Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Группы транзактного анализа




Один из приемов транзактного анализа называется «изменение личностной истории». Это возвращение в свое прошлое, когда некое событие произошло не так, как хотелось бы, или не полностью, — но не с теми же возможностями, которые человек имел в то время, а с ресурсом, который он накопил с тех пор и которого не было тогда, когда «это» произошло. Вернувшись в прошлое и использовав новый ресурс, человек переживает «это» по-новому за счет накопленного опыта. Теперь он обладатель двух вариантов истории: реальной, когда еще не было ресурса, и новой, когда он использовал ресурс (полнота переживания во втором случае поддерживается «якорем»). Впредь обе истории будут служить основой для будущего поведения, за счет чего и достигается расширение репертуара реакций.

Как известно, в состоянии гипноза человек имеет больший выбор стратегий поведения и принятия решений, чем в обычном состоянии бодрствования, так как ему не препятствует сформированная и закрепленная опытом картина мира. Например, в случае несовместимости с родителями человека «регрессируют», возвращают в определенный период детства и там создают свежую ситуацию, представив ему других родителей. Тем самым ему дают новый опыт в старых ситуациях.

Если вернуться в прошлое с новым ресурсом (которого при реальном переживании данного отрезка жизни у человека еще не было) и вновь пережить его, теперь уже иначе, с учетом появившихся позднее возможностей, то это приводит к изменению личностной истории. «Изменение личностной истории» позволяет частично перестроить картину мира.

Проиллюстрируем продуктивность этой методики. У Эриксона была пациентка, мать которой умерла, когда девочке было 12 лет. Затем она воспитывалась последовательно несколькими гувернантками, которые не демонстрировали материнского стиля поведения. Став взрослой, эта женщина захотела выйти замуж и иметь детей, но вместе с тем настолько знала себя, что была уверена, что не сможет правильно строить свои отношения с детьми: «У меня не было матери, и я не знаю, как вести себя по-матерински». Эриксон загипнотизировал ее, произвел возрастную регрессию и периодически появлялся в разные периоды ее детства в роли родителей, давая ей возможность пережить все то, чего она реально никогда в детстве не переживала. Он создал ей новое прошлое, новую личную историю. Это новое прошлое послужило ей дополнительным ресурсом для проявления желательного материнского поведения.

В транзактном анализе используется также прием «изменения решения». Подобное изменение основано на расщеплении образа/Интегральный образ может расколоться: чувство и представление отделяются друг от друга, причем одно остается осознанным, а другое уходит в подсознание. Если остается осознанным чувство, то оно «витает» в сознании и может «найти себе опору», связавшись с другим представлением, чем-то напоминающим прежнее. Это причина обмолвок и других специфических ошибок повседневной жизни. Если же «витает» представление, то оно может «приклеиться» к другому образу, связанному с аналогичным чувством. Этот прием' способствует нормализации поведения за счет исключения «ложных опор». Обратимся к специальным упражнениям.

Гробница фараона. Известно, что фараоны свои гробницы превращали в памятники всей своей жизни. При их захоронении перечислялись важнейшие события их жизни и в гробницу складывались предметы; символизировавшие их. Задание: «Если бы вы были фараоном, то какие бы вещи послужили бы памятниками главных событий вашей жизни и почему?» (Это упражнение демонстрирует, как предметы приобретают особый смысл и как этот смысл управляет поведением.)

Некролог. Постарайтесь написать собственный некролог, изложив жизнь от рождения до смерти. Укажите возраст, в котором вы умерли. Напишите о субъективно важных событиях, сформировавших вашу личность факторах. Затем прочтите его и ответьте себе на вопрос: «Того ли я хочу от своей жизни?» Обдумайте новый вариант жизни и напишите новый некролог. Опишите основные этапы нового варианта жизни. (Это упражнение способствует преодолению психологического барьера рационализации.)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных