Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблемы развития предпринимательства в Беларуси.




 

4.1. Преобразование форм собственности.

Переход к рыночной экономике в обязательном порядке предполагает формирование субъектов рыночных отношений - независимых, само­стоятельных экономически ответственных товаропроизводителей.

Конституцией Республики Беларусь и Гражданским кодексом Республики Беларусь в нашей стране определены две формы собственности -государственная и частная. Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной (собственность административно-территориальных единиц). Исключительную собственность государства составляют недра, вода, леса. В собственности государства находятся также земли сельскохозяйственного назначения.

Реформирование государственной собственности в Республике Беларусь началось в 1991 г. в соответствии с Основными положениями Программы перехода Белорусской ССР к рыночной экономике, принятыми постановлением Верховного Совета БССР от 26 декабря 1990 г., и было напрямую связано с необходимостью повышения эффективности всего хозяйственного комплекса страны.

Главными задачами разгосударствления и приватизации являются:

ü формирование необходимой для рыночной экономики среды, обеспечивающей конкуренцию, развитие предпринимательства, многообразие форм собственности, видов хозяйствующих субъектов;

ü усиление хозяйственных и трудовых мотиваций, повышение эффективности использования созданного в стране экономического потенциала и стимулирование его приумножения;

ü создание возможности самовыражения гражданам, использование их энергии, предприимчивости, инициативы;

ü увеличение поступлений средств в бюджет за счет продажи государственного имущества, связывание средств предприятий, отвлечение части денег с потребительского рынка и таким образом содействие его стабилизации.

В преобразовании форм собственности в Беларуси выделяются три этапа.

На первом этапе (1991-1992 гг.) осуществлялась приватизациятоль-ко за денежные средства, в основном по инициативе «снизу». Заинтересованные в приватизации трудовые коллективы предприятий обращались в органы приватизации со своими предложениями о выкупе государственного имущества. Такие предприятия после приватизации преобразовывались в коллективные (народные) предприятия, а впоследствии - в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. До 1993 г. реформирование собственности проходило на основе временных нормативных актов и в целом не имело законодательной базы.

Второй этап приватизации начался с принятием в 1993 г. законов «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках», Государ­ственной программы приватизации, других законодательных и нормативно-правовых актов. При приватизации каждого объекта 50% стоимости оплачивалось деньгами и 50% чеками «Имущество». Средние и крупные предприятия промышленности, строительства, транспорта могли преобра­зовываться в акционерные общества. На конкурсы и аукционы выставлялись малые предприятия коммунальной собственности и объекты незавершенного строительства.

Третий этап - этап совершенствования стратегии и тактики преобразования отношений собственности. Его основные направления определены Указами Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию реформирования государственной собственности» (март 1995 г.), «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом», «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами» (ноябрь 1997 г.)..В 1998 г. был принят Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», который позволил обеспечить единую государственную политику по реформированию государственной собственности, усилить социальную направленность этого процесса, создать благоприятные условия для привлечения отечественных и иностранных инвесторов.

К началу рыночного реформирования общая численность объектов государственной собственности, подлежащих разгосударствлению и при­ватизации, составляла 8,7 тыс., в том числе 3,4 тыс. (39,2%) - республиканской и 5,3 тыс. (60,8%) - коммунальной собственности.

За период 1991-2006 гг. в стране реформировано и отчуждено 8909 объектов государственной собственности, в том числе реформировано (разгосударствлено и приватизировано) 4116 предприятий. Из них преобразовано в акционерные общества 1990 государственных предприятий (48,3%), выкуплено арендными или трудовыми коллективами 724 (17,6%), продано на аукционе (по конкурсу) 1402 (34,1%) предприятий. На преобразованных предприятиях работают около 23% всех занятых в экономике страны.

В последние годы в Республике Беларусь преобладает «точечное» реформирование объектов государственной собственности исходя из оценки экономической эффективности, возможности внедрения новых технологий, освоения выпуска новых видов продукции.

Кроме разгосударствления и приватизации государственной собственности существенный вклад в создание негосударственного сектора в экономике страны вносит развитие малого и индивидуального предпринимательства, совместных и иностранных предприятий. Сегодня уже можно говорить о создании в стране полноценного негосударственного сектора в экономике страны. Численность занятых в негосударственном секторе экономики на конец 2006 г. составляла 2055 тыс. человек (47,6% работающих в народном хозяйстве). Удельный вес объемов промышленной продукции, произведенной в 2006 г. предприятиями негосударственного сектора, составил 62,5%. 1.4.2. Типы хозяйствующих субъектов

Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь, хозяйствующими субъектами могут быть коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Некоммерческими являются организации, не имеющие цели извлечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных или иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для уставных целей, ради которых они созданы.

 

4.2. Реструктуризация предприятий.

Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует ее структурной перестройки, которая тесно взаимосвязана с реструктуризацией предприятий, особенно при их приватизации.

Реструктуризация - это структурная организация, управленческая и финансовая адаптация предприятия к успешной работе в рыночных условиях. Для этого необходимо обеспечить улучшение управления на предприятиях, стимулирование их деятельности для повышения эффективности производства, увеличения выпуска конкурентоспособной продукции, роста производительности труда, снижения издержек производства, улучшения финансово-экономических результатов их деятельности. Процесс реструктуризации может быть пассивным и активным.

Пассивная реструктуризация осуществляется за счет рационального использования имеющегося оборудования, совершенствования форм и методов управления, маркетинговой деятельности без значительных дополнительных финансовых средств. Пассивная реструктуризация осуществляется в сжатые сроки и, как правило, до приватизации.

Активная реструктуризация происходит за счет средств стратегического инвестора в постприватизационный период и рассчитана на более продолжительный период.

В современной практике применяются различные варианты реструктуризации:

Ø реструктурирование государственных предприятий реального сектора экономики с целью их акционирования и сохранения за государством контрольного пакета акций;

Ø реструктурирование с целью дальнейшей продажи предприятия, что особенно актуально в отношении объектов малой приватизации;

Ø реструктурирование после приватизации объекта за счет средств потенциального инвестора.

Базисные условия и механизмы для проведения реструктуризации оп­ределены Указом Президента Республики Беларусь от 30.12.1995 г. № 526 «Об утверждении Программы разгосударствления и приватизации государственных объектов, находящихся в республиканской собственности на 1996 год», в постановлениях Правительства Республики Беларусь от 14.09.1994 г. № 64 «Об утверждении положения о порядке создания предприятия на базе структурного подразделения, выделяемого в процессе приватизации из состава действующего предприятия, находящегося в республиканской собственности», от 6.05.1996 г. № 310 «О порядке создания открытых акционерных обществ в процессе приватизации государственной собственности».

Повышение эффективности проведения реструктуризации предусматривается Положением о холдингах, создаваемых в процессе приватизации, утвержденным постановлением Совета Министров от 20.04.1993 г. № 250.

Особой формой реструктуризации является создание финансово-промышленных групп (ФПГ). Многие крупные предприятия во взаимодействии с банковскими структурами при широком использовании маркетинговых форм работы могут стать эффективными субъектами мирохозяйственных связей. В Республике Беларусь ФПГ формируются на основе Указа Президента Республики Беларусь № 482 «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп» (декабрь 1995 г.).

На базе межправительственных соглашений с участием предприятий и организаций Российской Федерации в Республике Беларусь зарегистрированы ФПГ: «Гранит», «Беларусавто», «Межгосметиз», «Электронные технологии», «Интерагроинвест», «Оборонительные системы» и др.

Осуществление реструктуризации промышленных предприятий, в том числе на основе создания интегрированных объединений внутри страны и межгосударственных корпоративных структур, позволит активизировать процесс модернизации промышленного производства и обеспечит устойчивое его развитие. Основным принципом реструктуризации должна быть рыночная самоорганизация и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Государство должно создавать необходимые макроэкономические условия, производить соответствующие институциональные преобразования, смягчать отрицательные социальные последствия от ликвидации и реструктуризации неэффективных (хронически убыточных) производств на основе разработки и реализации соответствующих программ.

Формирование программ модернизации производства и реструктуризации предприятий должно осуществляться на основе конкурсного отбора, а при их реализации следует использовать принцип совместного финансирования как за счет собственных средств предприятий, так и за счет республиканского и местных бюджетов, средств инновационных фондов соответствующих министерств и концернов.

 

4.3. Демонополизация и развитие конкуренции.

Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности.

Наша страна приступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 г. Закона Республики Беларусь «О противодействии мо­нополистической деятельности и развитии конкуренции». Функции поддержки предпринимательства, обеспечения противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции были возложены на Министерство экономики Республики Беларусь.

Цели, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации определялись в программах демонополизации, составляемых на определенные периоды. В них предусматривались изменение монопольной структуры рынков и создание правовых и экономических условий для развития конкуренции.

Основными направлениями демонополизации являются:

§ формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий; разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции;

§ государственное регулирование деятельности монополий;

§ контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.

В стране составлен и поддерживается в актуальном состоянии Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси. Основным критерием для включения в данный реестр является доля хозяйствующего субъекта на рынке конкретного товара, превышающая предельно установленную величину. Для хозяйствующих субъектов - производителей товаров и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) она составляет: для одного - 30%, для двух - 54, для трех - 72, для четырех - 95%; ■для хозяйствующих субъектов - производителей продукции производст­венно-технического назначения - соответственно 45, 67, 86 и 100%.

Наибольшее количество предприятий-монополистов в Беларуси в машиностроении и металлообработке, а по удельному весу выпускаемой продукции предприятиями-монополистами лидируют химическая и неф­техимическая, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность, черная металлургия. Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет всемерное развитие конкуренции.

Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу и выступают неотъемлемой чертой рыночных отношений. Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

В зависимости от условий, в которых происходит конкуренция, различают совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цены товара.

Чистая монополия является антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Особое место занимают «естественные монополии» (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически не целесообразна. Как правило, «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Регулирование таких монополий направлено в первую очередь на достижение баланса интересов потребителей и производителей соответствующих товаров и услуг, обеспечение полного покрытия экономически оправданных издержек предприятия и создание условий для адекватного инвестирования в развитие производства.

Монополистическая конкуренция (или монополия по дифференцированному продукту) предполагает относительно большое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, практичностью (дифференцированный продукт). Монополистическая конкуренция характерна для большинства отраслей сферы обслуживания (например, сети ресторанов, станций технического обслуживания, банковских учреждений). В производящих отраслях - это производство компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка и т.д.

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Чаще всего олигополистический рынок представляют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть стандартными (как при совершенной конкуренции) и дифференцированными (как при рынке монополистической конкуренции).

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты.

Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большими надежностью и сроком службы, более высокой производительностью.

Процесс развития конкуренции в переходной экономике во многом зависит от темпов преобразования отношений собственности. Преобладание государственной собственности на средства производства сдерживает развитие конкуренции. Чем быстрее идет процесс приватизации, чем больше становится доля негосударственных предприятий на рынке, тем выше эффективность конкурентного рыночного механизма.

 

4.4. Государственное предпринимательство.

Гражданский кодекс Республики Беларусь дает следующее определение предпринимательства: «Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления».

Предпринимательство может быть как частным, так и государственным и осуществляться как в индивидуальной, так и в коллективной форме.

Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении).

Для переходной экономики характерно многообразие форм собственности с сохранением значительной доли государственной. Реформирование экономики, реструктуризация отношений собственности требуют достаточно длительного времени. Поэтому государственный сектор (хотя и постепенно уменьшающийся) сохраняется во всех странах. В государственной собственности находятся отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), а также предприятия, продукция и услуги которых необходимы для совместного общественного потребления, но которые оказываются экономически не эффективными для целей частного бизнеса (коммунальное хозяйство, дорожное строительство и др.).

Государство в современной рыночной экономике - это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Таким образом, государство выступает как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике.

Собственно государственные предприятия функционируют в форме республиканских унитарных, основанных на праве оперативного управления (казенных). Разновидностью государственного предпринимательства является также предоставление концессий - сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.

 

4.5. Частное предпринимательство.

Переход к рыночной экономике связан с неуклонным увеличением негосударственной собственности и развитием частного предпринимательства.

Частное предпринимательство — это экономическая система, где хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица или фирмы при минимальном вмешательстве государства. Частным предпринимательством могут заниматься как отдельные граждане, так и их коллективы (предприятия, фирмы).

Фирма - это обобщенное название, используемое по отношению ко всем (или почти ко всем) организациям бизнеса. Фирмы бывают разные - от гигантских корпораций до мелких лавочек.

В странах с развитой рыночной экономикой существуют три формы организации предпринимательства: единоличное владение, партнерство, корпорация.

Единоличное владение — такое индивидуальное частное предприятие, владельцем которого является одно лицо или одна семья, получающая весь доход (за вычетом расходов и налогов) и несущая весь риск за свою деятельность.

Партнерство возникает в случае, когда с целью ведения бизнеса объединяются ресурсы и предпринимательские навыки двух или более лиц.

Корпорация (акционерное общество) является доминирующей формой предпринимательства. Для нее характерны централизованное управление, длительный срок существования, превышающий продолжительность жизни отдельных держателей акций; ограничение ответственности акционеров в соответствии с долей их капиталовложений. В современном частном предпринимательстве действуют хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной и дополнительной ответственностью), акционерные общества (открытого и закрытого типа), холдинговые компании.

В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом.

 

4.6. Малый бизнес.

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в Республике Беларусь представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства - юридическим лицам - относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:

- в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

- сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 человек;

- строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

- других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле - до 30 человек;

- других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.

Субъекты малого предпринимательства образуют разветвленную сеть,

действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса.

Развитие малого предпринимательства способствует созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни. Малый бизнес позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

В Республике Беларусь на начало 2007 г. зарегистрировано 37600 субъектов малого предпринимательства, в том числе по отраслям экономики: промышленность - 8409 (22,3% от общей численности), сельское хозяйство - 2312 (6,1%), строительство - 4.400 (11,7%), транспорт - 1930 (5,1%), связь - 172 (0,5%), торговля и общественное питание - 14716 (39,1%), материально-техническое снабжение и сбыт - 394 (1%), жилищно-коммунальное хозяйство - 95 (0,3%), непроизводственные виды бытового обслуживания населения - 594 (1,6%), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение - 747 (2%), другие отрасли - 3831 (10,2%). Списочная численность работников на малых предприятиях составляла 423813 человек.

На малых предприятиях произведено 7,7% общего объема промышленной продукции страны и более 7,6% ВВП. Рентабельность реализованных малыми предприятиями продукции, работ и услуг составила 13,3%) (при среднем в экономике страны 13,5%). Удельный вес убыточных малых предприятий - 25,6% (при среднем в экономике страны 8,5%).

Значительную роль в развитии малого бизнеса играют индивидуальные предприниматели, численность которых в Республике Беларусь на начало 2007 г. составила более 186 тыс. чел. В целом в сфере малого предпринимательства занято около 800 тыс. чел. (18% экономически активного населения страны). Удельный вес данного сектора в объеме поступлений платежей в бюджет составляет около 20%.

В Беларуси последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве и государственной поддержке малого бизнеса, а также Указы Президента Республики Беларусь от 28.03.1996 г. № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям», от 9.03.2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения», от 15.10.2007 г. № 496 «О совершенствовании порядка создания индивидуальными предпринимателями частных унитарных предприятий и их деятельности» и др. Разрабатываются и реализуются ежегодные программы государственной поддержки малого предпринимательства. Созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь.

В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования.

Для активизации малого бизнеса государственная поддержка в этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий его устойчивого развития на основе совершенствования форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики. Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.

Для развития малого и среднего предпринимательства Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. предусмотрено:

Ø комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;

Ø обеспечение координации деятельности государственных органов и общественных организаций по оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству;

Ø создание благоприятных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, внедрение механизмов гарантирования возврата микрокредитов, а также к материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;

Ø дальнейшее расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства;

Ø активизация производственной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции;

Ø организация взаимодействия малых производственных предприятий с крупными путем развития кооперативных связей.

К 2010 году доля валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме ВВП достигнет 20-22%.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных