Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ И ШАХМАТЫ

Интенсивное развитие науки и техники сопровождается фрагментарным взаимопроникновением присущих различным областям знаний идей и методов духовного освоения мира. Это привело к необходимости всестороннего, комплексного подхода к изучению научной стороны дела. Динамика современного знания, в том числе в сфере науки, неудержимо разрушает границы сложившихся дисциплин, зашедших столь далеко, что даже в наше время мало кто решается на соединение его бурно разрастающихся областей. Тем не менее, такой подход зачастую оказывается полезным и систематизируется в философии науки и техники в рамках идей компаративистики [1]. В настоящей статье проиллюстрированы возможности компаративистского подхода к изучению и преподаванию игры в шахматы с использованием идей теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) [2].

Вообще говоря, компаративистский подход к проблемам шахмат не является новым. Он использован М.М.Ботвинником для обоснования горизонта расчета шахматных вариантов [3], А.А.Шашиным, предложившим синергетический алгоритм поиска хода [4], В.И.Дыдышко в системном анализе позиции [5] и др.

Использование идей ТРИЗ в шахматах выглядит естественным, поскольку суть шахмат заключается в изобретении плана игры, а также хода или серии ходов (варианта), направленных на осуществление этого плана. В этом аспекте игра в шахматы сродни решению изобретательской задачи. Такой подход представляется плодотворным в связи с успехами проникновения ТРИЗ в целый ряд областей творческой деятельности человека: избирательных технологий, музыкального и других видов искусства, биологии, медицины, рекламного дела, проведения пиар-компаний и мн.др. [6].

Настоящая статья не претендует на полноту изложения возможностей многочисленных методик ТРИЗ применительно к шахматам, а лишь иллюстрирует открывающуюся на этом направлении перспективу.

Идеальный конечный результат (ИКР). В изобретательском творчестве ИКР является маяком, по степени приближения к которому судят об идеальности полученного результата. Таким результатом фрагмента игры может быть достижение позиций мата, пата или динамического равновесия, получение материального преимущества, захват территории, центра, открытой линии, выключение из игры фигуры противника, образование отдаленной или защищенной проходной пешки и мн. др. Здесь специфика заключается в умении увидеть ИКР и оценить реальность его достижения шахматными средствами.

Выявление и разрешение противоречий. Это центральная идея ТРИЗ, направленная на непосредственное применение методологической функции диалектики. В последнее время ее часто подвергают критике, тем не менее, окончательной ясности в данном вопросе нет.

Для разрешения противоречий в ТРИЗ предлагается использовать следующие ресурсы анализируемой системы: материальные, информационные, энергетические, пространственные, временные, человеческие (сами люди, а также их стереотипы, мотивация, каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание) и другие (события прошлого, имидж, культура и т.п.) [7].

Приведем примеры возможности использования метода противоречий в шахматах.

На диаг. 1 наступление белых конфликтует с угрозой 1... Фh1×. Но у белых есть материальный ресурс в виде качества. Поэтому они сбрасывают часть материала путем 1. Фd4+ Kpg8 2. Фd5+ Ф:d5 3. cd C:d5 +–.

1 2

O Голенищев В.Е., 2000   O Куббель Л., окончание этюда

На диаг. 2 белые используют материальный ресурс для завлечения короля соперника в матовую сеть в варианте 1. Фa3+ Kp:a3 2. Kc2×.

Использование информационных ресурсов, весьма широко распространено в шахматной игре. Как и в технике, это, прежде всего, собственные аналитические разработки, а также заимствованные из различных источников, в том числе компьютерных баз данных. Яркими представителями шахматистов, игра которых основана на глубоких собственных разработках сложных позиций, являются чемпионы мира А.А.Алехин и М.М.Ботвинник. Характерными представителями энциклопедического направления являются экс-чемпион мира Г.Каспаров и выдающийся шахматный тренер С.А.Фурман, в игре которых нередко прослеживаются запомненные ими партии и анализы коллег. Информационный фонд шахматистов среднего уровня включает, выражаясь языком ТРИЗ, задачи-аналоги разыгрывания типовых позиций. При этом нередко встречаются партии, сыгранные по известным образцам или по аналогии, где выигравшая сторона фактически не сделала ни одного существенно нового хода.

Так, в партии диаг. 3, сыгранной в 1973 г., последовало: 1. C:f6 C:f6 2. Фе4 с выигрышем белых, что уже неоднократно встречалось (см., например, диаг. 4).

3 4

OМаксимович – Исламович, Ниш, 1973   OВайнрайт – Робинсон, переп., 1936

В наш век информации не удивляет победа шестилетнего Тамбовцева Артема (ПК «Восход» Приморского района), не сделавшего ни одного собственного хода в партии: 1. e4 e5 2. Kf3 Kf6 3. Cc4 Kf6 4. Kg5 d5 5. ed Kd4 6. d6 Фd6 7. Kf7 Фc6 8. Kh8 Фg2 9. Лf1 Фe4+ 10. Ce2 Kf3×.

В качестве информационного ресурса может рассматриваться также подборка партий противника.

Осмысление проблемы энергетических ресурсов в шахматах стало возможным лишь в конце ХХ века в силу проникновения достижений естественных наук в рассматриваемую область. Тем не менее, такую возможность акцентировал экс-чемпион мира Х.Р.Капабланка, считавший, что при оценке позиции необходимо взвешивать силы, свободу маневрирования и гармоничность действия фигур [8], т.е., энергетические характеристики положения. По мнению Капабланки, позиция играет первую роль, материал же стоит на втором месте, а пространство и время являются дополнительными факторами [9]. Хотя Капабланка и не раскрыл, что такое «позиция» в рассматриваемом им контексте, он все же, как утверждает мастер А.А.Шашин, предчувствовал, что под «позицией» надо понимать потенциальную «энергию», заключенную в шахматных фигурах. Проблема энергетических ресурсов в шахматах освещена им в цикле лекций, опубликованном в «Шахматном Петербурге» за 1998-99 годы.

Практическое использование энергетических характеристик шахматной позиции проще всего проследить по алгоритмам функционирования компьютерных шахмат. Так, в 1999 г. Р.А.Переверзевым с соавторами был разработан алгоритм, предусматривающий получение и обработку информации о весовых функциях количества материала и расположения фигур (потенциально-энергетические характеристики позиции), а также взаимодействия фигур с учетом позиционных достижений или потерь (количество сильных пунктов, владение центром, открытыми линиями и т.д.), т.е. кинетическую составляющую позиции [10]. Однако данный алгоритм, как и другие алгоритмы компьютерных шахмат, содержит огромное количество настроечных коэффициентов ранжирования различных компонентов, учитываемых в соответствующих весовых функциях, что затрудняет оптимальную настройку реализованной с его помощью автоматизированной системы управления игрой в шахматы.

Особенность пространственно-временных характеристик игры в шахматы заключается в том, что они, чаще всего, образуют конфликтующую пару. Это особенно видно на модели компьютерных шахмат: чем шире область расчета продолжений, тем больше времени требуется на их выполнение. Так, авторы упомянутого патента впоследствии доработали свое изобретение, использовав для разрешения пространственно-временного противоречия информацию о событиях прошлого. Идея об использовании такой информации для разрешения данной категории противоречий в технике не нова. Она возникла при решении поставленной академиком А.Н.Туполевым задачи об уменьшении количества испытаний надежности новой серии самолетов, предусматривающих их разрушение. Решить задачу удалось методом априорно-эмпирических функций, идея которого заключается в учете вероятностных характеристик реализаций ранее созданных аналогов с весовым коэффициентом ≈0,5, что дает возможность сократить количество испытаний. В нашем примере это означает отбрасывание ветвей расчета, значение обобщенной весовой функции основания которых ниже максимального значения, полученного в одной из точек данного цикла расчетов на заданную величину (обычно на 20 % от максимума) [11]. Более сложный, но, возможно, и более оптимальный алгоритм ограничения перебора вариантов, названный «горизонтом видения» был предложен М.М.Ботвинником [12].

Яркие победы путем расчленения армии противника в пространстве одержал Х.Р.Капабланка. Так, в его партии на диагр. 5 последовало 14. g4! Соль стратегического замысла в оттеснении слона черных на g6, где он будет надолго выключен из игры. 14…Cg6 15. Kg3 h6 16. a4 Kh7 17. Фе2 Лb8 18. ab ab 19. b4! (диаг. 6). Теперь выигрыш достигается наступлением на ферзевом фланге, где у черных сказывается отсутствие белопольного слона. 19 … Фс8 20. Сd3 c6 21. dc Ф:с6 22. Ла5! Ф:с3 23. C:b5 Фс7 24. Се3 Леd8 25. Лс1! +–.

На диагр. 7, продолжая 13. с6!, белые рассекают боевые силы черных и замораживают их ферзевый фланг. Далее последовало: 13 … Се7 14. Се3! Крd8 15. Лас1 Ле8 16. g3! Cg5 17. Cg2 (темп важнее пешки) 17 … С:е3 18. fe Л:е3+ 19. Крd2 Лe6 20. Лf1 f6 21. Лf5 Лd6 (после 21 … К:с6 22. Л:d5+ Kpe7 23. Лh5 Лd8 24. Л:с6 белые выигрывают фигуру) 22. Л:d5 Л:d5 23. C:d5 Kpe7 24. Cg2 Ka6 25. a3! Лаd8 26. Ле1+ (диагр. 8), и белые вскоре выиграли.

В критической позиции испанской партии после 9-го хода белых (диагр. 9), выражаясь терминами ТРИЗ, конфликт состоит в удобстве расположения белопольного слона черных и их коня на поле с6. Черные стремятся эластично расположить эти фигуры: слона на b7, а коня на d7 для поддержки подрыва пешечного центра белых путем с7–с5. При этом возникает вопрос, имеют ли черные ресурс времени для парадоксального, на первый взгляд, перевода Kc6–b8–d7, составляющего суть так называемой системы Брейера. После 9… Kb8, как показала практика, черные ресурс времени для данного перевода имеют, поскольку белые никак не могут непосредственно использовать потерю времени у черных, например: 10. d4 Kbd7 11. c4 c6 12. c5!? Фс7 13. cd C:d6 14. Cg5 ed 15. C:f6 gf! 16. Ф:d4 (16. K:d4 Kc5!) Ke5 17. Kbd2 c5 18. Ф e3 c4 19. Cc2 Kg6 и черные имеют отличную контригру (И.Зайцев – Ю.Балашов, Москва, 1970). Поэтому в наши дни белые уже не стремятся к опровержению системы Брейера, а продолжают, как правило, 10. d4 Kbd7 11. Kbd2 Cb7 12. Cc2 Ле8 с широкими возможностями для обеих сторон [13].

     
 
OКапабланка – Блэк, Нью-Йорк, 1915
     
 
OСуэтин А. – Шамкович Л. [14]

 

Немаловажным ресурсом в игре может служить информация о психологическом состоянии и предпочтениях противника. Родоначальником такого подхода является 2-й чемпион мира Эммануил Ласкер. Он одним из первых понял, что в

 

    шахматы играют живые люди, и бороться надо не только с фигурами, но и с человеком, его характером. В частности, он избирал объективно невыгодные продолжения, если они усложняли игру соперника, предпочитавшего спокойную маневренную борьбу [15]. Обсуждая кондуктивность мышления при игре в шахматы и решении изобретательских задач, отметим, что наиболее тонкое методическое сродство здесь прослеживается в использовании так называемых стандартных приемов.
 
●Критическая позиция в испанской партии  

Всего известно 50 стандартных приемов решения изобретательских задач в технике, каждый из которых может иметь шахматную аналогию. И подобно тому, как изобретатель использует лишь часть характерных для его творчества приемов из известного арсенала, так и в творчестве квалифицированного шахматиста можно выявить статистику предпочтения используемых им обсуждаемых аналогов. Проиллюстрируем несколько из них.

     
 
Петросян Т. – Олафссон Ф., Блед, 1959

Гроссмейстер Ф.Олафссон в позиции на диаг. 10 сыграл 13… d6!, имея в виду вариант: 14.с5 Cd5 15. Cc4 C:c4 16. Ф:с4 Фе8!, защищаясь и нападая (диаграмма 11). На языке ТРИЗ это означает использование приема универсальности, заключающегося в одновременном выполнении нескольких действий (в данном примере защиты и нападения). В качестве кондуктивного аналога укажем на обработку препаратов моноклональных антител для определения группы крови человека этиловым красным и метиленовым синим для группоспецифических антигенов А и В соответственно. Изобретателями установлено, что указанные ингредиенты не только окрашивают препараты в цвет групповой принадлежности, но и стабилизируют их биологическую активность.

Вернемся к диагр. 10. Здесь экс-чемпион мира Т.Петросян оказался начеку. Он ответил своими излюбленными приемами предварительного действия и «заранее подложенной подушки», расставив фигуры белых так, чтобы они могли без затрат времени на доставку и с наиболее удобного места выполнить защитительные функции: 14. Kc3 Фе7 15. Лd1 Kbd7 16. K:e4 fe 17. Ke1 Cg5 18. Kc2 Лf7 19. Cc1 C:c1 20. Л:с1 Лaf8 21.Ke3 Ca8 22. Лс2 Kph8 (диаг. 11). И только теперь, когда все надежно укреплено, ходом 23. а4 белые переходят к решающему наступлению на ферзевом фланге, загнав партнера в цейтнот беспокойным неведением,

    движения какой из 4-х пешек ему следует опасаться. В качестве технического аналога укажем спасательный жилет, содержащий одну или несколько камер плавучести, систему наполнения и привязную систему, отличающийся тем, что система наполнения содержит пеногенератор, обеспечивающий наполнение камер быстротвердеющей пеной с кажущейся плотностью от 10 до 100 кг/м3. Здесь пеногенератор выполняет функцию страхования в случае повреждения камеры жилета [16].
Петросян Т. – Олафссон Ф., Блед, 1959. Позиция после 22-го хода черных

В информационный фонд шахматиста входят также сведения о специфических эффектах шахматной доски и расположения фигур (например, о геометрическом эффекте равного количества ходов при линейном перемещении по вертикали и соответствующей диагонали и др.), а также ряд стандартных правил (например: «на фланговый удар отвечай наступлением в центре», «держи свою ладью позади проходных пешек противника» и т.д.). Кроме того, не следует забывать и об общих закономерностях развития шахматной партии. Это принципы позиционной игры Стейница, идеи Нимцовича и т.д.

В заключение отметим, что приведенные выше примеры относятся к обобщению шахматного и технического мышления в так называемых стандартных ситуациях. В нестандартных ситуациях ТРИЗ предписывает использование алгоритмических методов поиска решения. Из алгоритмических методов нами использовались разработки А.А.Шашина, изложенные им в цитированной работе, а также в цикле лекций, прочитанных в 1999–2007 гг. в Подростковом центре «Альбатрос». В связи с малым тиражом публикаций и практической недоступностью данные методы иллюстрируются ниже:

Алгоритм атаки материальных мишеней (алгоритм Таля) применяется, если перевес в развитии составляет 3 и более темпов или подвижность фигур на 20÷25 % выше, чем у соперника. Алгоритм предусматривает:

1) прямое нападение на фигуру(ы) противника;

2) развитие (оптимальную расстановку фигур) за счет времени, в течение которого противник отражает нападение;

3) жертву материала;

4) выигрыш материала или достижение иных преимуществ.

Данный алгоритм иллюстрируется на диаг. 12. В партии было: 19… Лd5 20. Фd2 (Таль рассчитывал на такой финал: 20. Са3 Фе6 21. Фd2 C:h2+ 22. Kp:h2 Лh5+ 23. Kpg1 Лh1+) 20… C:h2+ 21. Kp:h2 Лh5+ 22. Kpg1 Kg4. Белые сдались, т.к. от угроз 23… Фh4 или 23… Лh1+ защиты нет.

 

     
 
{ Б.Спасский – М.Таль, 1979   { Е.Боголюбов – Х.Р. Капабланка, 1928

Стратегический алгоритм Капабланки предусматривает: 1) оптимальную расстановку фигур; 2) движение пешек; 3) размен; 4) цугцванг.

Здесь после выполнения п.3 необходимо возвратиться к п.1 для проверки возможности лучшего расположения фигур, а уступающий в пространстве может меняться "вне очереди", т.е. минуя пп.1–2.

Пример выполнения алгоритма Капабланкой представлен на диаг. 13, где последовало: 29… Лас8! (Угрожает 30. К:b2) 30. Ka2 a5 31. Лf3+ Kpg6 32. g4 Kd6! 33. Кс3 Оптимальная расстановка фигур достигнута. Теперь можно двигать и разменивать пешки. 33… b4 34. ab ab 35. Кd1 Лс2 36. Лf2 b3 37. Ла1 Ке4 38. Ле2 Л8с6 39. Лb1 e5 40. Ла1 Л6с4! 41. Ла5 Кс5+!, и мат неизбежен. Белые сдались.

Рис. 1. Функциональные блоки и структурные связи процесса решения творческих задач

 

Резюмируя приведенные иллюстрации, можно сделать заключение, что решение задач поиска оптимального продолжения в шахматах может рассматриваться как частный случай ТРИЗ, вследствие чего процессы создания изобретений и решения шахматных проблем могут быть обобщены в виде схемы, представленной на рис. 1. Подобно техническим, шахматные проблемы разделяются на стандартные и нестандартные и, как и в технике, стандартные ситуации в шахматах разрешаются с помощью информационного фонда, включающего приемы, стандарты, задачи-аналоги и соответствующие эффекты, а нестандартные могут решаться с помощью алгоритмов с использованием методов управления психологическими факторами. Данная схема демонстрирует полную аналогию методических подходов игры в шахматы и теории решения изобретательских задач.


[1] Котенко В.П. К вопросу о компаративистике философии науки и эпохах развития науки. //Современная наука: проблемы и дискуссии — компаративистский подход. //СПбГЭТУ, 2005, с. 3-18.

[2] Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач.— Новосибирск: Наука, 1986.

[3] Ботвинник М.М. Аналитические и критические работы. //М., «ФиС», 1987, с. 483-495.

[4] Шашин А.А. 555, т. 1, СПб, 1996, 142 с.

[5] Дыдышко В.И. Логика современных шахмат. — Мн.: «Полымя», 1989.— 431 с.

[6] Интернет: сайт www.trizland.ru.

[7] См., например: Гасанов А.И., Гохман Б.М., Ефимочкин А.П. и др. Рождение изобретения. М., Интерпракс, 1995.

[8] Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. Моя шахматная карьера: Пер. с англ. и нем./ Под спец. Ред. И с коммент. Л.Я.Абрамова; — М.: ФиС, 1983, с.94.

[9] Там же. — с.131.

[10] Патент РФ № 2145730, G06F 19/00, G06F 161:00/. Переверзев А.Р., Переверзев Р.А., Фейгельман Б.И. Автоматизированная система управления игрой в шахматы. Опубл. 20.02.2000. Бюл. № 5.

[11] Патент РФ № 2180137, G06F 19/00/, G06F 161:00. Переверзев А.Р., Переверзев Р.А., Фейгельман Б.И. Автоматизированная система управления игрой в шахматы. Опубл. 27.02.2002. Бюл. № 7.

[12] Ботвинник М.М. Аналитические и критические работы 1928 – 1986: Статьи, воспоминания.— М.: «ФиС», 1987.— 528 с., с. 238–242.

[13] Суэтин А.С. Как играть дебют. Изд. 5-е. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004, — 128 с., с. 66-68.

[14] Суэтин А.С. Там же, с. 52-53.

[15] Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества. М., «ФиС», 1978, –208 с., с. 26-27.

[16] Патент РФ № 2235040, В63С 9/11/. Сильников М.В., Петроченков С.А., Петров А.В., Шемаев А.А. Спасательный жилет. Опубл. 27.08.2004.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Межрайонное первенство АСШ 2013 г., 6-й тур | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных