Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1. Коррекционная педагогика: предмет, задачи. Краткий конспект лекций




КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Краткий конспект лекций

 

Минск

БГПУ 2010

 

 

Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за разработчиком.

Нелегальное копирование и использование данного ресурса запрещено.

Автор: Гаурилюс А.И.

220049, Минск, ул. Советская, 18, тел 220-44-66


Тема 1. Коррекционная педагогика: предмет, задачи

План лекции:

1.Предмет коррекционной педагогики.

2. Цели, задачи, принципы, методы коррекционной педагогики. Подходы к специальному образованию.

3. Проблемы коррекционной педагогики.

4. Подготовка специалистов, работающих в сфере специального образования. Персоналии коррекционной педагогики.

1. Предмет коррекционной педагогики.

По степени распространённости трудности в обучении встречаются у 40% детей, стойкая задержка психических процессов наблюдается у 20%; нарушения речи – до 20% (тенденция к увеличению); нарушения зрения – 3%; нарушения слуха – около 5%; остальные нарушения занимают – 20%.

Около 4,5% детей относятся к категории детей с ОПФР (Россия), в РБ – около 1260000 детей.

Наличие таких детей вызвало необходимость возникновения специальной педагогики как науки. Первоначально, наука, занимающаяся изучением детей с ОПФР называлась дефектология. Из неё образовались 2 отрасли:

- коррекционная педагогика,

- специальная психология.

Субъектом изучения в коррекционной педагогике является человек с ОПФР. Объектом – специальное образование лиц с ОПФР. Предмет – теория и практика специального образования.

Межпредметные связи. Коррекционная педагогика связана с философией, социологией, общей педагогикой, дидактикой, медициной, психологией.

2. Цели, задачи, принципы, методы коррекционной педагогики. Подходы к специальному образованию.

Цель коррекционной педагогики – обеспечить человеку с ОПФР достижение максимально возможной самостоятельности и независимости в жизни.

Подходы:

1. Междисциплинарный подход.

2. Профилактический подход.

3. Международный подход.

Задачи:

1. Изучение закономерностей развития личности в условиях ограниченной жизнедеятельности.

2. Определение компенсаторных возможностей конкретного человека с конкретными нарушениями.

3. Построение педагогической классификации лиц с ОПФР.

4. Разработка научных основ содержания образования, методов, технологий.

5. Создание определённой среды.

6. Профилактика возникновения нарушений.

Принципы:

1. Единство коррекции, обучения, развития и профилактики нарушений.

2. Единство диагностики и коррекции.

3. Учёт индивидуальных возрастных особенностей.

4. Деятельностный принцип коррекции, обучения, воспитания.

5. Комплексность методов воздействия.

Методы:

2. Научно-педагогического исследования.

3. Диалектико-материалистический метод изучения явлений.

4. Метод работы с литературой.

5. Метод изучения опыта.

6. Математического анализа.

3. Проблемы коррекционной педагогики:

1. Ранняя диагностика (проводится от рождения до 3х лет) и абилитация.

2. Создание широкого спектра специальных образовательных услуг.

3. Проблема интегрированного обучения и воспитания.

4. Проблема дистанционного обучения.

5. Разработка новых информационных технологий.

6. Индивидуализация коррекционных программ.

7. Совершенствование системы профессионально-трудовой подготовки.

8. Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.

 

9. Реформирование специального образования.

10. Создание и подготовка кадров.

11. Проблема терминологии.

4. Подготовка специалистов, работающих в сфере специального образования.

Впервые подготовкой специалистов, для системы специального образования занялись в Германии: в 1812 г. были открыты курсы для педагогов, работающими с глухими детьми. В России подготовка педагогов-дефектологов началась в 1898 г. в Санкт-Петербурге: в больницах были открыты годичные курсы для сурдопедагогов и логопедов. К концу 20 в. в России насчитывалось примерно 30 подразделений (кафедр) в педагогическом университете, где осуществлялась подготовка по двум специальностям: логопедия и олигофренопедагогика.

В РБ подготовка дефектологов (сурдопедагогов) было начата в 1967 г. на математическом факультете. В 2005 г. факультет был переименован в факультет специального образования.

Педагог-дефектолог получает разностороннее образование, в котором главным критерием знаний выступает антропологический принцип — предполагает знания, позволяющие соотнести ребенка с нормальным развитием и его психику с развитием ребенка, имеющего определенные отклонения.

Специалист, работающий с детьми с ОПФР должен обладать особым складом характера и мировоззрением.

Желательные черты характера:

- личностная заинтересованность;

- стремление к уточнению своих знаний;

- умение видеть нюансы;

- терпение;

- оптимизм.

Персоналии коррекционной педагогики: Боскис Р.М., Власова Т.А. Левина Р.Е., Рау Н.А. и др.. В Белоруссии: Бобла И.М., Григорьева Т.А., Ермилова К.Г., Зайцева Л.А., Лещинская Т.Л., Обухова Т.И. и др..

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных