Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 3.3 . «Роль государства в регулировании макроэкономических процессов».




Государство выполняет важную роль не только в централизованно управляемой, но и в рыночной системе с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов «и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. На более ранних этапах оно было минимальным и сводилось к обеспечению: финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов, расходованием бюджетных средств; охраны правопорядка и занятости; нормативных отношений с другими государствами; организации национальной обороны и т.п.

В современном мире роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. Помимо участия в распределении национального продукта государство действует в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор, включающий, прежде всего совокупность государственных предприятий.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Основные из них: 1) прямой контроль; 2) общественного потребления; 3) государственное производство; 4) социальное обеспечение.

Прямой контроль и регулирование экономики. При господ­стве частного хозяйствования воздействие государства на эконо­мику не может осуществляться в виде управления деятельнос­тью предприятий, фирм, банков. Большую часть их деятельнос­ти регулируют рыночные цены. Воздействие правительства на экономику может быть либо корректирующим действия отдель­ных экономических структур (микровоздействие), то есть побу­дительным или ориентирующим, либо распространенным на эко­номику в целом (макровоздействие). В отдельные моменты госу­дарственное воздействие может быть весьма жестким, даже директивным, например, в условиях военной обстановки.

Общая задача государства, контролирующего экономику, – ориентация общественного воспроизводства в направлении пре­дусмотренного варианта развития. Такая ориентация предпола­гает конкретные задачи:

- стимулирование экономического роста;

- поддержание сбалансированности общественного воспроиз­водства;

- перераспределение дохода и богатств;

- корректирование ресурсных потоков с целью изменения на­ционального продукта.

Достижение целей контроля и регулирования предполагает действие определенного механизма, который включает следую­щие основные элементы: финансовую, банковскую, денежную и налоговую системы; государственный сектор экономики; зако­нодательное право; сбор и обработка информации.

При этом существуют следующие формы регулирования:

- перспективное (априорное), в виде программирования роста производства, совершенствования производительных сил и социального развития;

- текущее (апостериорное), посредством различных мероприятий, направленных на поддержание сбалансированности производства.

Общехозяйственные программы носят рекомендательный ха­рактер, и их выполнение не является строго обязательным. При этом происходит переосмысление критериев регулирования и его конкретных целей. Если совсем недавно выдвигалась задача мак­симального стимулирования развития производства, то сегодня иная постановка: контролируемое, комплексное, экологически и социально более рациональное развитие экономики, а соответственно, регулируемый, безопасный, более качественный, неже­ли количественный, экономический рост.

Эффективное функционирование экономики зависит от пра­вовой базы, обеспечение которой берет на себя государство. За­конодательство предполагает такие меры, как предоставление законного статуса, определение прав и ответственности предпри­ятий всех форм собственности, гарантирование соблюдения кон­трактов, установление законных «правил игры» между эконо­мическими партнерами, защита конкуренции как эффективного регулятора поведения бизнеса.

Общим результатом законотворческой, предпринимательской и организационной деятельности государства, исполнения им хозяйственных и управленческих функций, использования пря­мых и косвенных методов является формирование системы госу­дарственного регулирования экономики.

Общественное потребление. Имеется в виду, что национальный продукт все больше потребляется не индивидуально, путем част­ной покупки и услуг на деньги, а обществом в целом.

Товары индивидуального потребления (ТИП) делимы, что оз­начает возможность их продажи в определенном количестве и виде каждому отдельному покупателю. Они подвержены действию принципа исключения: те, кто желают и в состоянии платить равновесную цену, приобретают товар; те, кто не в состоянии или не желают оплатить эту цену, исключаются из числа поку­пателей и не получают выгоды от обладания данным товаром.

В то же время в обществе есть потребности в таких благах, которые участники рыночной системы не желают и не могут производить. Они становятся противоположностью ТИПов:

- неделимы, состоят из крупных единиц;

- не могут быть проданы индивидуально;

- на них не распространяется принцип исключения.

Выгоду от ТИП получают при их покупке. Общественные же блага выгоду приносят обществу в результате их производства.

Классический пример общественного блага — маяк, предос­терегающий и направляющий корабли. Деловому человеку со­держание его не выгодно, так как он не может получить плату с каждого, кто услугами маяка пользуется. Но благо необходимо обществу, и содержание маяка на себя берет государство. В эко­номике это явление называют проблемой «фрирайдера» (от англ. «свободное дополнение»), люди могут пользоваться выгода­ми продукта и услуги, не неся никаких непосредственных из­держек на их производство. Например, содержание государством армии и т.п.

Итак, пусть правительством принято решение о производстве того или иного общественного блага. Откуда и как поступают ресурсы на их производство?

Во-первых, правительство должно высвободить ресурсы из индивидуального производства.

Во-вторых, направить (перераспределить) их в производство товаров общественного потребления.

Самое простое средство перераспределе­ния — налоги на производителей и на домохозяйства. Налогооб­ложение сократит покупательный спрос, а это вызовет сниже­ние спроса на ресурсы у производителей. Государство, получив налоговые поступления и высвободившиеся ресурсы, определяет направление их использования: ракеты, школы, больницы, по­жарные команды, музеи, библиотеки и т.п.

Государственное производство и государственный сектор эко­номики. Для современной экономики характерно наличие масштабного государственного производственного сектора. Его фор­мирование и воспроизводство достигается, во-первых, посредством строительства предприятий и иных экономических объектов за счет государственных средств. Во-вторых, в результате национа­лизации существующих предприятий, а в ряде случаев — целых отраслей народного хозяйства, и приобретения акций частных предприятий. В итоге доля государственной собственности в ак­ционерном капитале большинства современных развитых стран составляет 20-40% и более. Государственная собственность рас­пространяется на ключевые факторы производства. На основе государственно­го сектора решаются важнейшие задачи: создание и развитие новейших отраслей, стратегическая и структурная перестройка экономики, производство продукции общественного назначения и т.д. Государство превратилось в крупнейшего хозяйствующего субъекта, ведущего предпринимательскую деятельность. Не ме­нее важна роль государства как самого крупного предпринима­теля в формировании всей системы предпринимательской дея­тельности, в формировании предпринимательской среды. И имен­но данный аспект приобретает в последние десятилетия ведущее значение.

На масштабы и распространение государственного производ­ства влияют исторические, национальные и политические при­чины. С другой стороны, макроэкономические колебания, цик­личность рынка оказывает воздействие и на цикличность поли­тических влияний. При спаде экономической активности, расширении кризисных последствий государство берет на себя функцию «вытянуть» экономику с наименьшими потерями: пря­мое финансирование предприятий и целых отраслей, предостав­ление госпредприятиям ресурсов по льготным ценам и бесплат­но. В то же время эти антикризисные меры на определенном этапе приводят к дестимулированию государственного сектора. В итоге господдержка сменяется политикой развития предпри­нимательства и конкуренции. Другими словами, действует спи­раль «государство-конкуренция», реализуемая в политике сме­ной правящих партий, исповедующих или разгосударствление, или огосударствление. Сегодня многие экономисты обращают внимание на то, что если государственный сектор начал расти и достиг определенного размера, то он может развиваться и «сам по себе», на основе собственной, внутренней логики политичес­кого механизма принятия решений.

Государство, таким образом, непосредственно включается в макроэкономический оборот в качестве одновременно управляю­щего и хозяйствующего субъекта: оно вступает в юридические и экономические отношения с другими субъектами — фирмами и домашними хозяйствами как покупатель и продавец.

Конечно, это очень специфический «покупатель и продавец» — не столько с юридической, сколько с собственно экономичес­кой точки зрения, так как государство осуществляет на рынке до 20-30% всех покупок. Государственные закупки распростра­няются на самый широкий круг отраслей, они реализуются в отношении факторов и результатов производства, товаров и ус­луг, осуществляются в форме государственных заказов, контрак­тов, закупок государственных организаций и т.д. Этим, в част­ности, обусловлен значительный уровень доли государственных расходов в структуре валового национального продукта (напри­мер, в Швеции — более 60%).

Социальное обеспечение. Доходы населения в рыночной эко­номике различны, дифференцированы. Правительство должно брать на себя задачу уменьшить неравенство доходов в обществе. Для этого используются экономические и политические меры и программы.

Во-первых, трансфертные платежи (безвозмездные выплаты гражданам), которые обеспечивают пособия по возрасту, остро-нуждающимся, иждивенцам, инвалидам, пособия по безработи­це. Так, в Швеции трансферты превышают половину общей сум­мы государственных расходов, в США государственные транс­фертные платежи составляют 75% дохода группы людей с самыми низкими доходами.

Во-вторых, вмешательство в стихийные рыночные механиз­мы путем модификации цен через гарантированные закупочные цены, ограничение цен естественных и технических монополий, установление минимальной заработной платы, перераспределе­ние прогрессивного налога в пользу нуждающихся, обязатель­ное и добровольное социальное страхование.

Сегодня ведущую роль приобретают тенденции гуманизации, утверждения принципов социальной справедливости. В связи с этим возрастает роль государственного финансирования сфер здравоохранения и образования, программ поддержки семьи, жилищного строительства, социального обустройства молодежи, пенсионного обеспечения и иных форм социальной помощи и гарантий.

Реализация активной социальной политики государства ба­зируется на перераспределении ВВП через бюджетную систему, и все тяготы по финансированию социальных программ ложатся в первую очередь на плечи работающих налогоплательщиков.

Все вышеперечисленные формы социальной помощи активно влияют на поддержание реальных доходов, то есть играют поло­жительную роль. В то же время они могут выполнять и дестимулирующую роль, сдерживать трудовую активность получателей льгот и пособий. Число последних в условиях государственного попечительства может расширяться. В такой ситуации активная социальная политика превращается по отношению к определен­ным категориям получателей в соцсодержание. Социальная за­щита должна распределяться строго дифференцировано: тем, кто не может помочь себе сам.

Методы воздействия государства на экономику имеют границы. Если государство переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма. Недооценка роли государства и преувеличение саморегулирующей роли рынка в конечном итоге приводит к такому состоянию, когда рынок оказывается не в состоянии координировать экономические процессы и обеспечивать эффективное использование ресурсов. Такую ситуацию называют «фиаско рынка». Это может происходить в случае чрезмерной монополизации рынка, возникновения перепроизводства или недопроизводства каких-либо благ. В свою очередь, преувеличение роли государства в экономике может вызывать не менее негативные последствия. Ситуацию, когда государство не опирается в достаточной степени на рыночный механизм, не способно обеспечить эффективное развитие экономики, называют «фиаско государства». По мнению ряда современных западных экономистов, государство в экономике должно присутствовать только там, где убытки от фиаско рынка превышают убытки от фиаско государства.

Совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей называется экономической политикой.

Государственное регулирование – основа механизма реализации экономической политики – представляет собой систему прямых и косвенных методов воздействия государства, способных кардинальным образом изменять состояние спроса и предложения на рынке для реализации целей экономической политики. Таким образом, экономическая политика представляет собой более широкое понятие, включая процесс определения целей политики, политическую процедуру разработки и реализации политики и государственное регулирование.

Процесс разработки экономической политики начинается с определения ее целей на основе научного анализа состояния и перспектив социально-экономического развития. В большинстве стран мира преобладают четыре цели: стабильный рост национального объема производства, поддержание определенного уровня занятости, стабилизация уровня цен, поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса.

Современное теоретическое понимание роли государства заключается в актуализации поиска стратегий эффективного его взаимодействия на экономические процессы. Важными факторами стратегии перехода к «эффективному» государству являются: структуризация целей политики в рамках текущего периода и долгосрочной перспективы; соизмерение действий государства с потенциалом и мультипликативным эффектом регулирования; общественная оценка издержек регулирования и возможных искажающих последствий как основа максимизации функции общественного благосостояния.

В последние годы в России в качестве целей государственной политики провозглашены переход на инновационный путь развития, подъем благосостояния народа, строение высокоэффективной социальной экономики. Выдвинута задача до 2020 г. превратить страну в число мировых технологических лидеров, обеспечить четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличить долю среднего класса до 60-70 % населения, сократить смертность населения 1,5 раза и увеличить среднюю продолжительность жизни до 75 лет. Для достижение поставленной цели необходимо сосредоточить усилия на решение трех ключевых проблем: создание возможностей для людей, формирование мативации к инновационному поведению и решительное повышение эффективности экономики, прежде всего,на основе роста производительности труда.

Стратегия перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития предполагает повысить показатели инновационной активности, вдвое-трое поднять эффективность экономики, в 10 раз увеличить долю отечественных высокотехнологических продуктов на мировом рынке. Это позволит до 2020 года более чем в трое повысить заработную плату и вывести Россию в число высокоразвитых стран по уровню социально-экономического развития.

По мере становления гражданского общества все большую значимость приобретают общественные институты: различного рода соглашения, конференции, ассоциации-союзы промышленников, предпринимателей, банкиров, торгово-промышленные палаты, профессиональные союзы, многочисленные институты социального партнерства, общества потребителей, экологические движения, – которые не являются в чистом виде ни институтами государства, ни рынка, но выступают реальными участниками и субъектами регулирования экономических и социальных процессов.

 


Сведения о ППС

 

№ п/п Ф.И.О. полностью Какое образовательное учреждение профессионального образования закончил (ла), специальность по диплому Ученая степень, ученое звание Стаж научно-педагогической работы, годы Основное место работы, должность Условия привлечения в РГУПС (штатный, внутренний совместитель, внешний совместитель, почасовик) Повышение квалификации
Всего В т.ч.
Педагогический По дисциплине
  Лубнев Юрий Павлович Ростов-на-Дону, финансово-экономический институт, 1959 г., экономист к.э.н., доцент       РГЭУ, профессор штатный ИППК РГУ: 1975, 1992, 1995, 2006; стажировка на кафедре Теории рынка экономического факультета РГУ в 2000 г.; Пилотный центр госзакупок ФГОУПО ЮФУ в 2007 г.
                     

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных