Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Творчество Вордсворда. Демократизация тематики, обогащение поэтического языка, связь с традициями народного творчества («Люси», «Кукушка», «Слабоумный мальчик»).

Ведущий жанр – сонеты и поэмы.

 

 

Весной 1819 – творческий подъем, «Ода соловью» и «Ода греческой вазе» (наиболее знаменита; написана в форме диалога м/у современным поэтом и античным предметом; описываются рисунки на вазе).

-лирические стихотворения, баллады,

-Поэмы - «Прогулка» (1814), «Питер Белл» (1819), «Возница» (1805—1819), -«Прелюдия» (1805—1850), представляющая собой духовную автобиографию поэта.

-ряд статей, среди которых особое место занимает предисловие ко второму изданию (1800) «Лирических баллад», сыгравшее в английской литературе роль столь значительную, что его так и называют «Предисловием»: это вроде «вступления» к целой поэтической эпохе.

 

 

В принципе «Предисловие» является манифестом естественности, понимаемой широко: как сама жизнь, отразившаяся в поэзии, как лишенный искусственности, непосредственный способ выражения.

 

Основная творческая заслуга Вордсворта как поэта и заключается в том, что он словно заговорил стихами — без видимого напряжения и общепринятых поэтических условностей. Ныне, конечно, многое в его стихах выглядит традиционным, но в свое время это казалось, «странным просторечием».

 

«Лирические баллады» открывались «Сказанием о Старом Мореходе» Кольриджа и «Тинтернским аббатством» Вордсворта — первостепенными произведениями двух поэтов и эпохальными явлениями поэзии. В отличие от поэтов предшествующей эпохи, поэт-романтик живописует не только то, что он видит, чувствует, думает, он стремится запечатлеть самый процесс переживания — как ему видится, слышится, думается: поэтический психологизм, выраженный подчас с изящной, прозрачной простотой. Стихотворная речь Вордсворта иногда действительно настолько естественна, что стихи, кажется, вовсе исчезают, открывая поэзию самой жизни. Обычный мир и простая речь — такая тематика и такой стиль вполне органично выражали жизненную философию Вордсворта.

Сэмюель Тейлор Кольридж (1772—1834).

«Сказание о Старом Мореходе», начал «Хана Кублу» и «Кристабель», написал некоторые другие баллады и лучшие свои лирические стихи («Полночный мороз», «Соловей», «Гимн перед восходом солнца», «Вордсворту»). Баллады вместе со «Сказанием о Старом Мореходе» вошли в знаменитый, выпущенный совместно с Вордсвортом сборник. «Хан Кубла» и «Кристабель» так и остались «фрагментами» в качестве особого романтиками утвержденного жанра.


Сэмюэль Тейлор Кольридж (1772—1834)

Наивысший творческий подъем Кольридж пережил в начале своего литературного пути в канун издания «Лирических баллад». Эта, по выражению биографов, «пора чудес» (1797—1798) длилась на деле менее года. За это время Кольридж создал «Сказание о Старом Мореходе», начал «Хана Кублу» и «Кристабель», написал некоторые другие баллады и лучшие свои лирические стихи («Полночный мороз», «Соловей», «Гимн перед восходом солнца», «Вордсворту»). Баллады вместе со «Сказанием о Старом Мореходе» вошли в знаменитый, выпущенный совместно с Вордсвортом сборник. «Хан Кубла» и «Кристабель» так и остались «фрагментами» в качестве особого романтиками утвержденного жанра. Опубликованные много лет спустя (1816), они буквально ошеломили современников: Шелли, услышав из уст Байрона «Кристабель», едва не лишился чувств. Ведущая поэтическая мысль Кольриджа — о постоянном присутствии в жизни неизъяснимого, таинственного, с трудом поддающегося умопостижению. Тайна врывается в нормальное течение жизни внезапно, как это происходит в «Сказании о Старом Мореходе»: повествование развертывается не с начала, излагается как бы второпях и к тому же необычным рассказчиком — старым моряком, который остановил шедшего на свадебный пир юношу и «вонзил в него горящий взгляд».

Читателю уготована роль этого юноши: поэма точно так же должна захватить его врасплох, и, судя по реакции современников, Кольриджу в самом деле это удавалось, — под покровом обычного открывается фантастическое, которое, в свою очередь, неожиданно оборачивается обычным, а затем опять фантастическим. Старый моряк рассказывает, как однажды, закончив погрузку, их корабль пошел привычным курсом, и вдруг налетел шквал.

Шквал этот не просто шторм — метафизическое зло или месть настигают человека, нарушившего извечный порядок в природе: моряк от нечего делать убил альбатроса, сопровождавшего, как обычно, судно в море. За это стихия мстит всей команде, обрушиваясь на корабль то ветром, то мертвым штилем, то холодом, то палящим зноем. Моряки обречены на мучительную гибель главным образом от жажды, и если виновник несчастья один остается в живых, то лишь для того, чтобы понести особую кару: всю жизнь мучиться тягостными воспоминаниями. И старого моряка неотступно преследуют устрашающие видения, о которых он, чтобы хоть как-то облегчить себе душу, пытается поведать первому встречному. Чеканные, поистине завораживающие строки гипнотизируют слушателя, а вместе с ним и читателя, создавая картины необычайные и неотразимые: сквозь корабельные снасти диск солнца кажется лицом узника, выглядывающего из-за тюремной решетки; корабль-призрак преследует несчастное судно; матросы-призраки погибшей команды обступают с проклятиями своего незадачливого сотоварища. В этих ярких (даже чересчур) картинах не всегда видна причинно-следственная связь событий, поэтому тут же на полях даются пояснения происходящего: «Старый Мореход, нарушая законы гостеприимства, убивает благотворящую птицу» и т. д. Сквозь условную декоративность прорывается психологизм, все средства — от ярчайших словесных красок до автокомментария — используются ради выразительного воспроизведения переживаний, будь то галлюцинации, возникающие после многодневной жажды, или же чисто физическое ощущение твердой земли под ногами. Каждое душевное состояние передается в динамике, Кольридж запечатлевает в своих стихах состояние полусна, грез, ощущение ускользающего времени, это и явилось его творческим вкладом не только в поэзию, но и в развитие всей литературы.

Для истории литературы важна и проза Кольриджа, автобиографическая и критическая, составившая в общей сложности несколько томов и превосходящая по объему поэтическое наследие поэта: шекспировские лекции (впервые читанные в 1812—1813 гг.), «Литературная биография» (1815—1817), отрывочные заметки «Падающие листья» (1817) и «Застольный разговорник», который Кольридж вел в последние годы жизни и который опубликован был вскоре после его смерти (1835). Эта книга вызвала интерес Пушкина и подсказала ему свой собственный «разговорник».

Найти

Роберт Саути, еще один представитель «лейкизма», сделал выдающуюся государственную карьеру. Его, также, как и Вордсворта, назначили государственным лауреатом. Позднее, в «Дон Жуане», Байрон подвергнет «лейкистов» сарказму из-за их созерцательной и аполитической позиции. Хотя нельзя признать абсолютную правоту Байрона. Например, у Саути есть баллада «Блейхемский бой», которая представляет собой ироническое представление государственной истории. Внуки нашли на поле, где когда-то проходила битва, череп, и просят дедушку рассказать, каким был знаменитый Блейхемский бой? Ведь в учебниках написано, что он является славной страницей английской истории. Дедушка в растерянности: его память сохранила ужасные, нечеловеческие картины, а в школе учат только парадной странице исторических событий.

 

 

Вальтер Скотт,(настоящее имя - герцог Бокль

В основу мировоззрения и творчества Скота лег опыт народных масс Шотландии, боровшихся с Англией за свою независимость, фольклор

- развил новаторскую для того времени тему роли народных масс в переломные моменты истории. Ввел в романы образы людей из народа, народных заступников (Робин Гуд, Айвенго и др.) Главный герой- юноша-дворянин, честный, отзывчивый, небогатый. Этот герой и его возлюбленная исполняют служебную роль.

-сборник «Песни шотландской границы» - фольклорные и авторские баллады.

- создатель жанра исторического романа. Новое видение истории, при котором разрушалось стереотипно-контрастное распределение ролей, реалистически трактовалась психология персонажей, а главное — смысл исторического события определялся на основе социальной реальности. - «Песни шотландской границы», «Песнь последнего менестреля», «Дева озера Уэверли», «Пуритане», «Роб Рой», «Айвенго», «Квентин Дорвард».
Творческий метод – сложное сочетание преобладающего начала романтизма с ярко выраженными тенденциями реализма. Фантастика в романах связана с поверьями народов и особенностями его мировоззрения в каждую из описываемых эпох. Достоинство ист.романа Скотта – прием соединения описания частной жизни с истор.событиями. Айвенго- В романе замешаны вымышленные персонажи и реальные исторические фигуры. Достоверность придают описания обстановки, одежды, фольклора. Реализм соединяется с романтическим началом, которое проявляется в интересе к Средневековью.

-Поэмы. Девять поэм Скотта "Песнь последнего менестреля"; "Мармион"; "Дева озера"; "Видение дона Родерика"; "Рокби"; "Свадьба в Трирмене"; "Властитель островов"; "Поле Ватерлоо"; "Гарольд Бесстрашный"} - целый эпический мир, богатый не только содержанием и стихотворным мастерством, строфикой, смелой рифмой, новаторской метрикой, обогащенной занятиями народным стихом, но и жанрами. ("Песнь последнего менестреля" воплощен жанр рыцарской сказки, "Дева озера" - образец поэмы исторической, полной подлинных фактов.)

 

 


 

Несколько особняком стоит творчество Вильяма Блейка (1757— 1827), раньше других романтиков выступившего в Англии против традиции классицизма прежде всего в области изобразительного искусства, в частности против взглядов президента Королевской академии художеств Д. Рейнолдса. (Блейк сам был не только поэтом, но и оригинальным художником-графиком.) Сложное, на­сыщенное многозначными символами искусство Блейка — поэта и графика — не нашло отклика у современников и по существу было заново открыто лишь в конце XIX века. Наиболее значительными лирическими сборниками В. Блейка являются «Песни невинности» (1789) и «Песни опыта» (1794). В больших произведениях («Пророческие книги») преобладает исторический оптимизм, уверенность в неизбежной победе человека над силами зла.

Лирические стихотворения сборника «Песни опыта», рисующие картину жизни большого капиталистического города, наоборот, ок­рашены в трагические тона. Вместе с тем поэт ратует за пробуж­дение сил «гнева и борьбы», сил, способных разрушить «скверну жизни» и уничтожить ненавистный поэту буржуазный мир. И сама контрастность двух лирических циклов, по мнению автора, отра­жает сложность и противоречивость действительности.

Вильям Блейк предвидел развитие романтизма чуть ли на двадцать лет, при жизни был известный небольшой кучке почитателей, его творчество было оценено позднее. Творчество Блейка считается романтическим из-за того, что в нем постоянно ощущается сопротивление времени. Гравер и поэт создал свой собственный мир. Его творчество напоминает сны наяву, причем Блейк всю жизнь искренне верил: он видит золотых птиц на деревьях, ведет беседы с Сократом, Данте, Христом. Глубоко религиозный Блейк постоянно старался свести небо и землю, увидеть небесное в будничном. «В одном видеть вечность, и небо - в цветении цветка», - так поэт сформулировал собственное кредо.

Его произведения («Песни невинности» (1789), «Песни опыта» (1794), «Брак Неба и Ада» (1790), «Книга Уризена» (1794), «Иерусалим, или воплощение Гиганта Альбиона» (1804), «Повод Авеля» (1821)) демонстрируют абсолютную чуждость Блейка передовой науке своего времени. Для него беконовская «достоверность» является наиболее плохим из всех обманов, а Ньютон выступает в виде символа зла.

Современный ему мир поэт сравнивал с чудесной церковью, к которую влез грязный змей и испортил ее («Я видел храм...»).

Через пятнадцать лет после смерти поэта его открыли «прерафаэлиты», художники, которые старались вернуть искусство к «дорафаэлевских» времен. Они создавали по законам старинного ремесленничества, и Блейк с его утверждением блудливости разговоров о «тьме средневековья», которой, по его мнению, на самом деле не существовало, с его погружением в абсолютную духовность и изготовлением книг собственными руками, без помощи машин, был воспринят на уровне пророка. А в конце ХIХ ст. Блейка окончательно канонизировали символисты.

 

В 1812—1813 годы выступает второе поколение английских поэтов-романтиков — Байрон, Шелли, Ките. В 1820-е годы, после их смерти, английский романтизм приходит в упадок, утрачивает свое господствующее положение в искусстве Великобритании. Пос­ле смерти В. Скотта (1832) он исчерпывает себя как направление, уступая место другим течениям в литературе.


24. Творчество П.Шелли. Общая характеристика. («Изменчивость», «Гимн интеллектуальной красоте», «Ода западному ветру», «Облако», «Жаворонок», «Освобожденный Прометей», «Ченчи»).

Перси Биши Шелли (1792- 1822) был представителем английского романтизма и замечательным поэтом-лириком. Однако в целом его творчество отличается от поэзии Байрона прежде всего величайшим оптимизмом. Даже в самых мрачных стихотворениях Шелли всегда приходит к жизнеутверждающим выводам. «День завтрашний придет» - эта фраза поэта является лучшим эпиграфом к его произведениям. В большом философском стихотворении «Гимн интеллектуальной красоте» (1816) Шелли проводит ту мысль, что чувство прекрасного - высшее проявление человеческого духа, которое делает человека венцом творения. Прекрасные произведения искусства и природы, на которых лежит печать красоты, бессмертны. Однако стиль этой поэмы осложнен и по-романтически «затемнен», сложные метафоры и сравнения чрезвычайно затрудняют чтение. Лучшим произведением Шелли 1816 г. является поэма «Аластор, или Дух одиночества». Это лирическое произведение повествует о юноше-поэте, стремящемся уйти от людского общества, которое он презирает, в прекрасный мир природы и обрести в этом мире счастье. Однако тщетно ищет он свой идеал любви и красоты среди пустынных скал и живописных долин. «Терзаемый демоном страсти», одинокий юноша погибает. Природа наказывает его за то, что он удалился от людей, что он захотел стать выше их горестей и радостей. Шелли осуждает индивидуализм, получивший в те годы распространение из-за апатии и застоя, царивших в общественной жизни. Талант Шелли был по преимуществу лирическим. Именно в Италии создал он главные шедевры своей прекрасной лирики. Его стихи поражают силой и непосредственностью чувства, музыкальностью, многообразием и новизной ритмов; они насыщены яркими метафорами и эпитетами, богаты внутренними рифмами и аллитерацией. Шелли тонко чувствует природу. В лирических стихотворениях поэт рисует картины безмятежного синего моря, смыкающегося с лазурью небес, он передает впечатления, которые родились в его душе при виде красот Италии. Повсюду зеленеют ароматные лимонные рощи, блещут золотом осенние листья, журчат серебристые прохладные ручьи, под камнями прячутся пятнистые ящерицы. Иногда мысли поэта устремляются к далекой родине. Описания природы у Шелли глубоко философичны. Таков ряд стихотворений, известных под общим названием «Изменчивость», стихотворение «Облако» и некоторые другие. В них утверждается идея бессмертия природы, вечного ее развития. Поэт как бы проводит параллель между «изменчивостью» в жизни общества и в жизни природы. Общая тональность поэзии Шелли глубоко оптимистична: как вслед за зимой идет весна, так и век социальных бедствий и войн неизбежно сменяется веком мира и процветания. Тема непобедимости и бессмертия сил жизни и свободы выражена, например, в «Оде западному ветру». Тема «западного ветра», ветра-разрушителя - традиционная в английской поэзии тема. До Шелли ее разрабатывали многие поэты. Однако у Шелли эта тема получает совершенно иную интерпретацию. У него осенний западный ветер не столько разрушительная сила, губящая своим дыханием все живое, всю красоту лета, сколько хранитель сил новой жизни. Шелли увлекается искусством и литературой древней Эллады, ему близки пластические образы древнегреческого искусства и атеистическое учение греческих философов-материалистов. Любимым образом Шелли с детских лет стал образ великого человеколюбца - титана Прометея, похитившего для людей огонь на небесах, открыто выступившего против тирании Зевса, пытавшегося «истребить людей». Шелли считал, что современные греки унаследовали всю доблесть, ум и талант своих предков. Когда Шелли узнал о подготовке в Греции восстания против ига турок, то радости и ликованию его не было предела. Под впечатлением этого известия Шелли создает свою лирическую драму «Освобожденный Прометей». Несомненно, оптимистические идеи Шелли были тесно связаны с романтическими устремлениями поэта. В лирической драме «Освобожденный Прометей» вновь была разрешена важная для демократии 20-х годов XIX в. проблема восстания и свержения реакционных властей с помощью физической силы: Геркулес, олицетворение мощи революционного народа, освобождает узника Юпитера - Прометея, разбивая его цепи. Шелли вводил в поэзию новые слова и обороты, порожденные той бурной, переломной эпохой; героический тон, маршеобразные ритмы сочетаются у него с задушевной лирикой. Красочные сравнения и яркие образы как нельзя лучше соответствуют сочной красочности поэзии Шелли, рельефно отражают его миросозерцание, мечты о справедливом обществе и равноправии для всех.

Шелли «Ченчи»: показывает веру как надобность, которая пронизывает всю жизнь, хорошее и плохое. Особенно ярко поднимается вопрос религии в отношениях Франческо Ченчи (главного злодея) и священнослужителей. Он откупается от смертных грехов, даже от убийства. Деньги решают многое. Папе выгодно,чтобы люди совершали грехи, потому что за них надо платить.

В лирической драме «Освобожденный Прометей» вновь была разрешена важная для демократии 20-х годов XIX в. проблема восстания и свержения реакционных властей с помощью физической силы: Геркулес, олицетворение мощи революционного народа, освобождает узника Юпитера - Прометея, разбивая его цепи. Шелли вводил в поэзию новые слова и обороты, порожденные той бурной, переломной эпохой; героический тон, маршеобразные ритмы сочетаются у него с задушевной лирикой. Красочные сравнения и яркие образы как нельзя лучше соответствуют сочной красочности поэзии Шелли, рельефно отражают его миросозерцание, мечты о справедливом обществе и равноправии для всех.

Байрон

-цикл поэм, также подсказанных его путешествием на Восток - «восточные поэмы»: «Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар», «Осада Коринфа» и близкие к ним по духу поэмы «Лара» и «Паризина».

-лирика— «Ньюстедское аббатство», «К Тирзе», «О, песня скорби», стихотворения наполеоновского цикла («Прощание Наполеона», «Звезда Почетного легиона» и др

- поэмы «Шильонский узник», «Паломничество Чайльд Гарольда», «Манфред», историческую поэму «Мазепа», поэму «Жалоба Тассо», «венецианскую повесть» в стихах «Беппо» - развивает принцип «свободного», «открытого», как бы у читателя на глазах выстраивающегося поэтического рассказа.

-песни «Дон Жуана», который может быть назван европейской поэтической энциклопедией конца XVIII — первой трети XIX столетия: перед читателем проходят незначительные и крупные общественные события, исторические лица.

-Байронический герой несколько изменился в поэтических драмах. Точнее, перемена произошла в ситуации, в положении героя. В поэмах — по ходу отрывочного сюжета — герой был уже втянут в конфликт, давно, до начала произведения, находился в столкновении, в противоборстве. Заглавный герой первой байроновской поэтической драмы «Манфред» только еще ищет — чего? По-прежнему непокой, неудовлетворенность характеризуют и исчерпывают его внутреннее состояние, только неудовлетворенность эта стала еще более неизъяснимой.

 

С личностью и творчеством Байрона оказалось связанным особое понятие — байронизм - Достоевский: протест колоссальной личности, выражение бесконечности тоски, глубочайшего разочарования, призыв, пробудивший сознание многих.

Жанр поэмы
«Паломничество Чайльд Гарольда» —

Новаторским на фоне современной Байрону английской (и не только английской) поэзии явился не только запечатленный в «Паломничестве Чайльд Гарольда» взгляд на действительность;

принципиально новым было и типично романтическое соотношение главного героя и повествователя, во многих чертах схожих, но не идентичных один другому. Байрон констатировал в герое своего произведения болезнь века: «;...; ранняя развращенность сердца и пренебрежение моралью ведут к пресыщенности наслаждениями и разочарованию.

Поэма по сути бессюжетна. лирическое Повествование - аналог хорошо знакомого нашим современникам текущего обозрения международных событий чуждое предвзятости.

 

 

"The categories which it has become customary to use in distinguishing and classifying 'movements' in literature or philosophy and in describing the nature of the significant transitions which have taken place in taste and in opinion, are far too rough, crude, undiscriminating -- and none of them so hopelessly as the category 'Romantic'."
— Arthur O. Lovejoy
"On the Discriminations of Romanticisms" (1924)

Many scholars say that the Romantic period began with the publication of "Lyrical Ballads" byWilliam Wordsworth

and Samuel Coleridge in 1798. The volume contained some of the best-known works from these two poets including Coleridge's "The Rime of the Ancient Mariner" and Wordsworth's "Lines Written a Few Miles from Tintern Abbey."

Of course, other Literary scholars place the start for the Romantic period much earlier (around 1785), since Robert Burns's Poems (1786), William Blake's "Songs of Innocence" (1789), Mary Wollstonecraft'sA Vindication of the Rights of Women, and other works already demonstrate that a change has taken place--in political thought and literary expression. Other "first generation" Romantic writers include: Charles Lamb, Jane Austen, and Sir Walter Scott.

Second Generation

A discussion of the period is also somewhat more complicated, since there was a "second generation" of Romantics (made up of poets Lord Byron, Percy Shelley and John Keats). Of course, the main members of this second generation--though geniuses--died young and were outlived by the first generation of Romantics. Of course, Mary Shelley--still famous for <>Frankenstein" (1818)--was also a member of this "second generation" of Romantics.

While there is some disagreement about when the period began, the general consensus is... the Romantic period ended with the coronation of Queen Victoria in 1837, and the beginning of the Victorian Period. So, here we are in the Romantic era. We stumble upon Wordsworth, Coleridge, Shelley, Keats on the heels of the Neoclassical era. We saw amazing wit and satire (with Pope and Swift) as a part of the last age, but the Romantic Period dawned with a different poetic in the air.

In the backdrop of those new Romantic writers, penning their way into literary history, we are on the cusp the Industrial Revolution and writers were affected by the French Revolution. William Hazlit, who published a book called "The Spirit of the Age," says that the Wordsworth school of poetry "had its origin in the French Revolution... It was a time of promise, a renewal of the world — and of letters."

Instead of embracing politics as writers of some other eras might have (and indeed some writers of the Romantic era did) the Romantics turned to Nature for self-fulfillment. They were turning away from the values and ideas of the previous era, embracing new ways of expressing their imagination and feelings. Instead of a concentration on "head," the intellectual focus of reason, they preferred to rely on the self, in the radical idea of individual freedom. Instead of striving for perfection, the Romantics preferred "the glory of the imperfect."

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Тема № 3. Романтизм как художественный метод и литературное направление, его воплощение в русской литературе


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных