Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. 1.4. Краткая историческая справка о технике спортивных способов плавания




На 1 Олимпийских играх (1896 г., Афины) программа соревнований по плаванию целиком состояла из заплывов вольным стилем, в которых пловцам разрешалось плыть любым способом и произвольно менять их на дистанции. Большинство участников соревнований использовали способ брасс и народный способ на боку (без выноса рук из воды). В процессе совершенствования техники народного способа на боку возникли (во второй половине XIX в. в Англии) две его разновидности — «овер-арм» (с выносом одной руки из воды) и «треджен-стиль» (с попеременным выносом обеих рук и ножницеобразным движением ногами). Указанные способы послужили переходным звеном к появле­нию наиболее скоростного способа спортивного плавания — кроля на груди. Брасс выделился в самостоятельный способ.


Кроль на груди

Появление кроля на соревнованиях связывают с именем А. Викхема, который в 1898 г. в бассейне г. Сиднея продемонстрировал элементы этого способа. На дальнейшее развитие техники кроля оказывали заметное влияние олимпийские игры.

На Олимпийских играх 1904 г. добился победы на дистанциях 50 и 100 м вольным стилем венгр 3. Халмаи, применив впервые кроль. Он совершал мощные попеременные гребки выпрямленными руками и делал в вертикальном, а не в горизонтальном направлении, как в «треджен-стиле», расслабленные движения ногами. В историю спорта этот способ вошел под названием «венгерский кроль».

Р. Кэвил стал родоначальником австралийского кроля. Он выполнял акцентированные движения ногами в вертикальной плоско­сти. На каждый гребок рукой делал удар противоположной ногой, сгибая ее в коленном суставе.

Дальнейший прогресс был связан с выступлениями американца Ч. Даниельса (1908—1910 гг.); уроженца Гавайских островов Д. Каха-намоку (1912—1920 гг.), американцев Н. Росса (1918—1920 гг.), Д. Вейс-мюллера (1922—1928 гг.) — мировыми рекордсменами и чемпионами олимпийских игр. Отличительной особенностью их техники (американ­ский кроль — тренер В. Бахрах) были ритмичные движения ненапря­женными ногами (начинавшиеся от бедра) в вертикальной плоскости, почти не сгибавшимися в коленных суставах. На один цикл движений рук приходилось шесть ударов ногами. Плавность, ритмичность, беспрерывность и четкая согласованность всех движений отличали технику американских пловцов.

Новую разновидность техники кроля показали на X Олимпиаде японские спортсмены, выступившие лучше американских пловцов. Гребку руками они помогали сильными движениями ногами. Для них были характерны быстрые движения руками над водой, долгое скольжение, небольшие повороты туловища в момент вдоха.

На XVI Олимпийских играх внушительной победы добились австралийские пловцы, выигравшие на всех дистанциях в плавании кролем. Характерной особенностью техники выдающихся австралий­ских пловцов М. Роуза, Д. Фрезер, Д. Хенрикса и других являлось подчинение движений ногами движениям руками. Движение ногами с заметным проволакиванием они сочетали с вращением туловища. Австралийцы. создали принципиально новую технику плавания — двухударный «кроль на руках».

На XVIII, XIX и XX Олимпийских играх победители применяли те­хнику как шестиударного (Д. Шоландер, 100 м — 53,4; М. Спитц, 100 м — 51,2), так и двухударного (М. Уэнден, 100 м — 52,2; 200 м — 1.55,2) кроля, устанавливая мировые и олимпийские рекорды.

Варианты кроля с ослабленной работой ногами (двухударный, четырехударный) начали широко применяться различными пловцами на средних и длинных дистанциях.

Характерная черта современного кроля — энергичная работа руками и уменьшение амплитуды и интенсивности работы ногами.


Отличительными особенностями техники сильнейших спортсменов мира являются: а) высокое и плоское положение тела в воде; б) совершенная техника гребковых движений; в) высокие темп и мо­щность гребков; г) подчинение движений ногами движениям руками.

Кроль на спине

Как самостоятельный вид плавание на спине включается в программу соревнований со II Олимпиады (1900 г., Париж). Первона­чально спортсмены использовали движения, заимствованные из брасса, — брасс на спине.

С развитием способа кроль на груди отдельные спортсмены пытались применить его и при плавании на спине. Технику плавания кролем на спине наиболее успешно освоил американский пловец Г. Хебнер. На V Олимпиаде (1912 г., Стокгольм) он победил на дистанции 100 м, показав результат 1.21,3.

В 1935—1936 гг. своеобразную технику плавания кролем на спине продемонстрировал американский спортсмен А. Кифер — рекордсмен мира в эти годы и чемпион олимпийских игр в плавании на дистанции 100 м на спине. Он проносил прямые руки над водой через стороны, уде­рживал плечи и голову сравнительно высоко, а таз относительно низко движения ногами выполнял с относительно большой амплитудой.

В конце 30-х годов хорошо владели техникой плавания на спине со­ветские пловцы К. Алешина, Н. Крюков, Н. Борисов.

Дальнейшее совершенствование техники плавания на спине шло в основном в направлении улучшения обтекаемости тела пловца (высокое положение тела с небольшим углом атаки), увеличения мощности гребков руками и снижения интенсивности и амплитуды движений ногами. Такая техника характерна для победителя Олимпийских игр 1968 и 1972 гг. в плавании на спине Р. Маттеса (ГДР).

Брасс

Выделение брасса в самостоятельный способ спортивного плавания! произошло на III Олимпиаде (1904 г., Сент-Луис), где спортсмены плыли брассом 440 ярдов. На IV Олимпийских играх (1908 г.) была введена дистанция 200 м и лишь на XIX Олимпийских играх (1968 г.) — 100 м брассом.

В развитии техники брасса как спортивного способа выделяют три этапа: первый — с 1904 до 1935 г., второй — с 1935 до 1953 г., третий — с 1953 г. по настоящее время.

На первом этапе считалось, что движения ногами эффективнее движений руками. Для повышения эффективности движений ногами рекомендовалось как можно более широкое разведение и сгибание их в коленных суставах. Гребок выполнялся в горизонтальной плоскости прямыми руками широко в стороны. В целом были характерны раздельная координация движений рук и ног (после гребка руками следовало смыкание ног), кратковременная пауза (скольжение) и вдох через рот во время гребка руками.


В начале 30-х годов брассисты уже демонстрировали основные элементы классического стиля: горизонтальное положение тела, активный гребок руками, округлый гребок ногами назад, вдох в начале гребка.

Несовершенство правил соревнований привело к появлению таких элементов техники, как гребок до бедра, движение рук по воздуху.

Совершенствование техники брасса на втором этапе (с 1935 до 1953 г.) фактически шло по пути овладения новым способом плава­ния — баттерфляем. Прежний брасс как спортивный способ стал бесперспективным. Лишь после уточнения правил и решения ФИНА в 1953 г. разделить брасс и баттерфляй на самостоятельные виды брассисты продолжили поиски лучших вариантов техники.

В 1953 и 1954 гг. советский пловец В. Минашкин трижды обновлял мировые рекорды на дистанции 100 м (1.11,9; 1.11,2; 1.10,5). Он выполнял движения в быстром темпе, устранил паузу между движениями руками и ногами, делал один вдох на два цикла гребковых движений.

В начале 60-х годов появился новый вариант брасса. Советский пло­вец Г. Прокопенко, американские спортсмены У. Малликен и Ч. Ястремски, японский пловец К. Исаки стали родоначальниками скоростного варианта способа брасс, основными чертами которого были: высокое положение тела, вдох в конце гребка, узкая амплитуда движений ног, высокий темп движений.

Рациональной, высокоэффективной, надежной была техника брасса v советской спортсменки Г. Прозуменщиковой — с поздним вдохом и своевременным подхватом отталкивания ногами гребком руками.

Лучшие традиции советской школы брасса продолжили Н. Панкин, Л. Юозайтис, М. Кошевая, М. Юрченя, Л. Русанова, Ю. Богданова, Л. Качюшите, С. Варганова. Узкая амплитуда рабочих движений, отсутствие пауз в движениях'ногами и руками, быстрый вдох в конце гребка, большая мощность и высокий темп — характерные черты современной техники брасса.

Баттерфляй (дельфин)

Возникновение и развитие способа плавания баттерфляй связано с творческими поисками тренеров и спортсменов путей улучшения техники плавания способом брасс. Вслед за гребком до бедер, продемонстрированным впервые в 1928 г. бронзовым медалистом IX Олимпиады филиппинцем Т. Индельфонсо (200 м — 2.56,4), появля­ется такое новшество: в 1934 г. советские спортсмены В. Уваров, Д. Владимиров и немецкий пловец Е. Радемахер при подходе к поворо­ту стали проносить руки по воздуху. Это было похоже на порхание бабочки. Поэтому и возникло название баттерфляй. В феврале 1935 г. американский спортсмен Э. Хиггинс впервые проплыл 100 м баттер­фляем за 1.10,8, побив мировой рекорд сразу на 1,6 сек.

Над новым вариантом брасса начали работать советские пловцы С. Бойченко и Л. Мешков. Осенью 1935 г. С. Бойченко установил новый мировой рекорд, проплыв 100 м баттерфляем за 1.08,0. С этого


времени два советских пловца не уступали мирового первенства никому в течение 15 лет.

Безусловное преимущество баттерфляя привело к тому, что на
XV Олимпийских играх (1952 г.) в финальном заплыве на 200 м все
участники применили баттерфляй. В связи с этим с 1 января 1953 г. решением ФИНА баттерфляй был узаконен как самостоятельный способ
плавания, причем правилами было разрешено выполнять движения
ногами сверху вниз, в вертикальной плоскости.

Дальнейшее совершенствование техники баттерфляя связано с именем венгерского пловца Д. Тумпека. Он изменил характер движений ногами и в 1954 г. довел мировой рекорд в этом способе плавания до 1.02.

Скоростная разновидность техники спортивного способа баттер­фляй — с волнообразным движением туловища и ног сверху вниз в вертикальной плоскости получила название «дельфин». Американскому спортсмену Д. Сигу еще в 1935 г. удалось проплыть, используя этот вариант баттерфляя, 100 ярдов за 1.02,0, но в то время не разрешалось применять в баттерфляе удар ногами сверху вниз.

На XVI Олимпийских играх (1956 г.) все спортсмены плыли дельфи­ном.

Первоначально пловцы пытались подражать в движениях туловища и ног рыбам, глубоко заныривая и делая паузу в движении руками, вы­тянутыми вперед (так называемый раздельный дельфин). В последую­щем (1957—1960 гг.) характерным дли развития техники спортивного способа баттерфляй (дельфин) было: а) повышение темпа движений и уменьшение «шага»; б) уменьшение волнообразного движения тела и угла атаки; в) более высокое и устойчивое положение плеч; г) гребок руками на меньшей глубине; д) более широкое положение рук; е) ускорение проноса рук над водой и уменьшение наплыва.

Для дальнейшего развития техники характерны стабилизация положения плеч, повышение темпа и увеличение мощности гребков.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных