Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальный императив государственного регулирования экономического развития.




 

4.1. Социальный императив: сущность, содержание.

Социальный императив по своей сущности является обязательным требованием обеспечения приоритетности социального начала, социального качества в разработке и реализации государственной политики вообще и в регулировании экономического развития в частности.

Приоритет социальных целей, выдвижение на первый план развитие человека как цели прогресса, рассмотрение уровня развития человеческого потенциала как меры зрелости общества, государства, его социально-экономической политики - все это и образует содержание социального императива государственного регулирования экономического развития.

В настоящее время в условиях переходного периода социальная политика государства строится на основе следующих принципов:

- индивидуальной и социальной ответственности;

- социальной справедливости и партнерства;

- равенства возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг;

- социальных гарантий.

Основными целями социальной политики, реализующими данные принципы, являются обеспечение устойчивого роста благосостояния народа, сокращение бедности, гарантии на медицинскую помощь, полноценное питание, образование, социальную защиту и др.

Цели социальной политики реализуются, как правило, посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, содержащих как задающие социальные блоки и параметры, так и средства и механизмы их достижения, а также посредством разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются:

- Государственная программа «Культура»;

- Республиканская программа «Здоровье»;

- Национальная жилищная программа;

- Государственная программа развития спорта и туризма;

- Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»;

- Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи;

- Президентская программа «Дети Беларуси» (в ее состав входят целевые программы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского питания») и др.

 

4.2. Уровень и качество жизни населения: сущность, индикаторы.

Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество их жизни. Эта характеристика - историческая категория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами.

Если под уровнем жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью достижения высших ценностей человеческого бытия как в личностном, так и в социальном аспектах. Они включают морально-психологические качества, уровень образованности и культуры, здоровья, условий труда и проживания, отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др. Качественным оценкам подвергаются и количественно измеряемые материальные компоненты по критериям соответствия мировым стандартам.

Организация Объединенных Наций, обобщая характерные черты на­циональных концепций уровня жизни в разных странах мира, указывает на общие существенные компоненты этих концепций: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и организация труда, жизненные удобства, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.

В целом для оценки уровня жизни населения по методике ООН используется 37 показателей, а для сравнения уровней социально-экономического развития стран ООН использует обобщающий показатель - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). ИРЧП - это интегрирован­ный показатель, включающий три компонента, характеризующих развитие человека: уровень жизни, долголетие, образование.

Показатель ИРЧП колеблется от ноля до единицы. Считается, что страна с ИРЧП ниже 0,5 имеет низкий уровень человеческого развития, от 0,5 до 0,8 - средний и выше 0,8 - высокий.

По данным Доклада о развитии человека, опубликованного ООН по итогу 2006 г., из 177 обследованных государств Республика Беларусь на­ходится на 64-м месте с ИРЧП, равном 0,804 (ожидаемая продолжитель­ность жизни при рождении в Беларуси составляет 68,7 года, ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни по паритету покупа­тельной способности - 7,918 долл. США, уровень грамотности взрослого населения - 99,6%).

Из стран СНГ помимо Республики Беларусь к числу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала отнесена только Россия, за­нимающая 67-ю позицию. На первом месте в списке 177 стран - Исландия, на последнем - Сьерра-Леоне.

В самом широком смысле понятие качества жизни населения включает четыре блока характеристик: качество населения (свойства воспроизводства, способность образовывать семьи, уровень образованности, уровень квалификации), уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.

 

4.3. Денежные доходы и расходы населения: динамика, структура.

Регулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого роста уровня жизни людей и сокращение бедности. Главной целью такой политики становится создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трупом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и своей семьи при усилении адресной социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения. При этом в основу новых подходов положены принципы социальной ответственности всех членов общества, отказа от социального иждивенчества и перехода к социальным гарантиям, что означает прежде всего защиту прав человека на свободный труд, создание системы, обеспечивающей определенные жизненные стандарты.

Успешная реализация данных подходов возможна лишь при условии постоянного экономического роста, развития частной инициативы и пред­приимчивости, рыночных институтов предпринимательства, повышения производительности труда и эффективности производства на основе технологического прогресса, совершенствования и упрочнения финансовой сферы.

В результате системного кризиса в нашей стране в период с 1991 по 1995 г. наблюдались постоянный спад производства, инфляция, снижение среднемесячной заработной платы работающих в экономике (к 1995 г. она составляла 55,7% к уровню 1990 г.). В тот сложный период и в последующие годы государство предприняло ряд мер как в направлении макроэкономической политики, борьбы с инфляцией и финансовой стабилизации, так и в регулировании доходов, создании правовой базы этой деятельности.

Успешная реализация Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы стала важным этапом в обеспечении устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения. Реальные денежные доходы населения за пятилетие повысились на 88,9%, их уровень по отношению к 1990 г. составил 99,2%. Сложившиеся в этот период тенденции получили продолжение в 2001-2005 гг., когда была обеспечена положительная динамика ведущих макроэкономических показателей, в том числе реальных денежных дохо­дов населения и реальной заработной платы.

В 2005 г. рост реальных денежных доходов населения по отношению к 1990 г. составил 178,8%, а в 2006 г. – 210,6%.

Денежные доходы населения включают оплату труда всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; доходы от продажи иностранной валюты и др.

Реальные денежные доходы – это денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен. Денежные расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и добровольные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в. Общественные организации, проценты, уплаченные за предоставленные кредиты, и др.), изменение задолженности по кредитам, покупку иностранной валюты, на­копление сбережений во вкладах по ценным бумагам.

 

4.4. Социальная поляризация в переходной экономике.

Переход к рыночной модели хозяйствования неизбежно привносит в жизнь общества хронические «болезни» капиталистической системы: безработицу, резкое имущественное расслоение, бедность многочисленных слоев населения.

Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения и заработной платы последних лет (в 2006 г. по сравнению с 1995 г. реальные денежные доходы населения возросли в 3,8 раза, а реальная заработная плата - в 4 раза), уровень жизни еще остается недостаточным и на конец 2006 г. характеризовался следующими статистическими данными: доля населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже минимального потребительского бюджета в общей численности населения составила 36,1%; доля населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума в общей численности населения составила 11,1%.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) - стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения ми­нимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста. В конце 2006 г. МБП в среднем на душу населения составлял 256,6 тыс. руб.

Прожиточный минимум - минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) - стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. БПМ пересматривается с учетом роста потребительских цен и ежеквартально утверждается Правительством страны в ценах последнего месяца квартала (в конце 2006 г. БПМ составлял 166,2 тыс. руб.).

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в 2006 г. составила 582,2 тыс. руб., а средний размер назначенной месячной пенсии - 277,6 тыс. руб.

Соотношение ресурсов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения (коэффициент дифференциации доходов) в стране в 2006 г. было равно 5,6. В мировой практике коэффициент дифференциации доходов, равный шести, считается предельным.

 

4.5. Направления социальной политики и реформирования социальной сферы.

Программой социально-экономической) развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. определено, что основная цель социальной политики на пятилетие - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики. В качестве ориентиров государственной политики, направленной на увеличение доходов населения, предусматриваются:

- рост реальных денежных доходов на 149-156%;

- повышение реальной заработной платы на 152-158%;

- снижение уровня малообеспеченное™ в два раза;

- совершенствование государственной адресной социальной помощи, поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;

- дальнейшее развитие системы пенсионного обеспечения, повышение реальной пенсии по возрасту не менее чем в 1,5 раза.

Важнейшей функцией государства остается обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда.

В области социальной защиты населения предполагается повышение ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения.

 

Тема 3. «Межстрановая и мирохозяйственная интеграция»

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных