ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Программа коррекционно-развивающей работыМинистерство образования и науки РФ ФГБОУВПО «Марийский государственный университет» Кафедра психологии развития и образования
Программа коррекционно-развивающей работы «Трудный подросток»
Составил: студент 5 курса группы ПС-54 Симулин Александр Проверила: кандидат педагогических наук Петухова О.А.
Йошкар-Ола
· Цель: помощь детям с отклоняющимся и трудным поведением в формировании жизненных позиций · Задачи развивающей работы: 1. Формирование у детей (подростков) умения любить себя и другого человека; 2. Формирование личностной рефлексии; 3. Формирование потребности в саморазвитии. · Основной метод: беседа, обсуждение, игра · Сроки развивающей работы: 1,5 месяца, (всего 6 занятий) · Количество участников: 10-15 человек · Частота и количество занятий в неделю: занятия 1 раз по 2 часа
Тематический план занятий
Предполагаемые результаты · Выявление основных причин появления детей «группы риска». · Восстановление законных юридических, экономических, интеллектуальных и социальных прав ребёнка. · Сформированные личностная и социальная компетентности подростков, коррекция их негативных поведенческих проявлений через развитие у них позитивной, адекватной «Я – концепции», чувства самоуважения. · Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения. · Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов. · Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами. · Создать условия гарантированной социальной защищённости учащихся: знание учащимися своих прав и обязанностей; их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебно-воспитательного процесса; психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку; соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение. · Развить творческие способности и таланты детей, раскрыть самобытность каждого, увидеть дальнейшие перспективы.
Используемая литература: 1. Говор, Т. Помощь трудному подростку /Т. Говор // Школьный психолог. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2008.-№21.-С.11-13 2. Кожурина, Л. "Работа с трудными детьми" //Первое сентября.- 2007.- №09.-С7-8 3. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением. – М.: Флинта, 2008. 4. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М.: Владос, 2006. 5. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе, Изд-во Института Психотерапии, Год издания: 2005. – 244с. 6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб. 1999. С. 38, 555 – 556. Приложения (некоторые упражнения и тренинги используемые в программе) Для подростков трудности их возраста обычно носят объективный характер, и в связи с этим, их поведение является обоснованным чаще, чем взрослые об этом догадываются. Подросток нередко оказывается в жестких рамках, которые порождены субъективностью взрослых, и возникает активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может выразится в разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или в злом умысле подростка. Положение взрослых более выгодно во взаимоотношениях с подростками, так как у них есть преимущество – возможность выбора линии поведения по собственному усмотрению, чего у подростка обычно нет. Непослушание у подростка принимает форму протеста, а сама ситуация - характер конфликта. Главное, что тяготит подростка в его взаимоотношениях со взрослыми – это чувство внутренней несвободы, ограничение его в деятельности. Нередко взрослые сами не в состоянии убедительно аргументировать свои запреты. Нередко решающим аргументом является то, что он старше и уже занимает какое-то положение в обществе. Часто звучит выражение: «Доживи до моих лет, а потом предъявляй свои требования» Взрослые более консервативны, чем подростки и поэтому должны допускать возможность того, что они могут быть неправыми, и надо уметь признать свою неправоту. Упражнение «Мой идеальный мир» Материалы: 3 листа ватмана; 9 маркеров разных цветов; скотч. Место проведения и исходное положение участников: ведущий делит группу на 3 команды, равные по количеству человек. Команды располагаются таким образом, чтобы при обсуждении задания не мешать друг другу. Задание: каждой команде нарисовать картину «Мой идеальный мир» и представить ее перед другими командами. Правила: 1. У команд есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя ничего записывать и трогать материалы. 2. По истечении времени обсуждения, команды одновременно приступают к выполнению задания по команде ведущего: «Время». При этом: задание выполняется молча. на выполнение задания у группы есть 10 минут. 4. Представление картин проводят 1–2 человека от каждой команды, аргументируя свое видение идеального мира, не более 2 минут.
Линия жизни Нарисуйте на большом листе бумаги свою линию жизни, отметьте на ней позитивные и негативные события Вашей жизни двумя разными цветами. Окончание школы, института, новая работа, отношения, рождение детей, болезни, расставание, знакомства, путешествия - не забудьте отметить все эти и другие важные события. Затем посмотрите на рисунок, ответьте на следующие вопросы и проанализируйте результаты: 1.Какие чувства у вас взывает Ваша линия жизни? 2.Посмотрите, где же на этой линии Вы сейчас? 3.Какой цвет преобладает? 4.Хотите ли Вы что-то изменить в своей жизни?
Опросник "Анализ семейной тревоги" (ACT)
Цель методики: отражает общий фон переживаний индивида, связанный с его позицией в семье, с тем как он воспринимает себя в семье. Теоретические основы методики Под "семейной тревогой" понимаются состояния тревоги у одного или обоих членов семьи, нередко плохо осознаваемые и плохо локализуемые. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется в сомнениях, страхах, опасениях, касающихся, прежде всего семьи — здоровья ее членов, их отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов, возникающих в семье. Тревога эта обычно не распространяется на внесемейные сферы — на производственную деятельность, на родственные, соседские отношения и т.п. В основе "семейной тревоги", как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Это может быть неуверенность в чувствах другого супруга, неуверенность в себе. Индивид вытесняет чувство, которое может проявиться в семейных отношениях и которое не вписывается в его представления о себе. Важными составляющими "семейной тревоги" являются также чувство беспомощности и ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужное русло. Индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает себя значимым действующим лицом в семье, независимо от того, какую позицию он в ней занимает и насколько активную роль играет в действительности.
Инструкция: "Уважаемый товарищ! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о Вашем самочувствии дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "Бланке опросника ACT". Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны — зачеркните этот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше трех. Помните, Вы характеризуете свое самочувствие в семье. В опроснике нет "правильных" и "неправильных" утверждений. Отвечайте так, как чувствуете.".
Текст опросника 1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мною. 2. Чувствую, что, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так. 3. Я многого не успеваю сделать. 4. Так получается, что именно я чаще всего оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в нашей семье. 5. Часто чувствую себя беспомощным (беспомощной). 6. Дома мне часто приходится нервничать. 7. Когда попадаю домой, чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой). 8. Некоторые члены семьи считают меня бестолковым (бестолковой). 9. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю. 10. Часто чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи. 11. Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие. 12. Дома у меня постоянно ощущение, что надо еще очень много сделать. 13. Нередко чувствую себя лишним (лишней) дома. 14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки. 15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться. 16. Мне кажется, если бы я вдруг исчез (исчезла), то никто бы этого не заметил. 17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, но, как правило, приходится делать совсем другое. 18. Как подумаю о своих семейных делах, начинаю волноваться. 19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми. 20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, вышло плохо. 21. Мне многое у нас не нравится, но я этого стараюсь не показывать.
Бланк опросника Фамилия, имя, отчество
1 4 7 10 13 16 19 В /5 2 5 8 11 14 17 20 Т /5 3 6 9 12 15 18 21 Н /5
Ключ к тесту Субшкала В – вина (семейная вина члена семьи)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|