему ученику.

Споры о преимуществах аналитического или синтетического методов это уже прошлое в теории советского бокса. Педаго­гическая практика потребовала от тренера овладеть всеми мето­дами и уметь гибко применять их в зависимости от необходимости. Сейчас перед тренерскими кадрами советского спорта встала задача овладеть педагогической техникой, педагогическим мастерством.

Тренер должен иметь достаточно широкий педагогический кругозор и опыт, владеть и анализом, и синтезом, знать, где тот или иной метод даст наиболее ценный результат. Такой тре­нер осмысливает каждый шаг своей работы, не боясь вскрывать причины неудач и кропотливо накапливая положительный опыт. Он становится мастером своего дела и носителем той педагоги­ческой техники, опирающейся и на теоретическую подготовлен­ность и на серьезный опыт, о первостепенном значении которой писал крупнейший советский педагог к. С. Макаренко.

Без педагогической техники невозможны рост и совершен­ствование тренера-воспитателя. Однако вопросы педагогической техники в деле воспитания боксера, формирования его эмоцио­нальной сферы, его волевых качеств и характера почти не осве­щались в советской литературе по боксу.

Значит ли это, что теорию воспитания боксера приходится строить на пустом месте? Конечно, нет. Советские тренеры из года в год накопили большой педагогический опыт. Кафедра бокса Института физической культуры им. Сталина, возглавля­емая К. В. Градополовым, формирует педагогические традиции и влияет на тренерскую работу в СССР. Опыт ведущих совет­ских тренеров — К. В. Градополова, Б. С. Денисова, А. А. Гольдштейна, П. В. Никифорова, Я. Б. Брауна, В. В. Самойло­ва, В. С. Щербакова и других обобщается на, тренерских сбо­рах, а взаимное общение тренеров и боксеров обогащает их творческую мысль.

Серьезное воспитательное влияние на боксера-новичка ока­зывает подготовка его по программам Всесоюзного физкультур­ного комплекса «Готов к труду и обороне». Если подготовка к сдаче норм комплекса составляет органическую часть занятий секций бокса, если к сдаче норм руководитель секции относится не формально, а по ее результатам оценивает общую психофизическую подготовленность боксеров, то в руках тренера-педагога комплекс ГТО становится замечательным средством физи­ческого и морально-волевого воспитания.

Огромное воспитательное значение имеют соревнования по боксу и сложившиеся на них традиции. В советском боксе чрез­вычайны редки случаи, когда боксер в тяжелой обстановке от­казывается продолжать бой. Это стало неписанной традицией соревнований и благотворно отражается на стиле советского бокса, как спорта волевых и мужественных людей. Советский зритель всегда одобряет и поощряет мужественное поведение на ринге, энергическую и наступательную манеру боя и, наоборот, высмеивает всякое проявление трусости, нерешительности и слабоволия. Вместе с тем симпатии зрителей — всегда на сто* роне слабейшего, если только он мужественно и смело дейст­вует в трудной для него боевой обстановке: каждое его удач­ное действие и каждый удар неизменно встречаются аплодис­ментами. Понятно, что влияние зрителя на формирование стиля в боксе очень велико.

Наконец, правила советского бокса основаны на определен­ных воспитательных принципах и поощряют смелого, волевого и корректного боксера, жестко наказывая проявления спортивной небрежности и недобросовестности.

Задача методических работников — обобщить огромный и многосторонний опыт советских тренеров и вооружить тренер­ские кадры СССР методикой воспитания боксера. Это «обобщение педагогического опыта должно опираться на педаго­гическую науку и в первую очередь на психологию.

В самом деле: бокс, представляющий собою обусловленный правилами кулачный бой, предъявляет суровые требования к спортсмену и прежде всего к его психике. Бокс — это спорт высокой эмоциональной напряженности, спорт сильных и острых переживаний. Боксер должен принимать в бою быстрые и раз­нообразные решения, он должен проявить твердую и целена­правленную волю, чтобы в обстановке непосредственной опас­ности навязать противнику свою тактику и создать ему наиме­нее выгодные4 условия для действий.

Значит, подготовка боксера к бою не должна носить толь­ко спортивно-технический характер и сводиться к разучиванию ударов, защит, передвижений и комбинаций этих элементов. Задача подготовки — и развить технику боксера, и воспитывать его боевые качества.

В процессе обучения и тренировки боксера тренер стал­кивается с различными проявлениями его психики. Восприя­тия ученика, внимание его и запоминание учебного материала— различны. У одного спортивные навыки вырабатываются быстрее, у другого медленнее. Один легче справляется с чув­ством страха и неуверенностью, другой целиком находится во власти отрицательных эмоций. Тренер встречается с самыми различными темпераментами и характерами, с людьми разных способностей и разной степени одаренности.

Как определить свойства каждого? Каким путем вести вос­питание ученика? Как ориентироваться в многообразных прояв­лениях личности ученика и как формировать его боевые каче­ства в нужном направлении?

Без педагогической науки, без знания психологии полно­ценного ответа на эти вопросы тренер найти не сумеет. Каким бы разносторонним ни был опыт тренера, какой бы широкой ни была его практика, — только педагогика и психология могут •стать прочным фундаментом его воспитательной работы, только тогда она станет на подлинно-научный путь.

* * *

В данной работе мы делаем попытку осветить некоторые, на наш взгляд, основные вопросы воспитания боксера-новичка.

В первом разделе излагается опыт воспитательной работы со­ветских тренеров по боксу (Градополова, Гольдштайна, Денисо­ва, Брауна, Щербакова) и освещаются вопросы воспитания в боевой обстановке, воспитания в процессе обучения, воспита­ния личности боксера и роли тренера в формировании мировоз­зрения и морально-этического облика учеников, воспитания спортивного коллектива и воздействия последнего на боксера-новичка.

Во втором разделе раскрывается процесс воспитания спортив­ных навыков при обучении технике бокса и таких качеств, как внимание, инициативность, дисциплина, стойкость, настойчи­вость, решительность, выносливость, быстрота и точность реак­ции и другие.

В третьем разделе освещаются основные вопросы работы тре­нера в спортивном коллективе, показывается роль коллектива не только как объекта, но и как субъекта воспитания.

Наконец, в последнем разделе рассматриваются вопросы психологической подготовки новичка к бою.

Во всех разделах подчеркивается роль воспитания в коллек­тиве, как центральный момент, существенно отличающий педагогические принципы и практику советских тренеров от эмпирических и индивидуалистических методов работы трене­ров за рубежом.

 

ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СОВЕТСКИХ ТРЕНЕРОВ ПО БОКСУ

 

Одним из существенных источников обогащения педагогики спорта должен служить опыт воспи­тательной работы лучших советских тренеров. В данном разделе нами сделана попытка изло­жить основные черты положительного опыта ве­дущих советских тренеров по боксу. Материа­лом для некоторых выводов и обобщений по­служили литературные источники, запись бесед с тренерами и многолетнее знакомство с их работой.

Размеры раздела ограничивают нашу задачу: мы излагаем здесь лишь то главное, благодаря чему сложились методы рабо­ты всего коллектива советских тренеров, сформировался стиль советских боксеров, выявились некоторые принципы работы, обогащающие спортивную педагогику.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных