Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Положительные и отрицательные грани стереотипов




Нет гордости, равной гордости за предков.

Дизраэли

Стереотипы помогают быстро сориентироваться и выбрать стратегию поведения, позволяют делать заключения о внутренних характеристиках человека, исходя из его внешнего облика. Эта идея стара как мир. В этом смысле стереотипы — ключи для прочтения внешности другого человека. В определенных границах они достаточно эффективны — когда прилагаются к представителям той же самой культуры. Чем значительнее различия между культурами, тем больше ошибок. Эти ключи формируются в этногенезе путем освоения исторического опыта народа, зафиксированного в материальной культуре, традициях, фольклоре. Именно различием этих ключей можно объяснить неточность восприятия и плохое запоминание представителей других культур — они все кажутся очень похожими.

Ключи позволяют быстро и просто классифицировать людей и тем самым ускорить социальные контакты. Это лишь грубая настройка, облегчаемая эмоциональной общностью с другими людьми. Здесь большое значение придается церемониям, ритуалам и играм, когда благодаря появлению совпадающих эмоциональных реакций усиливается переживание общей сплоченности. Поведение взаимопомощи, закрепленное этнической культурой, развивает и укрепляет психологические механизмы благожелательности, навязывая внутригрупповую совместимость. Так, регулярно используемые формулы вежливости, становясь привычными, трансформируются в добрые чувства и истинную вежливость. Человек, не владеющий техникой выражения благожелательности, принятой в данном обществе, при прочих равных условиях имеет значительно меньше шансов заслужить признание и симпатию окружающих. Потребность и необходимость проявлять благожелательность предполагает взаимность со стороны других, даже малознакомых, посторонних людей. Это потребность в благодарности, расчет на понимание и симпатию. Когда у взаимодействующих людей разница в исходных культурах превышает предел, обеспечивающий целостность и привычность общения, возникает увеличение социальной дистанции и усиление негативной окраски, т. е. проявляются результаты контрсуггестии как психологической защиты. Упомянутый предел в значительной степени зависит от этикета. Этикет — всегда этикет какой-то группы, класса, общества. Он неразрывно связан с моралью и нравственностью через учтивость, благожелательность, скромность, уважение старших.

Этикет — это образец, идеал коммуникативного поведения, а-культура общения — его реальное воплощение. Автоматическое его исполнение освобождает мозг для других форм деятельности. Например, если на Востоке общение прежде всего определяется возрастом собеседника, то у американцев, французов и немцев — социальным его статусом и степенью знакомства. Если человек отходит в своем поведении от обычаев данного народа, он разрушает установку на доброжелательное общение, воспринимается как чужой. Вот характерный пример. В октябре 1968 г. на берегу притока Амазонки индейцы убили миссионера и восемь его спутников — за бестактность, с их точки зрения. Во-первых, прибыв, они известили о своем прибытии выстрелами — это неприлично. Вошли в хижину, несмотря на протест хозяев, выдрали за ухо ребенка, запретили брать кастрюлю со своим супом. Уцелел только лесник, знавший обычаи индейцев и покинувший миссионера, убедившись, что тот не внемлет его советам.

 

Некоторые вопросы, естественные у европейцев, у адыгов считаются неприличными, например вопрос гостю, чего бы он хотел поесть, или вопрос о здоровье жены и детей. Национальные различия обнаруживаются и в вопросе, задаваемом после приветствия. Монголы интересуются состоянием скота, а затем — благополучием семьи, американцы — делами, осетины — здоровьем и новостями, представляющими взаимный интерес. Ругательства тоже имеют национальные особенности. «Собака» — в славянском арсенале звучит много мягче, чем в арабском, где это слово является сильнейшем оскорблением. «Осел» — символ глупости и упрямства в европейских культурах, но у сербов — носитель ряда положительных качеств, и оскорбить серба, назвав его ослом, невозможно. «Конь» — у сербов грубое ругательство, непонятное русским. «Корова» — ругательство у русских, но священное животное в Индии. «Свинья» — тяжелое оскорбление вмусульманских странах и обычное женское имя б Гвинее.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных