Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структурная трансформация экономики.




 

5.1. Цели и задачи, основные принципы и механизмы структурной трансформации экономики.

В новых условиях переходного к рыночным отношениям периода в экономике Беларуси сложился целый ряд структурных деформаций, как унаследованных от бывшего СССР, так и возникших вследствие экономического кризиса, связанного с нарушением сложившихся производственно-экономических связей. Основными из них являются:

- несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу, выражающееся в неполном использовании имеющихся производственных мощностей, созданных ранее для удовлетворения общесоюз­ных потребностей; значительных объемах нереализованной готовой продукции; росте числа убыточных предприятий, дебиторской и кредиторской задолженностей;

- высокие энерго- и материалоемкость производства, его большая зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;

- высокий уровень физического и морального износа активной части основных производственных фондов вследствие недостатка инвестиционных средств не только для расширенного, но и простого их воспроизводства;

- недостаточное развитие наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.

Текущее и ближайшие два пятилетия являются ключевыми для экономики нашей страны. В этот период должны быть сформирована структура производства, отвечающая долгосрочным целям страны, завершены начатые институциональные преобразования, создана адекватная рыночным условиям система мотивации поведения предпринимателей и наемного персонала, достигнуто радикальное повышение уровня жизни населения. Необходимо с учетом национальных особенностей оптимально встроить белорусскую экономику в мировое хозяйство, используя двусторонние и многосторонние связи; обеспечить модернизацию структуры экономики в направлении роста ее наукоемкости, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевести систему управления экономикой на корпоративные принципы и обеспечить на этой основе формирование качественно новых стимулов инновационной активности.

При преобразовании структуры экономики предстоит усовершенствовать межсекторные, межотраслевые и межрегиональные пропорции: между государственным и частным секторами экономики; производством, потреблением и накоплением; между отраслями специализации, ориентированными на экспорт продукции, и вспомогательными и обслуживающими производствами; промышленностью и сельским хозяйством; отраслями, производящими товары, и сферой услуг; между крупным и мелким бизнесом, а также оптимизировать пропорции в уровне социально-эконо­мического развития областей и г. Минска; усилить социальную ориентацию преобразований.

При определении направлений структурных преобразований экономики необходимо исходить из следующих принципов:

· многоукладность экономики, обеспечения равных условий хо­зяйствования всем юридическим и физическим лицам;

· концентрации ресурсов на эффективном использовании конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;

· постоянной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов экономической деятельности;

· перехода на инновационный путь развития экономики;

· социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренного развития сферы услуг;

· приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортно-ориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;

· учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции в первую очередь с Россией и другими странами СНГ;

· гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства;

· обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;

· комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;

· экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;

· рационального сочетания системы государственного регулирования и рыночного саморегулирования, государственной поддержки наиболее эффективных предприятий и производств.

Таким образом, целевыми установками структурной перестройки экономики должны стать снижение доли и масштабов энерго- и материалоемких производств, замена неэффективных производств новыми, осно­ванными на высоких технологиях и новых материалах. Ставка должна быть сделана на информатизацию, программное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, модернизацию энергетической отрасли, биотехнологии и генетику.

Для достижения этих целей должен применяться комплекс методов государственного регулирования - снижение налоговой нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные инвестиции и субсидии, методы - тарифного и нетарифного регулирования и др.

 

5.2. Модернизация структур реального сектора экономики: воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной.

Структурные преобразования в межотраслевых комплексах и отраслях народного хозяйства, происходящие в соответствии с целенаправленной системой мер государственной структурной политики, а также под воздействием научно-технического прогресса и запросов внутреннего и внешних рынков, определяют изменение всех макроэкономических структур страны.

Воспроизводственная структура экономики характеризует соотношение ее секторов по производству и потреблению благ и услуг на всех стадиях воспроизводства.

На стадии производства - это соотношение промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости, представляющее собой важнейшую макроэкономическую пропорцию, в которой находит отражение достигнутый уровень развития производительных сил страны.

Доля промежуточного потребления характеризует удельный расход тошшва, энергии, сырья, материалов и других материальных элементов оборотного капитала на единицу валового выпуска товаров и услуг - это обобщающий показатель материалоемкости продукции, на который существенно влияют применяемые техника и технологии производства, уровень подготовки кадров, система организации труда и производства.

Валовая добавленная стоимость представляет собой разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Она является основой валового внутреннего продукта.

Валовой внутренний продукт - важнейший обобщающий показатель, характеризующий конечный результат как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг. На стадии производства ВВП определяется путем суммирования валовой добавленной стоимости всех отраслей с учетом потребленной в процессе производства стоимости основного капитала. По объему производства ВВП на душу населения определяют уровень социально-экономического развития страны.

Чем выше в стране уровень технико-экономической базы производства и эффективнее используются материальные ресурсы, тем доля промежуточного продукта ниже, а удельный вес ВВП выше, что свидетельствует о росте эффективности экономики.

В Республике Беларусь промежуточное потребление и валовая добавленная стоимость в структуре валового выпуска благ и услуг (в текущих ценах) в 2006 г. составили соответственно 55,6% и 43,4%, а прогноз на 2010 г. - 52% и 48%. Это свидетельствует о высоких материало- и энергоемкости производства, которые, по отдельным оценкам, более, чем в 2 раза превышают аналогичные показатели в экономически развитых европейских государствах.

На стадии потребления особую значимость приобретают пропорции в использовании ВВП. Удельный вес расходов на конечное потребление, включающее потребление в домашних хозяйствах, государственными уч­реждениями, некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства, в перспективе, исходя из поставленных целей модернизации экономики, будет снижаться за счет увеличения доли валовых накоплений. При этом расходы на конечное потребление домашних хозяйств (приобретение потребительских товаров и услуг, платных услуг учреждений образования, здравоохранения, культуры и т.д.) в расчете на душу населения не должны уменьшаться, а могут возрасти по мере роста ВВП, хотя их доля может несколько и снизиться. Доля расходов государственных учреждений и абсолютные их размеры при совершенствовании структуры государственного управления должны уменьшаться. Расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, в связи с развитием рыночной инфраструктуры будут несколько возрастать. Чистый экспорт товаров и услуг в связи с необходимостью импорта высокопроизво­дительного оборудования и новейших технологий, конструкционных ма­териалов, а также топливно-энергетических ресурсов прогнозируется с от­рицательным знаком (-2%, -3% к ВВП).

Структура использования ВВП (в текущих ценах) в 2006 г. характе­ризовалась следующим образом: расходы на конечное потребление -73,4%, валовое накопление - 30,9%, чистый экспорт товаров и услуг - минус 4,3%, а прогноз на 2010 г. соответственно - 75%, 27% и минус 2%.

Отраслевая структура, характеризующая пропорции между отраслями и межотраслевыми комплексами, отражает специализацию национальной экономики на выпуске таких видов товаров и услуг, которые в наибольшей степени соответствуют природно-экономическим, демографическим факторам и условиям страны, наиболее полно отвечают запросам внутреннего и внешних рынков.

Оценка структурных сдвигов производится на основе различных по­казателей, таких, например, как удельный вес отрасли в объеме производства продукции, ВВП, удельный вес занятых в отрасли (сфере деятельности) в общей численности занятых в экономике, доля отрасли по стоимости основных фондов и др.

Отраслевая структура экономики Беларуси характеризуется достаточно высоким по сравнению с европейскими странами удельным весом в ВВП сферы производства товаров (в 2006 г. - 44%) и низкой долей сферы услуг (43%), а прогноз на 2010 г. соответственно 39% и 50%.

В экономически развитых странах на сферу услуг приходится 65-70%) ВВП и столько же численности занятых, что положительно влияет на экономический рост вследствие высокой добавленной стоимости в услугах.

В республике наибольший удельный вес в структуре занятых имеет промышленность - на ее долю приходится четвертая часть занятых в экономике. Заметно уменьшается доля сельского и лесного хозяйств и в последние годы возрастает удельный вес занятых в сфере услуг, что свидетельствует о совершенствовании структуры экономики. Под воздействием НТП и структуры потребления, изменения условий обеспечения топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами происходят структурные сдвиги и внутри межотраслевых комплексов.

Соотношение продукции, произведенной с помощью различных спо­собов производства и поколений техники, в структуре валового выпуска товаров и услуг в современной экономической литературе получило на­звание технологической структуры экономики. Ее характеризуют удель­ные веса прогрессивных, традиционных и реликтовых укладов в научно-производственном потенциале страны, что предопределяет эффективность ее экономики и уровень конкурентоспособности продукции.

Смена поколений техники и технологических процессов является первичным звеном технологических сдвигов. Она основывается на реализации прогрессивных научно-технических идей, кластеров изобретений и происходит с периодичностью 8-10 лет, что отражается в обновлении активной части основных фондов. Освоение нового технологического принципа формирует научно-техническое направление. Оно включает ряд сменяющих друг друга поколений техники и имеет жизненный цикл 80-100 лет. Совокупность взаимосвязанных научно-технических направлений, реализующих кластер базисных нововведений, образует технологический уклад.

В экономической литературе описаны шесть технологических укладов. Ключевым фактором первого было изобретение текстильной машины, второго - парового двигателя и станков, третьего - электродвигателя и технологии производства стали, четвертого - двигателя внутреннего сгорания и технологических процессов нефтехимии, пятого - микроэлектронных компонентов, шестого - генной инженерии и нанотехнологий.

Оценка технологической структуры экономики представляет большие трудности. В науке данная проблема является объектом достаточно интенсивных исследований.

По оценкам специалистов, в экономически развитых странах переход к новейшему - пятому технологическому укладу начался в 70-е годы XX в. В основе этого уклада находятся ресурсосберегающие технологии и высо­котехнологичные наукоемкие производства, базирующиеся на микроэлек­тронике, биотехнологиях и информатике. Например, в Японии к началу 90-х it. XX в. удельный вес пятого технологического уклада составил 40%, четвертого - 30%; в России соответственно - 8 и 46%.

В Беларуси, по ориентировочным оценкам, отраженным в Программе структурной перестройки и повышения конкурентоспособности белорусской экономики, подавляющая часть промышленной продукции (68%) производится в условиях четвертого технологического уклада, 22-23% -третьего и 9-10% - пятого и шестого. Основные причины отставания от экономически развитых стран - значительное снижение научно-инновационного и производственного потенциалов страны вследствие экономического кризиса 90-х гг. XX в., низкий уровень наукоемкости ВВП (0,8%) против 5-6% в экономически развитых странах, неоправданная конверсия в ВПК, где преобладал пятый технологический уклад, недостаточный уровень инновационной деятельности и механизмов стимулирования создания принципиально новых техники и технологий.

Региональная структура характеризует территориальные пропорции размещения народного хозяйства и отдельных его отраслей, формируемые исходя из соблюдения принципов: обеспечения комплексного развития производительных сил регионов на основе рационального Использования местных природных, экономических, демофафических и других факторов и условий; постепенного выравнивания условий жизни населения, прожи­вающего на их территории.

 


5.3. Инвестиционная политика.

Структурная трансформация экономики осуществляется на основе научно обоснованной инвестиционной политики, которая является составной частью экономической политики государства. Инвестиционная политика Республики Беларусь базируется на основных положениях Национальной профаммы привлечения инвестиций в экономику страны, национальных профаммах развития экспорта и импортозамещения, а также про-фаммах, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

Под инвестициями понимаются финансовые, имущественные и ин­теллектуальные ценности, вкладываемые в объекты хозяйственной деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. В качестве объектов инвестиционной деятельности выступают вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция.

В зависимости от субъекта инвестиционной деятельности различают государственные средства (бюджета, внебюджетных фондов, заемные), средства государственных предприятий, инвестиции фаждан, негосударственных предприятий и общественных организаций, иностранные и совместные инвестиции.

Характер участия в инвестировании определяют прямые инвестиции, когда инвестор непосредственно вкладывает средства в объект без посредников; непрямые - вложения средств через посредников и портфельные инвестиции - вложения капитала в различные ценные бумаги. Наиболее эффективны прямые иностранные инвестиции, которые не обременяют государство обязательствами по их обслуживанию.

Основными источниками инвестиций являются: валовой внутренний продукт (валовые накопления); зарубежные займы и инвестиции, которые под воздействием механизмов финансовой системы перераспределяются и выступают в виде собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыли, амортизации, денежных накоплений, сбережений, возмещения страховых сумм); заемные финансовые ресурсы (облигации, банковские и бюджетные кредиты); привлеченные финансовые средства (от продажи акций, паевых и других поступлений); централизованные ресурсы министерств и концернов; бюджетные ассигнования; денежные средства населения.

Статистические данные показывают, что в результате негативных последствий экономического кризиса объемы инвестиций в основной капитал за 1991-2003 гг. сократились на 40% и в 2005 г. составили всего 95% к уровню 1990 г. В последние годы наблюдается тенденция ежегодного возрастания инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал в 2005 г. по отношению к 1995 г. возрос в 2,5 раза, а в 2006 г. составил 132,5% к уровню 2005 г.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. предусмотрено увеличение объема инвестиций в основной капитал за пятилетие на 165-175% к уровню 2005 г.

 

Тема 2. «Экономическая роль государства в Республике Беларусь»

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных