Главная | Случайная

КАТЕГОРИИ:






ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ

 

Учебно-методический комплекс

 

 

Минск 2012


УДК 338.48(078)

л 65

 

Учебно-методический комплекс разработан профессор кафедры экономики и туризма Леончиковой Валентиной Семеновной

 

Рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании кафедры экономики и туризма «26» марта 2012г. протокол № 8.

 

Зав. кафедрой экономики и туризма Е.Г. Киреенко

 

 

Одобрен и утвержден на заседании научно-методического совета Института предпринимательской деятельности «28» марта 2012г. протокол № 4.

 

Председатель НМС В.В. Шевердов

 

Рецензент:

1.Решетников Д.Г., кандидат географических наук, доцент БГУ.

 

Леончикова В.С. Национальная экономика Беларуси: учебно-методический комплекс / В.С. Леончикова. – Минск : ИПД, 2012. - 214 с.

 

 

Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с требованиями «Положения об учебно-методическом комплексе ИПД» утвержденного 12.12.2007 №213, на основании базовой программы по дисциплине «Национальная экономика Беларуси» для всех экономических специальностей.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….
I Модуль (познавательный) 1.1Элементы учебной программы ……………………………………..
1.2 Краткий конспект лекций Тема 1«Формирование рыночной экономики»………………………..
Проблемы перехода от централизованно планируемой экономики к рыночной……………………………….…………………………………  
Перспективная модель национальной экономики Беларуси…………….
Формирование и развитие институтов рынка……………………………
Проблемы развития предпринимательства в Беларуси………………….
Структурная трансформация экономики…………………………………
Тема 2«Экономическая роль государства в Республике Беларусь»……………………………........................................................
Цели и функции государственного регулирования экономики. Структура государственного управления………………………………...
Система планирования и прогнозирования национальной экономики
Финансово-кредитная система государства.... ………………………
Социальный императив государственного регулирования экономического развития…………………………………………………  
Тема 3«Межстрановая и мирохозяйственная интеграция»………………………………………………………...........
Тенденции и факторы международной экономической интеграции
Интеграционные процессы в экономике стран СНГ. Экономическая интеграция Беларуси и России……………………………………………
Тема 4«Национальная экономика и экономическая безопасность»…………………………………………………………….
Экономическая безопасность в системе национальной безопасности
Экономическая без опасность как система. Институциональные основы экономической безопасности…………………………………….
1.3 Вопросы к экзамену ……………………… ……………..................
1.4 Контрольные вопросы для самопроверки ………………………….
1.5 Список литературы ………………………………………………….
II Модуль (контролирующий) 2.1 Тематика семинарских (практических) занятий, методические указания по их проведению……………………………………………..
2.2 Методические материалы по контролю знаний студентов………..

 


ВВЕДЕНИЕ

Приобретение государственного суверенитета обусловило необходимость преобразования хозяйства Республики Беларусь в новое качественное состояние, определившее национальную экономику страны. Ее принципиальное отличие от иных, известных в настоящее время экономик – административно-командной, рыночной, либеральной и других в том, что она ориентирована на решение, прежде всего, социальных вопросов граждан, проживающих в стране. В ее основу заложены те принципы, методы, формы управления и государственного регулирования на которых строится национальная экономика страны. И направлена она на создание высокоэффективной, социально ориентированной рыночной экономики. Это в свою очередь предопределяет формирование адекватной рыночной инфраструктуры, действенного правового и организационно-экономического механизма управления субъектами хозяйствования, позволяющего обеспечить расширенное воспроизводство и повышение уровня жизни населения. Национальная экономика нашей страны приобретает черты единого хозяйственного комплекса и позволяет суверенному белорусскому государству, стать полноправным членом мирового сообщества, субъектом международного права и международных экономических отношений.

Основной целью дисциплины «Национальная экономика Беларуси» является изучение особенностей происходящих социально-экономических процессов, условий создания и функционирования экономических структур, правовых институтов и иных рыночных формирований, закономерностей и важнейших направлений.

Главными задачами дисциплины являются изучение современных принципов, методов, способов и механизмов функционирования и эффективного развития социально-экономической системы Республики Беларусь, ее конкретной современной формы - белорусской экономической модели.

Учебно - методическое пособие позволит студентам иметь системное представление о становлении и направлениях развития национальной экономики Беларуси, предпосылках и потенциалах формирования высокоэффективной экономики постиндустриального типа, о взаимосвязи с мировой экономикой и ролью государства в этих процессах.


I МОДУЛЬ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ)

ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Цель курса – изучение реальных социально-экономических процессов, экономических структур и институтов, логически корректное, доказательное изложение основ, закономерностей и направлений, способов и механизмов функционирования и развития социально-экономической системы Республики Беларусь, ее конкретно-исторической формы – белорусской экономической модели. Приобретенные знания будут содействовать подготовке современных специалистов-экономистов, которые должны глубоко владеть основами экономики, уметь применять на практике механизмы ее функционирования, выявлять и анализировать ключевые проблемы развития национальной экономики.

Задачи изучения дисциплины:

- формировать системное представление о становлении и направлениях развития национальной экономики Беларуси, предпосылках и потенциалах создания высокоэффективной экономики информационного общества;

- сформировать у студентов устойчивые знания о выстраиваемой в Республике Беларусь национальной модели социально-ориентированной рыночной экономики;

- раскрыть преимущества и специфические особенности её построения в Республике Беларусь с учётом ресурсного потенциала;

- развивать логику осуществляемых государством институциональных преобразований и его роль по реформированию отраслевой структуры национальной экономики, адекватной новой модели;

- развивать познавательные способности студентов, активизировать соответствующую информационную потребность;

- выявить основные направления интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей;

- способствовать раскрытию творческого потенциала и креативного мышления студентов;

- формировать навыки критического экономического мышления и творческого решения управленческих проблем.


Тематический план

(дневная форма получения высшего образования)

 

№ темы Наименование разделов и тем Количество аудиторных часов
Всего Лекций Семинарские занятия Практические занятия СУРС
Раздел I. Научные основы национальной экономики
1.1 Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси» -  
1.2 Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики
1.3 Типы хозяйственных систем и моделей национальной экономики. Белорусская модель социально-экономического развития
Раздел II. Основные макроэкономические показатели и пропорции
2.1 Основные показатели макроэкономической статистики в системе национальных счетов (СНС) -  
2.2 Главные макроэкономические пропорции
Раздел III. Экономический потенциал Беларуси
3.1 Понятие и состав совокупного экономического потенциала. 10/16 2/6 - 2 *
3.2 Система потенциалов национальной экономики Беларуси
Раздел IV. Рост национальной экономики
4.1 Экономический рост национальной хозяйственной системы: понятие и сущность Типы экономического роста и устойчивое развитие   -   - 2*
4.2 Факторы и модели экономического роста. Экономические кризисы и их влияние на развитие национальной экономики  
               

 

Раздел V. Хозяйственные комплексы национальной экономической системы
5.1.Отраслевая структура национальной экономики в системе общегосударственного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и общегосударственного классификатора видов экономической деятельности (ОКЭД) 10/14 4/8 -  
5.2. Промышленный комплекс
5.3 Агропромышленный комплекс  
5.4 Строительный комплекс
5.5 Транспорт и связь 2*
5.6 Комплекс социально-культурных отраслей. Социально-потребительский комплекс
Раздел VI. Региональная структура национальной экономики
6.1 Понятие региона и экономического района - -  
6.2 Особенности специализации регионов Республики Беларусь -
6.3 Региональная экономическая политика, ее направления и механизмы реализации - 2*
Раздел VII. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики
7.1 Предпосылки и этапы формирования перспективной модели социально-экономического развития Республики Беларусь -  
7.2 Институциональные преобразования и развитие институтов рынка -
7.3 Предпринимательство как фактор развития национальной экономики - 2*
7.4 Структурная трансформация экономики и инновационно-инвестиционная политика -
Раздел VIII. Экономическая роль государства в Республике Беларусь  
8.1 Цели и функции государственного регулирования экономики. Система органов государственного управления экономикой. Методы и инструменты реализации экономической политики государства -  
8.2 Система прогнозов и программ развития национальной экономики - 2*
8.3 Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны -
Раздел IX. Межстрановая и мирохозяйственная интеграция
9.1Тенденции и факторы глобализации мирового экономического пространства 4/8 2/6 -  
9.2 Особенности многовекторной международной экономической политики Перспективы участия Беларуси в системе международного разделения труда -
Всего 62/68 28/34 - 12*
                       
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коэффициент интеллекта – показатель уровня развития умственных способностей человека. | Самостоятельная управляемая работа студентов за счет лекционных занятий
vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам!