ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II. Определите жанр произведения по предложенному отрывку.«Уже со тьмою нощи / Простерлась тишина, / Выходит из-за рощи / Печальная луна, / Я лиру томно строю...»: а) меланхолическая элегия б) философская ода в) эпитафия г) идиллия д) преложение псалмов III. Выберите несколько верных ответов. В русской поэзии предромантическую «меланхолическую» школу создавали: а) Тредиаковский б) Капнист в) Карамзин г) Крылов д) Каменев IV. Выберите из нижеприведенного перечня три черты, не являющиеся общими для юнгианской и оссианической поэтики в русском предромантизме: 1. Поэтика ночного пейзажа; 2. Образ поэта-Гения 3. Пафос героики; 4. Тема страдания-катарсиса; 5. Культ Меланхолии; 6. Мотив Мести V. Установите соответствие: Литературное направление / явление: А. Барокко; Б. Сентиментализм; В. Предромантизм; Г. Классицизм Интерпретация в нем архетипического образа Гения: 1. Универсум в макрокосме Природы; 2. «Великий ум»; 3. «Гений изящного вкуса»; 4. «Переводчик» Бога VI. Выберите несколько образов, несоответствующих поэтике «бурного» оссианического пейзажа: а) «бледная луна» б) «кроткий ручеек» в) «угрюмые холмы» г) «покровенный ночью лес» д) «святое Солнце» VII. Выберите три черты, общие для жанрового феномена «легкой поэзии» и Просветительской философии: 1. Философия гедонизма; 2. Идея внесословной ценности человека; 3. Мотив жизни / мгновения; 4. Принцип экспромта; 5. Представления о свободе чувственного восприятия мира (Вольтер); 6. Идея Гармонии в человеке VIII. Выберите один верный ответ. Русская литература предромантизма переняла идею о противостоянии природы и цивилизации из трудов: а) Дидро б) Декарта в) Локка г) Руссо д) Монтескьё
IX. Определите жанр нижеприведенного отрывка. “Коль страсти истребить мне было неудобно, / Не мог ли своего я кончить живота? / Увяла молодость, увяла красота... /... / Чего ж я жду! Пойду в тьму вечную за ней...” а) духовная ода б) идиллия в) послание г) эпитафия д) элегия е) сатира X. Установите соответствие: Поэма русского предромантизма: А. «Силослав»; Б. «Чурила Пленкович»; В. «Илья Муромец»; Г. «Освобождение Москвы»; Д. «Таврида»; Е. «Полим и Сияна» Ее автор: 1. Дмитриев; 2. Бобров; 3. Востоков; 4. Кашкин; 5. Карамзин; 6. Н.Радищев XI. Выберите несколько верных утверждений. Жанр стихотворной сказки представлен в творчестве таких русских поэтов, связанных с предромантизмом, как: а) Ник.Радищев б) Сумароков в) Ломоносов г) Дмитриев д) Державин е) Прокопович ж) Фонвизин XII. Распределите в хронологическом порядке этапы “знакомства” русской литературы конца XVIII – начала XIX веков с европейским оссианизмом: а) юношеские подражания А.Пушкина б) перевод романа Гете “Страдания молодого Вертера” в) переложения Е.Кострова г) переводы и вольные вариации из французских переложений Оссиана XIII. Распределите по жанровым группам (А: Повесть, Б: Роман) тематические разновидности прозы русского предромантизма: 1. «радклиффианская проза»; 2. Рыцарская; 3. Готическая; 4. Богатырская; 5. Волшебная
XIV.Установите соответствие жанров и признаков: Жанры: А. Баллада Б. Трагедия Признаки: 1. поэтика катарсиса; 2. теория триединства (место, время, действие); 3. “поэтика ужасного”; 4. обращение к исторической тематике; 5. является ведущим жанром предромантизма
XV. Установите соответствие: Пьеса русской предромантической драматургии: А. «Илья Богатырь»; Б. «Фингал»; В. «Болеслав»; Г. «Пожарский, или Освобожденная Москва» Д. «Молодые супруги» Ее автор: 1. Державин; 2. Крылов; 3. Муравьев; 4. Озеров; 5. Грибоедов
[1] Р.Нойхозер склонен вершину и одновременно закат предромантизма связывать с более ранней эпохой - 1800 – 1815-х годов, акцентируя при этом восприятие творческого наследия Шиллера в русской поэзии и эстетике (В.Попугаев, А.Мерзляков). [2] Сравним характерное исследование последнего «Сентиментализм», на две трети посвященное проблемам европейского предромантического процесса. В европейской науке позже фактически идентичную мысль высказал К.Крейчи. [3] Ранее доминанту сенсуализма в эстетике предромантизма отметил П. ван Тигем [4] На примере мировоззрения М.Н.Муравьева русское «гердерианство» исследовала И.Ю.Фоменко, о державинской рецепции Гердера совсем недавно писала А.Койтен. В.Шредер еще раньше заговорил о том, что предромантизм – своеобразный «ключевой переход» от Просветительства уже к романтизму. [5] Показательны размышления Р.Нойхойзера: «Преромантический автор потерял «безопасность» чувствительных понятий относительно гармонии мира, доверие […] к врожденному совершенству человека. Природа отныне воспринималась не как мудрый и добрый наставник, а как роковая, «безответственная» сила, вечно творческая и вечно разрушительная». Как видим, здесь уже идет постепенно подготавливание почвы и для раннего романтизма. [6] Благодаря этим показательным моментам в литературно-философских трудах Э.Юнга осуществлен оказался выход и на концепцию гениальности: «Гениальность может дремать в каждом из нас…». [7] Отсылки на источники здесь и далее идут по Приложению 3 [8] В этом и во всех последующих случаях количество изучаемых студентом / магистрантом / аспирантом научных источников – 5-6 из предлагаемого списка. При конкретном выборе рекомендуется проконсультироваться с преподавателем [9] Здесь и далее в случае подобной отсылки – см. Приложение 1 [10] термин Я.Каменки-Страшаковой [11] см.: А.Глумов. Н.А.Львов. – М., 1980 [12] Приятное и полезное препровождение времени. – 1796. Ч.9 [13] Санктпетербургский журнал. – 1798. – Ч.4 [14] Приятное и полезное... – 1798. – Ч.17 [15] Впервые целостно жанр игрища-представления в контексте русского предромантизма проанализирован недавно Т.В.Федосеевой в ее докторской диссертации и соответствующих итоговых монографиях [16] В подтексте просверкивает и еще один анти-эксперимент Пушкина: торжественное «в оссианском духе» имя в его поэме получает… старая злая чародейка: у Озерова – прекрасная Мо-ина, у Пушкина – ужасная На-ина… [17] Жанр этот очень полюбился русским поэтам, особенно с 1812 и в последующие годы, ср. героиду Ф.Иванова о Бородинском поле [18] В театре Петрушки, еще в начале XVIII века, широко был распространен сюжет публичного излечения героя от головной боли, когда голову следовало просто снять с плеч, просушить на печи и потом спокойно приставить обратно… [19] Устойчивое слово-проклятие для ославленного в первую треть XIX века Ф.В.Булгарина, причем – у большинства не переносивших его литераторов. [20] Вновь – утрата сокровенного, но: уже в трагическом, необратимом варианте [21] Единственное спасение – с многозначным религиозно-философским подтекстом – явление на поле битвы Руслана: «Копье сияет как звезда» (по гипотезе А.И.Разживина, этот образ очень характерен для переложений псалмов в русском предромантизме!) [22] В итоге равно высоко воспеваются и «облака краезлатые» и «щуку с голубым пером»… [23] Тексты см.: по п.16 в Приложении 3 [24] см. также: Акимова Т. Русская песня и русский романс первой трети XIX в. / Т.Акимова // Русская литература. – 1980. - № 2; Новикова А.М. Русская поэзия XVIII – первой половины XIXв. и народная песня. / А.М.Новикова. – М., 1982. [25] См. по кн.: Ю.Д,Левин. Оссиан в русской литературе. / Ю.Д.Левин. – Л., 1980. [26] См.: Лотман Ю.М. «Слово о полку Игореве» и литературная традиция XVIII – начала XIX веков / Ю.М.Лотман // «Слово о полку Игореве» - памятник XIII века. – М..;Л., 1962 [27] Полные выходные данные источников см. внутри изложения соответствующих разделов Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|