Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типология политических традиций.

Прежде чем обращаться к политическим традиция России необходимо выяснить какие политические традиции сложились в разных типах цивилизационного развития. В зависимости от того как строились отношения между государствами, обществом, можно выделить две основные политические традиции: тоталитарно- консервативную и либерально-инновационную.

Тоталитарно- консервативная политическая традиция.

Для данной традиции характерно 2 особенности: 1. гипертрофированное государство поглатившее общество и личность. 2. ориентация на производство прошлого опыта. Истоки политической традиции связаны с древневосточной цивилизацией: Др. Египет, Междуречье, Др. Китай, Др. Персия. Значительное влияние на формирование политической системы оказали природные условия. Все древневосточные цивилизации располагались в долинах рек (Нил, Тигр, Ефрат). Основой земледелия была оросительная система. Эта система могла обслуживаться большой массой людей. Необходимость организации общественных работ, необходимость распределения земли, ресурсов, привели к возникновению государства, в котором заинтересованно все общество. Поэтому государство восточного общества играло колоссальную роль. На вершине властной пирамиды находились правитель, власть которого передавалась по наследству. Опиралась власть на централизованный чиновничий аппарат, представителем знати, жрецы. Характерной чертой являлось сосредоточение в одних руках экономической и политической власти. Наличие государственной собственности на землю давало государству возможность контролировать не политические сферы общества. Во всех древневосточных цивилизациях личность правителя обожествлялась. Это позволяло требовать от подданных беспрекословного подчинения не зависимо от их социального положения. Важнейшим элементом общественного устройства была община в которой господствовали принципы коллективизма. Интересы личности всецело подчинялись общине, которая контролировала все сферы жизни человека. Каждая община в силу натурального хозяйства была самодостаточной замкнутой организацией. Единым интегрированным началом выступало государство. Поэтому древневосточное общество строилось на основе не горизонтальных связей, а вертикальных. При ослаблении центральной власти, общество распадалось. Др. Египет 3 раза распадался на отдельные общества. Политические традиции отличались устойчивостью и консерватизмом. Со 2 в. д.н. учение Конфуция стало официальным взглядом идеологии. Согласно ему идеальное государственное, общественное устройство, идеальные законы уже были даны предками и поэтому ныне живущие люди должны воплощать идеалы в жизнь.

Либерльно-инновационная политическая традиция.

Сформировалась в западной цивилизации. Для данной традиции характерно признание важнейшей ценностью личности, ее прав и свобод, наличие гражданского общества, которое в некоторых областях контролировало государство, которое подчиняется не человеку, а закону. Ее формирование началось в античности в Др. Греции. В силу природных условий Др. Греции не было необходимости в сильном государстве, которое контролировало бы жизнь всех членов общества. Кроме того южная часть Балканского полуострова была изрезана барьерами, создаваемые отдельные равные общества, независимые города-государства (полисы). Постепенно в некоторых полисах сформировалось демократическое политическое устройство. Все жители полиса (кроме рабов, иностранцев и женщин) участвовали в выборах органов власти. В Афинах выборным и были совет, коллегии стратегов, коллегии Охонтов. Таким образом формировалось гражданское общество. Уже в античности между государством и обществом при помощи законов, которые должны были соблюдать и граждане и государство. Участие граждан в управлении государством, духовенством закона и законопослушание, равенство гражданских прав, все это стало неотъемлемой частью либеральной инновационной традиции. Дальнейшее развитие либеральная традиция получила в период средневековья. Этому способствовало ситуация в которой оказалось государство в Западной Европе. Государству приходилось сталкиваться с сильными конкурентами феодалами, церковью, городами. В целом политическая линия заключалась в постепенном ограничении произвола власти. В конечном итоге победила светская власть. Эта борьба имела важные последствия: светская власть не подчинила духовную власть. Церковь сохранила автономию. Это способствовало разделению политической и духовной власти, а так же развитию интеллектуальной свободы личности. Выступая таким противовесом, церковь заставляла идти на компромиссы, ограничивала, критиковала власть, заставляла тем самым считаться с обществом. Другим противовесом выступали феодалы. В средневековье феодальная знать обладала независимостью от власти – иммунитетом. Представительная знать обладала определенным правом и обязанностями наследственности. Свои права знать ревностно отстаивала. Это приучало власть соблюдать права и обязанности феодалов, а позже и всех членов общества. Именно борьба феодалов за свои права заложило основы. В 1215 король Безземельный подписал великую хартию вольности. Одна из статей гласила: «ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, имея владения, объявлен стоящими вне закона иначе по законному приговору равных его и по закону страны». Еще одним ограничение были города. Они воспользовались взаимным ослаблением светской и духовной власти, а так же что с 11в. не было опасностей. Воспользовавшись этим некоторые города освобождались от феодальной зависимости, добились свобода, контроля общества над властью. Королевская власть опиралась на города. Короли вынуждены были признать политические права. На этой основе сформировался сословно-представительная монархия, при которой власть короля ограничивалась органом сословного представительства. Это парламент в Англии 1265; генеральные штаты во Франции; рейхстаг в Германии; сейм в Польше; кортесы в Испании, земский собор в России. Эти органы включали представителей привеллигированных сословий духовенства. В дальнейшем политическое влияние оказали духовные движения нового времени, а именно: возрождение (14-16в.); реформация (16в.); просвещение (18в.). Культура возрождения позволила Западной Европе усвоить культуру и политический опыт античности, осознать санкции человеческой личности, независимо от ее происхождения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способы разрешения межнациональных | Априорные формы чувственности (пространство и время).


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных