Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВОСПИТАНИЕ СПОРТИВНЫХ НАВЫКОВ, ПСИХО­ФИЗИЧЕСКИХ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ




ПРИ ОБУЧЕНИИ БОКСУ

 

Прежде чем испытать свои силы в бою, боксера новичок должен пройти подготовку, достаточ­ную для того, чтобы он мог смело и уверенна действовать на ринге. Его спортивная техника должна быть такой, чтобы и противник не за­стал его врасплох, и сам он мог вести бой ак­тивно и разнообразно. Для этого тренер воору­жает новичка минимумом спортивно-технических средств.

Спортивно-технический минимум новичка не охватывает всех боевых средств, которыми владеет, например, боксер-мастер. Да и неверно было бы перегружать новичка изучением многочисленных приемов и комбинаций, существующих в бок­се. По наблюдениям К. В. Градополова, А. А. Гольдштейна, Я. Б. Брауна и других советских тренеров, новичок свободно и разнообразно распоряжается в бою небольшим количеством хорошо усвоенных ударов и защит, но теряется, если его пере­грузить учебным материалом; его опыт еще слишком мал, чтобы он мог разобраться в обилии боевых средств.

Необходимость ограничить боевые средства новичка ясна всем, но выбор их тренеры определяют по-разному. Особенно это относится к ударам.

К. В. Градополов считает, что новичок должен усвоить пря­мые удары и удар сбоку левой; Я. Б. Браун требует, чтобы но­вичок знал все основные удары; А. А. Гольдштейн считает, что для первого боя новичку достаточно усвоить лишь прямые удары. Известная свобода в определении спортивно-технического минимума новичка вполне допустима. Не следует связывать тренера в этом вопросе каким бы то ни было каноном. Важно лишь, чтобы тренер, определяя минимум, ставил перед собой определенные цели, которые он должен достичь в результате обучения. Спортивно-технический материал первого периода обучения должен определяться тренером в соответствии с по­ставленными им учебными и воспитательными задачами, а так­же особенностями учебной группы.

Не требует доказательств положение, что владение техни­кой нельзя отрывать от поведения боксера и, наоборот, нельзя влиять на поведение боксера на ринге, не формируя в заданном направлении его технику. Боксер-мастер непринужденно, бы­стро и разнообразно передвигается по рингу, применяя различ­ные и неожиданные маневры. Он умело пользуется и атакую­щей, и защитной формой ведения боя, не повторяясь в своих приемах. Внешне такой боксер спокоен. Его действия смелы и уверенны, но обязательно корректны. Он не применяет грубой силы, стремясь победить искусством. Отличный боксер постоян­но применяет прямые удары и удары снизу, но он свободно пользуется и всеми, другими ударами. Тактика его не признает пассивной защиты: каждое защитное движение обязательно соединяется с контратакой.

В этой характеристике — программа работы тренера с но­вичком, соответственно с чем и следует анализировать и отбирать технические средства. Спортивно-технический минимум новичка, на наш взгляд, должен содержать следующие элемен­ты: боевую стойку, передвижения (скользяще-переставной шаг*, сдвоенные шаги, шаги вперед, назад, в стороны, повороты, пе­ренос опоры с ноги на ногу); боевая дистанция и удары (пря­мые, удары «раз-два», удары снизу, удар сбоку левой рукой и простейшие комбинации), защиты (подставка, уклон, шаг назад, шаг в сторону, отбив, нырок) и наконец, серии однотипных и разнотипных ударов.

Педагогическая задачи при изучении этих элементов — воспитание спортивных навыков. В процессе постоянных упражнений новичок преодолевает затруднения, неиз­бежно возникающие в начале работы. Изучая то или иное дви­жение, новичок на первых порах теряется, не умея отделить излишние и ненужные движения от основных. Все свое внима­ние он сосредоточивает на своих движениях, а не на объекте работы. Но постепенно упражнения, корректируемые тренером, делают свое дело: ученик овладевает требуемой координацией, избавляется от груза ненужных движений, совершенствуется и приобретает тот или иной навык. Теперь боксер выполняет удары, защиты и передвижения автоматизировано, сознание его больше не отвлекается на то, как нужно выполнить тот или иной прием; оно направлено на бой в целом, на тактические задачи боя. Таким образом, приобретая технические навыки, боксер переходит на более высокую ступень боевого совершен­ствования.

Здесь очень важно обратить внимание на то, чтобы не за­креплялись ошибочные, неверные движения. Все практики бокса знают, что переучивать неверно усвоенное труднее, чем разучи­вать новое. Ошибка, ставшая привычкой, поддается исправле­нию с большим трудом. Поэтому не следует откладывать ис­правление ошибок. Их надо по возможности исправлять сразу и не идти дальше, пока не будет достигнута точность и чисто­та движения.

По мере того, как тот или иной удар или защита будут ус­ваиваться группой, тренер переходит к изучению последующего материала. Но это не значит, что больше уже не нужно упраж­нять усвоенное движение. Наоборот, чтобы закрепить его, в каждом уроке часть пройденного материала, разученные пере­движения, удары и защиты, повторяется, но в других разде­лах урока и в разнообразной обстановке. Только постоянно повторяя элементы техники бокса, упражняя их в снарядах, лапах, в бою с тенью, упорно трудясь над отделкой каждого движения, ученик доведет его до совершенства и будет в нужных случаях применять быстро и без колебаний.

 

БОЕВАЯ СТОЙКА

 

Первое, с чего начинается обучение боксера, — боевая стойка. Это понятие в известной мере условно: в бою боксер всегда находится в движении, он не стоит на одном месте. Были попытки найти другой термин, которым исключался бы элемент статичности. Так, А. Г. Харлампиев предложил название «бое­вая позиция». Но и этот термин не принес с собой нового: позиция не менее статична, чем стойка. Между тем, если рас­сматривать боевую стойку, как исходное положение, из кото­рого боксер начинает каждое свое движение и в которое воз­вращается, выполнив тот или иной прием или маневр, то при­нятый термин не должен вызывать опасений — он правилен по существу. А при изучении техники все удары, защиты и соеди­нения их постоянно разучиваются из неподвижной боевой стой­ки, как исходного положения. Это кажущееся несоответствие реальной боевой обстановке не должно смущать тренера-педа­гога. Боевая стойка — это и сознательная, произвольная физи­ческая установка организма, выражающаяся в приспособлении всех органов человека к наилучшему восприятию. Педагогиче­ски, боевая стойка — основа, на которой воспитывается внима­ние боксера, его готовность к бою. «... При физической установ­ке организма происходит не только внешнее изменение органов тела, но и внутреннее изменение физиологических процессов — дыхания, пульса, кровообращения и т. п. Эта установка тела при процессах внимания имеет большое педагогическое значе­ние; по ней мы судим о том, имеется ли налицо активное внимание у учащихся к излагаемому материалу или же оно отсут­ствует; всякий опытный педагог прекрасно учитывает это в про­цессе своей работы» (К. Н. Корнилов, Психология, Уч­педгиз, 1946).

Тренер, обучив новичка боевой стойке, каждый раз, когда он предлагает ученику занять это положение, тем самым вызы­вает физическую установку его организма на внимание. Прак­тически тренеры это хорошо знают, и в тех случаях, когда тре­буется направить внимание группы на изучаемый элемент или просто подтянуть дисциплину, тренер командует: «стать в бое­вую стойку». Обычно этой командой легко вызывается внима­ние группы. Но чтобы этот результат достигался всегда, тре­нер должен воспитать в группе такое же отношение к боевой стойке, как к положению «смирно»: никаких разговоров, дви­жений, напряженное внимание и точное положение рук, ног, головы.

Второе важное требование при изучении боевой стойки: неработающие мышцы ученика должны быть расслаблены. Тренер не должен допускать, чтобы боксер напрягался. Мышцы его должны напрягаться только в момент удара или защиты, причем опять-таки напрягаются лишь те группы мышц, которые участвуют в этом движении. Расслабляя мышцы, боксер преж­де всего учится экономить мышечную и нервную энергию, что
очень важно для успеха в бою. Конечно, идеально выполнить, эти требования очень трудно. Но тренер должен добиваться максимального эффекта.

Из отрицательных эмоций, которые тренер наблюдает у уче­ника, наиболее часто встречается чувство страха. Физически страх обычно выражается в скованности движений и в напряже­нии мышц. Чувство страха и мышечное напряжение почти всег­да взаимно связаны. Но здесь существует и своеобразная об­ратная связь: приучая боксера расслабляться, сделав это его привычкой, мы тем самым ослабляем чувство страха и значи­тельно облегчаем борьбу с этой эмоцией. Мы воспитываем у боксера элементарное владение собой, учим его контролировать свое тело, регулировать напряжение и расслабление, управлять своими эмоциями.

Поэтому тренер должен чаще проверять, правильно ли уче­ник делает боевую стойку, не напряжен ли он, и повторять уп­ражнение до тех пор, пока боксер научится держаться в бое­вой стойке правильно и непринужденно.

Еще один важный вопрос связан с изучением боевой стойки: сразу ли индивидуализировать ее, соответственно особенностям ученика, или же боевая стойка при обучении должна быть об­щей для всей группы?

А. А. Гольдштейн считает нужным сразу же давать новичку индивидуальную боевую стойку. К.В. Градополов предлагает общую для учеников типовую стойку. Точка зрения К. В. Градополова более правильна: индивидуальные особенности ученика тренеру еще предстоит определить, да и заключаются они не только в физических данных боксера. В свое время К. В. Градополов, обладающий очень длинными ру­ками, дающими большое преимущество в бою на дальней ди­станции, тем не менее уверенно и энергично пользовался и близким боем. И, наоборот, часто боксер небольшого роста, с короткими сильными конечностями, казалось бы «созданный» для близкого боя, превосходно боксирует на дальней дистан­ции — глазомер, быстрота, резкость позволяют ему вести бой в такой манере.

Заранее рекомендовать новичку ту или иную боевую стойку не следует: она определится позже. Типовая же боевая стойка имеет неоценимые учебные преимущества: все удары, защиты и маневры разучиваются правильнее, без искажений.

Тренер, научив новичка владеть боевой стойкой, часто пользуется этим термином, заменяя им самые разнообразные указания во время тренировки. Так, если ученик открыт или излишне широко ставит ноги, или не прячет подбородок и т. п., достаточно крикнуть: стойка — и он быстро исправит свою ошибку.

 

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

 

Свободное и разнообразное передвижение по рин­гу — основа техники боксера.

«Быстрота и подвижность ног, умение рассчитывать время и дистанцию имеют первостепенное значение в бою. Боксер, умеющий быстро принимать решения, маневренно и быстро передвигаться, не нарушая темпа боя, всегда будет хозяином положения при встрече с малоподвижным противником. Основ­ное преимущество легко передвигающегося боксера заклю­чается в том, что он своей подвижностью сковывает действия своего противника, не позволяя ему сосредоточиться и принять определенное решение» (К. В. Градополов).

К передвижениям в боксе относятся одиночные и двойные шаги в разных направлениях, скользяще-переставные шаги и повороты. С нашей точки зрения, сначала следует изучать скользяще-переставные шаги, а затем уже одиночные.

Скользяще-переставные шаги представляют собой соедине­ние нескольких непрерывно следующих друг за другом двойных шагов. Они легки в координации, не требуют напряжения и легко усваиваются. В боевой практике они применяются чаще всего. Пользующийся скользяще-переставными шагами боксер всегда производит впечатление легко и непринужденно дей­ствующего на ринге.

Обычно уже на первом уроке новички овладевают скользя­ще-переставными шагами, а упражнение в них в течение не­скольких уроков приводит к легкому, ненапряженному и краси­вому передвижению.

Изучение скользяще-переставных шагов в начале занятий дает, на наш взгляд, следующие преимущества:

Боксер сразу получает понятие о передвижении на рин­ге, как о ряде последовательных и слитных движений (а не отдельных, не связанных друг с другом). Очень быстро выра­батывается автоматизация передвижений, что дает возмож­ность усложнять занятия, вводя в них новые элементы тех­ники.

На скользящем шаге легко закрепить привычку расслабляться и научиться не перекрещивать ноги — важное условие правильного передвижения по рингу.

В результате всего этого ученик сразу начинает себя чув­ствовать «похожим на настоящего боксера», что создает в нем уверенность в успехе занятий.

После того, как ученик усвоит передвижение скользяще-переставными шагами, следует перейти к отдельным шагам вперед, назад, вправо и влево.

Изучаются отдельные шаги в одном уроке с первыми уда­рами (прямыми).

Тренер должен выработать у ученика навыки:

­ Не перекрещивать ног при шаге.

­ При шаге опираться (ставить ногу) на переднюю часть стопы.

­ Передвигаться мягко и эластично, не напрягая ног.

­ После каждого отдельного шага уравновешивать тело (опо­ра — равномерно на обе ноги) и сохранять положение ног в боевой стойке.

­ Не растягивать излишне шаг. Длина 1—1,5 ступни (индиви­дуально для каждого боксера).

После отдельных шагов изучаются повороты на передней части стопы любой ноги, при помощи которых боксер сохраняет в боевой стойке направление на противника.

Свободный и разнообразный маневр — основа высокой техники боксера. Поэтому упражнения в передвижениях в са­мых различных комбинациях и сочетаниях следует включать в каждый урок в течение всей подготовки новичка. К. В. Градо­полов рекомендует боксерам чаще упражняться в передвиже­ниях против воображаемого противника, сохраняя боевую стойку и сочетая работу ног с движениями всего тела. При
этом, указывает К. В. Градополов, надо стремиться объединить все элементы передвижений в общую слитную «игру ног», содержащую самые разнообразные сочетания быстрых шагов и поворотов. Работа ног должна быть автоматизирована. Б. С. Денисов для выработки свободного и разнообразного передвижения на ринге пользуется различными подготовитель­ными упражнениями, облегчающими в дальнейшем усвоение боевых движений.

Упражнения, подготавливающие усвоение того или иного Движения, рекомендуются Б. С. Денисовым при изучении всех разделов техники. Этот принцип переноса навыков дает положительные результаты, когда изучаются элементы, тождественные между собой: ранее выработанный навык в том или ином движении помогает успешно усвоить новое движение, хотя бы и более сложное, но сходное с первым (Б. Денисов, Бокс, «Физкультура и спорт», 1946).

После того, как все передвижения будут усвоены, следует постоянно упражняться в них, но не в основной, а в подготови­тельной части урока.

Постоянно и обязательно включая в урок упражнения в пе­редвижениях, мы наблюдали значительное улучшение манев­ренности у большинства учеников.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных