Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основными функциями нормальной кишечной микрофлоры являются




 

1) обеспечение колонизационной резистентности организма (т.е. сдерживают рост и размножение в нем патогенных и условно-патогенных микробов);

2) участие в синтетической, пищеварительной и детоксицирующей функциях кишечника;

3) стимуляция синтеза биологически активных веществ (a-аланин, 5-аминовалериановая и g-аминомасляная кислоты, а также медиаторы, влияющие на функцию ЖКТ, печени, сердечно-сосудистой системы, кроветворения и др.);

4) поддержание высоких уровней лизоцима, секреторных иммуноглобулинов, интерферона, цитокинов, пропердина и комплемента, важных для иммунологической резистентности;

5) морфокинетическое действие и усиление физиологической активности ЖКТ.

В последние годы российские педиатры некорректно, широко, произвольно и необоснованно используют дисбактериоз (в зарубежных публикациях и международных классификациях болезней аналогичный или эквивалентный термин не встречается) в качестве клинического основного диагноза, обозначая им разнообразные симптомы нарушения ЖКТ.

В то же время, по нашему мнению, дисбактериоз и дисбиоз – разные понятия. Дисбактериоз – это микробиологическая оценка изменения состава и количественного соотношения в микробиоценозе ЖКТ. Дисбиоз – более общее понятие: это микробиологический дисбаланс в организме, который со временем проявляет себя местными симптомами, а затем и общими нарушениями, которые отягощают течение различных заболеваний. Дисбиоз не может употребляться в качестве основного диагноза, всегда вторичен и не имеет специфических клинических эквивалентов, именно поэтому мы говорим не о лечении, а о коррекции этого состояния.

На протяжении последних лет благодаря исследованиям физиологов и биохимиков – специалистов по вопросам питания – наука шагнула вперед, и мы теперь признаем как очевидную истину тот факт, что хорошее здоровье напрямую связано с правильным питанием. Однако современный стиль жизни не позволяет правильно питаться и обеспечивать ежедневное поступление в организм питательных элементов, необходимых для обмена веществ и восстановления клеток. Исследования показали, что большинство из нас даже не получает рекомендованной ежедневной нормы из 10 витаминов и минералов. В реальной жизни менее 10% населения развитых стран потребляет рекомендованное количество фруктов, 40% вообще не ест фрукты и овощи. К тому же многие из этих овощей и фруктов постепенно теряю полезные свойства из-за искусственных условий выращивания, обеднения почвы, использования химических удобрений, длительного хранения до поступления в продажу и т.п.

Большой интерес представляет развитие нового направления в питании человека – так называемого функционального питания. Продукты этой группы выделены из естественных источников, обладают определенными регулирующими функциями, в скором времени они смогут конкурировать на рынке с многими лекарственными препаратами. Основными категориями функционального питания являются: пищевые волокна, эйкосапентаноиковая кислота, продукты, содержащие бифидобактерии и олигосахариды. Значительное место на мировом рынке занимают пищевые продукты, содержащие бифидогенные факторы, стимулирующие рост и развитие бифидобактерий (лактулоза, соевый олигосахарид, ксилобиоза и др.).

В настоящее время в нашей стране разработаны лечебные продукты, направленные на восстановление нарушенной микрофлоры кишечника, для приготовления которых используется или молоко, или разнообразное растительное сырье (соя, земляной орех, морковь, свекла, капуста и т.д.).

 

7. Липиды: роль в питании, последствия неадекватного употребления.

Основные моменты обсуждались в соответствующем разделе программы. Ниже приведены лишь некоторые частные вопросы.

Установлена положительная корреляция между уровнем ХС в сыворотке крови и смертностью от ССЗ, с одной стороны, и избыточным (более 40% от общей калорийности) потреблением животного жира, содержащего насыщенные и трансизомеры жирных кислот и ХС, с другой стороны.

Считают, что увеличение потребления ХС в количестве 100 мг на 1000 ккал/сутки способствует повышению ХС крови на 12%. В то же время снижение общего ХС в сыворотке крови на 1% сопряжено со снижением риска от ИБС на 2%. Степень ограничения поступления с пищей экзогенного ХС должна составлять от 250 до 500 мг/день в зависимости от наличия и типа ГЛП. По рекомендациям Национальной образовательной программы по холестерину (НОПХ) при умеренной степени гиперхолестеринемии его количество в диете не должно превышать 300 мг/сутки, а при выраженной — 200 мг/сутки. Для этого из рациона исключают продукты, богатые ХС (мозги, внутренние органы животных, икру рыб, сливочное масло, жирные сыры, яичный желток и др.).

Общее содержание жира должно составлять до 30% от калорийности рациона (70–80 г/сут) из этого количества 8–10% должны составлять насыщенные жирные кислоты — (НЖК), 10–15% — мононенасыщенные (МНЖК), 7–9% — полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК). Источниками НЖК являются жиры животного происхождения — жирное мясо, рыба, колбасные изделия, молочные продукты и др.

Помимо НЖК с повышенным риском этих заболеваний связано потребление трансизомеров жирных кислот, которые образуются в процессе гидрогенизации ПНЖК при производстве маргаринов. В натуральном сливочном масле разных марок содержится от 0,6 до 4,2% трансизомеров жирных кислот, а в маргаринах — свыше 10%.

Главным представителем МНЖК является олеиновая кислота, содержащаяся в большом количестве в оливковом масле. Оливковое масло составляет основу так называемой «средиземноморской диеты», то есть типом питания, сложившимся у жителей стран, расположенных на побережье Средиземного моря. По данным эпидемиологического обследования население этих стран имеет крайне низкий уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.

ПНЖК, также как и МНЖК, способствуют снижению гиперхолестеринемии, риска тромбообразования. Источниками ПНЖК класса омега-6 (линолевой кислоты) являются растительные масла (подсолнечное, кукурузное, хлопковое и др.). Оптимальное потребление этих кислот составляет 6–8% от общей калорийности рациона.

Очень важно для больных ССЗ использовать в питании источники ПНЖК семейства омега-3 — жирную морскую рыбу (скумбрию, сардину, сельдь иваси, палтус и др.), содержащую длинноцепочечные жирные кислоты (эйкозапентаеновую и докозагексаеновую), из которых образуются простагландины, тромбоксаны, лейкотриены, оказывающие антиагрегантное, гипотензивное, противовоспалительное, иммунокоррегирующее действие. На основании результатов популяционных исследований установлена четкая обратная зависимость между распространенностью сердечно-сосудистых заболеваний, смертностью больных от этой патологии и содержанием в их рационе ПНЖК омега-3. Так, крайне низкий уровень заболеваемости у эскимосов Гренландии, Чукотки и рыбаков Японии связывают с потреблением ими большого количества морской рыбы северных морей, которое обеспечивает поступление до 10 г в день ПНЖК омега-3.

Известно, что ежедневное поступление 0,5–1,0 г ПНЖК омега-3 из жирной морской рыбы или очищенного рыбьего жира снижает риск смертности от ССЗ у людей среднего возраста на 30–40%.

ПНЖК семейства омега-3 (альфа-линоленовую кислоту, из которой в организме образуются эйкозапентаеновая и докозагексаеновая кислоты) содержат и растительные масла, такие как льняное, соевое, рапсовое, горчичное, кунжутное, ореховое и др. Оптимальным для больных ССЗ считается потребление ПНЖК омега-3 в количестве 1–2% от общей калорийности рациона. Желательно, чтобы растительные масла составляли половину жирового компонента рациона, так как в них помимо МНЖК и ПНЖК содержатся и такие биологически активные антиатерогенные компоненты, как фосфолипиды, сквален, фитостерины и фитостанолы.

Фосфолипиды оказывают антиоксидантное, гиполипидемическое действие, стабилизируют раствор ХС в желчи и уменьшают всасывание ХС в кишечнике. Оптимальным уровнем поступления фосфолипидов (основным источником которых в диете являются растительные масла) считают 5 г/сутки. При рафинации растительных масел большая часть фосфолипидов теряется, поэтому их можно вводить в рацион в виде биологически активных добавок (БАД) к пище (например, таких как Витол).

 

8. Белки: роль в питании, последствия неадекватного употребления;

Основные моменты обсуждались в соответствующем разделе программы. Ниже приведены лишь некоторые частные вопросы.

Биологическая ценность соевого белка в 2 раза выше, чем других растительных белков, и приближается к таковой для белков животного происхождения (мяса и молока). В сое имеется широкий спектр витаминов и минеральных веществ, наличие минорных биологически активных компонентов, таких как изофлавоны, которые обуславливают гиполипидемическое, антиоксидантное, гипогомоцистеинемическое, гипотензивное и тромболитическое действие продуктов ее переработки. По мнению экспертов ВОЗ, ежедневное употребление 25 г соевого белка с содержанием 3,4 мг изофлавонов снижает уровень холестерина крови и риск развития сердечно-сосудистых заболев






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных