Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Зодчество Владимиро-Суздальской Руси

По книге издательства «Аванта+» «Искусство I»,

по книге «Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века»

и по материалам сайта artyx.ru, http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000030/st003.shtml

 

  1. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше (1152 г.)
  2. Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском (1152-1157 гг.)
  3. Золотые ворота во Владимире (1164 г.)
  4. Успенский собор во Владимире и его реконструкция
  5. Княжеская резиденция в Боголюбово (1158-1165 гг.)
  6. Церковь Покрова на Нерли (1165 г.)
  7. Дмитриевский собор во Владимире
  8. Собор Рождества Богородицы в Суздале (1222-1225 г.)
  9. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

 

Первая важная постройка во Владимиро-Суздальской земле, сохранившаяся до наших дней, это Храм Святых Бориса и Глеба в Кидекше. Это еще и единственная сохранившаяся постройка княжеского замка Юрия Долгорукова. Четырехстолпная одноглавая церковь сложена из массивных блоков местного известняка. Перспективные порталы подчеркивают толщину стены. Декор церкви необычно скромен для княжеской постройки: он ограничивается плоскими двухуступчатыми лопатками, соответствующими внутренним столбам, и простым пояском поребрика с аркатурой под ним.

 

Юрий Долгорукий в основанном им городе Переяславле-Залесском заложил Спасо-Преображенский собор, обращающий на себя внимание простотой и суровостью облика. Храм выглядит кубическим, приземистым, тяжелым из-за того, что его ширина больше высоты. Стены сложены из гладких, идеально пригнанных блоков. Окна собора узкие, из-за чего внутрь попадает мало света. В храме также почти нет декора, только полочка-отлив, делящая стену по горизонтали пополам, и аркатурный поясок, украшающий три разновеликие апсиды.

 

Золотые ворота во Владимире были построены Андреем Боголюбским, желающим сделать Владимир новой столицей Руси и противопоставить его Киеву. Ворота представляют собой белокаменный огромный сводчатый массив, с окованными позолоченной медью створками, увенчанный надвратной златоглавой церковью ризоположения.

 

В 1158 году Андрей Боголюбский закладывает Успенский собор во Владимире. По высоте собор превосходил все три храма Святой Софии, однако по площади он был меньше Софии Киевской. Успенский собор представлял собой шестистолпный одноглавый храм с позакомарным завершением фасадов. Белокаменная кладка и все архитектурные детали здания имеют романское происхождение. Декор собора довольно богат: украшенные резьбой перспективные порталы, тонкие колонки на наружных пилястрах, аркатурно-колончатый пояс на фасадах и апсидах, резные детали. Собор имел торжественно величавый облик.

 

При перестройке Успенского собора в 1185-1189 годах его наружные стены были растесаны и превращены в столбы. С трех сторон здание было расширено и превращено в пятинефоное. Было надстроено четыре главы по углам собора. Таким образом, пятиглавый Успенский собор стал выделяться среди других одноглавых храмов того времени. Этого и добивались зодчие, ведь он был центральным храмом Владимиро-Суздальского княжества, ставшего к тому времени самым сильным на Руси. Стены собора оформлены сдержано, скульптурный декор почти отсутствует.

Недалеко от Владимира Андрей Боголюбский построил свою резиденцию Боголюбово. В настоящее время от некогда роскошного ансамбля сохранилась только лестничная башня, и переход, ведший из башни на хоры княжеского собора. Центром ансамбля был собор Рождества Богородицы. Он был четырехстолпным, одноглавым. Отделка собора была богатой и нарядной: по пилястрам снаружи проходили изящные полуколонки, перспективные порталы были обиты золоченой медью, пол был покрыт полированными медными плитами.

 

Церковь Покрова на Нерли, находящаяся примерно в одном километре от Боголюбова, построена в 1165 году. Она стоит на насыпном холме некогда облицованном каменными плитами. Храм небольшой по размеру, одноглавый, четырехстолпный, с примыкавшими с трех сторон галереями. Галереи не сохранились, но и без них церковь имеет законченный вид. Декор церкви довольно богат: оформленные рельефом капители профилированых пилястр придают виду изящность, аркатурно-колончатый пояс делит стену пополам, нижняя часть стен оставлена гладкой, а верхняя украшена скульптурными вставками.

 

Князь Всеволод воздвиг во Владимире недалеко от Успенского собора небольшую княжескую церковь (1194-1197) — Дмитриевский собор. В архитектуре собора много черт, близких церкви Покрова на Нерли, но велики и отличия. Здание вытянуто вверх, но вместо динамичности, здесь появляется торжественно-замедленное движение масс. Перегруженная декором верхняя часть здания, расположение этого декора горизонталями, массивные апсиды, спокойные очертания закомар придают храму мужественное величие. Нижняя, лишенная декора, часть собора оформлена с трех сторон (кроме восточной) перспективными порталами. Стоящие по сторонам от двери полуколонны, на капитель каждой из которых опирается пята арки, подчеркивают толщину стены и как бы ведут к расположенному в глубине входу.

 

 

Собор Рождества Богородицы в Суздале и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

При преемниках Всеволода уже в первой половине XIII века продолжается строительство многочисленных храмов. Для таких из них, как Рождества Богородицы в Суздале и Георгиевского в Юрьеве-Польском, характерно введение притвора с каждой из трех сторон здания, за счет чего расширяется внутреннее пространство храма. Таким образом, архитектурный облик соборов этого времени несколько усложняется, внешнее членение фасадов не в полной мере соответствует внутреннему делению храмов.

 

Купол и части стен Георгиевского собора уже в XV веке были разрушены во время землетрясения. Приглашенный для реставрации этого храма из Москвы В. Д. Ермолин внимательно отнесся к поставленной перед ним задаче и стремился бережно восстановить собор в старых формах. Когда-то рельефы сплошным ковром покрывали апсиды, стены, барабан храма. Ермолин собрал их все, но для некоторых из них не смог установить настоящее место.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | октября на Брянщине началась отчетная кампания за 9 месяцев


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных