ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 1. Коррекционная педагогика: предмет, задачи. Краткий конспект лекцийКОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА Краткий конспект лекций
Минск БГПУ 2010
Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за разработчиком. Нелегальное копирование и использование данного ресурса запрещено. Автор: Гаурилюс А.И. 220049, Минск, ул. Советская, 18, тел 220-44-66 Тема 1. Коррекционная педагогика: предмет, задачи План лекции: 1.Предмет коррекционной педагогики. 2. Цели, задачи, принципы, методы коррекционной педагогики. Подходы к специальному образованию. 3. Проблемы коррекционной педагогики. 4. Подготовка специалистов, работающих в сфере специального образования. Персоналии коррекционной педагогики. 1. Предмет коррекционной педагогики. По степени распространённости трудности в обучении встречаются у 40% детей, стойкая задержка психических процессов наблюдается у 20%; нарушения речи – до 20% (тенденция к увеличению); нарушения зрения – 3%; нарушения слуха – около 5%; остальные нарушения занимают – 20%. Около 4,5% детей относятся к категории детей с ОПФР (Россия), в РБ – около 1260000 детей. Наличие таких детей вызвало необходимость возникновения специальной педагогики как науки. Первоначально, наука, занимающаяся изучением детей с ОПФР называлась дефектология. Из неё образовались 2 отрасли: - коррекционная педагогика, - специальная психология. Субъектом изучения в коррекционной педагогике является человек с ОПФР. Объектом – специальное образование лиц с ОПФР. Предмет – теория и практика специального образования. Межпредметные связи. Коррекционная педагогика связана с философией, социологией, общей педагогикой, дидактикой, медициной, психологией. 2. Цели, задачи, принципы, методы коррекционной педагогики. Подходы к специальному образованию. Цель коррекционной педагогики – обеспечить человеку с ОПФР достижение максимально возможной самостоятельности и независимости в жизни. Подходы: 1. Междисциплинарный подход. 2. Профилактический подход. 3. Международный подход. Задачи: 1. Изучение закономерностей развития личности в условиях ограниченной жизнедеятельности. 2. Определение компенсаторных возможностей конкретного человека с конкретными нарушениями. 3. Построение педагогической классификации лиц с ОПФР. 4. Разработка научных основ содержания образования, методов, технологий. 5. Создание определённой среды. 6. Профилактика возникновения нарушений. Принципы: 1. Единство коррекции, обучения, развития и профилактики нарушений. 2. Единство диагностики и коррекции. 3. Учёт индивидуальных возрастных особенностей. 4. Деятельностный принцип коррекции, обучения, воспитания. 5. Комплексность методов воздействия. Методы: 2. Научно-педагогического исследования. 3. Диалектико-материалистический метод изучения явлений. 4. Метод работы с литературой. 5. Метод изучения опыта. 6. Математического анализа. 3. Проблемы коррекционной педагогики: 1. Ранняя диагностика (проводится от рождения до 3х лет) и абилитация. 2. Создание широкого спектра специальных образовательных услуг. 3. Проблема интегрированного обучения и воспитания. 4. Проблема дистанционного обучения. 5. Разработка новых информационных технологий. 6. Индивидуализация коррекционных программ. 7. Совершенствование системы профессионально-трудовой подготовки. 8. Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.
9. Реформирование специального образования. 10. Создание и подготовка кадров. 11. Проблема терминологии. 4. Подготовка специалистов, работающих в сфере специального образования. Впервые подготовкой специалистов, для системы специального образования занялись в Германии: в 1812 г. были открыты курсы для педагогов, работающими с глухими детьми. В России подготовка педагогов-дефектологов началась в 1898 г. в Санкт-Петербурге: в больницах были открыты годичные курсы для сурдопедагогов и логопедов. К концу 20 в. в России насчитывалось примерно 30 подразделений (кафедр) в педагогическом университете, где осуществлялась подготовка по двум специальностям: логопедия и олигофренопедагогика. В РБ подготовка дефектологов (сурдопедагогов) было начата в 1967 г. на математическом факультете. В 2005 г. факультет был переименован в факультет специального образования. Педагог-дефектолог получает разностороннее образование, в котором главным критерием знаний выступает антропологический принцип — предполагает знания, позволяющие соотнести ребенка с нормальным развитием и его психику с развитием ребенка, имеющего определенные отклонения. Специалист, работающий с детьми с ОПФР должен обладать особым складом характера и мировоззрением. Желательные черты характера: - личностная заинтересованность; - стремление к уточнению своих знаний; - умение видеть нюансы; - терпение; - оптимизм. Персоналии коррекционной педагогики: Боскис Р.М., Власова Т.А. Левина Р.Е., Рау Н.А. и др.. В Белоруссии: Бобла И.М., Григорьева Т.А., Ермилова К.Г., Зайцева Л.А., Лещинская Т.Л., Обухова Т.И. и др..
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|