Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Икона (eikon – образ).




ЭСТЕТИКА ВИЗАНТИИ

ВСПОМНИТЕ характеристику византийской культуры и искусства:

 

_____________________________________________________________________________

ПЕРСОНАЛИИ:

Филон Александрийский, Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Палама, Иоанн Дамаскин.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ в ИЗУЧЕМУЮ ЭПОХУ (ВИЗАНТИЯ):

1. Что такое символ?

2. Как возможно иконопочитание?

3. …………………………………………………………………………………………

 

СОВРЕМЕННАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

1.Социокультурная обусловленность византийского искусства.

2.Религиозная обусловленность доминирующих видов византийского искусства.

3.Влияние восточного христианства на стилистику художественных образов

византийского искусства.

4.Место византийского искусства в истории культуры.

5…………………………………………………………………………………………….

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

Прекрасное, прекрасное земное и прекрасное божественное, символ, икона,. свет, цвет.

Образ -передача знания от Бога к Человеку. Существуют три вида образов:

образы-знаки, миметические образы, образы-аллегории (символы).

Икона (eikon – образ).

Иоанн Дамаскин (8 в.) доказал необходимость иконы для религиозной веры:

— икона является книгой для неграмотных;
— напоминает о прошлом;
— выполняет декоративную функцию;
— изображение подводит телесное созерцание к духовному;
— изображения иконы являются носителями возвышенного;
— икона несет в себе высшую благодать;
— икона выполняет функцию почитания (но не поклонения).

Три главных аспекта иконописных образов, сформулированные на 7 Вселенском Соборе в Никее (787 г.):

— дидактический, книга для неграмотных;
— психологический, возбуждение эмоциональной реакции;
— догматический, «документальное» свидетельство реальности.

Свет -главная модификация прекрасного. Тварный чувственный свет даруется солнцем, нетварный «свет умный» даруется божеством. Исихазм как мистика света. Фаворский свет как свет преображения. Свет - приобщение к трансцендентному.

Цвет и его символика:

Золотой цвет-символ божественного света.

Пурпурный - божественный и царский.

Голубой и синий - олицетворение трансцендентных сфер.

Белый – чистота, святость.

Черный - символ смерти и ада.

Красный-цвет огня, спасения, крови Христа

Задания:

1.

Юстиниан Философ (2 в. н.э.) рассматривает всю Библию как систему аллегорически-символических образов, притч.

Ориген (2-3 вв. н.э.) выделяет уровни библейских текстов:

1.Буквальный, доступный всем.

2.Доступный восприятию души.

3.Доступный восприятию духа.

Августина: «Novum Testamentum in Vetere lateat, Vetus in Novo pateat» («Новый Завет в Ветхом сокрыт, Ветхий в Новом открыт»).

В библейской герменевтике возникли и окончательно оформились четыре главных типа истолкования: буквальное, моральное, аллегорическое и мистическое. В Средние Века оригеновский троякий смысл Писания, объединяющий в себе буквальный, моральный и духовный смыслы, был расширен путем деления духовного смысла на аллегорический и анагогический смысл.

Аллегорический метод – в христианской экзегетике – метод небуквальной интерпретации Священного Писания, заимствованный отцами церкви у греческих толкователей поэм Гомера и у раввинов палестинского иудаизма.

притчи о блудном сыне, добром самарянине, о богаче и Лазаре, о брачном пире, о мытаре и фарисее и др.

ВОПРОС: Какие три смысловых слоя содержатся, например, в притче о доме, построенном на камне?? Всякий, приходящий ко Мне, - говорил Иисус, - и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен: Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне, почему, когда случилось наводнение, и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан на камне. А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который когда наперла вода на него, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое? (Лк.6,46-49).
ВАРИАНТ ОТВЕТА: Буквальный смысл притчи заключается в том, что строить дом надо на твердом фундаменте? совет, понятный всем, кто строит дом. Иносказательный смысл тоже очевиден: если человек берется за какое-то дело, он всегда должен к нему хорошо подготовиться, создать надежный фундамент, основание для этого дела. Религиозно-нравственный же смысл притчи состоит в том, что основанием жизни и веры настоящего христианина, его нравственного совершенствования является учение Иисуса Христа и его исполнение.
ВЕДУЩИЙ: Теперь обсудим, пожалуй, самую известную библейскую притчу: о блудном сыне.?У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться... Старший же сын его был в поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование... осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся?(Лк.15,11-32).

http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=41

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных