Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. Определите жанр произведения по предложенному отрывку.




«Уже со тьмою нощи / Простерлась тишина, / Выходит из-за рощи / Печальная луна, / Я лиру томно строю...»:

а) меланхолическая элегия

б) философская ода

в) эпитафия

г) идиллия

д) преложение псалмов

III. Выберите несколько верных ответов. В русской поэзии предромантическую «меланхолическую» школу создавали:

а) Тредиаковский

б) Капнист

в) Карамзин

г) Крылов

д) Каменев

IV. Выберите из нижеприведенного перечня три черты, не являющиеся общими для юнгианской и оссианической поэтики в русском предромантизме:

1. Поэтика ночного пейзажа;

2. Образ поэта-Гения

3. Пафос героики;

4. Тема страдания-катарсиса;

5. Культ Меланхолии;

6. Мотив Мести

V. Установите соответствие:

Литературное направление / явление:

А. Барокко;

Б. Сентиментализм;

В. Предромантизм;

Г. Классицизм

Интерпретация в нем архетипического образа Гения:

1. Универсум в макрокосме Природы;

2. «Великий ум»;

3. «Гений изящного вкуса»;

4. «Переводчик» Бога

VI. Выберите несколько образов, несоответствующих поэтике «бурного» оссианического пейзажа:

а) «бледная луна»

б) «кроткий ручеек»

в) «угрюмые холмы»

г) «покровенный ночью лес»

д) «святое Солнце»

VII. Выберите три черты, общие для жанрового феномена «легкой поэзии» и Просветительской философии:

1. Философия гедонизма;

2. Идея внесословной ценности человека;

3. Мотив жизни / мгновения;

4. Принцип экспромта;

5. Представления о свободе чувственного восприятия мира (Вольтер);

6. Идея Гармонии в человеке

VIII. Выберите один верный ответ. Русская литература предромантизма переняла идею о противостоянии природы и цивилизации из трудов:

а) Дидро

б) Декарта

в) Локка

г) Руссо

д) Монтескьё

 

IX. Определите жанр нижеприведенного отрывка. “Коль страсти истребить мне было неудобно, / Не мог ли своего я кончить живота? / Увяла молодость, увяла красота... /... / Чего ж я жду! Пойду в тьму вечную за ней...”

а) духовная ода

б) идиллия

в) послание

г) эпитафия

д) элегия

е) сатира

X. Установите соответствие:

Поэма русского предромантизма:

А. «Силослав»;

Б. «Чурила Пленкович»;

В. «Илья Муромец»;

Г. «Освобождение Москвы»;

Д. «Таврида»;

Е. «Полим и Сияна»

Ее автор:

1. Дмитриев;

2. Бобров;

3. Востоков;

4. Кашкин;

5. Карамзин;

6. Н.Радищев

XI. Выберите несколько верных утверждений. Жанр стихотворной сказки представлен в творчестве таких русских поэтов, связанных с предромантизмом, как:

а) Ник.Радищев

б) Сумароков

в) Ломоносов

г) Дмитриев

д) Державин

е) Прокопович

ж) Фонвизин

XII. Распределите в хронологическом порядке этапы “знакомства” русской литературы конца XVIII – начала XIX веков с европейским оссианизмом:

а) юношеские подражания А.Пушкина

б) перевод романа Гете “Страдания молодого Вертера”

в) переложения Е.Кострова

г) переводы и вольные вариации из французских переложений Оссиана

XIII. Распределите по жанровым группам (А: Повесть, Б: Роман) тематические разновидности прозы русского предромантизма:

1. «радклиффианская проза»;

2. Рыцарская;

3. Готическая;

4. Богатырская;

5. Волшебная

 

XIV.Установите соответствие жанров и признаков:

Жанры:

А. Баллада

Б. Трагедия

Признаки:

1. поэтика катарсиса;

2. теория триединства (место, время, действие);

3. “поэтика ужасного”;

4. обращение к исторической тематике;

5. является ведущим жанром предромантизма

 

XV. Установите соответствие:

Пьеса русской предромантической драматургии:

А. «Илья Богатырь»;

Б. «Фингал»;

В. «Болеслав»;

Г. «Пожарский, или Освобожденная Москва»

Д. «Молодые супруги»

Ее автор:

1. Державин;

2. Крылов;

3. Муравьев;

4. Озеров;

5. Грибоедов

 


[1] Р.Нойхозер склонен вершину и одновременно закат предромантизма связывать с более ранней эпохой - 1800 – 1815-х годов, акцентируя при этом восприятие творческого наследия Шиллера в русской поэзии и эстетике (В.Попугаев, А.Мерзляков).

[2] Сравним характерное исследование последнего «Сентиментализм», на две трети посвященное проблемам европейского предромантического процесса. В европейской науке позже фактически идентичную мысль высказал К.Крейчи.

[3] Ранее доминанту сенсуализма в эстетике предромантизма отметил П. ван Тигем

[4] На примере мировоззрения М.Н.Муравьева русское «гердерианство» исследовала И.Ю.Фоменко, о державинской рецепции Гердера совсем недавно писала А.Койтен. В.Шредер еще раньше заговорил о том, что предромантизм – своеобразный «ключевой переход» от Просветительства уже к романтизму.

[5] Показательны размышления Р.Нойхойзера: «Преромантический автор потерял «безопасность» чувствительных понятий относительно гармонии мира, доверие […] к врожденному совершенству человека. Природа отныне воспринималась не как мудрый и добрый наставник, а как роковая, «безответственная» сила, вечно творческая и вечно разрушительная». Как видим, здесь уже идет постепенно подготавливание почвы и для раннего романтизма.

[6] Благодаря этим показательным моментам в литературно-философских трудах Э.Юнга осуществлен оказался выход и на концепцию гениальности: «Гениальность может дремать в каждом из нас…».

[7] Отсылки на источники здесь и далее идут по Приложению 3

[8] В этом и во всех последующих случаях количество изучаемых студентом / магистрантом / аспирантом научных источников – 5-6 из предлагаемого списка. При конкретном выборе рекомендуется проконсультироваться с преподавателем

[9] Здесь и далее в случае подобной отсылки – см. Приложение 1

[10] термин Я.Каменки-Страшаковой

[11] см.: А.Глумов. Н.А.Львов. – М., 1980

[12] Приятное и полезное препровождение времени. – 1796. Ч.9

[13] Санктпетербургский журнал. – 1798. – Ч.4

[14] Приятное и полезное... – 1798. – Ч.17

[15] Впервые целостно жанр игрища-представления в контексте русского предромантизма проанализирован недавно Т.В.Федосеевой в ее докторской диссертации и соответствующих итоговых монографиях

[16] В подтексте просверкивает и еще один анти-эксперимент Пушкина: торжественное «в оссианском духе» имя в его поэме получает… старая злая чародейка: у Озерова – прекрасная Мо-ина, у Пушкина – ужасная На-ина…

[17] Жанр этот очень полюбился русским поэтам, особенно с 1812 и в последующие годы, ср. героиду Ф.Иванова о Бородинском поле

[18] В театре Петрушки, еще в начале XVIII века, широко был распространен сюжет публичного излечения героя от головной боли, когда голову следовало просто снять с плеч, просушить на печи и потом спокойно приставить обратно…

[19] Устойчивое слово-проклятие для ославленного в первую треть XIX века Ф.В.Булгарина, причем – у большинства не переносивших его литераторов.

[20] Вновь – утрата сокровенного, но: уже в трагическом, необратимом варианте

[21] Единственное спасение – с многозначным религиозно-философским подтекстом – явление на поле битвы Руслана: «Копье сияет как звезда» (по гипотезе А.И.Разживина, этот образ очень характерен для переложений псалмов в русском предромантизме!)

[22] В итоге равно высоко воспеваются и «облака краезлатые» и «щуку с голубым пером»…

[23] Тексты см.: по п.16 в Приложении 3

[24] см. также: Акимова Т. Русская песня и русский романс первой трети XIX в. / Т.Акимова // Русская литература. – 1980. - № 2; Новикова А.М. Русская поэзия XVIII – первой половины XIXв. и народная песня. / А.М.Новикова. – М., 1982.

[25] См. по кн.: Ю.Д,Левин. Оссиан в русской литературе. / Ю.Д.Левин. – Л., 1980.

[26] См.: Лотман Ю.М. «Слово о полку Игореве» и литературная традиция XVIII – начала XIX веков / Ю.М.Лотман // «Слово о полку Игореве» - памятник XIII века. – М..;Л., 1962

[27] Полные выходные данные источников см. внутри изложения соответствующих разделов






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных