Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Образец итоговой тестовой работы




Предварительное замечание: тест предназначен для предэкзаменационного контроля и самоконтроля знаний студентов.

Цель тестирования: определить степень готовности студента к экзамену, заранее выявить круг тем, вызывающих затруднения, чтобы преодолеть их к моменту экзамена.

Тематика вопросов: в первую часть теста включены вопросы по истории национальных литератур изучаемого периода, по философским течениям, оказавшим влияние на романтизм, основным терминам, свойственным данному художественному методу, а также вопросы на знание произведений, входящих в список обязательных текстов. Во второй части теста студент должен продемонстрировать знание произведений, соотнеся имена персонажей с названиями текстов. В целом каждый вариант теста содержит вопросы, позволяющие охватить весь материал, который изучался в течение семестра.

Нормы оценки: набравшие от 8 до 10 баллов в каждой части теста получают оценку «удовлетворительно», от 11 до 13 – «хорошо», 14-15 баллов – «отлично».

Часть I.

1. Для Гофмана филистер это:

А. мещанин

Б. бюрократ

В. демагог

2. Кто освобождает Прометея в поэме Шелли «Прометей освобожденный»?

А. Юпитер

Б. Меркурий

В. Геркулес

3. Сюжет романа Г. Мелвилла «Моби Дик» опирается на библейский миф о:

А. Каине

Б. Ионе

В. Иове

4. В философии Гюго «ананке» это:

А. смерть

Б. вера

В. рок

5. Какое преступление совершает Старый Мореход в поэме Кольриджа?

А. убил члена команды корабля

Б. убил альбатроса

В. поднял мятеж на судне

6. В истории США «доктрина Монро» это:

А. невмешательство Европы в дела стран американского континента

Б. невмешательство США в дела европейских стран

В. экономическая помощь колониям

7. Какой писать впервые ввел в романтический лексикон понятие «лесное уединение»?

А. Вордсворт

Б. Шатобриан

В. Тик

8. Понятие «фронтир» в американском романтизме означает:

А. граница между цивилизацией поселенцев и неосвоенными землями

Б. спорная территория

В. ничейная территория

9. Г. Эмерсон представляет философию:

А. эмпиризма

Б. трансцендентализма

В. иррационализма

10. «Романтическая ирония» у Ф. Шлегеля это:

А. средство показать относительность всех ценностей

Б. средство представить отрицательное явление в положительном виде

В. элемент социальной сатиры

11. Белизна кита в романе «Моби Дик» символизирует:

А. непорочность

Б. пустоту

В. святость

12. Клейст говорит об этом персонаже, что «чувство справедливости сделало из него разбойника и убийцу»:

А. Михаэль Кольхаас

Б. Фридрих Гомбургский

В. Мартин Лютер

13. Какую драму Гюго Т. Готье назвал «скрижалями романтизма»?

А. «Эрнани»

Б. «Кромвель»

В. «Марион Делорм»

14. Какая поэма не входит в цикл «Восточных поэм» Байрона?

А. «Шильонский узник»

Б. «Абидосская невеста»

В. «Корсар»

15. Какой американский писатель назвал человечество «великим братством во грехе»?

А. Н. Готорн

Б. Г. Мелвилл

В. Э.А. По

Часть II.

Студентам предлагается заполнить таблицу, атрибутируя названия произведений к именам персонажей.

1. Октав, Бригитта  
2. Ансельм, Вероника, Линдхорст  
3. Диана Вернон, Фрэнк Осбальдистон, Рашлей  
4. Гестер, Димсдейл  
5. Северино, Юлия, Иреней  
6. Астарта, Ариман, Немезида  
7. Дельмар, Раймон, Ральф  
8. де Ту, Ришелье, Мария Гонзаго  
9. Жеан, Феб, Гренгуар  
10. Козетта, Тенарьде, Фантина  
11. Амели, Шактас, Суэль  
12. Элеонора, граф П.  
13. Икабод Крейн, Катрина Ван Тассель  
14. Минна, человек в сером, Раскал  
15. Берта, Вальтер, Гуго  

 

А. «Отверженные». B. «Белокурый Экберт». C. «Манфред». D. «Легенда Сонной Лощины». E. «Индиана». F. «Роб Рой». G. «Житейские воззрения кота Мурра». H. «Удивительная история Петера Шлемиля». I. «Собор Парижской богоматери». J. «Исповедь сына века». K. «Рене». L. «Адольф». M. «Алая буква». N. «Сен-Мар». O. «Золотой горшок».

 

Ключи к тесту

Часть I

1. А 8. А

2. В 9. Б

3. Б 10. А

4. В 11. Б

5. Б 12. А

6. А 13. Б

7. В 14. А

15. А

 

Часть II

1. J 8. N

2. O 9. I

3. F 10. A

4. M 11. K

5. G 12. L

6. C 13. D

7. E 14. H

15. B

 

6. Вопросы к экзамену по курсу «История зарубежной литературы. Эпоха романтизма.»

Предварительное замечание. Экзамен по курсу «История зарубежной литературы. Эпоха романтизма» проводится по билетам. Билет включает два вопроса. Пример билета:

Билет # NN

1. Поздний период немецкого романтизма. Общая характеристика.

2. Роман Б. Констана «Адольф». Особенности психологического анализа в романе.

 

Контрольные вопросы

1. Общая характеристика развития литературного процесса в странах Европы в 1789-1830 гг.

2. Философские и эстетические предпосылки возникновения романтизма. Кант, Фихте, Шеллинг, Шиллер.

3. Феномен предромантизма и вопрос преемственности между Просвещением и романтизмом.

4. Периодизация немецкого романтизма. Краткая характеристика каждого периода.

5. Йенская группа романтиков. «Люцинда» и эстетика Ф. Шлегеля.

6. Творчество и эстетика Новалиса. Философская проблематика романа «Генрих фон Офтердинген». «Ученики в Саисе».

7. Общая характеристика творчества Л. Тика. Новелла «Белокурый Экберт». Драматургия («Кот в спогах»).

8. Гейдельбергская группа романтиков. Творчество А.фон Арнима и К. Брентано. «Волшебный рог мальчика».

9. Общая характеристика творчества Шамиссо. «Удивительная история Петера Шлемиля».

10. Послевоенная Германия и творчество Г. Клейста. Драматургия Клейста. «Принц Гомбургский», «Пентесилея».

11. Новеллы Клейста. «Михаэль Кольхаас».

12. Поздний период немецкого романтизма. Общая характеристика.

13. Жанровое своеобразие творчества Гофмана. Новеллы Гофмана: основные темы и циклы. «Золотой горшок», «Крошка Цахес».

14. Особенности композиции и образной системы в романе Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».

15. Общая характеристика творчества Г.Гейне. Лирика Гейне.

16. Жанровое своеобразие поэмы Гейне «Германия. Зимняя сказка».

17. Особенности исторического развития Англии на рубеже веков. Предромантизм.

18. Эстетическая программа «Озерной школы».

19. Философская проблематика поэмы Кольриджа «Сказание о старом мореходе».

20. Общая характеристика творчества У. Блейка.

21. Эстетические взгляды Дж. Китса. Лирика Китса.

22. Раннее творчество Байрона. «Паломничество Чайльд Гарольда».

23. «Байронический герой» «Восточных поэм».

24. Драмы Байрона «Манфред» и «Каин»: сравнительный анализ философской проблематики.

25. Философско-эстетические взгляды П.Б. Шелли. Лирика Шелли.

26. Философская проблематика романа М. Шелли «Франкенштейн».

27. Исторический роман В. Скотта. Основные циклы романов.

28. Принципы историзма Скотта на примере романа «Роб Рой».

29. Неоромантизм в английской литературе. История формирования, особенности поэтики и стиля.

30. Творчество Стивенсона. Мотив «двойничества» в повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

31. Особенности формирования романтизма во Франции. Периодизация французского романтизма с краткой характеристикой каждого периода.

32. Эстетические взгляды Ж. де Сталь.

33. Общая характеристика творчества Р. Шатобриана. Повесть «Рене».

34. Роман Б. Констана «Адольф». Особенности психологического анализа в романе.

35. Творчество А. де Мюссе. Роман «Исповедь сына века».

36. Французский романтизм в эпоху Реставрации. Лирика Ламартина и Виньи.

37. Предисловие к драме «Кромвель» и эстетика В. Гюго.

38. Драматургия Гюго. Анализ одной из драм.

39. Роман Гюго «Собор Парижской богоматери». Образная система романа, проблема историзма.

40. Философские и социальные взгляды Гюго в романе «Отверженные».

41. Раннее творчество Ж. Санд. Роман «Индиана».

42. Ж. Санд и утопический социализм. Роман «Мельник из Анжибо».

43. Особенности формирования романтизма в США. Периодизация американского романтизма с краткой характеристикой каждого периода.

44. Общая характеристика творчества В. Ирвинга. Новеллистика Ирвинга. «Рип Ван Винкль» и «Легенда о Сонной лощине».

45. Общая характеристика цикла романов Ф. Купера о Кожаном Чулке. Анализ одного из романов.

46. Философия трансцендентализма в США и ее отражение в литературе.

47. Жанр новеллы в творчестве Н. Готорна. Анализ одной из новелл по выбору.

48. Философско-нравственная проблематика романа Н. Готорна «Алая буква».

49. Особенности творческого метода Э.А. По. Новеллистика По.

50. Роман Г. Мелвилла «Моби Дик». Философская символика и жанровое своеобразие романа.

 

 

7. Тезисный план лекций по курсу «История зарубежной литературы. Эпоха романтизма» (32 часа)

Тема 1 (Лекция 1). Происхождение и основы эстетики романтизма (2ч.)

Двоякая трактовка понятия «романтизм»: как хронологически определенный период в истории мировой литературы и как художественный метод, актуальный в различные исторические периоды. Этимология слова «романтический».

Исторический контекст формирования романтического мировоззрения. Цели и идеи Великой французской революции и их практическая реализация. Крушение просветительской веры в возможность рационального устройства мира на основе универсальных законов. Этапы революции с 1789 по 1793 и изменение их оценки обществом.

Фигура Наполеона и ее значение для романтизма. Идеал сильной личности, строящей свою судьбу согласно собственным желаниям и устремлениям. Неоднозначность мнений о Наполеоне, их историческое изменение в связи с изменением его статуса (от защитника к диктатору). Влияние Наполеоновских войн на политическую и культурную жизнь европейских стран. Возникновение национализма.

Проблема установления временных рамок романтизма. Значение революций 1830 и 1848 гг., общая характеристика начала XIX в. как периода динамической смены школ и мировоззрений. Феномен сосуществования и наложения друг на друга, на первый взгляд, противоположных по своим концепциям направлений (романтизм и реализм). Вопрос дифференциации течений внутри романтизма, принципы периодизации. Политические, социальные и культурные причины несовпадения хронологии романтизма в различных странах (ср. позднее утверждение романтизма во Франции, долгая актуальность романтических идей в США).

Предромантизм и культурные явления, предвосхищающие романтизм (штюрмерство, сентиментализм, готический роман и др.). Проблема преемственности от Просвещения к романтизму.

Философское обоснование романтической эстетики. Немецкая классическая философия. И. Кант: проблема познания и субъективность чувственного восприятия; близкие романтизму аспекты кантианской эстетики, определение изящных искусств как игры, т. е. как занятия, которое приятно само по себе, без какой-либо цели. Понятие неутилитарности языка и искусства, сравнение трактовки этого принципа у Ф. Шиллера («Письма об эстетическом воспитании»). И.Г. Фихте: продуктивное воображение, связывающее Я с не-Я, Я как определяющее вещи. Натурфилософия Ф. Шеллинга и базовые положения романтической эстетики: антитезы «субъект-объект», «реальное-идеальное» устраняются в абсолюте, который познается непосредственно в ходе интеллектуального созерцания и в искусстве. По Шеллингу, искусство – область, где преодолены противоположности теоретического и нравственно-практического, а эстетика – совпадение чувственного и нравственного начала. Развитие концепций Шеллинга в философской системе Гегеля («Феноменология духа», «Лекции по эстетике»).

Прочие аспекты философского наполнения романтизма. Влияние философских взглядов просветителей. Ж.-Ж. Руссо: понятие «естественного человека», теория общественного договора. Культурологические взгляды Гердера и Вико: вопрос своеобразного и неповторимого в нации, самоценность различных исторических эпох. Значение романтической философии в последующие периоды (Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор и др.)

Основные черты романтического мировоззрения. Иррационализм, разнообразие, сложность и многополярность романтической картины мира в противовес рациональной унификации классицизма. Утилитаризм, вера в линейный прогресс, атомизация общества опровергаются с помощью культа индивидуальной творческой свободы, синестезии в искусстве, убеждения в превосходстве воображения над рассудком. Значение мифа, символа и утопии для романтического творчества. Феномен «видения себя в чужом» и значение межкультурных связей для развития романтизма. Мифологизация исторических эпох, новая интерпретация существующих мифологических систем. Эскапизм романтического мировоззрения: экзотика, двоемирие. Историзм романтиков. Романтическая ирония. Фрагментарность, неоконченность текста как воплощение открытой системы. Роль художника в романтизме: вместо «подражания природе» классицизма – творческая активность, вольно интерпретирующая реальность.

Художественные формы романтизма. Исторический роман, фантастическая повесть, волшебная сказка, лиро-эпическая поэма, эссе, лирика. Стилистика романтизма: многозначность, ассоциации, метафоры, символы. Роль гротеска в романтическом тексте. Установка на смещение жанровых границ, синтез высокого и низкого, трагического и комического.

 

Тема 2 (Лекция 2). Романтизм в Германии. Йенский кружок романтиков (2ч.)

 

Политическая и культурная картина Германии на кон. XVIII – нач. XIX вв. Политическая раздробленность и проблема целостности государства, оценка событий революции во Франции и в целом французского влияния на культуру. Представления о Германии как наследнице Священной Римской империи, непреходящее влияние Реформации, противопоставление католицизма и протестантизма.

Основные центры культурной жизни Германии в изучаемый период. Вопрос периодизации немецкого романтизма:

IV. Ранний романтизм. Йенский кружок: 1794-1806 гг.

V. Период антинаполеоновских войн. Гейдельбергский кружок романтиков: 1806 – 1815 гг.

VI. Поздний романтизм. Берлинские романтики: от 1815 по 1830-е гг.

Йенский кружок романтиков как место зарождения романтического мировоззрения и эстетики. Участники кружка: братья Ф. и А. Шлегели, Новалис, Л. Тик, В. Г. Ваккенродер. Веймарское наследие в Йенском университете: принцип свободного обмена мнениями, диалогизм, симпосион, симфилософия (совместное философствование). Значение периодических печатных изданий для оформления и популяризации романтических идей: журнал «Атеней» Ф. Шлегеля и Новалиса.

Основные положения Йенского романтизма. Общая теоретическая направленность деятельности кружка, художественное творчество как способ проиллюстрировать свою идеологию. «Фрагменты» Ф. Шлегеля: тезис о постоянном развитии романтической литературы, установка на синкретичность и, как следствие, разомкнутость литературных жанров, синтез литературы с другими формами интеллектуальной деятельности (философия, религия, риторика). Определение особого статуса личности художника, основанного на свободе и вере в себя. Романтическая ирония в трактовке Шлегеля служит средством осознать относительность всех ценностей, выразить стремление художника раскрыть себя в идеале и, в то же время, невыполнимость этого вследствие ограниченных возможностей. Роман Ф. Шлегеля «Люцинда» как литературное воплощение его теоретических концепций.

Философско-эстетические взгляды Новалиса (наст. имя Фридрих фон Гарденберг). «Магический идеализм» Новалиса и романтическая интерпретация идей Фихте. Поэт как маг: вместо чистого, абстрактного сознания «Я» у Фихте предлагается субъективная воля отдельной личности, преобразующая мир силой своего духа. «Магическое созерцание» - новый способ познания, лишенный недостатков рационального дискретного знания и имеющий универсальную, синтетическую природу. Образ поэта-жреца и трактовка мира как символа. «Ученики в Саисе» и лингвистические теории Новалиса: концепция неутилитарного языка, языка сновидений, иероглифическое видение мира, свободные ассоциации.

«Генрих фон Офтердинген». Мифотворчество Новалиса. Образ голубого цветка как центрального символа раннего немецкого романтизма. Смысл и роль сказок в структуре романа. Мифологизация исторического периода Средневековья. Мотив странствия.

Людвиг Тик и литературная сказка: воплощение принципа Новалиса «все поэтическое должно быть сказочным». Романтические концепции, представленные в новелле «Белокурый Экберт»: «лесное уединение», мотив двоемирия, противопоставление города и природы, психологическое значение мотива двойничества. Роман «Странствия Франца Штернбальда» и облик художника, предложенная Тиком трактовка просветительского романа воспитания. Драматургия Тика и воплощение романтической иронии в театре: разрушение сценической иллюзии, влияние на ход действия со стороны зрителя.

 

Тема 2 (Лекция 3). Романтизм в Германии. Гейдельбергские
романтики. Г. фон Клейст (2ч.)

Освободительное движение 1805-1815 гг. в Германии – реакция на наполеоновские войны. Влияние политических событий на становление идеологии гейдельбергского романтизма. Неприятие некоторых традиций Йенского кружка – склонности к теоретизированию, изолированности школы как круга единомышленников, недостаточного внимания к национальным особенностям литературы. На смену им приходят акцент на немецкие культурные традиции, интерес к истории страны, оценка фольклора как важного источника литературных находок в противовес лабораторным экспериментам йенских романтиков.

Два подхода к фольклору: авторская обработка А. фон Арнима и К. Брентано и научная фольклористика братьев Гримм. Сборник Арнима и Брентано «Волшебный рог мальчика» как соединение народных песен, собранных авторами, и оригинальных стихотворений Брентано. Цели сборника – установить историческую и этическую преемственность между прошлым и настоящим Германии. Тематика песен и критерии их отбора. Влияние фольклорной стилистики на немецкую поэзию. Развитие фольклорных мотивов в «Повести о славном Каспере и пригожей Аннерль» Брентано, отказ от культа духовного индивидуализма, принятого йенцами.

Вклад братьев Гримм в фольклористику и языкознание. Сборник «Детские и семейные сказки» - пример научного подхода к решению текстологических задач фольклористики. Вопрос классификации и систематизации фольклорных текстов. Образование мифологической школы в фольклористике и литературоведении стало важным достижением гейдельбергских романтиков. Развитие тезисов Шеллинга и бр. Шлегелей о мифологии как «естественной религии»; теория бр. Гримм о мифе как первоисточнике литературных жанров. Метод сравнительного изучения в филологии.

Творческий путь Г. фон Клейста и его место в литературной картине Германии данного периода. Эволюция взглядов Клейста от космополитизма на раннем этапе творчества к интересу к национальной проблематике на позднем. Поствоенное мироощущение в драматургии и новеллистике, образ распавшегося мира, в котором невозможно взаимопонимание. Трактовка античного сюжета в драме рока «Пентесилея» и лейтмотив произведений Клейста – какая-либо черта характера или страсть, в своем крайнем проявлении доходящая до патологии. Сходство и различие характеров Пентесилеи и Кэтхен («Кэтхен из Гейльбронна, или Испытание огнем»); «выворачивание наизнанку» канонов мифа и рыцарского романа.

Идея национального освобождения в драме «Принц Фридрих Гомбургский». Личная инициатива и общественная иерархия. Образ идеального монарха. Сравнение пьес Клейста показывает, что общее для них – представление героя в двойственном положении, как творца собственной судьбы и как игрушки в руках рока.

Проблема соотношения личной свободы и законов, регулирующих жизнь общества, в новеллах Клейста. Новелла «Михаэль Кольхаас» и решение этических вопросов долга и справедливости. Сочетание романтических и реалистических черт в новелле.

 

Тема 2 (Лекция 4). Романтизм в Германии. Поздний
романтизм. А. Шамиссо. Г. Гейне (2ч.)

Поздний романтизм в Германии приходится на 1815-1830-е гг. Возвращение к мирной жизни после наполеоновских войн в рамках политики, определенной Священным союзом (1815 г.), главные положения которой – незыблемость послевоенных границ в Европе и неприятие любой возможности революционных выступлений.

Децентрализованность позднего немецкого романтизма, разнообразие философско-эстетических взглядов его представителей. Усиливающееся значение реалистических элементов и сатиры в романтическом тексте. Подведение итогов предыдущих периодов, переосмысление главной идеи йенского романтизма – творческой гениальности – в пользу «религиозного отречения от искусства» (В.М. Жирмундский). Отказ от установки на синтез, вместо которого приходит понимание двоемирия как непримиримого противоречия и источника трагического дисбаланса в характере героя. Эсхатологическое ощущение конца эпохи и тема «последнего человека». Вера в личную свободу, гарантом которой выступает сильная воля творца, уступает место чувству неизбежности судьбы, невозможности найти свое место в мире. Скитания, метафизическая двойственность внешнего и внутреннего миров, борьба божественного и демонического, сил гармонии и разрушения – основные мотивы, часто повторяющиеся в творчестве разных авторов.

А. Шамиссо и его творческий дебют «Удивительная история Петера Шлемиля». Фантастический элемент в повести: новое прочтение мифологемы «сделка с дьяволом». «Человек в сером» - лишенный мистицизма образ сверхъестественной силы, помещенной в бытовой контекст. Варианты трактовки утраты тени, влияние на сюжет фактов биографии Шамиссо. Позднеромантическое решение оппозиции «свой – чужой». Эскапизм финала повести: поиск спасения в иных формах жизни, иных культурах, обретение себя в странствиях.

Творческий путь Г. Гейне. От романтического субъективного лиризма к иронии и сатире поздних произведений. Пантеистическое восприятие природы в «Книге песен» и свойственная раннему романтизму метафора мира как живого организма. Трансформация романтической иронии в творчестве Гейне разных периодов. Спектр интерпретаций двоемирия в лирике Гейне: от индивидуальной антиномии «Я» - «не-Я», реализованной в ранней теме неразделенной любви и спроецированной на социальные статусы героев (поэт и обыватель), до оппозиции культур (Франция и Германия). Проза Гейне и жанр путевого дневника или очерка в «Путевых картинах»; соединение лирических зарисовок и сатиры, приобретающей политическую окраску. Возвращение к этому жанру на позднем периоде творчества в поэме «Германия. Зимняя сказка». Символизм названия, его возможные трактовки.

Публицистика Гейне, ее социально-политическая проблематика. «Романтическая школа» как попытка критического исследования истории романтизма в Германии с точки зрения автора, жившего в его заключительный период.

 

Тема 2 (Лекция 5). Романтизм в Германии. Э.Т.А. Гофман (2 ч.)

Этапы жизни Гофмана и периодизация его творчества в контексте исторических событий. Особое значение Бамбергского периода для становления Гофмана как музыканта; Бамберг как прообраз некоторых топосов в художественных текстах автора. Ведущее место музыки в системе искусств с точки зрения Гофмана: «самое романтическое из искусств, имеющее своим предметом бесконечное», «выражаемый в звуках праязык природы».

Новеллистика: циклы новелл и основные мотивы, придающие каждому циклу единство. Дифференциация новелл Гофмана по тематике: темы музыки, детства, волшебства, машины (автомата) и др. Жанр литературной сказки, ее отличия от сказки фольклорной. Музыкальные новеллы в сборнике «Фантазии в манере Калло», первое появление ставших затем постоянными персонажей и типов. Образ Крейслера – воплощение любимого Гофманом типажа «энтузиаста», вольного художника. Проблематика, связанная с данным образом: судьба одаренного творца, вопрос свободы творчества и признания, коммерческого успеха. Автобиографические элементы в Крейслериане. Стилистика сборника повторяет манеру французского гравера Ж. Калло в сочетаниях реальности и фантастики, масках карнавала и смерти. Композиционная организация сборника, фрагментарность, феномен странствующего наблюдателя; интертекстуальные связи в текстах новелл данного цикла.

Новелла «Золотой горшок. Сказка из новых времен» и реализация основных принципов поэтики Гофмана. Мотив двоемирия и «просвечивающих предметов» в рамках одного географического топоса. Отражение двоемирия в системе персонажей. Невозможность совместить оба плана бытия и проблема выбора. Символика в новелле, трактовка Атлантиды как воплощения романтического эскапизма: географическое инобытие или внутренний идеал поэтического мира.

Внутренне двоемирие в сборнике «Ночные рассказы». Двойничество, расщепление собственного «я», реакция человеческой психики на определенные факторы социальной жизни. Тема отчужденности от мира, выявляющего свою механическую, подражательную природу, в новелле «Песочный человек».

Развитие темы подражания, имитации в повести-сказке «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Видение поэта единственно способно распознать истину под магической иллюзией. Ирония, сатира и гротеск в повести как способы показать условность социальных отношений, политики, науки. Сравнение результатов испытаний, выпавших героям, в «Золотом горшке» и «Крошке Цахесе».

Роман «Житейские воззрения кота Мурра» как продолжение «Крейслерианы». Структурная организация романа, фигура автора(ов), издателя. Выдерживается общий принцип двоичности: параллелизм биографий Крейслера и Мурра, их взаимопроникновение благодаря связующим точкам в системе персонажей и периодизации событий. Деление персонажей на «музыкантов» и «просто хороших людей», поэтов и филистеров. Два типа энтузиастов в романе: творец, движимый вдохновением (Крейслер) и фокусник, инженер (Лисков). Средства воплощения романтической иронии в романе. Пародирование различных эстетических систем: просветительский роман воспитания, романтический идеализм. Топография романа и элементы политической сатиры. Географические аспекты двоемирия: светское общество и духовная жизнь, противопоставление Германии и Италии.

Поэтический мир Гофмана и межкультурные связи. Влияние на творчество автора смеховой народной культуры, готического романа, классической итальянской комедии, живописи (Босх, Хогарт и др.). Переосмысление поэтики Гофмана в творчестве других писателей (Гоголь, Достоевский, Кафка, Майринк и пр.).

 

Тема 3 (Лекция 6). Романтизм в Великобритании. У. Блейк. «Озерная школа» (2 ч.)

Главные исторические ориентиры в жизни Англии в период с кон. XVIII – нач. XIX вв.: война за независимость в Америке, вклад в контрреволюционное движение во Франции, этапы англо-французской войны, англо-американская война, завершение промышленного переворота, политические реформы. Определяющим в политической линии Англии становится стремление избежать революционного опыта Франции.

Воплощение философии консерватизма в сочинениях Э. Бёрка. «Размышления о революции во Франции» и определение основных опасностей, связанных с революцией: приверженность теории и абстрактному пониманию прав человека в ущерб уже существующим традиционным институтам, вера в исключительную силу разума как инструмента познания и переустройства общества. Эстетические взгляды Бёрка, понятие “Sublime” в «Философском исследовании происхождения наших идей о высоком и прекрасном» и эстетика предромантизма.

Течения в английской литературе и искусстве, предшествовавшие романтизму. Сентиментализм: чувство, а не разум, полагается главенствующим в человеческой природе; вместо разумного переустройства мира приветствуется развитие «естественных» чувств и индивидуализация героя; идиллическое видение природы, элегическая меланхолия и созерцательность (Т. Грей, Э. Юнг, Дж. Томсон). Параллельно сентиментализму развивается предромантизм: обращение к фольклору (Т. Перси), литературные мистификации на тему «старинных» текстов (Т. Чаттертон, Дж. Макферсон), готический роман (Г. Уолпол, А.Радклифф, У Бекфорд).

Ранний романтизм и творчество У. Блейка. Философско-эстетические взгляды автора в «Песнях невинности и опыта». Мифотворчество Блейка как соединение христианских и языческих религий, влияние мистицизма (И. Сведенборг, Я. Бёме). Отрицание утилитарного рационального познания в пользу понимания мира как абсолютного произведения искусства. Определение базового принципа романтического мифологизма как соединения бесконечного и конечного в чувственной вещи, тем самым преодолевающей свою дуальную природу. Стилистика Блейка: сочетание архаичности и оригинальных символических образов. «Иллюминированная печать» в книгах Блейка как реализация принципа синтеза в романтическом искусстве.

«Озерная школа», У. Вордсворт, С.Т. Кольридж, Р. Саути. Этимология названия. Предисловие к сборнику «Лирические баллады» Вордсворта и Кольриджа – первая теоретическая работа по романтизму в Англии, изложение взглядов авторов на нормы поэтического языка и процесс творчества. Назначение сборника как «испытания общественного вкуса», основные тезисы, определяющие облик его произведений: демократизация тематики, отказ от изображения исключительных с точки зрения истории событий и личностей, внимание к внутреннему, субъективному миру человека. Главный принцип сборника – сочетание двух видений: лирические зарисовки Вордсворта изображают «вещи обычные в необычном освещении», Кольридж представляет необычное как вероятное, близкое читателю.

Место в «Лирических балладах» поэмы «Сказание о Старом Мореходе» Кольриджа. Композиция и сюжет поэмы, параллели с мифологическими сюжетами. Основные символы: преступление и наказание, корабль, концепция Жизни-в-Смерти и ее последующая трактовка в творчестве других писателей, особое значение белого цвета. Развитие темы фантастического и экзотического в других поэмах Кольриджа: «Кристабель», «Кубла Хан». Авторская «теория воображения» и ее обоснование в «Литературных биографиях», где Кольридж систематизирует эстетические взгляды английских романтиков.

 

Тема 3 (Лекция 7). В. Скотт и жанр исторического романа
(2 ч.)

Значение исторического романа в системе жанров романтизма. Интерес к истории обусловлен рядом причин: социальные потрясения, идущие с кон. XVIII в., заставляют искать стабильности в исторических аналогиях; через сопоставление с прошлым идет поиск объяснения событиям настоящего. Актуальность в английской культуре моды на коллекционирование исторических артефактов, культ антиквариата как попытка сохранить status quo на фоне меняющегося мира.

Творческий путь В. Скотта; место писателя-шотландца в английской литературе. Ранние поэтические сборники и отражение шотландского фольклора («Песни шотландской границы»). Внимание к региональному материалу, национальной специфике в первой авторской поэме «Песнь последнего менестреля», в которой также формируется один из основных приемов Скотта-историка – сочетание реальных исторических фактов и вымысла. Значение т.н. пограничной баллады для дальнейшего развития топоса границы в «шотландском» цикле романов. Переводческая и публицистическая деятельность автора в первое десятилетие XIX в., его вклад в формирование современного института литературной критики (журналы «Эдинбургское обозрение» и «Ежеквартальное обозрение»).

Реализация исследовательского интереса Скотта в исторических романах. «Шотландский» («Роб Рой», «Пуритане» и др.) и «английский» («Айвенго», «Пират» и др.) циклы романов. Генетическая связь «шотландского» цикла с опытом Скотта как собирателя и историка шотландского фольклора. Интерес к Шотландии продиктован не только патриотизмом автора: феномен пограничной территории, на которой все изменения идут быстрее и более заметны. Уникальность шотландского этноса отражена в описании специфической социальной организации (кланы), пейзажа, носящего все черты требуемой романтизмом экзотичности, языка и культурных традиций.

«Английский» цикл романов, также опираясь на понятие пограничной территории, переносит ее из пространства во время: интерес к переломным периодам в истории страны, отмеченным тем или иным политическим и социальным конфликтом.

Принципы историзма Скотта:

- Понимание исторического исследования как реконструкции, построенной с использованием не только фактов, но и фантазии автора.

- Понятие местного колорита – специфических черт этноса, на территории которого развивается сюжет, и духа эпохи.

- Особая роль рассказчика: принцип исторической реконструкции не позволяет автору «воплотиться» в одного из персонажей и при этом сохранить достоверность повествования; для этого требуются различные варианты «подступа» к сюжету, позволяющие преодолеть временную дистанцию.

- Радикальное изменение принципов построения системы персонажей. Главные действующие лица – вымышленные герои, исторические фигуры выполняют роль маркеров, помещающих сюжет в определенную эпоху.

- Оценка каждого исторического периода как самодостаточного и отличного от современности.

Жанровое своеобразие исторических романов Скотта, влияние жанра авантюрного романа.

Тема 3 (Лекция 8-9). Расцвет английской романтической поэзии: Дж. Байрон, П. Шелли, Дж. Китс. Творчество М. Шелли. (4 ч.)

Место Байрона в романтической литературе. Основные этапы жизни поэта и их значение для периодизации творчества и трактовки автобиографических элементов в его произведениях. Критика ранних литературных опытов Байрона в журнале «Эдинбургское обозрение» и ответ автора в поэме «Английские барды и шотландские обозреватели» как иллюстрация, с одной стороны, динамики отношений «писатель – критик» и диалогическое осмысление принципов романтической эстетики с другой.

Дневниковый характер и художественное обобщение в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда». Жанровое своеобразие поэмы, основные черты лиро-эпической поэмы как литературного жанра. Спектр затрагиваемых проблем в поэме: сопоставление прошлого и современности, оценка политической и культурной жизни описываемых стран, национально-освободительная борьба и ее легитимизация на фоне основных событий кон. XVIII – нач. XIX вв. Формирование особого типа героя, получившего позже название «байронического»; проблема разделения образов автора и лирического героя.

«Восточные поэмы». Значение опыта Байрона как политика для расшифровки контекста данных произведений. Общие черты поэм: образ бунтующего героя, противопоставляющего себя обществу; исключительные свойства личности героя (необузданные страсти, роковая тайна в прошлом, неоднозначная моральная оценка со стороны окружающих); основа конфликта – отстаивание права на свободу, как частную, так и гражданскую. Тема добровольного одиночества в «байронизме», ее связь с мотивами невозможности реализовать свои способности в обществе, безуспешности борьбы. Развитие этих мотивов в лирическом цикле «Еврейские мелодии», обращение к библейским сюжетам.

Философские драмы «Манфред» и «Каин». Генетическая связь образа Манфреда с Прометеем и Фаустом. Интеллектуальная вариация байронического героя-бунтаря, сомнение в силе разума и ценности знаний. Сопоставление характеров Манфреда и Каина, переосмысление роли Люцифера в мистерии «Каин» по сравнению с библейским каноном.

Творческий путь П.Б. Шелли. Основные факторы, определившие философско-эстетические взгляды автора: увлечение атеизмом и нигилизмом в университете, интерес к современному состоянию науки, знакомство с У. Годвином, дружба с Байроном. Сходство и отличие позиций Байрона и Шелли по отношению к революционному движению, развитие реформаторских устремлений Шелли в двух лиро-эпических поэмах – «Королева Маб» и «Восстание Ислама». Обращение к греческой философии и мифологии в лирической драме «Освобожденный Прометей»; авторская интерпретация мифологического канона, политические аналогии в тексте. Эстетический трактат «Защита поэзии» и утверждение общеромантических идей в эклектической философской концепции Шелли. Отрицание рациональной природы творчества, акцент на его «инстинктивную и интуитивную» сторону. Понимание воображения как инструмента синтеза и обобщения. Особая роль поэта как пророка и законодателя, неправомерность деления авторов на философов и поэтов.

Творческое наследие Мэри Шелли как синтезирующее отражение ряда влияний – литературных и социальных теорий ее родителей, У. Годвина и М. Уоллстонкрафт, взглядов П.Б. Шелли, эстетики байронизма. История создания романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». Символизм названия, значимость образа Прометея для романтиков и особенности его трактовки в произведении М. Шелли. Основная проблематика романа: границы научного познания и этическая ответственность ученого; отношения творца и его создания; социальные причины насилия. Влияние романа на дальнейшее развитие научной фантастики.

Эстетические взгляды Дж. Китса и т.н. «Лондонская школа» романтиков. Эллинистические мотивы в поэзии Китса, отличия его трактовки античности от принятой в классицизме. Феномен восприятия античной литературы в переводе и формирование эстетического идеала Китса: символ вечной культуры, не теряющей своего значения и содержания даже в переводах, отделенных от оригинала большой временной дистанцией. Тема бессмертия и неизменности культурного артефакта в «Оде к греческой вазе». Развитие мифологических сюжетов античности в поэмах «Эндимион» и «Гиперион».

Тема 3 (Лекция 10). Неоромантизм. Творчество Р.Л.Стивенсона
(2 ч.)

Неоромантизм – возрождение в Европе в кон. XIX и нач. XX вв. литературных настроений романтизма, возникшее как реакция на позитивизм в философии и натурализм в искусстве. Неоднородное течение, опровергающее прозаическую картину мира реализма, но в то же время и использующее реалистические повествовательные приемы. Основные отличия от романтизма начала века: установка на развлекательность (беллетристика); конфликт неоромантического героя-бунтаря с обществом и вытекающее из этого одиночество воспринимаются как временное состояние, которое может быть успешно преодолено; мотив тайны, столь важный для романтического сюжета, трактуется как вид перераспределения информации, которое завершается объяснением таинственного благодаря логике и закономерностям реального мира. Представителями неоромантизма в литературе являются Р.Л.Стивенсон, Р. Киплинг, Дж. Конрад, А. Конан Дойль и др.

Творческая биография Р.Л. Стивенсона. Формулировка принципов неоромантизма в статье «Замечание о реализме»: художественное произведение должно быть одновременно «реалистическим и идеальным». Основа этики Стивенсона – т.н. «мужественный оптимизм»; философское значение юного героя большинства произведений Стивенсона («Остров сокровищ», «Похищенный» и др.). Использование авантюрно-экзотических сюжетов для выявления героических черт в характере обычного человека.

Сложность и неоднозначность психологического рисунка в произведениях Стивенсона. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» и исследование границ добра и зла в человеческой природе. Литературные параллели сюжета: влияние Достоевского, Э.А. По, использование автором шотландского фольклора. Основная проблематика рассказа: традиционное двоемирие романтиков реализовано как внутреннее двойничество психики персонажа; тема гордыни разума, неспособного предусмотреть последствия научных открытий; самодостаточность деструктивного начала в человеке и ощущение обманчивой свободы бытия, не ограниченного этическими нормами.

 

Тема 4 (Лекция 11-12). Романтизм во Франции. «Роман-исповедь» в творчестве французских романтиков. Социальные утопии французского романтизма (4 ч.)

Становление романтизма во Франции на фоне крайне динамичной политической жизни: многократная смена режимов (Директория, Консульство, Империя, Реставрация, Июльская монархия) за период с 1795 по 1848 гг. Неоднозначная и преимущественно негативная оценка послереволюционной Франции европейскими странами-соседями, необходимость пережить и осмыслить новый статус страны. Следствие – сильная политизация французского романтизма, главная задача которого – истолковать произошедшие политические и социальные перемены и определить место человека в новых общественных структурах.

Хронология французского романтизма. Предромантические течения: руссоизм, сентиментализм и др. Ранний романтизм, 1804-1914 гг.: Ж. де Сталь, Р. Шатобриан, Б. Констан. Расцвет романтизма, 1815-1330 гг.: А. де Ламартин, В. Гюго, А. де Виньи. Поздний романтизм, 1830-е гг.: А. де Мюссе, Ж. Санд. Сложность хронологического разграничения романтизма и реализма во французской литературе, феномен самоопределения реалистов как романтиков (Стендаль, Бальзак) благодаря тому, что под «романтической» понимается новая, современная литература («Расин и Шекспир» Стендаля).

Формирование положений романтической эстетики в творчестве Ж. де Сталь. Требование обновления эстетических принципов литературы в трактате «О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями». Сопоставление «южной» (античная) и «северной» (романтическая) литератур, выявление их признаков на основе комплекса специфических черт, присущих данному историческому периоду и нации. Представление концепций немецкого романтизма в трактате «О Германии». Художественное творчество де Сталь и отражение в нем теоретических основ романтизма: отказ от принципа подражания в искусстве, требование сохранить национальный колорит, внимание к частной жизни и особенностям индивидуального характера.

Значение романа-исповеди в системе жанров французского романтизма. Психологический анализ в повестях Р. Шатобриана «Атала» и «Рене», их философское обоснование в «Гении христианства». Тема драматического конфликта между индивидом и обществом, носящего неразрешимый характер, и симптомы «болезни века» как главного признака двоемирия во французском романтизме. Противопоставление цивилизации и «естественного человека» у Шатобриана, отличия от руссоистской трактовки данной оппозиции и ее географическая реализация (Европа – Новый Свет). Рене как первое воплощение специфического для французской литературы типа героя, пораженного «болезнью века». Эволюция данного типа героя в романах-исповедях Б. Констана и А. де Мюссе, формирование комплекса его отличительных психологических черт: разочарование в системе ценностей, предлагаемых обществом, меланхолия, чувство одиночества и невозможности реализовать себя в социуме. Возведение данного типа характера в символ, олицетворяющий «дух времени», в «Исповеди сына века» Мюссе.

Опыт построения социальных утопий в романтической литературе. Крушение идей «просвещенной» революции вызывает к жизни настойчивый поиск альтернативных путей изменения социального устройства: от П.Б. Шелли до В. Гюго, от личностного бунта против политических и социальных традиций, считающихся косными и лицемерными, до постепенных, пошаговых изменений в начальном масштабе семьи. Значение социальных утопий как попытки разрешить одну из базовых проблем романтического мировоззрения – проблему двоемирия.

Эволюция философских и эстетических взглядов Ж. Санд. Раннее творчество: т.н. «женский вопрос», романтическое неприятие общественных механизмов подавления личности. Изображение истинных, сильных чувств в противовес принятым социальным условностям, ограничивающим и оценивающим проявления личностных склонностей и желаний. Развитие эстетической концепции писательницы, исходившей из принципа «идеалов, выросших из убеждений»; поиск таких направлений общественной мысли, которые дали бы теоретическое обоснование создаваемому Ж. Санд идеалу. Роман «Лелия» как произведение, разграничивающее два периода в творчестве Санд: переход от личной, частной проблематики к художественному обобщению, созвучному текстам Шатобриана и Мюссе, отказ от эгоцентрического восприятия мира, которое представляется бесперспективным.

Отражение теорий сенсимонизма и христианского социализма в позднем творчестве Ж. Санд. Равенство – конечная цель развития человечества, в основе изменений, ведущих к наиболее гармоничной ассоциации разрозненных классов, - моральное преобразование отдельной личности. Отказ от метода перемены социального устройства революционным путем, вместо которого предлагаются постепенные изменения социально-бытового строя, уравнивание классов в гражданских и экономических правах, правах на образование. Влияние теорий П. Леру в романах «Орас», «Консуэло» и призыв писательницы преодолеть тиранию семьи, государства, собственности. Образ положительного героя в романах Санд 1840-х гг. («Мельник из Анжибо», «Грех господина Антуана»). Общественная и политическая деятельность писательницы в этот период, участие в создании социально-утопических, антиклерикальных, левореспубликанских журналов и газет. Революция 1848 г. и сомнения Санд в возможности реального воплощения утопической программы переустройства общества как символ общего кризиса романтического утопизма.

 

 

Тема 4 (Лекция 13). Исторический роман во французском романтизме (2 ч.)

Роль историографии в культурной жизни Франции. Комплексный характер проблем, стоящих перед историками: выявить общие принципы развития общества и в то же время определить место частной судьбы (личности, страны, этноса) в общей картине. Отказ от просветительской веры в поступательный прогресс в пользу представления об историческом развитии как противоречивом и многополярном, отмеченном национальной спецификой.

Интерпретация принципов историзма, заложенных В. Скоттом, в творчестве А. де Виньи. Историческая тема в лирике Виньи и формирование характерного видения прошлого как суммы документальных фактов и поэтического переосмысления образов исторических персонажей. Роман «Сен-Мар» и критерии выбора описываемой эпохи. Исторические прототипы героев и авторская интерпретация событий XVII в. Противопоставление образов Ришелье и Сен-Мара, неоднозначная этическая оценка их мотивов и поступков. Сходства и отличия историзма Виньи и Скотта, развитие идеи о романтическом историческом тексте как о синтетическом жанре, соединяющем в себе три элемента: эпос (исторические факты), лирику (частная жизнь) и трагедию (конфликт, связывающий перипетии судьбы героя и исторические события).

Творческая биография В. Гюго. Многогранность художественного наследия писателя: лирика, проза, драма. Место Гюго в истории французского романтизма, вклад в популяризацию романтизма: деятельность в печатных изданиях (журнал «Литературный консерватор»), кружок «Сенакль» (Виньи, Готье, Мюссе, Дюма и др.), споры вокруг постановок пьес Гюго. Формирование авторских взглядов на романтическую эстетику как попытку модернизировать наследие классицизма, соединив романтическое вдохновение с рациональной структурной организацией текста, продуманным комплексом символов, четко проводимыми в тексте лейтмотивами. Предисловие к драме «Кромвель» как манифест эстетики романтизма: выделение основных этапов в истории литературы и характерных для каждого периода жанров, каждый из которых отмечен особым мироощущением. Тезис о драматической природе современной литературы, изображающей конфликт – столкновение противоборствующих сил. Требование исторической перспективы, возникающей при соотнесении драматического конфликта с движущими силам истории. Понятие гротеска.

Реализация принципа исторической перспективы в романе «Собор Парижской богоматери». Причины локализации действия в XV в., аналогии с политической и культурной обстановкой во Франции в начале XIX в. Основные топосы романа, их связь с системой персонажей. Варианты интерпретации собора как особого элемента средневекового города, символа религии и науки, артефакта готической архитектуры. Использование гротеска при построении образа Квазимодо. Основная проблематика романа: тема народного восстания и революции как воплощения динамики меняющихся эпох, мотив сиротства и разрушенной семьи, проблема несовпадения внешнего облика и внутреннего содержания.

Развитие мотивов, намеченных в «Соборе Парижской богоматери», в романе «Отверженные». Переосмысление романтического героя-изгнанника как жертвы обстоятельств и общественного мнения. Сопоставление действий официальной юридической системы страны и законов общечеловеческого гуманизма, изображение преступления как следствия социального устройства. Два типа революции в романе: внешняя (историческая) сопровождается социальными катаклизмами и ведет к еще большей нестабильности и дискриминации отдельных социальных классов. В противовес ей, революция внутренняя означает духовное перерождение человека благодаря следованию принципам морали и нравственности.

Три романа – «Собор Парижской богоматери», «Отверженные», «Труженики моря» - как представление трех аспектов ананке, рока в философской системе Гюго.

 

Тема 5 (Лекция 14). Ранний американский романтизм (2 ч.)

Специфика исторического процесса в США в кон. XVIII – нач. XIX вв. Война за независимость с Англией (1775-1783), независимое государство США образовано только в 1786 г. Главная задача, стоящая перед страной, - формирование американской нации как самостоятельного этноса, отличающегося своей особой политической линией, культурной и социальной организацией. В течение всего XIX в. идет территориальный рост США, вырабатывается политический статус страны, определяемый т.н. «доктриной Монро» (тезис о невмешательстве стран Европы в политическую жизнь Американского континента). Менталитет американской нации опирается на систему ценностей протестантизма, которая укрепляет веру в особую судьбу Америки (библейский миф о Земле Обетованной и Новом Иерусалиме), становится основой т.н. «американской мечты» - представления о США как о стране неограниченных возможностей, реализация которых зависит только от личных качеств человека.

Главной задачей американского романтизма является формирование собственной, оригинальной литературы, которая бы не опиралась на заимствованные из Старого Света традиции. Национальная специфика географического и культурного развития страны: регионализм – следствие разобщенности колоний, ранее принадлежавших различным странам и, соответственно, имеющих разные культурные корни; короткая собственная история не позволяет обращаться к эпохам, отделенным значительной временной дистанцией, как свойственно европейским романтикам; отсутствует собственно американский фольклор, фольклорные традиции заимствованы из культурного наследия наций, из которых происходят колонисты.

Географическое деление страны и его отражения в культуре. Противостояние Севера и Юга. Деление по направлению «восток-запад» и специфическое для Америки понятие фронтира – границы между цивилизованным миром и еще неосвоенными территориями. Особый тип героя: пионер, первопроходец, успешно отвечающий на вызов фронтира благодаря уверенности в себе и предприимчивости (концепция “self-made man”).

Хронологическая дифференциация американского романтизма:

1820 – 1830-е гг. – Ранний романтизм, творчество В. Ирвинга, Дж. Ф. Купера и др.

1840 – 1850-е гг. – Зрелый романтизм, Э. А. По, трансценденталисты, Н. Готорн, Г. Мелвилл.

1860-е гг. – Поздний период, аболиционисты, У. Уитмен.

Для раннего периода американского романтизма доминирующей является задача поиска собственного национального голоса в литературе. Вклад В. Ирвинга в становление американской литературы. Мифологизация патриархальной старины в литературной мистификации «История Нью-Йорка», определение жанровых канонов и разработка основных тем американской новеллы. Отношение Ирвинга к литературе как к «изящной словесности» противоречит пуританской трактовке литературы как «полезной», ценной с точки зрения этики, а не эстетики. Особая роль писателя в качестве посредника между литературными традициями Старого и Нового Света: переработка сюжетов европейских мифологии и фольклора с учетом американских условий.

Романы Дж. Ф. Купера и основные концепты раннего американского романтизма. Разработка поэтики фронтира в пенталогии о Кожаном Чулке. Особый статус природы в американском романтизме, отличия в ее восприятии от европейских романтических традиций. Индейская тема у Купера, политические и социальные аспекты американской трактовки теории «естественного человека». Жанровое разнообразие романов Купера: исторический, морской, социально-бытовой, сатирико-фантастический романы, роман-утопия.

 

Тема 5 (Лекция 15). Творчество Э.А. По (2 ч.)

ЭА. По как представитель литературы американского Юга. Разнообразие творческого наследия По: лирика, новеллы, повести, литературно-критические статьи. Деятельность По как журналиста, его вклад в становление профессиональной журналистики в США. Теоретические работы писателя и обоснование романтической эстетики в работах «Философия творчества», «Поэтический принцип», «Философия обстановки».

Основа эстетики По – т.н. «тотальный эффект». Понимание литературного произведения как системы, состоящей из значимых элементов разного уровня – начиная от языковых единиц и кончая символическим рядом текста. Реализация теории языка как знаковой системы в лирике По, использование приемов аллитерации, ассонанса, параллелизма для создания общей атмосферы произведения («Ворон»).

Проза По и развитие тезиса о необходимости системного, рационального подхода к творчеству. Обоснованность обозначения эстетической позиции автора как «рационалистического романтизма». Комплексный подход к тексту, в котором каждый элемент работает на «эффект целого». Эстетический идеал По и концепция пограничных состояний сознания, возникающих в кризисные моменты жизни, их важность как особого метода познания. Выбор предмета изображения, разработка категории ужасного (ср. с «возвышенным ужасом» Э. Бёрка) как необходимого условия для достижения особого эмоционального состояния. Требование малой формы в поэзии и прозе как способствующей максимальной концентрации внимания и чувства.

Классификация новелл По. Авторское деление текстов на гротески и арабески, соответствующая дифференциация тематики и стиля повествования. Принцип криптограммы, развитие в творчестве автора жанра интеллектуального детектива. Недосказанность как психологический прием воздействия на читателя. Использование гротеска как сочетания ужасного и комического.

Влияние творчества Э.А. По на мировую литературу, его вклад в становление символизма, научной фантастики, детектива.

 

Тема 5 (Лекция 16) Трансценденталисты. Н. Готорн.
Г. Мелвилл. (2 ч.)

Изменение романтического мироощущения в период зрелого романтизма в США. Растущие сомнения в оптимистических прогнозах касательно воплощения в реальность «американской мечты». Внешне- и внутриполитические конфликты, экономический кризис 1830-х гг. способствуют ощущению мира и человека как изначально несовершенных. Смещение интересов американских романтиков с отличительных особенностей национальной реальности и истории в сторону осмысления универсального характера романтической проблематики. Усиление философской составляющей романтизма в США. Бостонский клуб и формирование трансцендентальной философии Р.У. Эмерсона. Основные участники клуба: Р.У. Эмерсон, Г. Торо, М. Фуллер. Теоретические положения трансцендентализма: неповторимая индивидуальность каждой личности (индивидуализм Эмерсона); дух как носитель божественного, следовательно, душа является первоисточником ценностей и истин (тезис о доверии к себе); природа понимается как духовный абсолют, гармоничное существование в котором предполагает отказ от техногенного пути цивилизации. Отражение философской концепции трансцендентализма в художественных произведениях Эмерсона и Торо. Растущая связь художественного творчества писателей с политической жизнью, появление новых типов печатных изданий, отражающих философские и эстетические взгляды авторов. Значение этических взглядов трансценденталистов для аболиционистского движения в США.

Литература Новой Англии как особый региональный тип американской литературы. Переосмысление наследия ранних романтиков и философии трансцендентализма в творчестве Н. Готорна и Г. Мелвилла. Историзм Н. Готорна, отражение прошлого Новой Англии в новеллах и романах писателя. Жанровая палитра в прозе малых форм у Готорна: рассказы, основанные на пуританской истории региона, мифологические рассказы, аллегории, эссе на тему морали. Развитие принципов новеллы как жанра, заложенных В. Ирвингом. Внимание к психологическому анализу поведения персонажа, неоднозначности моральной оценки действий, мотивы которых скрыты, тема тайного греха переходят из новелл писателя в романы. «Алая буква» как сочетание исторического, нравоописательного и психологического романа. Система персонажей произведения, аллегорическая трактовка имен и характерных ролей действующих лиц. Развитие авторского представления о человечестве как «братстве во грехе», теория о трех типах грешников. Изучение морали и нравов общества с точки зрения истории. Символика романа, использование элементов фольклора.

Биография и творческий путь Г. Мелвилла. Значение жанра морского романа для американской культуры, его эволюция в 1840-х гг. Трактовка морской стихии как последней линии фронтира, когда территория континента уже освоена. Автобиографический элемент в ранних романах Мелвилла «Тайпи» и «Ому», формирование особого творческого метода писателя, основанного на синтезе реалистических и символических элементов.

Жанровая полифония в романе «Моби Дик»: профессиональный роман, национальный эпос, научный трактат, философское сочинение, роман из истории нравов. Три уровня интерпретации сюжета: описание китобойного промысла в историческом контексте с учетом его значения для экономики США; имитация научного подхода в описании животного мира океана; фольклорные и мифологические аллюзии. Связь этих уровней с семиотическим учением о троичном делении знаков (индекс, знак, символ). Использование библейской мифологии в романе: миф об Ионе, Левиафан, библейская этимология имен героев. Романтические мифологемы в тексте, авторская трактовка белого цвета и ее сопоставление со «Сказанием о Старом Мореходе» Кольриджа. Метафора корабля как олицетворения американской нации, соединяющей в себе различные системы ценностей и жизненные позиции.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных