ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 10. Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развитияПлан лекции: 1. Анализ проблемы семейного воспитания ребенка с особенностями психофизического развития. 2. Особенности и содержание воспитания ребенка в семье. 3. Модели и программы оказания помощи родителям. 4. Организация служб психологической помощи семье. 1. Анализ проблемы семейного воспитания ребенка с особенностями психофизического развития. Семья, в которой рожден ребенок с проблемами в развитии переживает довольно тяжелый семейный кризис, такая семья решает проблему: «что делать? как жить дальше?». Родители не всегда в состоянии правильно оценить степень проблемы в развитии ребенка. Некоторые родители предпочитают опираться только на свои силы, другие взаимодействуют с окружающими. Рождение ребенка с ОПФР меняет отношение родителей к себе, ребенку, миру. Воспитательная функция семьи часто нарушается, что связано с эмоциональными переживаниями, уходом от воспитания. Нарушается функция социального контроля. Нередко страдает материальная сторона жизни семьи. У матери часто наблюдаются невротические проявления. Выделяются следующие формы отношений родителей к детям: - родители трагично переживают неполноценность своего ребенка, уделяют ему чрезмерное внимание, в результате, такой ребенок не может самостоятельно функционировать; - родители не могут примириться с неполноценностью своего ребенка и преувеличивают его возможности; - родители стесняются неполноценности, прячут ребенка, не посещают с ним общественные места и мероприятия; - ребенок воспитывается по типу пасынка (обижают, смеются над ним); - не обращают внимания на ребенка и воспитание ребенка перекладывают на школу; - родители воспринимают ребенка адекватно. 2. Особенности и содержание воспитания ребенка в семье. Семейное воспитание детей с ОПФР должно иметь четкую коррекционную направленность. Цели: - коррекция основного дефекта и связанных с ним отклонений в развитии; - стимуляция развития основных психических функций. Необходимо соблюдать следующие рекомендации: - соблюдение режима сна и питания; - развитие навыков самообслуживания (пользоваться ложкой, ходить в туалет); - развитие памяти и сенсорных функций; - развитие игровых навыков; - развитие двигательной функции и ориентации в пространстве. 3. Модели и программы оказания помощи родителям. Вовлечение родителей в процесс работы с ребенком помогает закрепить новые формы поведения ребенка, улучшает семейное функционирование. Модели оказания помощи родителям: - психолого-педагогическая консультация родителей (индивидуальное консультирование и групповое консультирование); - обучение родителей (группы помощи родителям); - психотерапия. Программы оказания помощи родителям: - Программа родительского тренинга; - Программа родительского тренинга для матерей, имеющих детей старшего дошкольного возраста; - Программа тренинга родительской эффективности. 4. Организация служб психологической помощи семье. Выделяют следующие направления помощи: 1) психолого-педагогическая; 2) медицинская помощь (генетическая консультация, психотерапия, лечение ребенка); 3) материальная, экономическая поддержка; 4) социальная реабилитация; 5) информационно-просветительская (лекции, тренинги, практические занятия, круглые столы, клубы для родителей);
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|