Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. 1.5. Кроткая историческая справка о методике обучения




Развитие методики обучения плаванию шло по пути становления методов разучивания движений в воде (целостного, раздельного и целостно-раздельного), а также формирования средств (упражнений) и организационных форм (систем) обучения.

Первые сведения об обучении плаванию способом, напоминающим брасс, приводит в своем руководстве датчанин Н. Винман (1538). Автор указывает в нем на возможность изучения плавательных движений на суше.

В начале XVIII в. при обучении плаванию применялся метод естественного изучения плавательных движений: человека учили спокойно лежать на груди и на спине на поверхности воды при напол­ненных воздухом легких. Только после освоения данного навыка приступали к изучению способа плавания в целом. При этом


рекомендовалось применять поддерживающие средства — пояс и удочку.

В 1810—1817 гг. в Европе Пфуэль создает первые военные школы плавания. Обучение плаванию в этих школах строилось по принципу расчленения способа (в основном брасса) на элементы. Этот период можно рассматривать как начало оформления раздельного метода обучения плаванию.

Обучение плаванию в России в 1803—1838 гг. предусматривало расчленение на элементы способа плавания брасс и последующее соеди­нение их в целостный способ. Методика обучения плаванию в школе Г. Паули в Петербурге (1834 г.) сводилась к курсу индивидуального обучения с использованием поддерживающих средств — поясов и удочек.

Дальнейшему развитию методики обучения плаванию способство­вали выпуск ряда руководств (П. Плахов, 1883; Л. Брусилов, 1884; А. Ганике, 1897), появление новых способов плавания (1873 г. — «треджен-стиль» и 1895 г. — австралийский кроль), а также строи­тельство крытых бассейнов для круглогодичного плавания.

А. Б. Ганике в книге «Самообучение плаванию» (1897 г.), используя научные основы и результаты практической работы, изложил новую систему обучения плавательным движениям, которая состояла из двух основных групп упражнений. В первую группу вошли упражнения для освоения с водной средой. Они проводились на мелком месте, в игровой форме и включали различные передвижения с погружением под воду на вдохе, открыванием глаз, всплывание. Затем с помощью поддерживаю­щих средств и без них изучалось лежание в горизонтальном положении на поверхности воды. Заключительным упражнением в этой группе впервые рекомендовалось скольжение.

Во вторую группу вошли упражнения для изучения способа плавания брасс. Автор указывает на необходимость ознакомления с плава­тельными движениями предварительно на суше и только затем в воде. Дальнейшее развитие подготовки на суше привело к изобретению целого ряда станков, аппаратов и приспособлений. Общая цель их заключалась в том, чтобы дать возможность воспроизводить плава­тельные движения на суше при горизонтальном положении тела. Таким образом, создавалась промежуточная ступень между выполнением плавательных движений стоя и обучением с использованием удочки. Все движения в воде А. Ганике рекомендует изучать первоначально у неподвижной опоры (каната или колец) с произвольным дыханием, затем — в скольжении, с задержкой дыхания. Сначала предлагается изучать движения ногами в брассе, затем движения руками, в последую­щем — движения в полной координации, с опущенной головой и задержкой дыхания на вдохе. Совершенствование отдельных элементов и полной координации движений в способе брасс автор советует проводить с поднятой головой. В целом метод разучивания способа брасс, предложенный А. Ганике, в конце XIX в. явился прообразом целостно-раздельного метода обучения плаванию.

Впервые идею обучения начинающих плаванию со способа кроль выдвивинул американец Д. Корсан. Используя поддерживающие сред-


ства, он мог обучать одновременно до 100 мальчиков. Позднее (в 1910 г.) он предложил начинать обучение с элементарного плавания на спине, с последующим обучением способу плавания кроль на груди. Методика обучения состояла из двух частей: 1) подготовительные упражнения в воде на мелком месте (цель — освоение с водной сре­дой); 2) непосредственное изучение способа кроль (иногда с предвари­тельным плаванием по-собачьи).

Л. В. Геркан в книге «Теория и практика спортивного плавания» (1925 г.), рассмотрев различные методы обучения, изложил требования, предъявляемые к пловцу по годам обучения, сформулировал задачи массового обучения плаванию, рекомендовал при освоении с водной средой широко использовать игры и развлечения, впервые обосновал применение упражнений со взаимной поддержкой, систематизировал возникающие при выполнении плавательных движений ошибки. Он сформулировал правила безопасности при купании, рекомендовал при освоении обучаемым водной среды применять прыжки в воду (на привязи вниз ногами и вниз головой).

Большое значение для развития методики обучения плаванию имел комплексный метод, разработанный преподавателями Ленинградского института физической культуры в 1926—1929 гг. В основе этого метода лежала программа параллельного обучения нескольким способам плавания. На каждом уроке обучаемые знакомились с движениями пловца на суше и изучали их в воде. Обучение начиналось с выполнения комплекса подготовительных упражнений для освоения с водной средой. Далее занимающиеся знакомились с основами техники плавания кролем. После этого, продолжая работу над изучением кроля, приступали к параллельному освоению способа брасс, а затем — кроля на спине.

В комплексном методе было исключено использование поддержива­ющих средств и широкое применение нашел прием «скольжение». Наряду с методом раздельного обучения здесь вновь стал применяться метод целостного освоения плавательных движений. На первое место в Системе обучения был выдвинут кроль.

Введение в нашей стране комплекса ГТО потребовало разработки специальной системы массового обучения плаванию населения. С этой целью в 1932 г. группа ленинградских авторов (Н. А. Бутович,1 А. А. Мотавкин, Г. Э. Остен-Сакен, В. М. Поджукевич) предложила метод трех ступеней. В основе предложенной ими системы лежал комплексный метод. При подготовке к сдаче норм ГТО I ступени изучались основы кроля и брасса. II ступень предусматривала полное освоение техники плавания кролем и брассом, а также подготовку к сдаче норм комплекса ГТО II ступени. III ступень — совершенствование в технике плавания различными способами и повышение уровня тренированности. В этот период в Москве в системе обучения плаванию! и при подготовке к. сдаче норм ГТО применяли параллельное изучение способов плавания кроль на груди и кроль на спине.

С 1935 г. в нашей стране получил всеобщее признание и нашел широкое применение при обучении плаванию целостно-раздельный метод. Суть его заключается в том, что, используя элементарные

I


двигательные навыки, полученные на этапе освоения с водной средой, обучаемый пытается проплыть изучаемым способом некоторое расстояние. Затем приступает к изучению элементов техники. Они изучаются раздельно после объяснения и показа. По мере разучивания элементы попарно объединяются в целостные движения.

В процессе развития методики обучения и подготовки пловцов были определены задачи и специфика методики учебно-тренировочной работы иуточнены этапы этой работы: а) начальное обучение; б) начальная тренировка (переход от обучения к тренировке); в) спор-1ивная тренировка. Каждый предыдущий этап должен обеспечивать подготовку пловца к эффективной работе на следующем этапе, создавать базу для успешного решения задач следующего этапа. Это особенно важно при учебно-спортивной работе с детьми и подростками.

На первом этапе решаются задачи обучения плаванию лиц, не умеющих плавать, освоения новичков с водной средой, адаптации к

пребыванию и работе в воде, выработки умения управлять своими движениями в воде, преодолевать и использовать сопротивление воды, использовать подъемную силу воды, формирования умения дышать при плавании, воспитания уверенности в своих силах и стремления стать хорошим пловцом, повышения уровня общей и специальной физической подготовленности пловца, воспитания спортсменов в духе строителей коммунистического общества.

На втором этапе решаются задачи совершенствования стиля пловца, воспитания и психологической подготовки спортсмена, адапта­ции пловца к работе в воде со значительными и с большими нагрузками, дальнейшего повышения уровня его общей и специальной физической подготовленности, создания базы для достижения пловцом высоких спортивных результатов в спортивном плавании.

В некоторых случаях работа с новичками заканчивается начальным обучением плаванию, если в перспективе не предвидится привлечения новичка к занятиям спортивным плаванием. А задачей обучения плаванию является в основном подготовка к решению конкретных прикладных задач или к тому, чтобы научиться плавать с целью укрепления своего здоровья. Такие ограниченные задачи ставятся при обучении плаванию людей в возрасте 19—20 лет и старше.

С целью освоения плавания как прикладного навыка при массовом обучении взрослых был разработан в 1964 г. ускоренный метод обучения плаванию. Экспериментально было определено 10 упражне­ний, эффективно влияющих на освоение лежания на воде, дыхания и скольжения, т. е. навыка начального плавания. Метод был основан на широком использовании приемов протяжки и скольжения обучаемого с исключением второстепенных подготовительных упражнений.

В спортивном плавании дети и юноши могут показывать результаты, не уступающие результатам взрослых пловцов. Бывали случаи, когда пловцы в 14—15 лет устанавливали национальные и даже мировые рекорды. Средний возраст пловцов — призеров олимпийских игp значительно ниже, чем в других видах спорта.

Однако для того чтобы достичь результатов мастера спорта, пловцу нужно систематически и целеустремленно тренироваться 5—8 лет.


Поэтому подготовку юных пловцов целесообразно начинать в 9—10 лет и даже раньше.

В тех случаях, когда нужно за относительно короткий срок обучить плаванию взрослых людей, можно в основу обучения положить обучение так называемым облегченным способом плавания или тем способом спортивного плавания, который теми или иными людьми осваивается быстрее всего (учитывая индивидуальные особенности и способности каждого обучаемого).

В. С. Васильев и Б. Н. Никитский с этой же целью вводят в 1973 г.
группу упражнений для освоения облегченных способов плавания,
указывая, что обучение им следует начинать с изучения структуры
движений ногами. Они считают, что начальное обучение плаванию
учащихся должно строиться на основе двигательной избирательности,
так как «каждому ребенку присуща способность к более быстрому и
качественному освоению наиболее доступных для него движений и их
последующему развитию».,,

По мере развития спортивного плавания возникали проблемы: с какого способа лучше начинать обучение и при какой последовательно­сти обучения способам плавания можно добиться наилучших результа­тов? Так, по рекомендации О. И. Логуновой (1951 г.), обучение следует, начинать со способа плавания кроль на груди. По мнению С. Хеджеса 1 (1956 г.), целесообразно начинать обучение плаванию со способа брасс, с постепенным переходом к разучиванию элементов других способов. По П. Андреасу (1956 г.), надо начинать обучение с кроля на грудии на спине. По Р. Кифуту, Г. Берку (1959 г.), обучение взрослых начинать с кроля на спине, а обучение детей — с кроля на груди.

По мнению М. Мената (1974 г.), выбор способа плавания для начального обучения — ложная проблема, так как «...каждый ребенок имеет более ярко выраженные способности к одним формам движений, чем к другим» (переменные или симметричные движения). В предлагае- мой методике М. Менат предусматривает широкое использование поддерживающих средств, а также упражнений для изучения равновесия в воде. Эта система близка к системе «ускоренного обучения» и не может быть рекомендована для ДЮСШ.

В настоящее время при обучении плаванию детей и подростков в СССР используется в основном метод параллельно-последовательногообучения разным спортивным способам плавания и близкий к нему метод одновременного обучения этим способам (Г. Ф. Полевой» 1964).

Сущность параллельно-последовательного обучения заключается в том, что новичков обучают одновременно двум способам плавания (сходным по структуре движений), обычно кролю на груди и кролю на спине. Еще до того как закрепятся двигательные навыки в плавании эти­ми способами, начинается последовательное обучение плаванию спосо- бами брасс и дельфин (или дельфин и брасс). Закрепление навыков в пла вании кролем на спине и кролем на груди проводится параллельно с обу- чением брассу и баттерфляю. После того как техника плавания всеми этими способами будет освоена, начинается параллельное совершен­ствование в плавании спортивными способами. При этом в системе подготовки детей и юношей не следует основное внимание обращать на


тот способ плавания, в котором обучающийся показывает лучшие результаты, нельзя тренировать его на спортивный результат, нужно уделять больше внимания устранению недостатков в технике.

Когда все спортивные способы плавания будут хорошо освоены, можно определить, какой из них становится основным для данного пловца, и начинать подготовку к систематической тренировке в этом способе, продолжая совершенствование во всех основных спортивных способах плавания, и научить юного пловца технике плавания на боку.

При одновременном обучении всем спортивным способам плавания определяются основные и второстепенные элементы техники плавания.

Г. Ф. Полевой определил три основных элемента, которые по своей
структуре и характеру движений входят в основу техники каждого
способа. Первый элемент — движение руками как при плавании кролем на груди в сочетании с дыханием; второй элемент — движение ногами, как при плавании брассом; третий элемент — движение туловищем и ногами, как при плавании дельфином. Все остальные элементы техники движений отнесены к второстепенным. Суть одновременной системы заключается в том, что после этапа освоения водной средой занимаю­щиеся изучают одновременно основные элементы всех спортивных способов плавания. На следующем этапе изучают шесть второсте­пенных элементов техники спортивных способов плавания. Согласова­ние основных и второстепенных элементов изучается на последующем этапе. На заключительном (пятом) этапе обучаемые совершенствуются в технике всех спортивных способов плавания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных