Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия как учение о целостной личности




Философа характеризует любовь к мудрости и то, что в самых разнообразных жизненных ситуациях он остается верен убеждениям. Так вели себя философы Древней Греции — родины философии. Более свежее определение философии гласит, что это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Здесь схвачена фундаментальная черта философии — стремление к целостному познанию бытия, хотя многие философы и не думали открывать всеобщие законы или вообще считали, что их нет.

Познание для философии не самоцель, а средство достижения цели. Какова она? «Сделать меня равным Богу — вот что обещала мне философия», — писал Сенека. Философия делает человека всемогущим и знающим, как поступать. «Стань рабом философии, чтобы обрести подлинную свободу», — советовал Эпикур. Может, и не стоит в угоду красивости фразы противопоставлять рабство и свободу. Но Эпикур справедливо отметил, что филосо-

Платон. Федон. — 82, с (любое изд.).

 

фия освобождает от догматов и предрассудков века. Бывает так, что официально санкционированная философия сама догматизирована и стала предрассудком, но тем не менее превзойти ее можно только на основе философии.

Идеальный вариант философии представляет собой единство теории и практики, свободы и внутренней устойчивости поведения. Философ имеет дело с основным для человеческой жизни — ее смыслом. Борьба с предрассудками века во имя вечных истин приводит к тому, что философ не чувствует себя в мире как дома и стремится объять все, выходя на границы бытия.

Воспринимая мир как целое благодаря собственной целостности, философ и других хочет видеть такими же. Эта мысль подспудно живет во всех философских сочинениях. Как философ помогает другим стать себе подобным? Не просто делая их адептами собственных конкретных идей. Люди должны подняться до любви к мудрости, творить и обладать сильной волей (Сократ, задумавшись над каким-либо вопросом, мог по нескольку часов стоять босиком в дождь и холод, не двигаясь с места). Они должны верить в свои идеи и бороться за их осуществление. Лосев в предисловии к собранию сочинений Платона пишет, что Платон привлекает людей на протяжении 2500 лет, скорее, не своей концепцией мира идей, а идейностью в истинном смысле слова. Можно говорить об идеях ради материальных благ, с холодной душой. Сократ и Платон защищали свои идеи со страстностью и отдавали за них свою жизнь. Страстность чувствуется в каждом их слове, и ее ценят даже скептики.

Философия выполняет помимо познавательной, мировоззренческой, критической также интеграционную функцию. По отношению к науке она выражается в синтезе знания, по отношению к индивидууму — в формировании целостной личности, по отношению к обществу и природе — в создании социальной и космической гармонии.

Будущее философии

Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать его. Кто хочет увидеть, а не обдумать, должен обратиться по другому адресу. Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться.

Что будет, если все люди действительно полюбят мудрость и станут целостными личностями? Философия решит свою главную задачу и отомрет как особый род занятий. Все станут философами, а философствование — обычным делом каждого. Философия XXI в. может стать метафизикой духовной индивидуальности. В дальнейшем, чтобы выполнить свою миссию, философия, по-

 

видимому, должна становиться все более личностной, в идеале — занятием каждого, посвященным его индивидуально-всеобщим проблемам.

Контрольные вопросы

1. Что дает философия для познания истины?

2. Что такое философская истина?

3. Что отвечали на вопрос о значении для них философии античные
философы?

4. Каково соотношение между философией и метафизикой?

5. Что дает философия для определения смысла жизни?

6. В чем мировоззренческое значение философии?

7. В чем специфика отношения к философии современного человека?

 

8. В чем различие между философией и тем, что выдает себя за философию?

9. Каково значение философии для становления целостной гармонически развитой личности?

10. В чем проблема будущего философии?

Рекомендуемая литература

Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950.

Джемс У. Прагматизм. — СПб., 1910.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. — М., 1989.

Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Самосознание европейской культуры XX века / Сост. P.A. Гальцева. — М., 1991.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сделаем четыре основных вывода.

1. Философия возникла примерно 2500 лет тому назад в Древней Греции. Отраслью культуры, которая предшествовала ей и на основе которой она возникла, была мифология. Философия взяла у нее свое содержание, т.е. вопросы: каково происхождение и устройство мира? Что такое человек и в чем смысл его жизни? Что такое истина, добро, красота? И другие. Философия взяла самое важное и от других отраслей культуры, предшествовавших ей. Как геометрия на аксиомах, философия зиждется на интуиции, имевшей первостепенное значение для мистики. От искусства философия почерпнула жанр, стиль, воображение и способы передачи чувств. В результате синтеза достижений предыдущих отраслей культуры возникло новое качество — первая в истории рациональная отрасль культуры. В дальнейшем философия вбирала в себя и то, что было характерно для возникших после нее отраслей культуры, в становлении которых она сама играла важную роль: веру — основополагающую черту религии; проверку, лежащую в основании науки; социальный интерес, на котором зиждется идеология.

2. В развитии философии можно выделить три этапа. Первый — античный — этап можно назвать мифологическим, и на нем философия возникает из мифологии в стране с самой развитой мифологической системой — Древней Греции. Второй — средневековый — этап можно назвать религиозным, поскольку в его пределах философия занимается в основном обоснованием религиозных истин. Третий этап, начавшийся в Новое время, можно назвать научным в том смысле, что главной задачей философии становится помощь науке, ставшей лидирующей отраслью культуры. Каждый из этапов делится на три части: становление, создание философских систем, скептицизм по отношению к достигнутым результатам.

3. Результаты философской деятельности можно разделить на
системы, направления, учения, идеи. Философской системой
можно назвать такую концепцию, которая строится на основе

 

синтеза всего предшествующего материала и отвечает на все основные философские вопросы. В истории философии можно выделить четыре основные системы: объективный идеализм Платона, объективный реализм Аристотеля, субъективный идеализм Канта и субъективный реализм Гегеля. Каждая из них строилась на основе синтеза и модификации предыдущих, так что вместе они представляют собой развивающееся диалектическое целое.

4. Первоначальной формой изложения результатов философского исследования был диалог, воспроизводивший допечатные способы развития философии и достигший расцвета в творчестве Платона. Затем была создана наиболее популярная в философии форма трактата, вершиной которой стали произведения Аристотеля. У практичных римлян в эпоху империи, когда заниматься философией было не столь престижно, да и небезопасно, достигли расцвета такие формы, как письмо и дневник. В Средние века, особенно в арабском мире, были популярны произведения в виде комментария, а также проповедей. В Новое время, когда философия широко преподавалась в университетах, стала обычной публикация курсов лекций, а с появлением научных журналов — публикация статей. В современных условиях используются самые разнообразные формы философских жанров, включая монографии — большие по объему исследования, написанные одним человеком (современный вариант философского трактата), и учебные пособия, одно из которых в ваших руках.

 

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная

Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. — М., 1976. — Т. 1.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М., 1975—1977. — Т. 1.

Дао дэ цзин. Лунь юй. Мо-цзы // Древнекитайская философия: В 2 т. — М., 1972.-Т. 1.

Декарт Р. Размышления о методе // Избр. произв. — М., 1950.

Кант И. Пролегомены // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1965. — Т. 4. — Ч. 1.

Платон. Апология Сократа. Критон. Горгий. Пир. Федр. Федон // Соч.: В 3 т. / Под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. — М., 1968 — 1972. — Т. 1,2.

Секст Эмпирик. Три книги пирроновых положений // Соч.: В 2 т. — М., 1976.-Т. 2.

Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. — М., 1977.

Сократ. Аристипп. Диоген. Эпикур. Демокрит. Пиррон //Диоген Лаэрт-ский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986.

Упанишады // Древнеиндийская философия / Сост. В.В. Бродов. — М., 1972.

Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Пифагор. Гераклит. Парменид. Зенон. Эмпедокл. Анаксагор // Фрагменты ранних греческих философов / Сост. А. В. Лебедев. — М., 1989.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии / Сост. П.С. Гуревич. — М., 1988.

Дополнительная

Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре / Сост. М.А. Маслин. — М., 1990.

Бхагавад-гита. — СПб., 1994.

Дхаммапада. — М., 1960.

Лосский И.О. История русской философии. — М., 1991.

Монтень М. Опыты: В 3 кн. — М., 1992.

Соловьев B.C. Смысл любви // Соч.: В 2 т. — М., 1988. — Т. 2.

Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992.

Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч.: В 2 т. — М., 1965.-Т. 2.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных