Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Финансово-кредитная система государства.




 

3.1. Денежная система Беларуси.

Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» (1990 г.) и по­следующими законодательными актами, определившими ее правовые нормы. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вначале обращался параллельно с рублем бывшего СССР, а с октября 1994 г. был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.

В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которой относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и ст. 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки (унитарные и акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации (второй уровень).

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 136) и Банковским кодексом (ст. 7) Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать стабильность национальной валюты и банковской системы.

Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны.

Второй уровень банковской системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Главной его составляющей являются коммерческие банки.

В Беларуси по состоянию на 01.01.2007 г. функционировал 31 банк, из них 25 банков - с участием иностранного капитала и 6 - со 100% ино­странным капиталом.

Указом Президента Республики Беларусь от 28.05.2001 г. № 274 одобрена Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы. Цель государственной политики в отношении банковского и финансового секторов экономики - обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе здоровой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции.

Усиление функциональной роли банков должно осуществляться за счет расширения круга операций банков в обслуживании всех агентов экономических отношений и повышения эффективности совершаемых операций, и прежде всего увеличения участия банков в кредитовании реального сектора экономики.

 

3.3. Денежно-кредитная политика: основные направления и инструменты.

Денежно-кредитная политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, налоговой и другими видами политики) и определяется приоритетами и целями правительства. Ее конечными целями являются: стабильность экономического роста, низкие уровни безработицы и инфляции, стабильность цен, устойчивый платеж­ный баланс.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь ежегодно утверждаются Национальным банком Республики Беларусь. Этот документ является составной частью единой государственной экономической, финансовой и налогово-бюджетной политики. Он составляется на основании итогов, достигнутых в социально-экономической, денежно-кредитной сферах, с учетом состояния валютного рынка и банковской системы за предшествующий период, а также целей и задач, предусмотренных Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь, Законом «О бюджете Республики Беларусь».

Определяющее значение для формирования денежно-кредитных по­казателей и особенно рублевой денежной массы имеет участие Национального банка в финансировании дефицита республиканского бюджета, а также кредитование банками реального сектора экономики.

В качестве количественных ориентиров денежно-кредитной политики на предстоящий период задаются определенные параметры по показателям, таким как:

- ограничение прироста потребительских цен в процентах за месяц;

- стабилизация реального курса белорусского рубля по отношению к доллару США;

использование для поддержания курса белорусского рубля преимущественно рыночных регуляторов и т. п.

При этом определяется перечень мер, посредством которых предполагается добиться достижения намеченных параметров денежно-кредитной политики, например:

- увеличение денежной массы в национальной валюте осуществлять адекватно росту реального ВВП и целевого показателя по инфляции;

- удержание процентных ставок денежного рынка на реальном положительном уровне осуществлять наряду со снижением их номинальной величины по мере уменьшения темпов роста цен;

- стимулирование роста денежных сбережений агентов экономических отношений в национальной валюте;

- сужение сферы обращения на национальном рынке иностранной валюты;

увеличение золотовалютных резервов поддержания ликвидности белорусского рубля;

обеспечение устойчивого функционирования коммерческих банков, законных интересов банков, их вкладчиков и клиентов;

- усиление обеспеченности расчетно-платежных процессов (между субъектами хозяйствования) через применение факторинговых операций, т. е. трехсторонних договоров с участием банков.

Определяющее значение в снижении инфляции и стабилизации придается мерам по регулированию динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, их привязке к реальному приросту ВВП, индексу потребительских цен, сальдо внешнеторгового баланса и дефицита государственного бюджета, недопущению необоснованного роста денежной массы из-за увеличения чистых внутренних кредитов Национального банка (кредитной эмиссии).

В качестве меры управления и контроля за обозначенными процессами Национальный банк устанавливает предельно допустимые объемы выдачи кредитов правительству.

В 2006 г., как и в предшествующее ему пятилетие, в республике удалось обеспечить заданные параметры стабилизации и поддержание курса национальной валюты исключительно рыночными методами. Процентная политика была ориентирована на поддержание положительных значений реальных процентных ставок на депозитно-кредитном рынке и превыше­ние доходности активов в национальной валюте над доходностью активов в иностранной валюте, а также на увеличение доступности кредитов банков для предприятий реального сектора экономики. Замедление темпов инфляции создало условия для поэтапного снижения ставки рефинансирования Национального банка, которая к началу 2007 г. составила 10,5%.

Складывающаяся экономическая ситуация и процентная политика Национального банка инициировали снижение процентных ставок на депозитно-кредитном рынке.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы определено, что стратегическими целями денежно-кредитной политики являются обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений. Денежно-кредитная политика будет направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики. Предусматривается также обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.

Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и с целевым параметром инфляции, допустимый уровень которого к 2010 г. не должен превысить 5 %. При этом кредиты банков увеличатся в 2,7 раза.

 

3.3. Инфляция в экономике Беларуси. Антиинфляционная политика.

Инфляция - долговременный и непрерывный рост общего уровня цен, т. е. снижение покупательной способности денег. Инфляция порождается нестабильностью денежного обращения, объясняющейся изменениями параметров в уравнении равновесия потока товаров и услуг и потока денег:

предложение денег * скорость обращения = общий уровень цен х х количество товаров и услуг.

Количественное измерение уровня инфляции осуществляется с помощью ряда индексов: индекса потребительских цен; индекса цен производителей на промышленную продукцию; индекса ВВП, позволяющего определить реальный объем ВВП (его называют дефлятором ВВП) и др.

В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают три вида инфляции: ползучую (темп роста цен до 10% в год), галопирующую (до 500% в год) и гиперинфляцию (более 50% в месяц). Инфляция, сопровождаемая падением производства, называется стагфляцией (стагнация + инфляция).

В национальной экономике страны глубокий системный кризис 1990-х годов, вызванный развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса, обусловил высокий уровень инфляции. Наиболее высокий уровень гиперинфляции был в 1993-1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз (индекс потребительских цен в 1994 г. составил 2059% к декабрю 1993 г.). Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке были отрицательными, а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в пересчете на доллары) составляла 20-25 долл. США.

В результате осуществления антиинфляционных мер в стране была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 34,4%, в 1996 г. - до 39,3%, в 2000 г. - до 20,7%, в 2005 г. - до 8%, а в 2006 г. - до 6,6%.

К концу 2005 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников народного хозяйства составила 261 долл. США, а к концу 2006 г. - 306 долл. США в эквиваленте.

 

3.4. Финансово-бюджетная и налоговая системы страны.

Финансы определяют как совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, или финансовых ресурсов, через особые фонды и учреждения. Реализуются эти отношения или связи через финансовую систему – совокупность различных сфер финансовых отношений, форм и методов образования и использования фондов денежных средств. Она включает: бюджеты различных уровней; фонды социального, имущественного и личного страхования; валютные резервы государства; денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур; прочие специальные фонды. В организационном плане финансовая система охватывает совокупность финансовых учреждений страны.

Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 132), финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

На уровне республики управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти – Президент и Национальное собрание Республики Беларусь, ежегодно рассматривающие проект бюджета страны и утверждающие его путем принятия соответствующего закона о бюджете на предстоящий финансовый год.

Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133), бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты. Доходы бюджетов формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды представляют собой средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Они формируются за счет обязательных целевых отчислений. К ним относятся Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, Республиканский фонд содействия занятости, Республиканский дорожный фонд, Республиканский фонд охраны природы, Республиканский фонд «Энергосбережение».

Динамика и структура государственных финансов характеризуются следующим. Основные данные консолидированного бюджета республики (доходы, расходы и баланс бюджета в абсолютном выражении и в процентах к ВВП) за 1990-2006 гг. показывают, что состояние государственных финансов было достаточно стабильным, кроме 1993-1994 гг. как первых лет послереформенного периода. Дефицит государственного бюджета республики находился в пределах значений 2-3% к ВВП, вполне допустимых для политики финансовой стабилизации, а в 2006 г. достигнут профицит -2,2% к ВВП.

Доля косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы) в общих доходах консолидированного бюджета составляла не менее 42-47%, а прямых налогов и сборов -22-23%. Такая высокая доля налогов с оборота безусловно обеспечивает доходы бюджета в любых экономических условиях, даже при отсутствии реальной прибыли предпри­ятия, низкой рентабельности производства и невысоких реальных доходах населения.

В развитых странах доля косвенных налогов (их состав обычно ограничен налогом на добавленную стоимость и акцизами) в доходах бюджета, как правило, не превышает 30%.

Государственные ресурсы (бюджетные расходы) в последние годы распределяются следующим образом:

- основная часть направляется на текущие расходы в форме закупки товаров и оплаты услуг – более 50%, из них около 65-70% расходуется на выплату заработной платы рабочим и служащим бюджетных организаций, оплату их командировок и служебных разъездов, оплату транспортных и коммунальных услуг для бюджетной сферы, приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

- субсидии и текущие трансферты занимают 20-22% всех государственных расходов, из них около 7% приходится на трансферты населе­нию, остальное – субсидии и текущие трансферты местным бюджетам и за границу;

- доля капитальных расходов составляет немногим более 20%, из них подавляющая часть идет на капитальные вложения, доля капитальных трансфертов составляет менее 2%;

- примерно 5-6% приходится на платежи за использование заемных средств на финансирование бюджетного дефицита и расходы по пре­доставлению кредитов за вычетом погашения.

Проводимая в республике политика государственных расходов спо­собствует достижению достаточной сбалансированности государственного бюджета.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы определено, что бюджетно-налоговая политика в указанном пятилетии будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, малого и среднего предпринимательства. В области налоговой политики будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.

Одними из важнейших направлений налоговой реформы станут упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.

 

3.5. Валютная система и валютный контроль в национальной экономике Беларуси.

Функционирование национальной экономики в системе мирового -хозяйства предполагает наличие в стране комплекса государственных структур, правовых и финансовых институтов, регулирующих валютные отношения как внутри страны (в денежно-кредитной сфере), так и во внешнеэкономической деятельности государства. Совокупность таких структур, институтов и механизмов образует национальную валютную систему, обеспечивающую посредством валютной политики, валютного регулирования и валютного контроля достижение стратегических и такти­ческих целей социально-экономического развития страны. Национальная валютная система - это форма организации валютных отношений государства, определяемая национальным законодательством. Типовыми составляющими национальной валютной системы являются:

· национальная денежная единица;

· официальные золотовалютные резервы;

· валютный паритет и механизм формирования валютного курса;

· условия конвертируемости (обратимости) валюты;

· наличие или отсутствие валютных ограничений;

· порядок внешнеторговых расчетов страны;

· режим национального валютного рынка и рынка золота;

· статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны;

· связи с международной валютной системой в рамках межгосу­дарственных отношений.

Национальная валютная система - составная часть денежной системы страны. Ее основой является установленная законом денежная единица государства, которая при использовании в международных экономических отношениях становится валютой.

Валюта - национальная денежная единица, участвующая в международных торгах и финансовых операциях на законодательно закрепленной основе.

Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах.

Основой валютной системы Беларуси является белорусский рубль, введенный в обращение в 1992 г. Начало созданию валютного механизма положило постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О временном порядке валютного регулирования и проведения валютных операций на территории Республики Беларусь» (1992 г.). В 1992-1995 гг. в республике был принят практически весь комплекс базовых правовых актов по созданию валютного механизма. В 2000 г. был принят Банковский кодекс Республики Беларусь, в котором сформулированы и закреплены ключевые понятия и современные нормы валютного регулирования в стране. Они были дополнены и закреплены в Законе Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003 г.). В соответствии с этими правовыми документами валютное регулирование - это деятельность государственных органов по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.

Органами валютного регулирования в республике являются Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь. Валютный контроль - деятельность органов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь. Органами валютного контроля в республике являются Совет Министров, Национальный банк, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

Агентами валютного контроля в республике являются республиканские органы государственного управления, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни; банки и небанковские кредитнофинансовые организации.

Банковский кодекс (ст. 25) определяет одной из целей Национального банка - защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам. Это осуществляется посредством поддержания плавной предсказуемой динамики обменного курса рубля на основе его гибкой привязки к доллару США. В обеспечении внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля значительная роль принадлежит увеличению золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования (Национального банка и Правительства страны). Они должны формироваться на уровне, обеспечивающем полное покрытие рублевой денежной массы чистыми иностранными активами органов денежно-кредитного регулирования.

Суверенное белорусское государство является субъектом международного права и активным участником международной торговли. Республика Беларусь поддерживает торговые отношения более чем со 170 странами мира. Объемы годового внешнеторгового оборота постоянно увеличиваются. Важнейшими компонентами внешнеэкономической деятельности являются валютное регулирование и валютный контроль за экспортными и импортными операциями и движением валютных ценностей в стране и через границу.

Слабым звеном в системе валютного контроля остается механизм оценки товаров при экспорте, который не закрывает все пути для вывоза продукции по демпинговым или фиктивно низким ценам. В связи с этим в ближайшие годы совершенствование валютного контроля будет направлено на приведение нормативно-правовой базы в сфере валютного регулирования и валютного контроля в соответствие с принятыми в международной практике нормами, расширение взаимодействия государственных органов валютного контроля Республики Беларусь с соответствующими органами Российской Федерации и других государств. Реализация этих задач позволит укрепить валютную безопасность - одну из важнейших составляющих экономической безопасности страны.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных