Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Трансформация природной формы в техническую — основа




 
 

ритмического ряда, ритмической сетки


 




 


 


1.3 Тема: Равновесие

Мы неможем зрительно воспринимать изделие законченным, если его массы конструктивно не уравновешены. Оно должно не только физически, но и зрительно устойчивым. Возьмем для примера стиральную машину. Представьте себе, что емкость, куда мы заливаем воду для стирки, сдвинута в сторону относительно двигателя. У нас неминуемо создастся впечатление, стоит нам включить машину, как она опрокинется, хотя на самом деле в силу правильного распределения массы машина можетбыть устойчивой.

Равновесие — это такое состоя­ние формы, при котором все элементы сбалансированы меж­ду собой. Оно зависит от рас­пределения масс композиции относительно ее центра. Распределение нагрузок, точек опоры относительно центра тяжести должно давать ясную зрительную информацию об устой­чивости. Примером может быть фрезерный станок. Композиционное равновесие дос­тигнуто в нем прежде всего формой дета­лей, цветом, тоном и пластикой.

Равновесие так же, как и ритм, присуще и растительному, и животному миру. Взгляни­те на пирамидальный тополь, на лист кашта­на, на стебелек белой акации, на любое жи­вотное — у вас создастся впечатление це­лостности, законченности, уравновешен­ности.

Равновесие объемов или частей любого сооружения, любого предмета зрительно вызывает чувство покоя, уверенности и ус­тойчивости. Человеческий глаз отдыхает при восприятии такого предмета. Совер­шенно обратное чувство вызывает предмет или сооружение, характеризующиеся не­уравновешенностью объемов или отдель­ных частей.


1. Назовите растения и промышленные изделия, которые зрительно выражают равновесие формы.

2.Всему ли животному и растительному миру присуще равновесие?

3. Какие категории более близки к равновесию: симметрия или асимметрия?

4. Есть ли разница между физическим и зрительным равновесием?

5. Можно ли комбинаторным приемом быстрее, чем графическим, решить задачу поиска равновесия и является ли он более эффективным и качественным?

6. Какими средствами и приемами можно изучить понятие равновесия в учебном процессе?

1.4 Тема: Динамичность истатичность формы

Динамика — это зрительное восприятие движения, стреми­тельности формы.

Сравним для примера куб и высокую трехгранную пирамиду. Куб создает впе­чатление устойчивого пространства, а пира­мида как бы побуждает движение глаза вдоль грани или плоскости снизу вверх. Динамичная форма может быть присуща как неподвижным объектам (например, па­мятник Петру I в Ленинграде работы скуль­птора Фальконе, скульптурная группа В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница» и па­мятник, посвященный покорению космоса, установленные в Москве на Выставке дости­жений народного хозяйства), так и быстро движущимся предметам: самолетам, лег­ковым автомобилям и т. п.

 

Динамика проявляется в разных предметах весьма различно. Если, например, сделать ди­намичной форму токарного станка, то это не будет обусловлено требованиями эксплуатации, назначением самого станка, той работой, которую он должен выполнять. Это не будет определяющим форму ка­чеством и будет противоречить логике на­значения его функции. Если же взять гоноч­ный автомобиль или сверхзвуковой само­лет, то динамика их формы выражает сущ­ность самого предмета и чем выше ско­рость, тем стремительнее форма.

Теперь обратимся к природе. Сравним медведя и оленя. Форма медведя более компактная, грузная, а оленя легкая, строй­ная, динамичная — ведь в борьбе за су­ществование медведь побеждает силой, а для оленя важны прежде всего легкость,скорость бега. Все обусловлено.

Динамичность делает форму броской, ак­тивной, заметной, выделяя ее среди других. Статика — это состояние покоя, равновесия формы, устойчи­вость во всем ее строе, в самой геометрической основе.

У статичных предметов есть явный центр, своего рода ось, вокруг которого органи­зуется форма. Все предметы быта — холо­дильники, стиральные машины, радио- и те­леаппаратура, кухонная утварь — имеют статичную форму. Статичность требует ров­ных, спокойных движений линий и масс, четких членений по вертикалям и горизон­талям.

Иногда изделие проектируется на основе этих двух начал — динамики и статики. В та­ких случаях проектировщику необходимо четко осознавать, что объективно должно преобладать, быть основным, главным в этом промышленном изделии — динамич­ность или статичность, в противном случае может быть утрачена целостность формы.


1.Назовите животных и промышленные изделия, которые имеют общие признаки фор­мы и выражают динамичность или статичность. Сделайте соответствующие схематические рисунки и сравните их.

2.Может ли в природных и технических аналогах присутствовать одновременно и статика, и динамика? Приведите примеры.

3.По каким признакам можно определить динамичность или статичность формы?

4.Случайно ли присутствие динамичности или статичности в природных аналогах и промышленных изделиях или это обусловлено их функциями?

5.При помощи каких приемов и средств мы можем изучить и осмыслить понятие динамичности и статичности формы в учебном процессе?

1.5 Тема: Симметрия и асимметрия

Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художест­венной выразительности композиции в ху­дожественном проектировании. С симмет­рией человек встречается повседневно в природе и технике, она проходит через всю многовековую историю человеческого творчества, ее широко используют архитек­торы, живописцы, скульпторы, художники-конструкторы, инженеры и даже техники, биологи, химики и т. д.

Симметрия с древних времен считалась одним из условий красоты, поскольку она обеспечивает равновесие композиции. Че­ловек уже на заре цивилизации имел пред­ставление о симметрии, по ее законам строил свои сооружения, изготовлял пред­меты быта и все это определялось не только практическими требованиями, но в какой-то мере и эстетическими. В своих размышлениях над картиной ми­роздания человек с давних времен активно использовал идею симметрии. Древние греки полагали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна. Исходя из соображений симметрии, они высказали ряд догадок. Так, Пифагор (V век до н. э.), считая сферу наиболее симмет­ричной и совершенной формой, делал вы­вод о сферичности Земли и о ее движении по сфере. Идея симметрии часто являлась отправным пунктом в гипотезах и теориях ученых прошлых веков, веривших в мате­матическую гармонию мироздания и видев­ших в этой гармонии проявление боже­ственного начала.

Понятие симметрия не ограничивается симметрией объектов. Оно распростра­няется также на физические явления и управляющие ими физические законы. Именно симметрия позволяет нам охватить самые разнообразные тела с единых

позиций.

Слово «симметрия» в переводе с греческого означает «соразмерность».

Симметрия — принцип органи­зации композиции, где элемен­ты расположены правильно от­носительно плоскости, оси или центра.

При повороте фигуры вокруг центра, оси или плоскости симметричные элементы полностью совмещаются друг с другом. Су­ществуют несколько видов симметрии.

Симметрия — одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств компо­зиции. Это средство, с помощью которого организуется форма предмета — зданий, машин, станков, бытовых приборов и т. п.— наиболее активная ее закономерность.

Наиболее простой вид симметрии — зер­кальный — основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна отно­сительно другой как предмет и его отраже­ние в зеркале. Воображаемая плос­кость, которая делит такую фигуру по­полам, называется плоскостью симметрии. Зеркальная симметрия широко распростра­нена в предметах быта, сувенирных изде­лиях.

Другой тип симметрии — осевая симмет­рия — обусловлен конгруэнтностью, дости­гаемой вращением фигуры относительно оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократ­но совмещаться сама с собой. Осевая сим­метрия встречается реже. Она характерна для центричных композиций: осветитель­ной арматуры, стиральных машин, турбин.

Характерной разновидностью является винтовая симметрия, которая получается в результате винтового движения точки или линии вокруг неподвижной оси. Винто­вая симметрия обычно применяется в эле­ментах различного рода машин, станков, са­молетов, пароходов.

Широко применяется также асимметрия, т. е. сочетания и расположение элементов, при котором ось или плоскость симметрии отсутствует. В такой композиции особенно важна зрительная уравновешенность всех ее частей по массе, фактуре, цвету.

 

Асимметрия — принцип орга­низации, который основывается
на динамической уравновешен­ности элементов, на впечатле­нии движения их в пределах це­лого.

Если симметричная форма воспринима­ется легко и сразу, то асимметричная чи­тается постепенно.

Симметрия и асимметрия помогают до­стигать художественной выразительности статичных и динамичных композиций. В ху­дожественном конструировании постоянно приходится сталкиваться с самыми различ­ными проявлениями симметрии и асиммет­рии, потому что при их помощи устанавли­вается определенный порядок размещения форм, связанный с назначением предмета, с той работой, которую он должен выпол­нять и красотой самого предмета.

1. Приведите примеры промышленных изделий, изготовленных по принципу симметрии и асимметрии.

2. Назовите природные аналоги и промышленные изделия, которые воспринимались бы только симметрично или только асимметрично.

3. Можно ли в асимметрии достичь равновесия?

4. Всегда и всякая ли симметрия выражает равновесие?

5. Какой категорией чаще всего пользуется человек в своей жизнедеятельности: симметрией или асимметрией?

6.Какими средствами и способами можно изучить приемы нахождения состояния симметрии и асимметрии?

1.6. Тема: Масштаб и масштабность

Восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении их друг с дру­гом.

С давних времен человек оценивал раз­меры предметов относительно размеров своего тела. Можно сравнивать также раз­меры целого предмета и его частей. Пред­ставьте себе на минутку, что на радиоприем­нике регулятор громкости диаметром 15 см. Будет ли это соответствовать разме­рам самого радиоприемника и кисти руки человека? Нет. Или возьмем к примеру жи­лую квартиру. Средняя высота потолка 2,6 м, поэтому выпускаемая промышлен­ностью мебель высотой 2,7 м не будет со­размерной такой квартире. Для характеристики соразмерности пред­метов, целого и отдельных его частей, а так­же предмета и человека используют поня­тия масштаба и масштабности.

# Чувство масштабности — это реальное восприятие мира, от­дельных явлений в их конкрет­ной величине.

Большую роль в достижении правильной масштабности промышленных изделий иг­рают детали, размер которых обусловлен техническими и эргономическими требова­ниями. Масштабность — наиболее сложное средство композиции.

Все предметы и изделия, которые испо­льзует человек в своей деятельности, дол­жны быть соотносимы с размерами чело­века, соразмерны ему.


При проектировании промышленных из­делий, будь то машины, станки, приборы, бытовые изделия, необходимо соблюдать масштабность, чтобы их размеры соответ­ствовали назначению и были увязаны с окру­жающей средой.

В художественном проектировании мас­штабность можно определить как сораз­мерность сооружений или изделий челове­ку, а также вещей друг другу по их обыч­но представляемым, должным размерам. В этом смысле масштаб — не абсолютная, а относительная величина.

Как средство композиции масштабность следует использовать достаточно свободно, руководствуясь соображениями художест­венной выразительности. Так, например, оконный проем имеет определенный мас­штаб, связанный с размерами человека, од­нако при решении окон в общественных зданиях обычный масштаб часто нарушают, увеличивая по сравнению с жилыми домами.

Этим как бы подчеркивается общест­венное значение учреждения, вокзала, дворца культуры и т. д.

Правильное решение вопросов масштаб­ности в большей степени зависит от пони­мания свойства материалов, конструкции и способов изготовления изделий. Представ­ления о масштабности постепенно меня­ются в связи с тем, что появляются новые материалы, а тем самым и новые конструк­тивные решения, меняется облик окружаю­щих предметов.

Художнику-конструктору приходится проектировать множество предметов. И не каждое изделие можно проектировать в его натуральном размере. В этом нет никакой возможности, а зачастую и надобности. Шариковую ручку, например, нужно раз­рабатывать в масштабе один к одному, а самолет, самосвал — только в уменьшен­ном размере. Как и какими масштабами пользоваться, подробно указано в государ­ственных стандартах.


 

1. Все ли промышленные изделия нужно проектировать в масштабе?

2. Может ли художник-конструктор или архитектор проектировать промышленное изделие без учета масштаба?

3. Связан ли масштаб с эргономическими требованиями?

4. Чем руководствуются при определении масштаба при проектировании жизненной среды и промышленных изделий?


1.7. Тема: Пропорция

Это одно из классических средств компози­ции, с помощью которого достигается орга­низованность формы. Масштаб и пропор­ции неразрывно связаны между собой.

Пропорция — это равенство двух отношений.

Каждое здание жилого или общественно­го назначения, каждое промышленное из­делие имеет свои пропорции. Пропорцио­нальный — значит находящийся в опреде­ленном отношении к какой-либо величине. Пропорциональные величины — величины, зависящие друг от друга таким образом, что с увеличением одной из них в несколько раз соответственно во столько же раз уве­личивается другая величина. В противном случае пропорции нарушаются. Размерные отношения элементов формы — это та ос­нова, на которой строится вся композиция. Как бы ни были сами по себе хороши дета­ли изделия, но если всю его объемно-про­странственную структуру не объединяет четкая пропорциональная система, трудно рассчитывать на целостность формы. Пропорционирование следует рассматривать как творческий процесс, поэтому каждое сооружение, каждое промышленное изде­лие представляет целую систему размерных отношений, определяющую функцио­нальное назначение предмета. Нельзя пропорционировать, скажем, станок, преж­де чем определится его кинематическая схема. Пропорция учитывает конкретные условия, место и назначение предмета. В предметном мире, как и в мире природы, •се должно быть взаимосвязано про­порциями.

Пропорции имеют большое художествен­ное значение. Они определяют соразмер­ность и гармоничность элементов формы, всех ее частей друг с другом и с целым.

Среди других особо выделяется так на­зываемое «золотое сечение», которое вы­ражается числом 1,62. Чтобы разделить от­резок АВ в пропорции «золотого сечения», достаточно в точке В восставить перпен-

АВ
дикуляр ВС= и на стороне АВ отложить

АД = АС — ВС. Отношение АД: ДВ = = АВ: АД = 1,62.

«Золотое сечение» использовано при по­строении пятиконечной звезды, где в каж­дой точке пересечения стороны звезды де­лятся на две части в отношении «золотого сечения».

Секрет «золотого сечения» был известен в далекой древности, но сам термин этот ввел в обиход Леонардо да Винчи. Парфе­нон и статуи Фидия, греческие вазы, Египетские храмы, пирамиды — все это, как утверждает научный мир, результат практического применения зодчими и ху­дожниками простого отношения — «золо­того сечения».

Немецкому астроному Иоганну Кеплеру (1571—1630) принадлежат следующие сло­ва о «золотом сечении»: «Геометрия обла­дает двумя великими сокровищами. Пер­вое — это теорема Пифагора, второе — деление отрезка в среднем и крайнем отношении. Первое можно сравнить с мерой золота, второе можно назвать драгоценным камнем» '.

Дюрер подметил его в соразмерности человеческого тела. С ним хорошо был зна­ком великий мастер Страдивари, который успешно использовал это соотношение при изготовлении непревзойденных скрипок.

Известно, что «золотое сечение» вызыва­ет впечатление красоты, приятности, согла­сованности, гармоничности.

Практически чаще всего применяется приближенное «золотое сечение», исследо­ванное в XII веке известным итальянским математиком Фибоначчи, которое и назва­но в честь автора. Это такие соотношения, где каждое последующее число является суммой двух предыдущих: 3: 5; 5: 8; 8: 13; 13: 21 и т. д.


1. Связаны ли пропорции с масштабом и зависят ли они от эргономических требований?

2. Влияет ли масштаб и пропорция на образное решение промышленного изделия или архитектурного сооружения?

3. Соблюдаются ли масштаб и пропорции в растительном и животном мире?

4. Использует ли человек законы природы в своей творческой деятельности?

5. Взаимосвязана ли пропорция с другими категориями композиции: симметрией, асимметрией, динамичностью, равновесием и т. д.?

1.8.Тема: Контраст — это резко выражен­ная противоположность: длин­ный — короткий, толстый — тонкий, крупный — мелкий.

В художественном конструировании кон­траст составляет одно из основных средств композиции. Путем контраста можно уси­лить выразительность изделия. Это дости­гается путем применения разных материа­лов (например, в телевизоре — экран из стекла, коробка из дерева, ручки регулято­ров и решетки из пластмассы, окантовка — металлическая), и за счет обработки по­верхности материала — полированная по­верхность металла или грубошероховатая фактура, дерево полированное или просто покрытое лаком. При умелом использова­нии контраст может сыграть решающую роль в композиции. Подчиненный интере­сам композиции, он активизирует форму. При отсутствии контраста форма оказывает­ся маловыразительной и скучной.

Контрастные сопоставления способству­ют обострению восприятия целого. Конт­раст усиливает, подчеркивает различие свойств форм, делает их единство более на­пряженным, впечатляющим.

Показательным примером контраста мо­жет служить связь геометрических фигур, когда одна из них увеличивается по своим размерам по отношению к другим, чтобы определить центр композиции. Находясь в определенной связи друг с другом такие композиции представляют пример кон­структивного и комбинаторного соедине­ния. Такие упражнения имеют особое зна­чение и являют собой необходимую при­надлежность основ композиции.

Когда геометрические элементы сопря­гаясь друг с другом, образуют нечто це­лое, гармоничное, и это целое представляет собой определенную связную композицию, то этим самым в какой-то мере решается проблема комбинаторных построений.

Общность всех участвующих элементов го­ворит о том, что сочетание этих элементов создает явление, которое мы называем композицией, конструкцией.

Связь элементов условной композиции становится органичнее и понятнее, если в ней имеется главный элемент, вокруг кото­рого на художественной основе объединя­ются остальные. Этот главный элемент ус­ловно называется центром композиции. Подчинение детали сложной композицион­но развитой формы также может иметь свой центр, но по силе выразительности он дол­жен быть менее значительным, чем центр общий. Введение главного композиционно­го элемента и надлежащая соподчиненность остальных деталей усиливает внутрен­нюю связь деталей между собой и повышает общую выразительность. Компози­ционный центр приобретает особое значе­ние при построении условных композиций.

Рассмотрим несколько вариантов услов­ных композиционных схем, выполненных графическим приемом на плоскости из гео­метрических фигур, при помощи которых организуется взаимодействие мотивов, оп­ределяющих центр композиции.

С выразительностью в композиции тесно связана гармоничность, основной задачей которой является создание впечатления уравновешенности, изящности и точности образа формы и художественной согласо­ванности комбинаторных элементов.

Использование контраста в технике связа­но еще и с необходимостью создания опти­мальных условий для рабочего. Контраст должен быть умеренным, поскольку чрез­мерно резкие контрасты будут способство­вать преждевременному утомлению, а пол­ное отсутствие контраста — создавать мо­нотонность, обусловливать притупление внимания рабочего. Цветовой контраст (пятно, фон) весьма широко распространен в композиции промышленных изделий. Кон­трастные цветовые отношения позволяют выделить наиболее ответственные зоны станка, пульта управления, сосредоточить внимание рабочего на важнейших системах управления. Ввиду этого при работе над проектом промышленного изделия кон­траст, как и многие другие категории, сле­дует рассматривать не только в чисто ком­позиционном плане, но и с практической стороны, в связи с определенной деятель­ностью человека.

Очень сильный контраст, сочетание боль­ших и малых объемов может зрительно разрушить композиционный строй. Поэто­му степень применяемого контраста огра­ничивается требованиями сохранения цель­ности впечатления. Выбор степени контрас­та определяется на основании художествен­ного чутья и практического опыта дизайне­ра и в большей степени зависит от назначе­ния и места применения промышленного изделия.


1. Какими приемами и средствами можно достичь контраста формы?

2. Влияет ли контраст, как художественное средство на эмоциональную выразительность промышленного изделия?

3. Может ли контраст играть отрицательную роль в промышленном изделии и в каких случаях?

4. Чем определяется степень контраста при проектировании промышленного изделия?


 

 

1.9. Тема: Нюанс

В цвете, интонациях, речи, в музыкальных произведениях контраст подчеркивает явно выраженную противоположность, а нюанс несет в себе едва заметный переход, отте­нок. Тем не менее контраст и нюанс имеют общую цель — подчеркнуть, выделить от­дельные детали конструкции с целью инди­видуализации изделия, лучшей организации формы, во избежание монотонности и т. п. Использование и применение их должно быть продуманным и оправданным. Кон­трасты и нюансы достигаются формой и цветом.

Нюанс, как и контраст,— способ проявле­ния выразительности в художественном конструировании. Он представляет собой как бы градации отношений однородных качеств предмета: размеров, пропорций, цвета, фактуры и т. д.

Нюансэто отношение форм, незначительно, в отличие от контраста, различающихся сво­ими свойствами. Нюанс сглажи­вает монотонность и жесткость формы в построении компози­ции изделий.

В технике нюанс — это разнообразная гамма вариантов в тончайших отношениях


различных материалов, фактуры, цвета. Особое значение нюанс приобретает в про­ектировании изделий бытового назначения. Возьмем ручные часы. Сколько различных марок их выпускается! В основном все они круглые либо прямоугольной формы. На первый взгляд все они одинаковы, колеба­ния в размере, материале и цвете незначи­тельны. Но это только на первый взгляд. Присмотритесь к ним — все они разные. И эта разница проявляется в тончайших нюансах. Или возьмем осветительную арма­туру, особенно плафоны к лампам. Основа формы постоянная, независимо от матери­ала — цилиндр, куб, усеченный конус. И в то же время сколько здесь вариаций нюан­сов. То же самое можно наблюдать и в отно­шении утюгов, холодильников и множества других изделий культурно-бытового назна­чения — все это вещи, эстетическое совер­шенство которых зависит от нюансной про­работки их формы.

Нюансировка формы требует самой вы­сокой квалификации проектировщика, тон­кого чутья, к ней прибегают обычно на за­вершающей стадии конструирования, когда основа формы сложилась. Именно нюанси­ровка, шлифовка, формы в конечном счете завершает дело. Нюансировка — это глав­ное, что делает вещь более совершенной, элегантной.

 


1. Какова роль нюанса в композиционном решении изделия?

2. Взаимосвязаны ли контраст и нюанс?

3. Одинаковы ли по смыслу «нюанс» и «нюансировка»?


 


1.10. Тема: Тектоника

Тектоника — это зримое отра­жение в форме изделий су­щества его конструкции и орга­низации в нем материала. Это специфическое средство худо­жественной выразительности, органически связанное с кон­структивной объемно-прост­ранственной структурой из­делий.

Именно в тектонике выражается связь фор­мы и содержания изделия.

Тектонические закономерности распрост­раняются при проектировании всех изделий • машиностроении, приборостроении, изде­лий культурно-бытового назначения и т. п. Тектоника промышленных изделий — результат познания и пластически образно­го выражения в их объемно-пространствен­ной структуре физико-механических свойств материалов и конструкций: прочности, ус­тойчивости, распределения и погашения усилий и т. д.

Закономерности тектоники отражают ло­гику работы конструкций и материалов и опираются на законы механики, сопротив­ления материалов, теории упругости и др.

Тектонические закономерности прояв­ляются в форме предметов всегда конкрет­но в зависимости от функциональных, кон­структивных и эстетических требований.

1. Что такое тектоника и какова ее роль при проектировании промышленного изделия?

2. Может ли быть промышленное изделие функционально и эстетически полноценным,
если в нем не соблюдены тектонические закономерности?

3. Зависит ли тектоническая выразительность от материала и технологии?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных