Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Программа коррекционно-развивающей работы




Министерство образования и науки РФ

ФГБОУВПО «Марийский государственный университет»

Кафедра психологии развития и образования

 

 

Программа коррекционно-развивающей работы

«Трудный подросток»

 

Составил: студент 5 курса группы ПС-54

Симулин Александр

Проверила: кандидат педагогических наук Петухова О.А.

 

 

Йошкар-Ола

 

· Цель: помощь детям с отклоняющимся и трудным поведением в формировании жизненных позиций

· Задачи развивающей работы:

1. Формирование у детей (подростков) умения любить себя и другого человека;

2. Формирование личностной рефлексии;

3. Формирование потребности в саморазвитии.

· Основной метод: беседа, обсуждение, игра

· Сроки развивающей работы: 1,5 месяца, (всего 6 занятий)

· Количество участников: 10-15 человек

· Частота и количество занятий в неделю: занятия 1 раз по 2 часа

 

Тематический план занятий

№ п/п Название занятия Основная задача Краткое содержание и используемые приемы
  В поиске своего «Я» Помочь раскрыться «трудному подростку», дать возможность высказаться о своих проблемах Беседа «Я и мое будущее» Упражнение «Мой идеальный мир» Упражнение «Я люблю» Упражнение «Мои одноклассники» Тренинг «Линия жизни» Данные упражнения помогают выяснить, что может вызывать тревогу и трудное поведение подростка
  Семья Проведение работы с целью создания положительного микроклимата в семье; Конфликты родителей и детей Методика «Анализ семейной тревоги»
  Безопасное и ответственное поведение Развитие чувства ответственности Развитие навыков контроля собственного поведения, умения принимать обдуманные решения Беседа «Что такое ответственность» Правила поведения в школе (дискуссия) Обучение ребенка техникам контроля над эмоциональными состояниями, развитие навыков саморегуляции.
  Ответственность перед законом Развитие коммуникативных навыков, навыков конструктивного выхода из конфликта Административная и уголовная ответственность Упражнение «Права и обязанности»  
  Школа и будущее Создание положительного психологического микроклимата и активной воспитывающей среды в школе Упражнение «Что меня отвлекает?» Упражнение «Могу ли я принимать решения?» Упражнение «Школа и я»
  Работа по профориентации Развитие самосознания, профессиональное самоопределение Объяснить важность самоопределения и трудоустройства в будущем Тренинг «выбор профессии»  

 

Предполагаемые результаты

· Выявление основных причин появления детей «группы риска».

· Восстановление законных юридических, экономических, интеллектуальных и социальных прав ребёнка.

· Сформированные личностная и социальная компетентности подростков, коррекция их негативных поведенческих проявлений через развитие у них позитивной, адекватной «Я – концепции», чувства самоуважения.

· Развитые способности критически мыслить, умения ставить социально-значимые цели и принимать ответственные решения.

· Обучение умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, избегать конфликтов.

· Сформированные умения неагрессивными способами реагировать на критику, самозащиту, сопротивления со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами.

· Создать условия гарантированной социальной защищённости учащихся: знание учащимися своих прав и обязанностей; их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебно-воспитательного процесса; психологическое и социальное равенство обучающихся, исключающую какую-либо дискриминацию их по любому признаку; соблюдение прав обучающихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.

· Развить творческие способности и таланты детей, раскрыть самобытность каждого, увидеть дальнейшие перспективы.

 

 

Используемая литература:

1. Говор, Т. Помощь трудному подростку /Т. Говор // Школьный психолог. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2008.-№21.-С.11-13

2. Кожурина, Л. "Работа с трудными детьми" //Первое сентября.- 2007.- №09.-С7-8

3. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением. – М.: Флинта, 2008.

4. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М.: Владос, 2006.

5. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе, Изд-во Института Психотерапии, Год издания: 2005. – 244с.

6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб. 1999. С. 38, 555 – 556.

Приложения

(некоторые упражнения и тренинги используемые в программе)

Для подростков трудности их возраста обычно носят объективный характер, и в связи с этим, их поведение является обоснованным чаще, чем взрослые об этом догадываются. Подросток нередко оказывается в жестких рамках, которые порождены субъективностью взрослых, и возникает активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может выразится в разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или в злом умысле подростка.

Положение взрослых более выгодно во взаимоотношениях с подростками, так как у них есть преимущество – возможность выбора линии поведения по собственному усмотрению, чего у подростка обычно нет. Непослушание у подростка принимает форму протеста, а сама ситуация - характер конфликта. Главное, что тяготит подростка в его взаимоотношениях со взрослыми – это чувство внутренней несвободы, ограничение его в деятельности. Нередко взрослые сами не в состоянии убедительно аргументировать свои запреты. Нередко решающим аргументом является то, что он старше и уже занимает какое-то положение в обществе. Часто звучит выражение: «Доживи до моих лет, а потом предъявляй свои требования» Взрослые более консервативны, чем подростки и поэтому должны допускать возможность того, что они могут быть неправыми, и надо уметь признать свою неправоту.

Упражнение «Мой идеальный мир»

Материалы:

­ 3 листа ватмана;

­ 9 маркеров разных цветов;

­ скотч.

Место проведения и исходное положение участников: ведущий делит группу на 3 команды, равные по количеству человек. Команды располагаются таким образом, чтобы при обсуждении задания не мешать друг другу.

Задание: каждой команде нарисовать картину «Мой идеальный мир» и представить ее перед другими командами.

Правила:

1. У команд есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя ничего записывать и трогать материалы.

2. По истечении времени обсуждения, команды одновременно приступают к выполнению задания по команде ведущего: «Время». При этом:

­ задание выполняется молча.

­ на выполнение задания у группы есть 10 минут.

4. Представление картин проводят 1–2 человека от каждой команды, аргументируя свое видение идеального мира, не более 2 минут.

 

Линия жизни

Нарисуйте на большом листе бумаги свою линию жизни, отметьте на ней позитивные и негативные события Вашей жизни двумя разными цветами. Окончание школы, института, новая работа, отношения, рождение детей, болезни, расставание, знакомства, путешествия - не забудьте отметить все эти и другие важные события. Затем посмотрите на рисунок, ответьте на следующие вопросы и проанализируйте результаты:

1.Какие чувства у вас взывает Ваша линия жизни?

2.Посмотрите, где же на этой линии Вы сейчас?

3.Какой цвет преобладает?

4.Хотите ли Вы что-то изменить в своей жизни?

 

Опросник "Анализ семейной тревоги" (ACT)

 

Цель методики: отражает общий фон переживаний индивида, связанный с его позицией в семье, с тем как он воспринимает себя в семье.

Теоретические основы методики

Под "семейной тревогой" понимаются состояния тревоги у одного или обоих членов семьи, нередко плохо осознаваемые и плохо локализуемые. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется в сомнениях, страхах, опасениях, касающихся, прежде всего семьи — здоровья ее членов, их отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов, возникающих в семье. Тревога эта обычно не распространяется на внесемейные сферы — на производственную деятельность, на родственные, соседские отношения и т.п. В основе "семейной тревоги", как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Это может быть неуверенность в чувствах другого супруга, неуверенность в себе. Индивид вытесняет чувство, которое может проявиться в семейных отношениях и которое не вписывается в его представления о себе.

Важными составляющими "семейной тревоги" являются также чувство беспомощности и ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужное русло. Индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает себя значимым действующим лицом в семье, независимо от того, какую позицию он в ней занимает и насколько активную роль играет в действительности.

 

Инструкция: "Уважаемый товарищ! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о Вашем самочувствии дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "Бланке опросника ACT".

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны — зачеркните этот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше трех. Помните, Вы характеризуете свое самочувствие в семье.

В опроснике нет "правильных" и "неправильных" утверждений. Отвечайте так, как чувствуете.".

 

Текст опросника

1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мною.

2. Чувствую, что, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.

3. Я многого не успеваю сделать.

4. Так получается, что именно я чаще всего оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в нашей семье.

5. Часто чувствую себя беспомощным (беспомощной).

6. Дома мне часто приходится нервничать.

7. Когда попадаю домой, чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).

8. Некоторые члены семьи считают меня бестолковым (бестолковой).

9. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.

10. Часто чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.

11. Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие.

12. Дома у меня постоянно ощущение, что надо еще очень много сделать.

13. Нередко чувствую себя лишним (лишней) дома.

14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.

15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.

16. Мне кажется, если бы я вдруг исчез (исчезла), то никто бы этого не заметил.

17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, но, как правило, приходится делать совсем другое.

18. Как подумаю о своих семейных делах, начинаю волноваться.

19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.

20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, вышло плохо.

21. Мне многое у нас не нравится, но я этого стараюсь не показывать.

 

Бланк опросника

Фамилия, имя, отчество

 

1 4 7 10 13 16 19 В /5

2 5 8 11 14 17 20 Т /5

3 6 9 12 15 18 21 Н /5

 

Ключ к тесту

Субшкала В – вина (семейная вина члена семьи)
Ответы «Да»: 1,4,7, 10, 13,16, 19.
Субшкала Т – тревожность (семейная тревожность члена семьи)
Ответы «Да»: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.
Субшкала Н – напряженность (семейная напряженность)
Ответы «Да»: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.
За каждое совпадение ответов с ключом начисляется один балл.
Наличие у респондента каждого параметра констатируется при результатах по данной шкале: 5 и более баллов.
Так же, методика позволяет определить Уровень общей семейной тревожности = вина + тревожность + напряженность.
Интерпретация результатов теста
Субшкала В – вина (семейная вина члена семьи) – неадекватное ощущение индивидом ответственности за все отрицательное, что происходит в семье.
Субшкала Т – тревожность (семейная тревожность члена семьи) – ощущение, что ситуация в семье не зависит от собственных усилий обследуемого.
Субшкала Н – напряженность (семейная напряженность) – ощущение, что выполнение семейных обязанностей представляет собой непосильную задачу для индивида.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных