Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблемы перехода от административно-командной экономики к рыночной.




 

Переход от командно-административной, централизованно планируемой экономики к рыночной, как и любой переход от одного экономического состояния к другому, сопровождается существенными преобразованиями. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность организаций, но и структура производства, занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в течение которого происходят данные изменения, достаточно велика - для разных стран она может колебаться от нескольких лет до десятилетий: все зависит от первоначального состояния экономики, общественного и государственного устройства страны, менталитета народа, различий между действующей экономической системой и новой.

Переходный период включает три этапа:

I этап - деформация старого экономического порядка: ликвидация устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что связано нередко с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;

II этап - становление нового экономического порядка: создание не­обходимых условий и зарождение новых структур и механизмов; развитие новой институциональной среды, обеспечивающей экономическую деятельность в условиях рынка;

III этап - структурная перестройка: регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям.

Таким образом, под переходными следует понимать процессы пре­образования содержания и структуры, мотивации экономической деятельности, адаптации ее к условиям и требованиям внутреннего и внешних рынков, которые обусловлены изменениями экономического, государственного и общественного порядков.

Характер переходных процессов определяет два типа переходной экономики. Первый тип экономики базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Примером могут служить экономические преобразования в Беларуси. Другой тип основывается на радикальной перестройке экономики, так называемой «шоковой терапии», когда новое создается по принципу «разрушения всего старого» (например, экономика Польши, России). Имеющийся опыт реализации этих процессов показывает, что первый путь менее разрушителен, требует меньших транзакционных издержек; r сотшялт, нпм ппяне не вызывает не каких социальных потрясений и обнищания народа.

Эволюционный путь развития определяется специфической законо­мерностью функционирования переходной экономики - инерционностью воспроизводственного процесса, его непрерывностью, которые предопределяют невозможность быстрой замены существующих форм другими. Такая замена деформирует производственный Процесс, ведет к спаду производства. Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике в течение определенного времени старых экономических структур производства и управления, преобразование которых не может быть одномоментным актом. Не могут быстро изменяться сложившаяся социально-экономическая структура общества, деятельность существующих институтов, что можно сказать и о хозяйственном механизме и т.д.

Огромное влияние на переходные процессы оказывает состояние кадров. Для них также характерна инерционность, так как кардинальные изменения в содержании знаний и навыков работы кадров невозможно осуществить быстро.

Другая закономерность переходной экономики - зарождение и интенсивное развитие новых форм и отношений. Это могут быть как новые по содержанию формы и отношения, не свойственные господствовавшей прежде старой системе (например, институты рыночной экономики), так и новые отношения, возникающие путем изменения содержания старых форм (например, государственная собственность в новой форме акционерных обществ, ассоциаций, унитарных и других предприятий), или планирование в форме индикативного, не директивного, а рекомендательного в виде государственных прогнозов и программ.

Однако для этого потребуется создать необходимые условия и ре­шить ряд сложных проблем:

· ликвидировать негативные последствия экономического кризиса на первом этапе переходного периода, сохранить и развить научно-технический, инновационный и кадровый потенциалы страны;

· обосновать перспективную модель национальной экономики страны;

· создать законодательно-нормативную базу, правовые институты, обеспечивающие развитие рыночных отношений;

· либерализировать все виды экономической деятельности, не запрещенные законом, создать благоприятные условия для становления экономической свободы и конкуренции, развить предпринимательство, малый и средний бизнес;

· обеспечить равноправие всех форм собственности;

· сформировать развитую систему рыночной инфраструктуры - валютную, фондовую и товарные биржи, многообразие финансовых учреждений;

· провести структурную перестройку экономики на основе опережающих темпов развития наукоемких ресурсосберегающих экспортно-ориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, внедрить прогрессивные технологии и высокопроизводительную технику;

· использовать преимущества глобализации для развития националь­ной экономики, увеличения прямых иностранных инвестиций и кредитов;

· изменить структуру и совершенствовать всю систему образования, подготовки и переподготовки рабочих и руководящих кадров, менеджеров и экономистов, способных работать в условиях рыночных отношений;

· значительно повысить роль заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула его трудовой активности;

· разработать и реализовать эффективную систему социальной защиты населения, особенно социально уязвимых слоев и групп, повысить роль государственных минимальных социальных гарантий и поэтапно приблизить их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифференциацию групп населения по уровню доходов;

· повысить эффективность методов государственного регулирования экономической деятельности, особенно на начальных этапах переходного периода (правовое обеспечение, установление гибких и стимулирующих параметров бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой и антимонопольной политики, активизация внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества с различными финансовыми организациями Европы и мира, решение проблем занятости, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды).

Решение этих проблем будет способствовать интеграции национальной экономики Беларуси в мировую экономическую систему.

Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным - распался СССР, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.

Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:

I этап: 1991-1995 гг. - период глубокого затяжного экономического кризиса;

II этап: 1996-2000 гг. - этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;

IIIэтап: 2001-2005 гг. и следующие пятилетия - переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.

Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы.

Динамика основных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь за 1991-2005 гг. приведена в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Изменение основных экономических показателей Республики Беларусь за 1991-2005 гг., %'

 

Показатель Годы
    1995 к 1990 2000 к 1995 2005 к 1995 2005 к 1990
Валовой внутренний продукт 65,3 135,8 1,9 раза  
Продукция промышленности 61,4 164,3 2,5 раза  
Продукция сельского хозяйства 73,6 96,9 1,2 раза  

 

Инвестиции в основной капитал 38,5 133,7 2,5 раза  
Производство потребительских товаров 59,9 183,8 2,8 раза  
Реальная заработная плата 62,2 171,6 3,5 раза  

 

Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни населения стал 1995 г. По сравнению с 1990 г. объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3%, продукции промышленности - 61,4%, сельского хозяйства - 73,6%, инвестиций в основной капитал - 38,5%. Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни населения упал почти в 2 раза. С целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике, Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация которых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. Осуществление одобренных Всебелорусским народным собранием Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг., на 2000-2005 гг. наряду с другими мерами позволило, начиная с 1996 г. преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, промышленной продукции, потребительских товаров, реальной заработной платы, осуществлять переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на очередной пятилетний период, меры по их реализации и ожидаемые результаты выполнения Программы.

 


Таблица 1.2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных