Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В строках классиков 3 страница




Надо быть особого рода гением, чтобы угадать склонность массы к совершенно новой игре."
Как сообщил Д. И. Саргин в своем капитальном труде "Древность игр в шашки и шахматы", во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов вышла книжка "Гуляй русская шашка по турецкой шашечнице" (М.,1878). Однако, несмотря на его усиленные поиски, ему так и не удалось разыскать эту брошюру со столь многообещающим заглавием. И все-таки она дошла до нашего времени - оказалась в библиотеке известного рижского мастера, судьи, страстного библиофила И.Э. Оерса. Но, увы, даже беглое знакомство с ее содержанием позволяет сделать вывод, что сама книжка, кроме названия и рисунка на обложке, больше ничего шашечного не содержит. Видимо, название было выбрано автором исключительно по коньюнктурным мотивам, имея в виду международную обстановку того времени.
Несмотря на стихийность и еще невысокое качество шашечной литературы в дореволюционный период, ее выпуск сыграл положительную роль, позволив привлечь к игре в шашки внимание значительного числа новых любителей.


В зеркале периодики


"Лучшее, что дает нам история, -
Это вызываемый ею энтузиазм".
И.-В. Гёте


В давнюю пору, когда шашечная литература в России была еще большой редкостью, значение специальных разделов в газетах и журналах неизмеримо возрастало. Если же обратимся к зарубежной периодике, то узнаем, что в журнале "Паламед" (Париж, 1836-1840) в последних номерах упоминалось об игре в шашки и было даже помещено несколько шашечных задач.
Вслед за первым журналом "Шахматный листок" (1861-1862) под редакцией В. Михайлова, где появились содержательные воспоминания А. Петрова, а также упоминание о стоклеточных шашках и несколько задач на обычной доске, шашечный отдел в 1870 году открыл журнал "Всемирная иллюстрация". Здесь публиковали свои произведения как петербургские, так и иногородние шашисты.

Появлялись задачи и в чигоринском "Шахматном листке" (СПб., 1876-1880). Наиболее активным его сотрудником стал М. Гоняев, выступивший с очень содержательной статьей "Наброски о шашках". Указав на заметное распространение шашек в народе, он затронул и вопросы их происхождения.
Если вначале Гоняев согласился с гипотезой немецкого историка игр Линде о происхождении шашек (в результате эволюции шахмат), то затем он изменил свои взгляды и высказал их в "Очерке истории шашечной игры" ("Радуга", 1884, № No 5-8). После тщательного обзора всех доступных ему источников и долгих размыщлений он склонился к гипотезе происхождения шашек из игры мельница.
Однако Саргин возразил: "Все преобразования из мельницы и подобных игр настолько сложны и неправдоподобны, что следует признать неверной и гипотезу Гоняева".
Кстати, он также дебютировал в "Шахматном листке" с подборкой своих задач. Немалый интерес вызвали актуальные теоретические исследования Н. Панкратова, который стал победителем первого конкурса задач в этом журнале (1877).

Следующий конкурс, организованный в 1882 году редакцией "Огонька", благополучно завершился: победителями были объявлены москвичи П. Бобров, Д. Саргин и петербуржец С. Зверев.
Тогда же в Москве стал выходить "Шахматный журнал", включавший отдел для любителей шашек, но он просуществовал около полугода.
Эстафету шашечной периодики принял отдел в "Шахматном вестнике", публиковавший задачи русских любителей игры.
Через "Живописное обозрение" прошел первый турнир по переписке (1887-1889). Победу в нем одержали В. Саратов и редактор шашечного отдела П. Плотицин (10 из 14). Широко известны для того времени и другие участники: М. Аносов, С. Кондрашов, Е. Лебедев, А. Попов, Ф. Уткин, А. Чайковский.

О трудностях, с которыми столкнулись популяризаторы шашек в начале 80-х годов XIX века, поведал московский "Шахматный журнал" (издатель - Гельвиг, июль 1882):
"Шашечная литература вообще была ведь очень невелика, но в последнее время она, благодаря небольшому кружку любителей, стала у нас распространяться сильнее". Так, открылись шашечные отделы в трех недельных журналах: в "Зрителе", "Газете А. Гатцука" (Москва) и в "Ребусе" (С.-Петербург).
Первый журнал, к сожалению, очень скоро прекратился, а редактор "Ребуса" счел почему-то нужным прекратить у себя только шашечный отдел.

В "Газете А. Гатцука" продолжают печатать задачи на новых диаграммах и с новой нотацией Н.Панкратова, представляющей прекрасное упрощение алгебраической шахматной.
"Нива" вследствие просьбы многих любителей, стала, наконец, печатать шашки на черных клетках, но до сих пор не поручила дела лицу, хотя бы что-нибудь понимающему в шашках".
В "Зрителе", выходившем в конце 1881-го - начале 1883 года, шашечный отдел вел Саргин. Наряду с публикацией различных задач и хроники шашечной жизни здесь давались и полезные советы для успешного ведения отделов в других изданиях.
Что же отмечал Саргин?

"Помещая в первый раз у себя шашечную задачу (1879, № 7), "Нива" объявила, что "до сих пор ни в одном русском журнале не бывали шашечные задачи..." Но журнал, открывший шашечный отдел, должен был знать, что шашечные задачи помещались в "Шахматных листках" В. М. Михайлова (1859-1862) и М. И. Чигорина (1876) и во "Всемирной иллюстрации"... В "Ниве" помещались задачи фактически не решавшиеся... И все это делается в самом распространенном журнале! Как же после этого говорить про то, что "Нива" шашечные задачи ставит наряду с магическими квадратами, арифметическими ребусами и т.д.
И лишь после того, как к руководству отдела в "Ниве" приступил в 1900 году В.И. Шошин, ситуация резко улучшилась.
А ведущему отделу во "Всеобщей газете", где шашки изображались на белых клетках по западным образцам, Саргин насмешливо предложил составлять задачи следующим образом:
«Взять горсть шашек, высыпать их на шашечницу и посильнее по ней пристукнуть; получившимся положением написать все, что вздумается..."

Д. Саргин (Д 13):
Как правило, при создавшемся соотношении сил, когда слабейшая сторона овладела большаком, надеяться на успех бесполезно. Однако здесь белым удается серией тонких угроз вытеснить неприятельскую дамку на тройник.
1. ba5!cb2.
Сильнейшая защита. Если 1... се1, то 2. dc5 и 3. fd2x. А на 1...са1 следует эффектное заключение дамки и простой: 2. de5!, 3. ас3, 4. fc1x.
2. fc1 ba3.
Если 2... bа1, то 3. dc5 eh4 и 4. cb2x.
3. df4 af8.
Нельзя 3... ас5 или 3...ае7 из-за 4fе5 и 5. ас3х.
4. са3 fg7.

Диаграмма Д 13

И хотя черная дамка вернулась на "круги своя" - на большак, там она еще больше ограничена в передвижении из-за своей "предательской" шашки f6.
5.fh6 gh8.
Нельзя, конечно же, 5...gf8 ввиду 6. асЗх.
6. hg7, после чего дамка черных в столбняке.
Все было бы хорошо, но В. Кульчицкий указал более прозаический выигрыш: 4ас3 вместо са3.

Наибольшую славу у читателей снискал обширный и содержательный раздел в московском журнале "Радуга", который вел с 1883 по 1887 годы П. П. Бобров (при сотрудничестве Д. И. Саргина): в нем, кроме теоретических и исторических публикаций, часто появлялись и практические материалы - партии и задачи. А поэтому именно "Радуга" объединила лучших шашистов России. Вышли первые статьи по истории и "Устав шашечной игры" М. К. Гоняева; опубликовано множество увлекательных партий с подробными комментариями и более 200 различных композиций (задач и этюдов) авторов из различных уголков страны. Уже тогда был взят курс на усложнение задач с повышением требований к исходной расстановке.
По инициативе Боброва и Саргина была предложена цифровая оценка качества произведений. Но встречались и сложности.

"Постановка баллов никак не ладится у нас, - сообщалось в "Радуге" (1885, № 24). До сих пор только шесть любителей присылают решения задач с их большой оценкой, все же остальные, несмотря на наши неоднократные приглашения - присылают, а баллов не ставят; между тем мы имели в виду по крайней мере 16 человек, знакомых нам по шашечному делу."
На каких же принципах базировалась новая система оценок? "Баллы ставятся по собственному личному впечатлению каждого от 1 до 10, причем вполне ясно, что баллы 10 и 9 будут высшими... Из общей суммы баллов должно вычитать, сколько будет признано нужным за побочное решение, за экономию средств, за перестановку ходов и т.п. Полученный результат и будет баллом задачи..."

Время от времени в "Радуге" появлялись партии с яркими комбинационными финалами. Победитель одной из них - С. Сорокин - был известным в то время историком, с которым считали своим долгом советоваться Гоняев и Саргин (это ему автор "Древности игр..." принес благодарность в предисловии к книге).

Устенко - Сорокин
Москва, 1883
1.gh4 fe 52.fg3
Игра по уголкам была еще не в почете. А ставить кола не всегда решались, опасаясь разных хитростей (и все-таки слишком далеко шашка ушла, как бы чего не вышло).
2...gf6 3.ef4 bc5 4.de3 hg7 5.cd4 e:c3 6.b:b6 a:c5 7.cd2? (причина дальнейших затруднений, лучше уж 7.ab2) 7...fe5 8.dc3.
Упрощения после 8.ed4 e:c3 9.d:b4 gf6 10.fg5 и т.д. позволяли разрядить напряжение.
8...gf6 9.ed2 fg7.
Из позиционных соображений черным активнее играть 9...сb6, но они заготовили ловушку.
10.сb4?
10...fg5! 11.h:h8 ba7 12.h:b6 c:h4, собирая солидные трофеи.
В "Конской охоте" Саргин нередко помещал занимательные окончания, этюды и задачи под именем Ван дер Спотта (с. Богородское). Правда, их идеи не всегда были оригинальными. Вероятно, в учебных целях здесь появлялись позиции из зарубежных изданий с обязательным указанием первоисточника. Показательно в этом отношении следующее этюдное окончание.
Диаграмма Д 15. (вверху)
Диаграмма Д 14 (помещена автором ошибочно).

Обычно сложившееся состояние сил позволяет слабейшей стороне уйти от поражения. Однако на этот раз белые серией тонких маневров строят гибельные "петли" (см. Д 15).
1.a5-b6 gh2.
Если 1...аb2 или аg7, то 2.bс5х.
2.bg1 ah8.
Нельзя 2...ае5 3.b:f4 h:e5 из-за 4.dc7 e:b8 5.gh2x.
3.dc7 ha1.
На 3... hg7 или hс3 следует 4.cd6x.
4.ае3 аh8. Если 4...аb2, то 5.cd6! h:c7 6.b:a1x.
5.cd6! (или се5) 5...h:c7 6.be5 h:f2 7.g:a7x. He меняет сути защита 1...ah8 из-за симметричного построения: 2.bh2 ha1 3.dh4 ah8 4.hg3 ha1 5.gb8 ah8 6.bf4 ha1 7.ac3 a:g3 8.h:e5x.

Основным содержанием шашечных разделов в периодике наряду с многочисленными примерами из практики была композиция. Заинтересовавшись статистикой таких публикаций, Панкратов обнаружил, что журнал "Шахматный листок" в 1880 году объявил конкурс этюдов и поместил 31 этюд, а задач только 25; "Шахматный вестник" (1885-1886) соответственно 39 и 17. Открыли свои разделы этюдами "Ребус" (1882) и "Газета А. Гатцука" (1883). И едва ли не все произведения должны были войти в "Систематический конкурс окончаний шашечных игр", который в 1885 году обещала приподнести "Радуга" своим читателям (№ 50, 1885)

"Благодаря любезности Д. И.Саргина, - восторгался Панкратов, - я видел этот курс и решительно поражен массой собранных в нем этюдов. Наиболее видными деятелями были М. К. Гоняев и Д. И. Саргин. Первый во всю свою жизнь не составил ни одной задачи, исключительно - этюды и нормальные окончания, а второй, создавая нередко прекрасные задачи, обогатил русскую шашечную литературу такими этюдами, которые займут видное место в руководстве шашечной игры."
И действительно, отдельные фрагменты этого "Курса" позднее часто публиковались Саргиным в различных журналах. Но полностью в печати, к сожалению, он так и не появился.
Впрочем, до нашего времени сохранился весьма громоздкий фолиант, имевший прямое отношение к деятельности Саргина. Судьба этого вестника старины не совсем обычна. Когда-то Саргин подарил большой альбом с 2 тысячами диаграмм изречениями своим друзьям - братьям Круталевичам. Один из них - Борис Круталевич (1900-1928) много играл в Москве - в Верхних Торговых рядах - с лучшими игроками, а затем был одним из сильнейших шашистов в Советской Белоруссии. Другой - Александр Круталевич, будучи профессором математики, был репрессирован в 30-х годах. Старый альбом перешел к их троюродному племяннику Рокитицкому - ныне заслуженному тренеру Белоруссии, автору многих книг.

Каково же его содержание? Название гласит: "Опыт сборника всех задач на русские шашки", том 1, 1898 г. Надпись: "Составил В.А.Беляевский с поправками и дополнениями Саргина" позволяет сделать предположение, что Беляевский пользовался ранними исследованиями Саргина, о которых упоминал ещё Панкратов в "Радуге", но добавил более новый материал. И нет ничего удивительного в том, что Саргин стал руководителем этой работы, внесшим необходимые уточнения. Не исключено, что альбом оформлен по прямой просьбе Саргина, о чем свидетельствует надпись на первой странице: "Многоуважаемому Давыду Ивановичу Саргину. В. Беляевский ".

Бесспорной заслугой составителя стала объемная работа по приведению всех диаграмм в соответствие с алфавитным порядком авторов и указанию перечня источников с датами. Широко представлены здесь позиции таких авторов, как, П. Бобров, П. Бодянский, С. Воронцов, М. Гоняев, С. Зверев, А. Егоров, В. Заневский, М. Иванов, Ф. Каулен, Д. Кларк, Ф. Краевский, М. Кузнецов, Н. Кукуев, Е. Лебедев, В. Лисенко, Н. Панкратов, А. Пель, А. Петров, А.А. Савельев, А.Г. Савельев Д.И. Саргин, Н. Скансарев, С. Сорокин, В. Сычугов, М. Туманов, Ф. Уткин, Н. Филатов, В. Филиппов, И. Фоглер, А. Харьянов, П. Холодов, И. Чирьев, братья Шошины, В. Эрдели.
Но далеко не все составители сообщали свои фамилии. Мы теперь никогда, по- видимому, не узнаем, кто скрывался под псевдонимами: А. и С., Б., Г.Ю., И.К., Любитель цифр, Неизвестного сын, П.Г., Юновида.

М. Гоняев (Д 16):
Способ реализации материального преимущества очень тонкий и основан на серии выжидательных ходов для создания губительной петли для черной дамки. Можно привести немало примеров, когда в турнирной практике за доской белые не находили идеи М. Гоняева.
1.he1 ae5. Ecли l...ah8, тo 2.hg7; 1...ab2, тo 2.ed2; 1...af6 2.еа5.
Этого положения белые добиваются, поскольку теперь неприятельской дамке негде укрыться: 2...fe5 3.cd6; 2...fh8 3.hg7; 2...fa1 (или fb2) 3.ас3.

Диаграмма Д 16.

2.ed2.
Вот он - промежуточный ход, приводящий к выигрышу темпа. Теперь на 2...ef6 следует 3.da5 с уже знакомой финальной расстановкой, а если 2...еа1, то 3.dc3.
2...eh8 3.db4.
И вновь выжидательный ход, после которого у черной дамки единственный отвеет:
3...he5. Если 3...hf6, то 4.bа5.
4.bе1.
И вновь нельзя занимать поля а1 или h8 из-за угроз 5.ес3 или 5.hg7. 4...ef6 5. еа5 с выигрышем. Прекрасный образец этюдного окончания.
С прекращением раздела в "Радуге" Саргин и Бобров предприняли в 1891 издание нового большого журнала "Шашечница", в котором около трети всего объема занимали шашечные материалы.
Отмечая позднее его значение, П. Бодянский писал: "Шашечный отдел в этом журнале как по своему объему, так и по богатству и разнообразию содержаний был много выше тех обыкновенно небольших по объему и скудных по содержаний шашечных отделов, которые появлялись в разного рода периодических русских изданиях.»
Любопытный маневр продемонстрировал Саргин (черные) в партии с Бобровым. После 20 ходов их партия пришла к положению, показанному на диаграмме Д 17.
21.fg3.
Нельзя нападать 21.hg5 из-за fe3 22.fg3 h:f4 23.g:c3 gf6!, и белые вынуждены вернуть шашку 24.cd4 с бесперспективной позицией.
21...de5 22.hg5 de3.
Более прямолинейная игра черных 22...fe3 тоже вела бы к уравниванию после 23.gf6 e:g5 24.gf4 e:g3 25.h:d2 gh4 26.ef2 gf6 и в случае 27.de3? последует hg3! Но Саргин, всегда стремящийся завершить игру красиво, предусмотрел эффектную жертву.
23.bc5 ed6! 24.c:e7 gf6. Сыграно в духе виртуоза В. С.Воронцова, любимой поговоркой которого в схожих

Диаграмма Д 17.
ситуациях были слова: "Отдай, зайди и жди!" Далее последовало:
25.ed8 f:f2 26.e:g3 ed2! 27.d:b6 del 28.gh4 ed4 29.b:g5 h:f4 30.аb6 fe3 31.hg5 ec3 32.ba7 ef2 33.ab8 fg1, ничья.
Говоря о работе шашечного отдела этого журнала, переименованного в 1892 году в "Шахматное обозрение", следует отметить его обширные публикации с разбором партий, сыгранных за доской и по переписке, а также конкурсы и заочные турниры. Регулярно появлялись здесь отзывы на шашечные новинки, рассказы с шашечными сюжетами и хроника текущих событий в стране и за рубежом.
Особое внимание тут придавалось переписке с читателями. Перед вами - один из таких фрагментов, свидетельствующих о пока еще бедном багаже этюдной композиции:

П.Шмарину (Москва)
Относительно шашечных этюдов мы вполне с вами согласны. Действительно, они и естественнее, и поучительнее задач, страдающих нередко неестественностью положения. Но дело в том, во-первых, что шашечных этюдов почти не решают, а во-вторых, и это главное, мы не имеем в запасе интересных этюдов, и нам их редко присылают. Всякий же хоть сколь-нибудь интересный этюд мы с удовольствием напечатаем. За неимением русских этюдов мы также помещали окончания игр из испанского учебника М. Переца. "

К огорчению, этот журнал выходил нерегулярно, с большими перерывами (вплоть до 1910 года),а затем ввиду расхождений во взглядах, дуэт редакторов распался, и с 1893 года его выпускал один Бобров.
Круг интересов П. Боброва (1862-1911) был широк и разнообразен. Он с одинаковой охотой сотрудничал также в "Московских ведомостях", "Русском курьере", "Новостях дня». В 1905 году он возглавил забастовочный комитет в Московской сберегательной кассе, а поэтому вынужден был оттуда уйти.
Боброву принадлежит высказывание о качестве анализа:
«Даже ошибочный анализ способствует выяснению истины, и весьма часто анализы, данное время считающиеся правильными, иногда через много лет оказывается ошибочными. Именно ошибки в них часто способствуют расширению общего понимания игры".
Киевский журнал "Шашки" (1897-1901), который редактировал П. Бодянский, стал фактически главным шашечным "рупором" страны. Помимо подробнейших статей по теории и практике игры, изысканий по композиции и стоклеточным шашками, публиковалась и оперативная информация о текущих и готовящихся соревнованиях. Вот лишь одно из характерных сообщений, из которого читатели могли узнать и адреса "хозяев турнира":

"В Москву редактор "Шашек" приедет на организуемые там шашечные состязания дней за 5 до начала. Лица, которые пожелали видеться с редактором «Шашек» во время пребывания его в Москве, могут узнать его адрес в московском адресное столе или у П. П. Боброва (1-я Мещанская, дом Морозовой), Ф. А. Каулена (Новая Басманная, рядом с Басманной частью, дом Крестовоздвиженского, кв. № 14) М. С. Иванова (Черкасский пер., дом Купеческого общества) и В. В. Васильева (Новая Площадь, против дома Казнова, мануфактурная лавка В.В. Васильева), которым редактор "Шашек" немедленно по своем приезде в Москву свой адрес сообщит. Письма во время пребывания в Москве (по 8 июля) редактор "Шашек" просит адресовать на его имя в Москву, Главный Почтамт, до востребования".
Журнал Бодянского не имел себе равных не только в дореволюционный, но и в советский период развития игры. Вместо восьми, обещанных первоначально, он содержал в каждом выпуске свыше 50 страниц.
Здесь появились публикации буквально на все темы. Среди его сотрудников были известные шашисты: А. и В. Шошины, Н. Панкратов, А. Оводов, А. Харьянов, Д. Саргин и многие другие.
Почти все свои личные сбережения Бодянский отдавал ведению журнала и организации Всероссийских турниров за доской и по переписке.
И как поэтому не упомянуть красноречивое признание Н. М. Карамзина в "Письме к издателю" (1802): "Сочинять журнал одному трудно и невозможно; достоинство его состоит в разнообразии, которого один талант (не исключая даже Вольтерова) никогда не имел".

Рис. 8. П. Бодянский

Тем выше должны цениться заслуги Бодянского по выпуску единственного в стране шашечного журнала.
Наряду с организацией всероссийских турниров Бодянский не упускал случая для розыгрыша матчевых встреч у себя дома, в Киеве. И каждый раз отчеты о них появлялись на страницах киевского журнала.
Вот и в январе 1901 года в турнире участвовал игрок из Тамбова Ф. Ф. Старостин, поделивший первый приз с А. Г. Зенченковым (10 из 12), опередив П. Н. Бодянского (9,5).
Яркой характеристикой талантливого игрока из "глубинки" стала следующая партия, завершившаяся полным разгромом соперника:

Старостин - Шебалин, 1901
Центральный дебют
1. cd4 dc5 2.bc3 fg5 3.cb4 gh4 4.b:d6 e:c5.
Нынче это начало именуется городской партией и приносит равноправную игру обеим сторонам.
5. dc3 gf6 6.cb2 fg5 7.gf4 fg7 8.fe5 ba5?
Пытаясь ослабить давление в центре, черные допускают решающую ошибку.
Оставалось идти на размен 8...gf6 с равновесием.
9. d:b6 a:c5
А теперь белые осуществляют стремительный рейд в неприятельский тыл.
10.ef4! g:e3 11.f:b6 ba7 12.ed2! а:с5 13.ef6! g:e5 14.cb4 a:e1 15.gf2 e:g3 16.h:b8, и вскоре черные сдались.
Тогда же прошел матч П. Бодянского с любителем из Жмеринки В. Лисенко (будущим чемпионом Советской Украины). Победа со счетом +5-3=5 досталась более молодому сопернику. Но в одном из окончаний киевлянин блеснул тактической находкой (см. Д 18):

Диаграмма Д 18.

Лисенко – Бодянский (Д 19).
Стоило белым поспешить на дамочное поле, как последовала серия жертв и оставшаяся на доске их дамка попала в "столбняк".
1. gf8? cd6 2.e:c7 hd8! 3.f:b4 d:a1x. (диаграмма Д19 дана автором с ошибками).
Этюдный финал украсил одну из партий киевлянина, опубликованную в "Шашках" (1899). – (Д 20).

Диаграмма Д 19.

Бодянский – И.Г.-а (Д 20).
1.bf4 cb2 2.gh4 ba1 3.hg5! ah8 4.gf6x.
........
Диаграмма Д 20 (пропущена Сашей).

Ничего удивительного в том, что по мере развития шашечной теории и задачного искусства выявлялись разногласия среди ведущих исследователей по важнейшим проблемам. Горячий поклонник шашек П. Бодянский полагал, что знаменитый А Петров и его последователи Н. Панкратов, В Сычугов и Д.Саргин неправильными путями популяризируют игру. Они уделяли основное внимание задачам на запирание и другим искусственным положениям, забывая подчас о практической игре и этюдах. Порой киевлянин прибегал к крайностям, не допуская на страницы своего журнала такие позиции, особенно с большим количеством запираемых шашек. И в то же время, как указал Саргин, туда проникали слабые по содержанию задачи только из-за своей практической расстановки.

На высказывание, появившееся в "Шашках" о вредном влиянии задач на игроков ("отучая любителей верно оценивать положения"), последовала реплика в "Конском обозрении" о благотворном влиянии задач на игру А. И. Шошина, который достиг высоких результатов.
Вслед за журналом П. Бодянского следующим крупнейшим изданием в шашечной периодике стал "Шашечный листок", выходивший в Петербурге в течение 1903 года. И если издателем был Василий Шошин, имевший незаурядный организационный талант, то редактором стал его брат Александр, известный всей стране по ярким победам в матчах и турнирах. Ожидалось, что наряду с постоянным освещением шашечной жизни в России и за рубежом здесь будут публиковаться партии с анализами, теоретические и исторические исследования, проводиться читательские конкурсы решений и составления композиций (задач и этюдов) и разыгрываться заочные турниры.
И действительно, огромный объем работы уже был проделан. Достаточно назвать цикл статей Д.И. Саргина (под псевдонимом А. С. Ринг) "О происхождении шашечной игры", положивших начало капитальному труду москвича, дополненное и исправленное издание "Устава игры в русские шашки", чье создание началось еще в 1884 году Гоняевым, а продолжено Саргиным. Появлялись здесь и дебютные разработки, автором которых был А. Шошин.
Интересный эпизод возник в одном из многочисленных заочных турниров журнала "Нива".

Иванов – Мосолов (Д 21)
Турнир по переписке, 1911

В почти безнадежном положении белые блеснули тактической смекалкой:
1. bc5! d:b4 2. ef4! e:g3 3. gh2! gf4 (вынуж денно) 4. fe3 f:d2 5.e:c7, с ничьей.
С прекращением выхода "Шашечного листка" Шошиных ожидалось, что эстафету примет Саргин, получивший даже разрешение на открытие журнала в Москве. Но, увы, по различным причинам эти надежды не сбылись.
И лишь через пять лет усилиями энтузиаст игры В. В. Локотьянова в Петербурге предпринят выпуск нового шашечного журнала под названием "Листок шашиста". Пора выпуска "Листка" совпала с оживлением несколько затихшего после кончины А. И. Шошинашашечной жизни в столице.

Диаграмма Д 21

И это сразу же засвидетельствовал один из выпусков журнала:
«19 и 21 ноября в ресторане "Доминик" состоялся интересный шашечный турнир. Турниров этих в Петербурге не было около шести лет, поэтому желающих принять участие в турнире оказалось более, чем следовало ожидать. Кроме известных игроков З. И. Сахарова, М. В. Смирнова, А. Г. Савельева, А. Н. Тувалева, В. Т. Тимофеева и П. Е. Петрова, в турнир записались и новые любители И. В. Васильев, И. И. Спиридонов, К. А. Рытель, А. Ф. Трусов, А. Я. Яковлев." Призерами стали: 1. А. Г. Савельев -16,5 (из 20); 2-3. З. И. Сахаров и А. Н. Тувалев -14,5.
А в другом выпуске "Листка шашиста" приведен удивительный случай игры в шашки во флоте на... оборотной стороне иконы, закончившийся, к сожалению, весьма печально.
Приказ главного начальника Кронштадта гласил:
«В арестантском отделении лазарета Николаевского морского госпиталя в Кронштадте 28 февраля арестованные больные матросы Кронштадтского полуэкипажа А. Иванов и учебно-артиллерийского отряда Ф. Паков, сняв со стены камеры образ Спасителя и на оборотной стороне его изобразив шахматную доску, играли в шашки, сделанные из хлеба. За кощунство и тяжкое надругательство над религией виновные привлекаются к военно-морскому суду. Между прочим, арестованный Иванов не отрицал факта игры в шашки, сказал, что "икона уже была расчерчена раньше".

Первая попытка шашечного издания в Прибалтике относится к 1911 году, когда известный шашист А. Г. Зенченков, переехавший с Украины в Юрьев (Тарту), начал выпускать журнал "Шашечные досуги". Несмотря на то, что этот, уже четвертый по счету, специальный журнал в России продержался недолго (всего четыре выпуска), в нем появилась масса полезнейших материалов: партии с анализами, задачи и этюды, теоретические исследования. Редактор журнала заручился сотрудничеством опытных этюдистов: А. Харьянова, А. Мишина, А. Савельева. Появились тут и обширные статьи А. К. Мишина, А. Г. Зенченкова... Привлекательными для читателей были воспоминания редактора журнала о встречах с П. Бодянским.

Сёмин - Зенченков, 1902 (Д 22).
1. cd4 de5 2.dc3 ed6 3.ef4 ba5.
К острой и малоисследованной игре вел вариант 3...bc5 4.d:b6 a:c5 5.cd2 fg5 6.de3ed4!? 7.c:e5 gh4 8.ed2 ba7 с обоюдными шансами.
4.fe3 сb6 5.ef2?
Вопреки логике белые тормозят развитие правого фланга, отказываясь от привычного здесь 5.gf2
5 …bc5
Интересные тактические маневры возможны при ответе 5...de7, как было позднее в партии Купцов-Дмитриевский (1939). Далее последовало: 6.ab4 bc5 7.d:b6 a:a3 8. ed4 ba7 9.fe3 ab6 10.gf2 bc5 11.d:b6 a:c7 12.cd4 e:c3 13.b:d4 hg5 14.f:h6 de5? (оставалось только 14...cb6) 15.ef4! e:c3 16.fe5! f:d4 17.cd2 c:e1 18.ab2 a:c1 19.gh4 e:g3 20.h:f4 c:g5 21.h:f2, завершая своеобразный круг почета с выигрышем.
6. d:b6 a:c7 7.ed4 ab6 8.ab4?
Решающая ошибка, позволившая сопернику провести изящную замаскированную комбинацию. По мнению Б. Миротина, белые могли даже получить инициативу, избрав следующий план: 8.fe3 ba5 9.gf2 cb6 10.ab4 de7 11.bа3 ba7 12.cb2 bc5 13.d:b6 a:c5 14.cd4 a:c3 15.d:b6 ed4 16.e:c5 d:b4 17.b:d4 fg5 и т.д.
Отсутствие видимых подступов к дамочному ряду не смущает чёрных. Для достижения своей цели они очищают почти весь верхний двойник.

диаграмма №21
8…dc5 9.b:d6
При ином бое 9.f:d6 белые сразу же остались бы без шашки - c:a3
9… hg5! 10. f:h6 ef4 11.g:e5 fg5! 12.h:f4 g6


Рис. 9. М. Бурковский и А. Куличихин (справа).

В канун революционных преобразований лишь в журнале «Нива», регулярно выходившем в Петрограде, сохранился шашечный отдел, который вел В. Шошин. Здесь помещались лучшие образцы этюдного и задачного творчества классиков композиции: А. Шошина, Д. Саргина, А. Харьянова, Н. Кукуева, а также А. Врагова, Я. Тихонова, братьев С. и Б. Левманов, А. Куличихина.
Ветеран шашек А. И. Куличихин (1897-1985) так вспоминал о годах своей службы в Петрограде:
«В 1917 году я был откомандирован в офицерскую электортехническую школу повышенного типа в Петроград. По приезде я поспешил найти В.И. Шошина и познакомиться с ним лично. Василий Иванович принял меня очень радушно, расспрашивал о моем увлечении задачами, показывал произведения новых авторов, много рассказывал о своих занятиях шашками и особенно про своего младшего брата Александра… На квартиру к В. И. Шошину я заходил не один раз. Однажды я застал там А. А. Савельева. Из отделов в «Приложениях к «Ниве» я знал и превосходные этюды Савельева, и отличные комбинации, но лично познакомился с ним только у Шошина. Василий Иванович предложил мне сыграть с Савельевым несколько легких партий. Савельев любезно согласился на такой матч со мной. Не прерывая беседы, мой противник без труда разгромил меня: из десятка партий я смог добиться ничьей в двух или трех. Мой партнер и Василий Иванович дали мне несколько дружеских советов для повышения класса игры.
Заходил я к В. И. Шошину и на службу, в экспедицию журнала «Нива». Там я познакомился лично с с известным составителем шашечных задач и этюдов В. В. Ивановым. Он дал мне ряд полезных советов по композиции.»
Венцом своих достижений в композиции А. И. Куличихин считал четырехфинальную задачу, посвященную памяти А. И. Шошина.
Достижение авторского задания - запереть простую - выглядит изящно и остроумно (см. Д 23)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных