Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МОДУЛЬ II. Английский романтизм




При изучении данного модуля студенты должны получить знания об условиях формирования и культурных особенностях английского романтизма в контексте развития европейской культуры в изучаемый период. Внимание уделяется как художественным текстам, так и развитию института литературной критики и рецензирования и его воплощений в прессе. Помимо лекционной части курса, студент должен уделить время работе над темами, вынесенными на самостоятельное изучение.

Политический и социальный климат Англии кон. XVIII – нач. XIX вв., как и в большинстве европейских стран, определяется событиями во Франции и реакцией на них. Оценка Французской революции английскими мыслителями определяется и собственным революционным опытом страны: Великая французская революция приходится на столетие английской «Славной» революции» 1688-1689 гг., материал для сравнения и анализа поставляют и бывшие английские колонии на Американском континенте, отстаивающие свою независимость. На протяжении Наполеоновских войн Англия выступает как непреклонный противник «новой» Франции, на некоторых этапах оказываясь, благодаря этой позиции, в одиночестве (континентальная блокада, англо-американская война). На этом фоне развивается обширная публицистическая литература. Сочинения Э. Бёрка, Т. Пейна, У. Годвина, имеющие значительный общественный резонанс, определяют специфическую линию развития страны, сочетающую общую установку на реформы и определенный консерватизм, призванный не допустить проведение этих реформ революционным путем. Помимо конкретных политических теорий, произведения этих авторов иллюстрируют преемственность этических и эстетических принципов Просвещения у английских романтиков, которые не столько опровергают опыт просветителей, сколько переосмысливают его.

Линию преемственности поддерживает и ряд явлений в английской культуре, предшествовавших романтизму. Предромантизм обращается к фольклору и литературным традициям, вводит моду на сборники фольклорных текстов, как аутентичных, так и авторских имитаций (Макферсон, Скотт и др.). Античные образцы классицизма уступают место произведениям английских писателей XVI-XVII вв. (Спенсер, Шекспир, Мильтон). Готический роман оперирует сходными с романтизмом поэтическими принципами и органично вписывается в зарождающийся художественный метод. Сентиментализм, развивающийся параллельно предромантизму, переносит акцент на чувство, а не разум, как главную составляющую человеческой сущности, привносит интерес к частной жизни индивидуальной личности, изображенной на фоне идиллической природы.

Хронологическую дифференциацию английского романтизма осложняет и неоднозначность (само)идентификации авторов как романтиков. Так, например, творчество У. Блейка было расценено как романтическое только в последующие периоды; творчество Дж. Китса, уделявшего большое внимание эллинистическим мотивам и сюжетам, не получило достаточного признания среди других поэтов-романтиков при жизни писателя. Преимущественно специфически английским становится феномен неоромантизма, который возникает в кон. XIX в. как реакция на реалистическое (натуралистическое) видение мира, но, обращаясь к эстетике романтизма, сочетает ее с реалистическими элементами.

Вклад английской литературы в развитие романтизма как художественного метода разнообразен. На фоне общего господства лирики в творчестве английских романтиков трансформируется и расширяется жанровая система: появляются такие жанровые вариации, как лироэпическая и романтическая поэма (Байрон, Шелли); принципы историзма, определенные В. Скоттом, определяют облик исторического романа на многие десятилетия. Романтические взгляды на нормы поэтического языка и творчества, определенные в первом манифесте английских романтиков – предисловии ко второму изданию «Лирических баллад» Вордсворта и Кольриджа – реализуются не только в поэзии, но и в прозе и публицистике. Начиная с Блейка, особой чертой английского романтизма становится мифотворчество, обогатившее арсенал романтической литературы многими устойчивыми мифологемами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных