Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»

(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им.Л.Н. Толстого»)

 

УТВЕРЖДЕНО

На заседании Совета факультета психологии

Протокол № «1» 2011 г.

Декан ____________Т.И. Лях

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Коррекционная педагогика с основами специальной психологии»

по специальности 050706 “Педагогика и психология”

с дополнительной специальностью 050711 ”Социальная педагогика”

Рассмотрено на заседании кафедры

Практической психологии и педагогики

Протокол № 11 «30» июня 2011г.

Зав. кафедрой ______Кувырталова М.А.

 

Тула – 2011


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ»

ГОС ВПО 2

 

КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Основная специальность: 050706 “Педагогика и психология”

Дополнительная специальностей: 050711 ”Социальная педагогика”

Дневная форма обучения.

Квалификация: педагог-психолог

Семестр изучения дисциплины: 8 семестр

Всего на дисциплину – 102 ч.

Аудиторные занятия – 42 ч., из них:

- лекционные занятия – 22 ч.;

- практические занятия – 18 ч.

- КСР – 2 ч.

Самостоятельная работа студентов – 60 ч.;

Отчетность – экзамен (8-ой семестр)

 

Заочная форма обучения.

Квалификация: педагог-психолог

Семестр изучения дисциплины: 7-8 семестры

Всего на дисциплину – 102 ч.

Аудиторные занятия – 32 ч., из них:

- лекционные занятия – 12ч.,

- семинарских/практических занятий – 20 ч.,

Самостоятельная работа студентов – 168 ч.

Отчетность: 8 семестр – зачет

 

1. Учебная программа.

2. Учебно-тематические планы (до; озо).

3 Методические рекомендации преподавателю.

4. Методические указания студентам.

5. Требования к уровню освоения программы дисциплины.

6. Карта обеспеченности студентов учебной литературой и информационными ресурсами.

7. Материально-техническое обеспечение

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Минимальные требования к содержанию дисциплины (выписка из ГОСА по специальности).

Цель дисциплины:

- заложить у будущих педагогов-психологов целостное видение системы коррекционной педагогики и специальной психологии; вооружить студентов знаниями о научных основаниях коррекционной педагогики и специальной психологии, задачах, содержании, методах обучения и диагностики, технологиях коррекционной работы по всестороннему развитию личности, формирующейся на дефицитарной основе.

Задачи дисциплины:

· изучение основ теории и истории коррекционной педагогики и специальной психологии;

· овладение терминологическим аппаратом специальной психологии, изучение особенностей психического развития детей, развивающихся на дефицитарной основе (познавательные процессы, личностное развитие);

· изучение основ дидактики коррекционной педагогики;

· ознакомление с системой консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы;

· изучение системы специального образования (педагогические системы образования лиц с нарушениями умственного развития, нарушениями речи, слуха, зрения, нарушениями сферы общения, опорно-двигательного аппарата и со сложными нарушениями развития;

· овладение навыками самостоятельной исследовательской работы при изучении научной и методической литературы

 

Курс "Коррекционная педагогика с основами специальной психологии" имеет четкую профессиональную направленность - выпускник по специальности 031000.00 подготовлен для работы в образовательных учреждений различного типа (в т.ч. коррекционного и компенсирующего); квалификационная характеристика выпускника вуза включает требование знания основ дефектологии (специальной педагогики и специальной психологии).

В настоящее время наблюдается неблагоприятная тенденция роста числа детей с недостатками в развитии, имеющими особые образовательные потребности, с одной стороны, и недостаточная подготовленность специалистов в области коррекционной (специальной) педагогики, с другой стороны.

Данная программа подготовлена в соответствии с государственными требованиями к уровню знаний по основам коррекционной педагогике и специальной психологии, предъявляемыми к специалистам в области педагогики и психологии (сп. 031000).

Дисциплина содержит теоретические основы коррекционной педагогики и специальной психологии, психологическую диагностику детей с проблемами в развитии. Рассматриваются различные виды дизонтогенеза, психологические особенности лиц с различными видами отклонений в психофизическом развитии, систему психолого-педагогической помощи и сопровождения такой категории лиц.

Дисциплина «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» связана с такими дисциплинами как общая педагогика, общая психология, педагогическая психология. Привлекает знания таких дисциплин как клиническая психология, психотерапия, психолого-педагогическая коррекция, возрастная анатомии и физиология.В результате изучения дисциплины студент должен:

ЗНАТЬ:

· знать основные понятия коррекционной педагогики и специальной психологии и свободно оперировать терминами;

· знать историю становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект);

· знать философско-методологическое обоснование явлений и фактов специальной педагогики и специальной психологии;

· знать сложную структуру дефекта (первичный дефект и вторичные отклонения), компенсаторные возможности организма, виды компенсации;

· знать модели интегрированного обучения и основные направления развития специального образования (в России и за рубежом);

УМЕТЬ:

- уметь планировать и контролировать собственную учебную и практическую деятельность (при выполнении самостоятельных заданий по содержанию курса " Коррекционная педагогика с основами специальной психологии ")

- отбирать методы диагностики тех или иных отклонений психического развития;

- определять основные задачи и этапы коррекционно-развивающей программы;

- отбирать методы и приемы коррекционного воздействия с учетом типичных проблем детей разного возраста.

ВЛАДЕТЬ:

- навыками психолого-педагогического обследования детей с проблемами в развитии;

- навыками коррекционно-развивающей работы с детьми с проблемами в развитии;

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

О правовых и экономических основах специального образования

 

Методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов. Контроль знаний студентов обеспечивается на семинарских занятиях, путем проведения срезовых контрольных работ по каждому разделу дисциплины и на экзамене.

Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины: ГОС по специальности, требования международных конвенций и стандартов подготовки специалистов, методические рекомендации УМО по образованию в области специального образования и т.д.

1. Содержание учебного материала дисциплины

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Тема 1. Предмет, задачи, принципы, категории, основные научные теории специальной педагогики и специальной психологии. Место специальной педагогики в структуре педагогического знания. Связь специальной психологии со смежными научными областями знаний.

Специальная педагогика (дефектология, коррекционная педагогика) как составная часть педагогики. Параллельная терминология в специальной педагогике и смежных с ней предметных областях. Современные гуманистические ориентиры мировой системы образования. Понятийный аппарат специальной педагогики, отражающий ее специфику как научной дисциплины: предмет, цель, задачи и принципы. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен - объект специальной педагогики.

Достижение человеком с ограниченными возможностями максимально возможной самостоятельности и независимой жизни - цель специальной педагогики. Система задач специальной педагогики.

Основные понятия: параллельная терминология, жизненный цикл человека, дефектология, педология, специальная педагогика и специальная психология, инвалид, лицо с ограниченными возможностями здоровья, дети с дефектом развития, аномальные дети, дети (лица) с особыми образовательными потребностями, реабилитация, реадаптация, абилитация, специальные образовательные условия.

Тема 2. Предметные области специальной педагогики и ее связь с другими науками

Современные классификации ограниченных возможностей человека. Основания этих классификаций. Основание педагогической классификации ограниченных возможностей человека с отклонениями в развитии. Структурная организация предметных областей специальной педагогики. Связь специальной педагогики с философией, историей, педагогикой, психологией, медициной, психолингвистикой, физикой, информатикой, социологией. Развитие новых областей педагогического знания. Междисциплинарная интеграция внутри специальной педагогики.

Основные понятия: тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика, тифлосурдопедагогика, комбинированные нарушения (отклонения) в развитии.

Тема 3. Научные основы специальной педагогики и психологии: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические

Специфика философского понимания явлений коррекционной педагогики. Функции философского знания в отношении коррекционной педагогики. Философско-категориальный анализ нормы и аномалий. Основные тенденции развития представлений об аномальном человеке в истории философской мысли.

Эволюция концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в XX веке. Параллелизм и его проявления применительно к социокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Идея независимой жизни для лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Задачи специальной педагогики в подготовке ребенка с особыми образовательными потребностями к социокультурной интеграции.

Экономические основы специальной педагогики. Светская и церковная благотворительность (историческая справка). Современный этап экономики специального образования России; возможности ее совершенствования.

Правовые основы специальной педагогики. Отечественные и международные правовые документы, закрепляющие права лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов). Декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Декларация о правах умственно отсталых лиц, Декларация о правах инвалидов, Закон о социальной защите инвалидов (1995), Семейный кодекс Российской Федерации (1996), Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" (1996). Основные права и свободы, гарантированные инвалидам и умственно отсталым лицам, закрепленные в правовых документах.

Клинические основы специальной педагогики. Содержание и значение клинических основ специальной педагогики. Развитие организма ребенка. Важнейшие показатели для выявления отклонений в развитии. Понятие о медицинской абилитации и реабилитации. Этапы реабилитационного процесса.

Психологические основы специальной педагогики. Связь специальной педагогики со специальной психологией. Предмет и задачи специальной психологии. Теория компенсации психических функций Л.С.Выготского. Параметры, определяющие тип нарушения психического развития (В.В.Лебединский). Основные принципы психологической диагностики.

Основные понятия: философская рефлексия, экзистенциализм, психоанализ, постмодернизм, гуманизация, фундаментализация, интеграция; маргинализация, патернализм, независимый образ жизни; деинституализация, государственное, именное образовательное обязательство; клиника, абилитация, реабилитация (медицинская), реадаптация, компенсация функции, функциональная локализация нарушения, системное строение нарушений, депривация, динамическое изучение.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных