Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модуль 2. Исторический обзор эстетических концепций




Тема 2.1. Теоретические и эстетические концепции античности, средневековья, Возрождения

Цивилизация Эллады как источник европейской культуры. Эстетические основы - рационализм, антропоморфизм, действенность. Их отражение в предметном мире. Борьба и союз аполлонического и дионисического начал, рационально-организованного и эмоционально-стихийного – в античном интерьере и отдельных объектах. Единство пользы и красоты – калокагатия. Простая тектоника, понимание красоты как соблюдения меры. Единство декора и орнамента. Воплощение идеала. «Монолитность» древнегреческой формы.

Истина, добро и красота в античном понимании. Аристотель.

Предметный мир Древнего Рима. Связь с греческими традициями и их развитие. Интерес к чрезмерному, монументально-масштабному, индивидуально-характерному. Связь технологии и мироощущения. Эстетические особенности объектов утвари и интерьеров, «облицованность» древнеримской формы,

Религиозная основа эстетики средневековья. Темные века: связь с первобытной и народной культурой. Романский стиль. Мощь, массивность форм. Богословский смысл храма – корабля – ковчега. Повторение в предметах культа, в ювелирных украшениях архитектурных элементов.

Готика. Технические новшества в строительстве и новая выразительность интерьеров. Дематериализация камня, превращение в свет. «Готическая архитектура и схоластика» Э. Панофского. Цеховое ремесло. Значение канона. Влияние архитектурных форм на другие искусства. Автономность оборудования светского интерьера от архитектурной составляющей.

Новое понимание прекрасного и его роли в эпоху Возрождения.

Ренессанс – эпоха зарождения проектности как части индивидуалистической культуры. Авторское начало. Стремление к новизне. Интерпретация античности. Культ пропорций, цитирование декоративных элементов. Дифференциация функции помещений. Коллекционирование и созидание собственного жилища как отражение индивидуальности владельца, истории его семьи и т. п.

Особенности мануфактурного производства.

Интерес к природе и технике. Создание новых машин и механизмов. Новый тип творческого человека, соединяющего в себе художника, ученого, изобретателя. Эстетика и творческое кредо Леонардо да Винчи.

 

Тема 2.2. Теоретические и эстетические концепции XVII – XIХ века

 

Эстетика барокко. Барокко как стиль, ориентированный на «ценности изменения» (Вельфлин). Образ загадочного и бесконечного мира. Повышенная эмоциональность, динамика перекрытий и пересечений, главенство зрительного восприятия: любовь к оптическим иллюзиям, к криволинейным формам сложных очертаний. Открытость, разомкнутость форм как предпосылка для зарождения ансамблевости.

Классицизм XVII века. Господство абсолютизма. Рационализм. Нормативность и этикет. Иерархия жанров. Торжественность, величие форм. Роль парадных интерьеров. Версаль. Принципы регулярного парка.

Рококо. Эстетизация интимной, непарадной стороны жизни человека. Роль интерьеров дамских будуаров, салонов как образцов стиля Легкость, игривость, изящество в сочетании с дисциплиной формообразования, основанной на рокайле, определяющем все основные характеристики формы отдельного предмета и построения пространства в целом.

Классицизм XVIII века. Влияние идей Просвещения и одновременно – эстетики рококо. Камерность, интимность интерьеров. Удобство и рациональность мебели.

Эклектизм и историзм как воплощение тенденций романтической эпохи – индивидуализма, психологизма, культа необычного, понимания историчности и изменчивости идеала. Эклектика как свобода выбора, творческое сочетание и переосмысление элементов стилей прошлого. Историзм как интерес к прошлому, к национальным традициям, стремление «убежать» от проблем современности.

Роль Канта и Гегеля. Баумгартен – родоначальник эстетики как самостоятельной области знаний. Жан-Поль. Основные положения теоретических трудов Дж. Рескина, У.Мориса, Г. Земпера. Развитие техники как предпосылка появления новой эстетики.

 

Тема 2.3. Теоретические и эстетические концепции ХХ - XXI века

Эстетика модерна. Модерн как «последний великий стиль» рубежа XIX – ХХ в., преодолевающий прошлое, а не подражающий ему. Ветви модерна – национально-романтическая, флореальная, абстрактно-геометрическая, неоклассическая. Культ красоты, эстетизация жизни. Понимание произведения как живого, растущего организма. Синтез монументальности и камерности. Эстетика модерна как почва для возникновения индустриального дизайна.

Особенности эстетики русского модерна. Связь с нарышкинским барокко – узорчатость, повышенная декоративность. Интерес к народному искусству, отражение и интерпретация его форм. Влияние деревянного зодчества.

Эстетика авангарда. Общая характеристика авангарда первой четверти ХХ века. Воплощение новых тенденций понимания действительности, отказ от «фотографичности».

Кубизм как пересоздание, проектирование действительности. Выявление геометрического начала в форме.

Футуризм. Эстетика, ориентированная на будущее, прославляющая технику и скорость. Совмещение фаз движения. Техника «длинного мазка».

Нефигуративное искусство. Выражение во всех разновидностях абстракционизма общих закономерностей миростроения и мировосприятия. Создание культуры чистой формы, ставшей базой для формообразования в индустриальном дизайне и современной архитектуре. Абстракционизм Кандинского. Выражение «духовной сущности» и эмоциональной наполненности абстрактных форм. Теоретическое наследие. Понимание роли первоэлементов формы.

«Де Стиль» Мондриана и Дусбурга. Работа с вертикалью и горизонталью, обобщенный ритм как символическое выражение абстрактных основ миростроения. Проекты интерьеров.

Супрематизм. Работа с геометрическими формами. Теоретическое наследие Малевича. Влияние на конструктивистов.

Сюрреализм. Культ интуиции, снов и галлюцинаций. Творчество С. Дали. Использование в арт-дизайне.

Функционализм и конструктивизм. «Эстетика прямого угла» в функционализме. Понимание утилитарной функциональности как источника формообразующих идей – рождение новой эстетики.

Конструктивизм. Идейная основа – революционный пафос. Образы динамики. Активность диагоналей, врезок. Утопичность и одновременно мощное новаторство формотворчества. Продуктивность их идей для будущего.

Структурализм (в эстетике) может рассматриваться двояко. Как общая теория искусства он ставит своей главной задачей выявление и изучение структур – объективно данных, типических основных характеристик формы, не зависящих от воспринимающего субъекта. Понятие «структурализм» иногда применяется терминологически нестрого для характеристики искусства, где формально-структурное начало ярко выявлено: это функционализм и конструктивизм в архитектуре и в дизайне, необрутализм и хай-тек, неомодернизм и т. д.

Ар-деко – синтез тенденций модерна и функционализма. Интерес к национальному началу в дизайне различных стран. Преломление культурных традиций без прямого цитирования.

Коммерческая составляющая как отражение эгалитарности культуры (дизайн США).

Эстетика тоталитаризма. Советский дизайн. «Пролетарская классика» и «сталинский ампир». Причины ретроспективной стилистики как образного отражения идей стабильности.

Дизайн предвоенной Германии. Образы агрессии и силы. Отражение в массовой продукции и в эксклюзивных изделиях.

Эстетические изменения в дизайне и других областях культуры после Второй мировой войны. Новая образность – интерес к народно-национальной и детской тематике, образы изобилия и т.п.

Возрождение идей и эстетики функционализма в новых условиях. Стиль «Браун». Ульмская школа.

Особенности развития эстетики советского дизайна в условиях планового производства. Изменения в архитектурно-строительной политике и их влияние на дизайн. Создание ВНИИТЭ – теоретического центра осмысления всех процессов в дизайне.

Эстетика дизайна второй половины ХХ века. Хай-тек. Эстетизация индустриальной образности, использование металла, стекла, акцентирование конструкций.

Понимание ограниченности функционалистских тенденций и требований. Усиление влияния авангардного искусства середины ХХ в. – поп-арта и оп-арта.

Поворот к постмодернизму. В отличие от предшествующего модернизма, постмодернизм утверждает эстетическую ценность всех форм культуры, массовых и элитарных, провозглашает сплошную цитатность и интертекстуальность, активно и обычно иронически переосмысляет формы культуры прошлого и их эстетику. Внимательное и заинтересованное отношение к массовой культуре, использование ее образов и приемов, интерес к оптическим иллюзиям и другим приемам, вызывающих сильную эмоциональную реакцию.

Эстетические особенности дизайна, практики и теории итальянских групп «Алхимия» и «Мемфис». Ре-дизайн. Ироническое переосмысление приемов прошлого. Игровое начало. Интертекстуальность, тотальное цитирование.

Эстетика минимализма и «бедного искусства» (arte povera) как реакция на перегруженность деталями ретроспективных стилей. Влияние японской эстетики и живописи М. Ротко.

Чувство исчерпанности тотальной иронии и игры с прошлым, потребность в чистоте стиля – неомодернизм.

Дальнейшее развитие минимализма и «бедного искусства». Стремление к пустым пространствам, использование дорогостоящих материалов, при внешней простоте.

Деконструктивизм. Связь с современной философией. Понятие базируется на теории французского философа Ж. Деррида. Под деконструкцией понимается демонтаж и переосмысления существа конструкции. В архитектуре и дизайне под влиянием его теории возникло направление деконструктивизма, для которого характерны нарочито искаженные, как бы «сломанные» или деформированные элементы. Художники словно экспериментируют с физико-механическими возможностями предметов материального мира и с нашим восприятием их.

Парадоксальность, динамизм и драматичность формы. Переосмысление опытов конструктивизма. Прямое цитирование. Сложность расчетов и возможности, предоставляемые новыми материалами.

Компьютер в современном дизайне. Новые технологии в проектировании. Инструментальные возможности, но и ограниченность: отсутствие непосредственной связи со свойствами материалов, разрушение единства восприятия.

Концепции Габричевского, Панофского, Башляра.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных