Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Материалы для самостоятельной работы обучающегося




Тема № 1. Рельеф: натюрморт из простых геометрических форм

Задачи:

• Композиционное размещение предметов в плоскости,

• Выражение объема и пространства на плоскости.

• Объемно - пластическое построение формы в ортогональной и перспективной проекциях.

• Изучение изменений глубинной величины при создании рельефа.

Методические рекомендации. На расстоянии нами легко определяются размеры предметов по вертикали и горизонтали, а третье измерение - в глубину - воспринимается в сильном ракурсном искажении. Необходимо учитывать эту особенность зрения, искажая при построении рельефных изображений размеры форм, уходящие в глубину. Эти элементы изображения сокращаются до воспроизведения лишь иллюзии их действительных величин. В начале работы следует определить формат работы - горизонтальный или вертикальный. Затем определяется общий контур постановки и каждого предмета в ней, далее следует уточнение пропорций форм и их взаимное расположение. При анализе постановки из простых геометрических форм следует учитывать, что в рельефе вертикальные и горизонтальные размеры пропорционально сохраняются, сокращению подлежат глубины форм. При детальной моделировке формы необходимо следить за правильным выявлением пропорций и расположения предметов, соблюдая искажения в сторону уплощения форм для передачи их положения в пространстве.

Для сохранения ощущения реальности восприятия, сокращение размеров объемных форм необходимо производить по определенным правилам ортогональной или перспективной проекции. Особенности декоративного рельефа наиболее полно воплощаются в ортогональной системе построения изображений. В нем изображаемые предметы выполняются переносом параллельными лучами перпендикулярно плоскости фона, изображение предмета лишено перспективных сокращений. Такой вид изображения в рельефе называется ортогональным.

Если рельеф заключить между двумя воображаемыми параллельными плоскостями, замкнув изображение снаружи, его выступающие элементы будут соприкасаться с воображаемой наружной плоскостью. Весь рельеф оказывается в пространственном слое, равном его глубине. При профессиональном построении рельефа число наиболее выступающих точек рельефа, соприкасающихся с воображаемой плоскостью, будет не менее трех. Старайтесь так построить объем, чтобы некоторые точки рельефа были на равной высоте.

Материал: пластилин, формат плакеты 15х15 см.

 

 

Тема 2. Рельеф: изображение в круге (медаль) на тему: архитектура, знак-символ, праздничная дата.

Задачи:

• Композиционное решение, соблюдение пропорций изображения и текста

• Объемно - пластическая лепка формы,

• Образность выражения темы

• Приведение к цельности и единству.

Методические рекомендации. При анализе темы обращается внимание на эмоциональное состояние, которое фиксируется в наброске, его затем необходимо передать при работе пластическим материалом. Тема задания предполагает плакатное решение композиции.

Плоскость фона в рельефе играет большую роль в построении изображения. В одном случае она выступает только как основа, в другом - как фон, перед которым развертывается действие и, в таком случае, он ограничивает развитие изображения в глубину. В третьем случае, - как слагаемый элемент изображения, когда наличие плоскости дает возможность перспективного построения пространственных планов, архитектурных и пейзажных мотивов, а также многофигурных и многоплановых композиций. В данном случае она выступает как фон, перед которым развертывается действие и он ограничивает развитие изображения в глубину.

В начальной стадии уточняется формат и композиционный строй работы, пропорции изображения и текстовой части. Кроме того, изображение необходимо вписать в круг, что также определяет свои композиционные особенности.

Поскольку главная задача этой постановки - передача специфической объемно-пластической лепки формы, необходимо обратить внимание на выразительность, группировку основных складок и объемов, ритмический строй и фактурную проработку форм.

Материал: пластилин, форма - круг, диаметром до 20см.

 

Тема 3. плакета на тему: архитектура, сказка, праздничная дата

Задачи:

• Композиционное решение, соблюдение пропорций изображения и текста

• объемно - пластическая лепка формы,

• Образность выражения темы

• приведение к цельности и единству.

Методические рекомендации. В начальной стадии уточняется формат и композиционный строй работы. В соответствии с выбранной темой работы выбирается и вид проекции рельефа - ортогональный или перспективный. Если изображения предметов преподносятся так, как мы их видим, и имеют место пространственные сокращения, то такое изображение объемных форм называется перспективным. Построениие такого изображения в рельефе выполняется в соответствии с законами пространственной перспективы.

Работу следует начинать с распределения главных форм и их ритмических отношений в наброске. Дальнейшая проработка деталей в материале должна дополнять и уточнять главные отношения и выявлять замысел. Сюжетные взаимоотношения форм продумываются заранее и должны минимальными средствами раскрывать смысл, не перегружая плоскость изображения. Если вместе с пластическими формами необходимо разместить текст, то заранее определите его масштабность, читаемость, ритмический строй, согласуйте его с основным изображением. Фон может играть роль глубинного пространства с некоторыми перспективными элементами изображения.

Материал: пластилин, плакета размером 20 х 25см.

 

 

Рельеф декоративно-монументального назначения для общественного интерьера (театр, поликлиника, вокзал и т.д.).

Задачи:

• Образное композиционное решение, выбор пластики, масштабных размеров

• Выбор материала: бумага, пластилин, пластик

• Композиционное построение, распределение групп, ритмическая разработка форм.

• Выявление архитектоники, пластического характера форм, проработка фактур

Методические рекомендации.

Задание начинает изучение приемов декоративной разработки архитектурного пространства. В работе преследуется цель заинтересовать студентов в реальном проектировании. Начальный этап состоит в создании эскизов пластических композиций в соответствии с характером помещения, выбранного студентом или на основе предложений руководителя. Уточняется формат и композиционный строй работы. Выступая в синтезе с архитектурой, рельеф должен отвечать требованиям, предъявляемым к нему архитектурой. Эти требования сводятся к следующему:

1. Выразить художественно-образными средствами основное идейное содержание и назначение сооружения. Войти в гармоничное соподчинение с архитектурой.

2. Заполнить определенную плоскость стены рельефным изображением и при этом не нарушить ее архитектоники, а, наоборот, подчеркнуть ее природу.

Архитектонические требования архитектуры определяют пластические особенности и характер построения изображения рельефа. Они находят отражение при построении этого вида рельефа: плоскость фона должна быть сохранена, изображение располагается перед плоскостью фона, самые высокие точки изображения должны лежать на одной высоте по отношению к фону. Особенности монументально-декоративного рельефа наиболее полно воплощаются в ортогональной системе построения изображений.

Прорабатываются эскизные варианты композиции в соответствии с назначением помещения. При этом необходимо исходить из правил создания художественно-орнаментальной пластической композиции с нахождением композиционного центра, доминанты, ритмических акцентов в организации форм и всей композиции в целом. Важно выдержать требование создания художественного образа объекта, усиления, акцентирования его выразительности. При этом необходимо следить за тем, чтобы изображение не было перегружено изобразительными формами.

Материал: Студенту предоставляется свобода выбора средств создания композиции и использования для этого экспериментальных техник: гипс, пластик, картон, бумага, пластилин, дерево - на выбор студента. Размеры - в соответствии с масштабом конкретного архитектурного объекта.

2. Круглая декоративная скульптура для экстерьера (сквер, парк, бульвар и др.)

Задачи:

• Ознакомление с архитектурными особенностями объекта

• Композиционно - пластическое решение,

• Решение пространственной ситуации, связь с архитектурным объектом, ландшафтом.

Методические рекомендации. При анализе архитектурных особенностей объекта выяснить закономерности и нестандартные ландшафтные особенности генерального плана. В начальной стадии изучаются наиболее выгодные просмотровые точки, определяются направления людских потоков, для выяснения доминанты скульптурно-декоративной композиции. Основная задача пластической формы заключается в органичном слиянии с архитектурной средой, от этого зависит общая конфигурация и размеры будущей скульптуры. Уточняется будущий композиционный строй работы. Для большей наглядности выполняется фрэскиз макета для уточнения выбранного решения.

После уточнения формы выполняется эскиз в мягком материале (пластилин) в масштабе 1:10 - 1:20 и переводится в гипсовую отливку, пластиковый (или др.) макет.

Материал: бумага, картон, пластик, пластилин, гипс. Форэскиз выполняется в М: 1:50, 1:100. Гипсовая отливка в масштабе 1:10 - 1:20.

 

1. Ермолаев А.П. и др. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера: учеб. пособие /А.П. Ермолаев, Т.О.Шулика, М.А.Соколова - Москва: Архитектура-С, 2005 - 464 с., ил. ISBN 5-9647-0069-1 ББК 85.118 Е 74

2. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы: учеб. пособие. - 2-е изд. - Москва: Изобразительное искусство, 1982 - 224с. ББК 85.13 043

3. Голубева О.Л. Основы композиции: учеб. пособие. - 2-е изд. - Москва: Изд. дом «Искусство», 2004. - 120 с.: илл. ISBN 5-85200-417-0

4. Кадина И.Г. Оформление городских ансамблей и зон отдыха. Монументальная скульптура: уч.пособие. - Москва: МАРХИ, 1983. - 110 с.: илл. УДК 725.94

5. Мельник А.А. Основные закономерности построения скульптурного рельефа: уч. Пособие. - Москва: Высшая школа, 1985. - 100с.: илл. ББК 85.134 М 48

Дополнительная учебная и справочная литература

 

Кимберли Элам. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция (Geometry of Design). –СПб.: Питер, 2012

Паранюшкин Р.В. Композиция. Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2001. – 80 с.

Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Учебное пособие. - М.; Учебная литература, 1998. - 208 с.

Ломоносова М.Т. Графика и живопись: Учебное пособие. – М.: Астрель, 2003. – 202 с.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: сокр. пер. с англ. – М.: Прогресс, 1974. - 394 с.

Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.; Молодая гвардия, 1994. - 315 с.

Хасенов М. М., Нартя В.И., Суиндиков Е.Т. Дизайн и конструирование. Краткий русско-казахский терминологический словарь-справочник. – Караганда, 2003.

Григорян Е.А. Основы композиции в прикладной графике. Ереван, 1986

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 144 с.

Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учеб. для студентов художественно-промышленных вузов/ Быков З.Н., Крюков Г.В., Минервин Г.Б. и др.; под ред. З.Н. Быкова, Г.Б. Минервина. – М.: Высш. шк., 1986. – 239с.: ил.

КаримоваГ.Н. Приемы стилизации в графическом дизайне

Методическое пособие. Ас., 2010. -28с. - 49экз.

 

 

Глоссарий

Термин Определение
  Графика происходит от греческого слова «graphike», что означает рисую, пишу. Графику рассматривают в первую очередь как линейное изображение в одну краску. Графика – подразумевает лаконизм решения, отказ от всего лишнего, многослойности, техническую простоту исполнения.  
  Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а также интервалов между ними. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию включаются элементы, расчленяющие пространства на ряд последовательных планов.  
  Динамика это зрительное восприятие движения, стремительности формы. Это неустойчивое положение формы в пространстве с элементами движения внутри формы при общей статичности формы
     
     
  Композиция важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Композиция– в пер. с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, построение, структура.
  Композиционное формообразование процесс пространственной организации элементов изделия, средства и методы которой связывают человека с вещью.
  Композиционные элементы объем, плоскость, линия, цвет, звук, движение, пространство.  
  Композиционный центр это та часть общей композиции, изображения или группы изображений, которая больше всего привлекает внимание зрителя
  вида композиции фронтальную, объемную, глубинно-пространственную.  
  Характерным признаком фронтальной композиции является распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном.
  Законы композиции 1. единство и композиционная целостность 2. соразмерение 3. соподчинение 4. видоизменение 5. равновесие  
  Ритм равномерное чередование размерных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей
  Равновесие это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно зависит от распределения масс композиции относительно ее центра. Распределение нагрузок, точек опоры относительно центра тяжести должно давать ясную зрительную информацию об устойчивости.
  Стилизация преобразование реального мотива в условный образ путем выявления и обобщения его основных и особенных качеств
  Стилизация в графике это обобщение, упрощение, плоскостность изображения, выявление через линию и пятно наиболее характерного, типичного
  Динамика это зрительное восприятие движения, стремительности формы. Это неустойчивое положение формы в пространстве с элементами движения внутри формы при общей статичности формы
  Статика это состояние покоя, равновесия формы, устойчивость во всем ее строе, в самой геометрической основе. Это устойчивое положение формы в пространстве.
  Симметрия принцип организации композиции, где элементы расположены одинаково относительно плоскости, оси или центра
  Асимметрия принцип организации композиции, который основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого.
  Пропорция это равенство двух отношений. В переводе с латинского означает «соотношение», «соразмерность».
  Контраст резкое различие формы, размеров, пластики, цвета, фактур. Это резко выраженная противоположность: длинный – короткий, толстый – тонкий, крупный – мелкий.
  Нюанс это отношение форм, незначительно, в отличие от контраста, различающихся своими свойствами. Нюанс сглаживает монотонность и жесткость формы в построении композиции изделий.
  Тектоника художественно выявленное конструктивное строение предмета. Это зримое отражение в форме изделий существа его конструкции и организации в нем материала. Это специфическое средство художественной выразительности, органически связанное с конструктивной объемно-пространственной структурой изделий.
  Трансформация это преобразование, превращение путем быстрого изменения формы, объема.
  К изобразительному искусству относятся живопись, графика, скульптура, декоративное и прикладное искусства. Называются эти искусства изобразительными потому, что художник выражает в них свои мысли и чувства через изображение человека, природы, предметов, узоров – через изображение видимого мира, и воспринимается оно зрителем при помощи зрения
  форма, цвет и пространство. Главные элементы всех изобразительных искусств
  Основа изобразительного искусства умение передать на двухмерной плоскости трёхмерные предметы так, чтобы они казались выпуклыми, объёмными и пространственными.
  Произведения живописи и графики имеют иллюзорное трехмерное пространство, где глубина передается условно теми или другими специальными приемами, а произведения скульптуры имеют подлинный трехмерный объем, находящийся в реальном пространстве.
  Набросок неполное, обобщённое изображение, выполняемое в короткий промежуток времени. Задача наброска – передать форму рисуемого объекта в основных пропорциях и характерном движении. Набросок – быстрый рисунок. Трактовка форм в наброске обычно отличается значительной обобщенностью, так как цель его – дать лишь общее представление о натуре.
  Зарисовка – более полное, чем набросок изображение, выполняемое с натуры в относительно короткий промежуток времени. Является вспомогательным материалом для дальнейшей работы над эскизами, композициями или используется как рисунок под графику
  Эскиз плоскостное изображение, воплощение на бумаге или ином материале (картоне, холсте и т.д.) первоначальных творческих идей, замыслов художника. Эскиз – подготовленный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла
  Линия одно из основных изобразительных средств рисунка. Линия – условность, так как в природе линий не существует и кажущиеся линии суть только границы тех или иных плоскостей или поверхностей форм. Линия как изобразительное средство художественного рисунка не должна быть однообразной, чертежной, одинаковой толщины на всем протяжении. Линия должна передавать не только абрис предмета, но и его трехмерный объем.
  Техника аппликации вклейка различной цветной бумаги, ткани, картона. Эта техника дает возможность передать изображение фактуры различных материалов и поверхностей.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных