Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Распределение времени по основным проблемам композиции

Распределение времени по содержательным компонентам

 

Виды деятельности Количество часов
Восприятие действительности и искусства  
Содержание практической деятельности:  
– изображение на плоскости  
– лепка  
– декоративно-прикладная деятельность и дизайн  
ВСЕГО  

Таблица 2

Распределение времени по основным проблемам композиции

 

Группа учебных проблем Классы
Компоновка  
Композиционный центр  
Цвет  
Симметрия и асимметрия  
Форма, пропорции, конструкция  
Равновесие  
Ритм  
Динамика  
Пространство  
ВСЕГО  

В единстве восприятия искусства, действительности и художественно-практической деятельности происходит развитие образного мышления у учащихся, формирование умения видеть и понимать, что делает предметы именно художественными. Задача педагога состоит в активизации естественного проявления духовных, творческих сил и способностей младшего школьника, развитии разных способов выражения учащимися своих мыслей и переживаний по поводу созерцаемого. Важно, чтобы разговор об искусстве был результатом организованного процесса восприятия и он не ограничивался молчаливым рассматриванием учащимися произведений. Необходимо актуализировать имеющийся у младших школьников жизненный опыт и учить использовать его примеры в эстетической беседе, развивая умение сопоставлять произведение искусства с аналогичными явлениями из жизни, ощущать их общие связи. Учителю следует направлять учащихся с помощью активных вопросов «почему?», «зачем?», помогая им сделать собственные выводы.

Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, являются основой приобретения опыта эмоционально-ценностных отношений. Степень активности переживания и сопереживания есть мера эффективности воздействия художественного произведения. Сопереживание выражает специфически эмоциональное отношение к героям произведений изобразительного искусства и подразумевает разные градации сочувствия. Чем сильнее впечатление, тем обоснованнее надежда на его конечную эффективность, на то, что «сверхзадача» произведения, проведённая «сквозь» переживание и сопереживание младшего школьника, будет благотворно им усвоена.

Изучение законов композиции и руководство ими в художественно-творческой деятельности способствуют формированию у учащихся умения выразительной передачи окружающего мира в собственной интерпретации. Учитель помогает школьникам осмыслить факт присутствия изобразительного искусства повсюду в окружающем мире и его роль в создании самой атмосферы человеческой жизни. Обучение предполагает органичное единство учения и творчества. Учебные задачи не отделяются от творческих и не предшествуют им по времени. Композиция не преподносится как обучение одним лишь отвлечённым законам. Все законы и правила должны помогать отражать на листе бумаге мир и выражать своё отношение к нему.

На начальном этапе обучения должен преобладать условно-декоративный подход (плоскостное изображение), что связано с большой сложностью для учащихся передачи пространства, особенно в рисовании по представлению. Здесь даются навыки декоративного рисования, понятия симметрии, асимметрии, стилизации. Внимание уделяется композиционной организации листа (выбор формата, его равномерное заполнение крупным изображением, выделение центра с помощью различных видов контраста). Целесообразно чередовать и комбинировать изобразительные техники, приучать учащихся до начала работы выполнять небольшие эскизы. Разрабатывая их, дети осуществляют поиск такой композиции, которая позволит уже в черновом, схематичном наброске увидеть целостность и выразительность. Важное значение имеет выполнение учащимися различных упражнений и заданий, предполагающих выражение личностных отношений к изображаемым объектам, позволяющим глубже осознать многообразие окружающего мира, смысловые связи между предметами и средой. При переходе к тематическому рисованию рекомендуется выполнять наброски людей и животных, рисовать по памяти и воображению с ориентацией на закономерности композиции, делать зарисовки характерного или типического, компоновать на свободные темы, тренироваться в организации цельной композиции. С приобретением учащимися навыка выполнения композиций статичного характера вводится понятие динамики – движения, разъясняются способы его передачи.

Условия проведения занятий влияют на степень восприятия школьниками явлений искусства, формирование у них многообразных представлений о различных гранях пластических искусств, расширение художественного кругозора и создание ярких эмоциональных впечатлений. Это обусловливает необходимость обеспечения занятий современной аудио- и видеоаппаратурой, средствами обучения и пр. Для того чтобы занятия были интересными, увлекательными, рекомендуется проводить большую их часть в форме игры, обеспечивающей осознанную и целенаправленную деятельность школьников. Немаловажное значение имеет посещение художественных музеев, что приводит к «насмотренности», а затем способствует формированию устойчивой потребности, необходимой для самостоятельного художественного развития.

Программа «Композиция» содержит комплекс вариативных заданий, направленных на приобретение как устойчиво проявляющегося опыта частично-репродуктивной деятельности, так и опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений. В программе предлагается примерное распределение времени, выделяемого на изучение тем. Учитель может изменять количество часов и задания, отбирать необходимый материал для практических работ с учётом подготовки учащихся и требований к знаниям и умениям, определённых программой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных