Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Законы и закономерности коррекционно-педагогического процесса.




Изучая диалектику специального образования, коррекционная педагогика должна выявлять объективные закономерности, присущие тем явлениям, которые она изучает. Определение законов и закономерностей коррекционно-педагогического процесса – дело довольно сложное. В различных исследованиях даётся большое количество их формулировок без строгого учёта систематизирующих факторов.

Законы и закономерности общепедагогического и коррекционно-педагогического процессов во многом схожи и имеют общую направленность и конечные цели. Под законом мы понимаем необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе (Энциклопедия (1989).

Закон выражает общие отношения, связи, присущие всем педагогическим явлениям, в том числе и коррекционным. Он способствует научному управлению и прогнозированию результатов исследования, ориентирует практику на оптимальный выбор содержания, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания детей.

Основным законом коррекционно-педагогического процесса является обязательное присвоение подрастающим поколениям специального опыта старших поколений, осуществляемое в доступной форме. Это касается как общечеловеческого опыта, так и накопленных данных и материалов по специфике обучения и воспитания людей с нарушениями умственного и физического развития.

Психофизический дефект влияет на формирование личности, и это влияние будет проявляться по разному в зависимости от содержания и условий деятельности, от характера, степени и структуры нарушенных функций, от состояния нервной системы и всего организма и, наконец, от целого ряда особенностей, характеризующих непосредственно личность человека (М. И. Земцова, 1956). Кардинальным фактором, который определяет формирование личности человека в норме и патологии, является социальный. Там, где общество уделяет внимание больным и инвалидам, где идёт накопление опыта организации их образования, его расширение, совершенствование и передача следующим поколениям, там успешно развивается личность, несмотря на дефект.

Если же для развития личности человека с сенсорно-физической депривацией не созданы благоприятные социальные условия, нет опыта в этом отношении или он очень мал, то не будет качественной преемственности поколений, социальной адаптации и (ре)абилитации таких людей. Их личностное формирование будет идти с рядом отрицательных качеств.

Л. С. Выготский верил, что придёт время, когда дети с нарушением развития перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное, а дефект есть нарост на слепоте, глухоте и т. д. Он был уверен в том, что социальное воспитание победит дефективность (1983, 72).

Закон целостности и единства коррекционно-педагогического процесса определяет соотношение части и целого данного процесса, раскрывает структурные образования, компоненты, их соотношения между собой и в единой системе, интегративные показатели последней. Этот закон обуславливает органическое единство и необходимость сочетания общеобразовательных и коррекционных частей в целостном коррекционно-педагогическом процессе.

Закон единства теории и практики коррекционно-педагогического процесса нацеливает на формирование теории, ориентированной на практику, определяет их тесное взаимодействие и взаимозависимость.

В коррекционной педагогике присутствуют все виды исследований: методологические, фундаментальные и прикладные.

Методологические исследования направлены на изучение не самого коррекционно-педагогического процесса, а способов его отражения в науке. Цель этих исследований – выявление закономерностей и тенденций развития коррекционной педагогики в целом, путей взаимосвязей науки и практики, повышения качества научных изысканий (предмет коррекционной педагогики, структурно-функциональные основы теоретического обоснования специфики обучения детей с особыми образовательными потребностями, взаимосвязь коррекционной педагогики с другими науками и др.).

При формировании коррекционно-педагогической теории очень важно с самого начала сориентировать её на кардинальные проблемы обучения и воспитания детей с психофизическими нарушениями в развитии, на выход в конкретную педагогическую действительность.

Фундаментальные исследования раскрывают сущность коррекционно-педагогических явлений и дают им научное обоснование. На этой теоретической основе зарождаются прикладные исследования, которые решают непосредственно практические вопросы обучения и воспитания лиц с нарушением развития. Эти виды исследований могут осуществляться вместе.

Посредством проведения прикладных исследований и через их результаты теория осуществляет свое влияние на практику, регулируя и направляя коррекционно-педагогический процесс. Прикладные исследования вскрывают недостатки практики, изучают их причины, дают рекомендации по их преодолению. Например, недостатки усвоения учебного материала, связанные с задержками психического развития детей; причины утомляемости учащихся при длительной работе с использованием неполноценного слуха, способы усиления звуковой информации и специфика использования специально подготовленного фонического материала и др.

Закономерности коррекционно-педагогического процесса выражают деятельность законов применительно к конкретным условиям обучения и воспитания учащихся с нарушениями развития. Раскрытие закономерностей позволяет выявить существенные связи данного процесса, его составные час­ти и факторы, влияющие на его развитие. Здесь важно рассмотреть как внешние связи (социальная среда), так и внутренние, свойственные компонентам коррекционно-педагогического процесса (между целями, содержанием, формами, методами и средствами обучения и воспитания учащихся с дефектами развития).

Специальное образование детей с проблемами развития осуществляется в тес­ном взаимодействии с социальными процессами, оно зависит от уровня социально-экономического развития общества, от его потребностей и возможностей, от господствующей политики и идеологии и, наконец, от социального статуса людей с различными дефектами в стране, в регионе. То есть, при организации коррекционно-педагогического процесса в школе или дошкольном образовательном учреждении необходимо учитывать как потребности и социальный заказ общества, так и условия перестройки образовательной системы, перспективы её развития и возможностей государства по созданию материальной базы. Таким образом, коррекционно-педагогический процесс, его цели, задачи и содержание обусловлены потребностями и возможностями общества. Эта закономерность внешнего характера.

Внутри рассматриваемого процесса существуют и внутренние связи, которые отражают характер отношений между его основными компонентами Объективно можно отметить наличие взаимосвязей между целями, содержанием, методами, средствами и формами обучения и воспитания детей с дефектами в развитии. Эти закономерности многообразны и большинство из них проявляются при определенных условиях. Отметим из всего многообразия лишь основные и те, которые в большей степени характеризуют специфику коррекционно-педагогического процесса.

Связь между обучением, воспитанием, развитием и их коррекцией как составляющими компонентами целостного коррекционно-педагогического процесса.

Так как у детей имеются нарушения здоровья, то при их обучении и воспитании необходимо преодолеть дефекты в развитии, т. е. коррекционная работа должна осуществляться комплексно и затрагивать все компоненты образовательного процесса.

В этой деятельности обучение и воспитание должны идти впереди развития, поскольку они его определяют. Л. С. Выготский по этому поводу говорил: «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперёд развитию... создаёт зону ближайшего развития ребенка, т. е. вызывает ребёнка к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития» (1956,449-450).

Коррекционные процессы в обучении и воспитании играют решающую роль в развитии личности аномального ребёнка, они осуществляются также с опережением.

В целостном коррекционно-педагогическом процессе все планируемые занятия должны быть нацелены на компенсацию дефекта, на эффективность развития ребёнка. Обучение в специальном детском саду и в школе должно быть воспитывающим, развивающим и коррекционно направленным.

Существует связь между деятельностью субъектов и объектов коррекционно-педагогического процесса. Она заключается в закономерности единства и коррекционной направленности преподавания и обучения. Деятельность коррекционного педагога и учащихся должна быть согласована, преследовать общие цели и быть коррекционно обусловлена. Они должны найти пути и средства для контакта, для передачи и восприятия учебной информации. Учителю необходимо владеть приёмами коррекции, формировать соответствующие умения у детей с нарушенным психофизическим развитием. Только при этом условии можно достичь единства преподавания и учения в специальном образовательном учреждении или, по выражению Ю. К. Бабанского (здесь и далее использованы материала его исследования), «педагогического резонанса». Следующую важную закономерность можно сформулировать как определяющую роль коррекционной направленности деятельности и общения в обучении и воспитании.

При сенсорно-физической депривации у учащихся наблюдаются трудности в деятельности и общении, снижается их активность, самоконтроль, нарушается ход психофизического развития. Профессор М. И. Земцова, например, в монографии «Пути компенсации слепоты» убедительно доказала, что деятельность в различных её проявлениях (игровая, познавательная, трудовая, общественно-политическая) является решающим условием для преодоления трудностей на пути психофизического развития детей и предупреждения дегенеративных нарушений психики у взрослых при поздних дефектах.

Коррекционная работа позволяет активно и творчески включать людей с дефектами развития в деятельность и обучение, что является решающим условием компенсации дефекта, социально-трудовой адаптации и (ре)абилитации инвалидов.

Не менее важной является такая закономерность, как учёт в коррекционно-педагогическом процессе возрастных и индивидуальных особенностей детей с психофизическими нарушениями. Мы уже отмечали необходимость координировать учебно-воспитательную работу в зависимости от возрастной периодизации детей, поскольку каждый возраст учащихся имеет свои характерные особенности.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях указанную закономерность учитывать чрезвычайно важно, так как в классах могут обучаться разновозрастные дети. Это связано с тем, что многие из них продолжительное время болеют, переносят подчас несколько операций и, естественно, отстают в учёбе. Этот процесс затягивается на годы: с осложнением заболеваний учащиеся вынуждены оставлять массовую школу, переходить в специальную и тратить продолжительное время на адаптационный период. В результате такие дети отстают в учёбе от своих сверстников и вынуждены обучаться в том классе, которому они соответствуют по уровню знаний и умений, а не по возрасту.

Такие ребята требуют индивидуального подхода. Этот подход учитывает не только возраст, но и клиническую форму дефекта. Структурно-функциональные нарушения в организме определяют познавательные и другие возможности детей, обуславливают зрительные, тактильные, слуховые, двигательные и другие нагрузки. Без учёта всех специфических особенностей проблемного ребёнка невозможно построить правильную и дифференцированную работу, а также весь коррекционно-педагогический процесс в целом.

Закономерной является связь целей, содержания, методов, средств и форм организации целостного коррекционно-педагогического процесса. Очень важно в этой деятельности проследить внутренние закономерные связи между функциональными компонентами. Цели должны определять содержание, методы, средства и формы деятельности коррекционного педагога и учащихся с аномалиями развития. Содержание образования предопределяет выбор методов, средств, форм организации и т. д. Такая последовательность закономерна, но она будет неполной, если не будет представлена специфика образовательного процесса, а именно его коррекционная направленность в той же последовательности.

Коррекционно-педагогический процесс в целевых установках определяет не только программную сумму знаний и умений, которую должны усвоить учащиеся с проблемами в обучении, но и то, как они должны преодолеть недостатки развития на пути получения учебной информации. То есть все компоненты коррекционно-педагогического процесса будут иметь специфическую направленность, осуществляемую в той же последовательности и взаимосвязи.

Мы в данном разделе рассмотрели наиболее важные законы и закономерности коррекционно-педагогического процесса, но это не значит, что не существуют другие. Важно то, чтобы все законы и закономерности педагог в своей работе учитывал не автономно, а в системе, чтобы общепедагогические закономерности увязывал со специфическими, которые обусловливаются многообразием познавательной и другой деятельности учащихся с сенсорно-физическими недостатками. Такая системность при организации целостного коррекционно-педагогического процесса обеспечивает его эффективность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных