Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. История становления специального образования




План лекции:

1. Становление специального образования (характеристика первых трех периодов).

2. Состояние специального образования на современном этапе (четвертый и пятый периоды).

3. Научные основы современной коррекционной педагогики.

 

1. Становление специального образования (характеристика первых трех периодов).

Развитие системы специального образования как государственного института во все исторические периоды связано с социокультурным устройством страны, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования, уровнем развития науки, системой ценностных ориентаций общества. В зависимости от исторического этапа развития государства, от определенной сложившейся социокультурной системы строится и система специального образования. Анализ эволюции отношений государства и общества к детям с ОПФР позволил проследить положение ребенка с ОПФР в обществе на протяжении 2,5 тысяч лет и выделить основные этапы и переломные моменты. В результате выделено 5 периодов эволюции, которые прошли все страны.

Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов (с 18 века до н.э. по 12 век н. э. в европейской истории).

В античном мире – древней Греции господствовал закон Ликурга и Риме – Римское право. Существовавшие законы отражали агрессивное отношение к людям с ОПФР, в них закреплялось право на уничтожение неполноценных детей. С появлением христианского вероучения милосердие - обязанность христианина. Однако новое отношение к людям с ОПФР формировалось не сразу. Средневековое законодательство также считало бесправным глухонемых, слепых, слабоумных, калек, уродов. Церковные подвижники пытались изменить ситуацию. В Византии в 4 веке, в западной Римской империи в 7 веке при монастырях появились приюты. Со временем заботиться о немощных стали светские структуры и государство. Постепенно начали открываться больницы и специальные убежища для слепых воинов в Баварии, Франции (12 век).

В славянских странах язычники не проявляли агрессии по отношению к особенным людям и относились к ним терпимо. В России внимание к людям с особенностями начинается с момента Крещения Руси в 10 веке и с появлением монастырей и приютов при них. В Киевской Руси существовал закон, в котором были определены круг лиц, нуждающиеся в помощи; лица, ответственные за финансирование; и структуры, оказывающие соответствующую помощь – монастыри.

Второй период – от осознания необходимости помощи к осознанию возможности обучения, от приютов к специальным учебным заведениям. Продолжительность периода – около 6 столетий. В западноевропейском государстве с 12 в. по 18 в. от богоугодных и лечебных заведений стали переходить к светским учреждениям – приютам и домам призрения, частным и государственным. Их основной задачей было обеспечить выживание больных детей.

В 14-16 в.в. в эпоху Возрождения (Ренесанса) под влиянием идей гуманизма и антропоцентризма менялось представление о человеке, о смысле его жизни, и в частности об инвалидах. Повышался общий культурный уровень населения, укреплялась государственная структура, развивалось законодательство. Увеличилось количество лиц, стремящихся к благотворительности. В монастырях был накоплен положительный опыт обучения детей с сенсорными нарушениями. В этот период лица с отклонениями в развитии юридически приобретают статус дееспособных и в индивидуальном порядке по инициативе родителей их начинают обучать в частном порядке. Переосмысление гражданских прав людей с сенсорными нарушениями позволило создать первые специальные школы для глухих в 1770 г. и для слепых в 1784 г.. Великая Французская революция способствовала разработке и принятию Декларации прав человека и граждан, чем заставила по иному посмотреть на статус инвалидов, умалишенных, слабоумных: за всеми ими признавались равные права

В России 2 период начался на 5 столетий позже и занял 1 столетие, завершившись также как на западе. В отечественной истории этот период начинается с петровских указов, запретивших умервщлять «зазорных» детей. Первое специальное учебно-воспитательной учреждение в России было предназначено для глухих (12 человек) и было открыто 14 октября 1806 года в г. Павловске по указанию императрицы Марии Федоровны. В России открытие специальных школ не было подготовлено опытом индивидуального обучения, а являлось желанием императора перенять либеральные нововведения Запада. Не было осознания целесообразности обучения детей в специальных школах. Это, в дальнейшем, обусловило различие развитии специального образования в Европе и России.

Третий период: от осознания возможности обучения к признанию права детей с особенностями в развитии на образование (период становления системы специального образования). В Европе: с конца 18 до начала 20 в.в.. Начало периода – организация и распространения обучения в специальных учреждениях слепых, глухих, умственно отсталых; окончание – принятие закона об обязательном начальном образовании. В этот период кардинально изменилось отношение к аномальным детям: отношение к детям стало более гуманным, по-иному посмотрели на гражданские права лиц с выраженным отклонением в развитии. Впервые законодательно изменился статус инвалида.

Принимаются нормативные акты о введении обязательного специального образования.

1817 г. Дания – Акт об обязательном обучении глухих.

1842 г. Швеция - Закон о начальном образовании, предусматривающий введение «минимального плана» для бедных детей и «детей с недостаточной способностью приобретать знания в полном объеме, предлагаемом системой образования».

1873 г. Саксония - Закон об обязательном обучении слепых, глухих, умственно отсталых.

1881 г. Норвегия – Закон об обязательном обучении глухих.

1882г. Норвегия – Закон об обучении умственно отсталых.

1884 г. Пруссия – Циркуляр о выводе из вспомогательных классов педагогически запущеных детей из неблагополучных семей.

1887 г. Швеция – Новая редакция Закона о начальном образовании различает бедных и слабоумных детей.

1889 г. Швеция - Закон об обязательном восьмилетнем обучении глухих.

1892 г. Пруссия – Циркуляр, подтверждающий необходимость расширения сети вспомогательных классов.

1893 г. Англия Закон о начальном образовании глухих и слепых.

1896 г. Швеция Закон об обязательном обучении слепых.

1899 г. Англия - Закон об обучении умственно отсталых.

1900 г. Пруссия - Закон об обязательном обучении глухих, слепых, умственно отсталых.

1909 г. Франция – Закон об организации вспомогательных классов и школ.

1914 г. Бельгия – Закон об обязательном обучении инициирует открытие государственных школ для умственно отсталых.

1920 г. Нидерланды – Положение об образовании умственно отсталых, глухих, слабослышащих, слепых детей.

1923 г. Италия – Закон об обязательном начальном обучении глухонемых.

Создается нормативно-правовая база функционирования системы специального образования (государственные базовые учебные планы, региональные учебные планы, принципы комплектования). Определяются принципы, источники финансирования. Параллельно функционируют негосударственные учреждения, контролируемые со стороны государства. Охватываются обучением все дети.

В России в начале периода существовали 3 основных направления помощи детям с особенностями:

1 – христианско-благотворительное (приюты, богодельни, дома призрения);

2- лечебно-педагогическое (отделения в больницах, школы-санатории);

3- педагогическое (школы, детские сады, колонии).

Массовое открытие школ для глухих, а затем и слепых происходит во 2-ой половине 19 в. после 1) отмены крепостного права в 1861 г.; 2) изменения устава начальной школы, по которому можно открывать школы по решению местной власти; 3) реформирования городского управления – можно открывать лечебные и образовательные учреждения; 4) развития благотворительности. Введение законодательных актов о всеобщем обязательном начальном обучении и всеобщей воинской повинности привело к пониманию на государственном уровне, что в обществе есть и умственно отсталые дети и взрослые. Это подтолкнуло к созданию учреждений для умственно отсталых детей. К 1917 г школы для умственно отсталых действовали в Вологде, Вятке, Екатеринодаре, Киеве, Курске Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове (обучением охвачено около 2000 человек). Закон о всеобщем обязательном начальном обучении не планировалось распространить на детей с отклонениями в развитии, финансирование специальных учреждений не было заложено в государственный бюджет.

После революции 1917 г. специальное образование становится частью системы общего образования. В 1918 г. принимают Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа, которая запрещает благотворительную деятельность. Детские учреждения передаются Наркомздраву и Наркомпросу. Обучение детей с особенностями предполагает открытие вспомогательных школ для умственно отсталых и специальные учреждений для телеснодефективных детей – глухих, слепых, калек. Создаваемые учреждения были изолированы от общества, семьи, сверстников; основной тип – школы-интернаты круглогодичного содержания. Реально охватить всех нуждающихся не было возможности.

2.Состояние специального образования на современном этапе (четвертый и пятый периоды).

Четвертый период – от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями до понимания необходимости специального образования для всех категорий. Появляется дифференцированная система специального образования. Начало периода - 20 столетие (1920-1930 годы), окончание – 1970-е годы. В западной и восточной Европе намечаются разные пути развития. Пережив геноцид ВОВ стали более спокойно смотреть на различия людей. Главными ценностями стали жизнь, свобода, достоинство, права человека. В 1948 г. ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, согласно которой все люди равны в своих достоинствах и правах (1), каждый имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (статья 3), все люди имеют право на равную защиту от какой либо дискриминации (7). После создания в 1957 г ЕЭС единым становится понимание прав людей с отклонениями в развитии. В 1961 г Европейская социальная хартия закрепляет право физически и умственно нетрудоспособных лиц на профессиональную подготовку, восстановление трудоспособности и социальную реабилитацию. В 1969 г. ООН принимает Декларацию социального прогресса и развития, в которой закрепляется защита людей страдающих физическими и умственными недостатками. В 50-70 годы экономический подъем и демократические преобразования способствуют повышению внимания к проблемам детей с отклонениями в развитии: совершенствуются механизмы выявления, учета, диагностики детей с ОПФР, комплектования учреждений, уточняется классификация, появляются новые категории нарушений, увеличивается количество школ и их типов (охвачено до 12% школьников). Расширили возрастные рамки психолого-педагогической помощи: дошкольники и взрослые. Активизировалась работа социальных служб и консультирование родителей. Началась дифференциация видов и типов специальных учреждений. Открываются классы для глубоко умственно отсталых отмечаются единичные случаи закрытия специальных школ и перевода учащихся в общеобразовательные. Завершением 4 периода можно считать принятие ООН Деклараций «О правах умственно отсталых лиц» (1971) и «О правах инвалидов» (1975).

В СССР 4 период похож на третий. Сдерживали процесс увеличения специальных учреждений и заявляли о сокращении числа нуждающихся в специальном образовании. Основное внимание сосредоточили на задаче создания полезных людей. На практике при всеобуче столкнулись с большим количеством неуспевающих детей и в 35-36 г.г. стали организовывать специальные школы с особым режимом для дефективных детей и учащихся, регулярно нарушавших дисциплину. После ВОВ число специальных школ достигло довоенного уровня только к 1950 г. Постепенно количество видов специальных школ возросло до 8, число типов обучения до 15. В 1954г открыты дошкольные учреждения. К началу 80-х появляются школы для детей с ЗПР. В конце 80-х экспериментальные классы для глубоко умственно отсталых детей. К 1990 г. охвачены специальным обучением почти 600 тысяч детей. Увлечение обучением привело к недоработке вопросов социально-экономического развития детей с ОПФР. Сеть учреждений была неравномерной, система была полностью закрыта для СМИ.

Пятый период: от равных прав к равным возможностям, от институализации к интеграции. С 70-х годов ведущей тенденцией считается включение детей с ОПФР в общий поток образования. Продолжает увеличиваться количество поселений для лиц с глубокими нарушениями в умственном и физическом развитии. Всемирная федерация глухих требует признания всеми странами статуса глухих как самодостаточного меньшинства с уникальным языком. Возникают идеи об изучении жестового языка всеми людьми. Появились новые способы диагностики плода, новейшие технологии восстановления функций.

3.Научные основы современной коррекционной педагогики.

Философские и социокультурные источники.

Проблемы существования людей с ОПФР всегда привлекали внимание философов. Философия является мировоззренческим фундаментом, так как выстраивает общую систему представлений о человеке, его жизни и деятельности в обществе и как части природы. Философия выступает и как методологическая основа, предлагая универсальные способы познания. Онтологический аспект философии определяет место специального образования в жизни общества и человека. Гносеологический аспект показывает связь обучения и познания. Аксиологический аспект позволяет определить приоритеты специального образования. Философско-антропологический аспект позволяет обобщить знания о человеке с особенностями в развитии. Исторический аспект позволяет проследить развитие взглядов на людей с ОПФР и их место в обществе.

Методологическая основа наталкивает на междисциплинарный подход, позволяющий интегрировать знания из разных областей наук.

В конце 19 в. - начале 20 в. под влиянием философии ценности (Штерн, Мессер, Риккерт) сформировалась концепция реабилитации человека с ограниченными возможностями. В основе этой концепции лежала идея о социальной полезности человека: школа должна была воспитывать активного и социально полезного человека, в том числе и ребенка с ОПФР, чтобы он был полезен и мог обеспечить свое существование. Главным средство выступала коррекция и компенсация дефекта и производительный труд. В 20-е годы 20 столетия в США и странах Западной Европы эта идея была изменена под влиянием расовых взглядов - появились высказывания о бесполезности или даже вредности людей с ОПФР. В Советском Союзе приоритет интересов общества над интересами личности привел к тому, что этих людей считали малоценными, к ним относились покровительственно, но изолировали от общества, ограничивали права, препятствовали получению престижных профессий, высокооплачиваемой работы. Это приводило к маргинализации – к сужению возможностей участвовать в социальной жизни и выработку иждивенческих установок. Попрание человеческого достоинства в период Второй мировой войны привело к ориентации на гуманистические идеи. Это породило возникновение концепции независимого образа жизни, возникновение приоритетов интересов личности над интересами общества. В связи с этим соблюдение прав и свобод гарантируются каждому независимо от пользы, которую он приносит. Право на независимость должно быть подкреплено и экономическими.

Экономические и правовые основы специального образования.

Первоначально экономической базой были монастыри. С эпохи Петра благотворительность распространяется на светскую жизнь. При Павле I было создано Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны (Мариинское ведомство). После Октябрьской революции - помощь государственная.

Мировое сообщество признает ряд международных правовых документов, защищающие права людей с ограниченными возможностями. Разработан и принят ряд документов Организации Объединенных Наций:

Всеобщая декларация прав человека.

Декларация о правах инвалидов.

Декларация о правах умственно отсталых лиц.

Конвенция о правах ребенка.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

В содержании основных международных документах содержаться следующие данные:

Лица, имеющие нарушения имеют те же права, что и все люди.

Лица с особенностями имеют особые права.

Нормативно-правовая база постоянно совершенствуется. Многие документы оговаривают особые права инвалидов на труд, на медицинское обслуживание и лечение, транспортное обслуживание и жилищные льготы. Юридическая компетентность тех, чья профессия связана с людьми с ОПФР обеспечивает защиту прав данной категории населения.

Клинические основы специальной педагогики.

Лица с отклонениями в развитии нуждаются в медицинской помощи. Любая медицинская помощь начинается с изучения патологического состояния. На основе медицинского обследования назначается лечение – медикаментозное, физическое и хирургическое, если нет результатов то лечение назначают симптоматическое, когда лечиться не болезнь, а ослабляются ее признаки. Основные медицинские науки, которые позволяют лучше понять сущность дефекта, – анатомия, нейрофизиология, невропатология, психопатология, психиатрия, генетика, педиатрия, сурдология, офтальмология, ортопедия, отоларингология и др. Знание причин, времени и сущности нарушений позволяет педагогу правильно строить педагогическую работу с ребенком.

Медицинская абилитация в раннем возрасте представляет собой систему лечебно-профилактических мероприятий, направленных на развитие рефлекторных, сенсорных, двигательных, психоэмоциональных и речевых реакций ребенка такими средствами медицины как медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, лечебная физкультура, протезирование, оперативное вмешательство. Лечебное сопровождение ребенка должно быть комплексным. При утрате уже сформировавших функций проводят медицинскую реабилитацию для восстановления до удовлетворительного уровня нарушенных функций.

Психологические основы специальной педагогики.

Для специальной педагогики наиболее значима специальная психология, которая занимается выявлением общих и специфических закономерностей психического развития аномального ребенка, изучает особенности развития отдельных видов познавательной деятельности при различных типах нарушений, закономерности развития личности людей с ОПФР.

Особое значение имеет проблема компенсации нарушенных функций. Компенсация - это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Выделяют 2 типа компенсации. Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (при потере зрения используют остаточное зрение, позволяющее ориентироваться по светотени). Межсистемная компенсация осуществляется через перестройку систем за счет включения в работу новых элементов из других структур и выполнения ранее несвойственных функций.

Лингвистические основы специальной педагогики.

Любые нарушения в развитии ребенка сказываются на успешности его взаимодействия с окружающим миром, на формировании у него языка и речи. При этом язык является необходимым условием мышления и общения. Речевое общение является и средством социализации ребенка.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных