ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Перспективная модель национальной экономики Беларуси.
2.1. Основные черты социально ориентированной экономической системы. Каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировосприятия, или менталитета, народа, а также общей стратегии развития. Магистральный путь, избранный в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы, - построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство. Фундаментом ее построения является действующая национальная экономическая система республики; ориентиром - стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями - ресурсный потенциал (природный, человеческий и др.) и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство. В общетеоретическом плане под системной моделью национальной экономики рыночного типа следует понимать совокупность базовых элементов, целей, принципов, требований (императивов) к системе, структуре народного хозяйства, к режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих рыночный характер экономики (в процессе эволюционной трансформации), ее социально ориентированное, ресурсо-эффективное и экологозащитное развитие. В прикладном плане системная модель национальной экономики рыночного типа - это способ организации и функционирования народного хозяйства на рыночных принципах, соответствующий режим работы важнейших отраслей и сфер экономики, конкретные направления преобразований и виды деятельности для достижения стратегических целей, необходимые для этого ресурсы и средства, потенциалы и механизмы развития, система управления и регулирования. За последние столетия развития человеческой цивилизации в рамках мировой рыночной системы в различных странах, прежде всего высокоразвитых, построены эффективные модели рыночной экономики. Научная топология сводит их по критериям предельной рыночной «либеральности» и предельной «социальности» условно к двум доминирующим группам: «англо-американской» и «германо-японской» (или «рейнской»). Для первой группы - либеральной (частнокорпоративной) экономической модели характерны следующие черты: Ø абсолютное преобладание частной собственности; Ø законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка; Ø ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики; Ø относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса государственных инвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов. Ø Либерализм в социальной политике оценивает проблемы бедности и неравенства с позиций индивидуального выбора, т.е. неравенство рассматривается как стимул к поддержанию конкуренции, а бедность - не как сфера забот государства, а как проблема частной благотворительности. Ø Основные параметры, отличающие типовую модель социально ориентированной экономики: Ø «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности (при развитом институте частной собственности); Ø макроэкономическое регулирование не только осуществляется средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости); Ø особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений в экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса; Ø высокая доля государственного бюджета в ВВП («государство благосостояния»); Ø развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета. Уровень социальной защиты высок: налоговая система обеспечивает выравнивание доходов, приоритет отдается коллективистскому началу, признается обязанность общества заботиться о бедных слоях населения. Наиболее полно совокупность данных представлена в модели социального рыночного хозяйствования Германии и моделях экономического развития Швеции, Швейцарии, Японии. Ключевую роль в выборе Республикой Беларусь модели социально ориентированной экономики сыграли следующие факторы: длительная принадлежность к социалистической системе однозначно обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям; · историческая вера в необходимость сильного государства, защищающего народ, сохраняет ведущую роль государства в рыночных преобразованиях; · традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловили взвешенный подход к рыночным реформам, выбор эволюционного (а не «шокового») пути преобразований; · неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, неправедного обогащения немногих за счет большинства населения. Контуры будущего образа (модели) белорусской экономики (долгосрочные цели) определены в стратегическом документе - Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (далее - НСУР-2020) и детализированно раскрываются в намеченных на более краткосрочный период задачах в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Эта модель включает следующие принципы и направления государственной политики: ü общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы; ü построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства; ü формирование развитого гражданского общества и самоуправления; ü приоритетное развитие человеческого потенциала; ü выбор в качестве стратегического императива социальной ориентации рыночной экономики; ü переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства; ü повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности; ü интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества; ü следование экологическому императиву. Кроме этого, перспективная модель экономики должна обеспечивать: - преемственность действующей белорусской модели развития и ориентацию на мировой опыт; - единство социального и экономического, сочетание экономической эффективности и социальной справедливости; - единство частной собственности и интересов государства, ответственность предпринимателя перед обществом; -экономическую свободу человека и свободу экономического выбора, -равенство государственных и частных субъектов рыночных отношений; -экономическое и социальное партнерство; -ориентацию на жизненные потребности населения и рост его благосостояния; -стабильность стратегического курса на социальное правовое государство; -приоритет прав граждан; -ответственность государства перед гражданами и социальную защиту населения; -ограничение сфер действия административного механизма государственного регулирования; -сочетание свободной конкуренции с административным регулированием; -взаимодействие институтов труда и капитала в рамках социального партнерства. В настоящее время нельзя точно указать, какие блоки, элементы, их сочетания будут определять состав, структуру, функции модели экономики страны через 10, 15, 20 лет. История не развивается по идеальным схемам. Но теоретически уже сейчас можно условно прогнозировать в качестве стратегического ориентира элементы и черты перспективной модели. Социально ориентированная рыночная экономика - это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод - всем гражданам. Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких черт модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др. Она осуществляется посредством Конституции и всей системы законов демократического правового государства, четкого определения его функций. Роль государства в управлении экономикой при переходе к рынку не снижается, а во многих отношениях возрастает, в том числе как политического руководителя переходных к рынку процессов; гаранта социальной защищенности малоимущих слоев общества; защищенности общества от коррупции, криминальной спелы; своеобразного арбитра в обеспечении политической устойчивости общества и др.
2.2. Политические и социально-экономические предпосылки построения перспективной модели экономики. Республика Беларусь находится в процессе перехода к гражданскому демократическому обществу со смешанной социально ориентированной экономикой. Прошедшие годы преобразований (особенно начало 90-х гг. XX в.) показали, что государственная и общественная система страны не может совершить резкий переход, усвоить достижения мирового прогресса без необходимых предпосылок, переходных форм. Речь идет о наличии и вызревании множественных предпосылок развития рыночной экономики: экономических, правовых, политических, идейно-культурных, социально-психологических, цивилизационных и др. В число базовых социально-экономических предпосылок и конструктивных факторов формирования перспективной модели экономики входят: - выгодное экономико-географическое положение Беларуси; - развитые системы транспортных коммуникаций и в целом производственной инфраструктуры; - значительные земельные, водные, лесные ресурсы, ряд важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.); - достаточно мощная строительная база; - значительный научно-технический потенциал; - многоотраслевой промышленный комплекс; - высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров; - комплексность развития территорий и достаточная сформированность межотраслевых комплексов; - многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков; - совершенствующаяся в профессиональном отношении система государственного управления. В качестве барьеров выступают: - несовершенство законодательно-нормативной базы, сохраняющей преобладание административных рычагов в управлении экономикой; высокий уровень износа активной части основных производственных фондов и устаревшие в значительной части производственные технологии, неразвитость инновационной инфраструктуры; - недостаточный уровень менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях; - чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей. Таким образом, задачей государственной политики в области реформирования является создание такого механизма управления и регулирования, который повысит эффективность использования имеющихся факторных преимуществ и последовательно устранит препятствия, что создаст дополнительные предпосылки к построению перспективной модели экономики. Важными политическими предпосылками формирования перспективной модели экономики являются: 1) построение социального правового демократического государства; 2) эволюция общественных структур в направлении институтов современного гражданского общества. В контексте решения этих задач и идет сегодня развитие белорусской государственности. Оно обеспечит условия становления в Беларуси открытого гражданского общества со зрелыми демократическими механизмами защиты прав человека, взаимодействия гражданских структур и государства, раскрытия социальной энергии народа.
2.3. Этапы (стадии) построения перспективной модели экономики. Смена базисных (родовых) основ экономического строя не может быть разовым актом, она требует длительного переходного периода и, наверное, смены поколений. Для достижения определенных НСУР-2020 стратегических целей выделяются следующие этапы социально-экономического развития в направлении перспективной модели экономики: Первый этап (2001-2005 гг.) - создание необходимых условий для возобновления устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На данном этапе предусматривалось решить следующие задачи: завершить создание необходимой законодательно-нормативной базы реформирования экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования; приступить к широкомасштабному реформированию и реструктуризации крупных и средних предприятий; осуществить санацию, перепрофилирование и закрытие бесперспективных предприятий и производств с одновременной реализацией мер по обеспечению занятости и преодолению структурной безработицы; направить финансирование на оздоровление предприятий и организаций с использованием мер государственного макроэкономического регулирования и более полного использования рыночных механизмов хозяйствования. Второй этап (2006-2010 гг.) - создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития; повышение уровня жизни народа на основе роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. На этом этапе должно быть завершено создание законодательно-правовой базы устойчивого развития страны, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного экономического роста и позволяющей решить задачи стабильного повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями должны стать технологическое перевооружение производства на базе внедрения наукоемких ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, стимулирование внутренних и внешних инвестиций, государственная поддержка малого предпринимательства, укрепление и развитие материально-технической базы отраслей и сфер, обеспечивающих совершенствование человеческого потенциала и развитие научно-инновационной деятельности. Третий этап (2011-2020 гг.). Целью этого периода является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будет формироваться постиндустриальное информационное общество с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства, а экономическое развитие страны достигается за счет функционирования зрелых институтов рыночной экономики, углубления структурных преобразований, расширения частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества. Практическая реализация этих этапов осуществляется в рамках Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь, принимаемых на периоды 1996-2000, 2001-2005, 2006-2010. Опыт прошлых лет показал, что стратегия реформирования, преодоления кризисных явлений, создания условий макроэкономической стабилизации и возобновления экономического роста, определенная вышеназванными программными документами, в целом оказалась верной.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|