Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Управление техническими системами

Институт транспорта и энергетики

кафедра «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей»

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО дисциплинЕ

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

190601.65   «Автомобили и автомобильное хозяйство»  
Для специальности (направления): _____________________________

«Автомобили и автомобильное хозяйство»   «Автомобили и автомобильное хозяйство»  
____________________________________________________________

 

 

УМКД рассмотрен и утвержден на заседании кафедры

В. Д. Басаргин
протокол № ________ от «____»__________________ 2008 г

Зав. кафедрой ____________ «____»______ 2008 г. _______________

Подпись Дата Ф.И.О.

 

 

УМКД рассмотрен и утвержден на заседании учебно-методической комиссии и рекомендован к внедрению

 
протокол № ________ от «____»__________________ 2008 г

Председатель УМКД __________ «____»_____ 2008 г. ___________

Подпись Дата Ф.И.О.


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тихоокеанский государственный университет

Институт транспорта и энергетики

Кафедра «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей»

 

СОГЛАСОВАНО Директор института
Фейгин А. В.
(декан факультета)

______________ _____________________

подпись ФИО

“_____” ____________________2008 г.

  Утверждаю Начальник
Иванищев Ю. Г.
учебно-методического управления

______________ _____________________

подпись ФИО

“_____” ____________________2008 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

Управление техническими системами

Аббревиатура специальности Отчетность Часов занятий
экзамен зачет КП КР РГР контрольная работа тест (контр. задание) учебный план основной траектории Учебный план специальности (направления) заданной траектории
по ГОС уч. план переат лкц лбр прз ауд Сам раб
всего на сес.
ААХ                                

 


 

Рабочая программа составлена в соответствии с содержанием и требованиями Государственных образовательных стандартов и утвержденной ________________ программой дисциплины

Дата утверждения

 

 

Рабочую программу составил ________________ Попов Е.В..
Подпись Ф.и.о. автора
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры, протокол № ______ от «____»________2008 г.
Заведующий кафедрой ________________ «____» ________2008 г.
Подпись Дата
Одобрено Учебно-методической комиссией
Председатель УМКС ________________ «____» ________2008 г.
Подпись Дата
Согласовано директор ИТЭ ________________ «____» ________2008 г.
Подпись Дата

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цели преподавания дисциплины

 

Учебная дисциплина «Управление техническими системами» предусмотрена Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовки инженера по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» направления подготовки дипломированных специалистов «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования».

Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов профессиональных знаний и навыков, необходимых при управлении технической эксплуатацией автомобилей, как характерного примера больших систем, включая анализ рынка и производства, современные методы принятия инженерных и управленческих решений.

Материалы данной дисциплины могут быть использованы при подготовке и переподготовке инженеров специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство.

Дисциплина рассчитана на подготовку и переподготовку специалистов, способных работать в рыночных условиях.

 

Задачи изучения дисциплины

 

Основными задачами изучения дисциплины являются:

· освоение основных понятий по управлению и методов анализа технических систем;

· овладение программно-целевыми методами анализа производства;

· освоение методов принятия инженерных и управленческих решений в рыночных условиях;

· формирование у студентов знаний и навыков, позволяющих им эффективно действовать не только в качестве инженера, но и менеджера инженерно-технической службы автотранспортных и сервисных предприятий разных форм собственности;

· ознакомление и получение навыков использования новых технологий и средств при управлении производством и принятии инженерных и управленческих решений в технических, экономических, социальных и других системах.

 

 

1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

Дисциплина базируется на знаниях студентов, полученных при изучении следующих дисциплин: математика, экономика, информатика, основы теории надежности и диагностика, техническая эксплуатация автомобилей.

По завершению изучения дисциплины студенты получают:

· знания и понятия о технических системах, программно-целевых методах их управления и оценки эффективности;

· умение и навыки построения и анализа деревьев цели и систем и их взаимодействия;

· понятия об инновационном подходе при управлении и совершенствовании больших систем и бизнес-плане как инструменте планирования нововведений;

· знания и навыки принятия инженерных решений при управлении производственными и эксплуатационными системами, в том числе и в условиях дефицита информации и рисков;

· знания и навыки проведения экспертизы, опросов, использования игровых методов и имитационного моделирования при изучении больших систем и принятии решений по их развитию и совершенствованию;

· умение анализировать жизненный цикл больших систем и их элементов, управлять возрастной структурой парков;

· навыки и умение проводить системный анализ при комплексной оценке программ и мероприятия совершенствования больших систем;

· знания и понимание тенденций и перспектив развития большой системы (на примере автомобильного транспорта и технической эксплуатации).

 

1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов Семестр 8
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия    
лекции,    
практические занятия, лабораторные работы    
Самостоятельные работы    
Вид итогового контроля   зачет

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1 Темы дисциплины

 

№ п.п. Наименование темы Лекции ПЗ(С) ЛР
1. Вводное занятие. Особенности и тенденции развития транспорта      
2. Понятие о технических системах и их управлении      
3. Методы управления      
4. Дерево целей и дерево систем автомобильного транспорта и технической эксплуатации      
5. Инновационный подход при управлении и совершенствовании больших систем      
6. Методы принятия инженерных и управленческих решений      
7. Интеграция мнений специалистов и субъектов производственных и рыночных процессов      
8. Использование игровых методов при принятии решений в условиях риска и неопределенности      
9. Использование имитационного моделирования и деловых игр при анализе производственных ситуаций и принятии решений      
10. Жизненный цикл и обновление больших технических систем      
11. Системный анализ при комплексной оценке программ и эффективности мероприятий по совершенствованию больших систем (на примере технической эксплуатации автомобилей)      

 

2.2. Содержание тем дисциплины

 

Тема 1. Введение. 2 ч.

Транспортная система страны, автомобильный транспорт, автотранспортное предприятие, инженерно-техническая служба – характерные примеры больших технических систем (БТС). Особенности и тенденции развития транспорта в рыночных условиях. Понятие о надежности транспортного процесса и роли в ее обеспечении инженерно-технической службы. Актуальность и значимость технической эксплуатации автомобилей. Факторы риска и времени. Трансформация инженерно-технической службы автомобильного транспорта и ее задачи в рыночных условиях.

Тема 2. Понятия о технических системах и их управлении. 2 ч.

Основные свойства и характеристики больших технических систем. Определение понятий система, структура системы. Понятие об управлении. Составляющие и этапы процесса управления. Рациональное и оптимальное управление. Связь управления с обучаемостью системы.

Тема 3. Методы управления. 4 ч.

Классификация методов управления. Управляющие и управляемые элементы системы. Жесткие и гибкие системы управления. Роль обратной связи в управлении системами. Программно-целевые методы управления. Понятие о целях системы. Целевой показатель и нормативы.

Тема 4. Дерево целей и дерево систем автомобильного транспорта и технической эксплуатации автомобилей. 4 ч.

Дерево целей (ДЦ) и дерево систем (ДС) автомобильного транспорта. Классификация подсистем и факторов ДЦ и ДС. Декомпозиция целей и ее методы. Структура ДЦ и ДС технической эксплуатации автомобилей. Постановка и решение инженерных и управленческих задач с использованием механизма ДЦ и ДС. Дерево целей и дерево систем как инструменты эффективного анализа и управления производством, их взаимодействие.

Тема 5. Инновационный подход при управлении и совершенствовании больших систем. 4 ч.

Понятие о научно-техническом прогрессе. Производственная функция. Связь инноваций с технологиями. Роль развития производства. Этапы разработки и реализации нововведений. Эффективность инновационных решений. Роль фактора времени. Бизнес-план как инструмент планирования нововведений в рыночных условиях. Учет факторов риска при анализе инвестиционных процессов и программ.

Тема 6. Методы принятия инженерных и управленческих решений. 2 ч.

Понятие инженерного и управленческого решения. Алгоритм принятия решения. Классификация методов принятия решения по способам, информации и аппарату. Целевая функция и факторы, на нее влияющие. Роль информации при принятии решения. Принятие решений в условиях определенности и дефицита информации. Методы компенсации дефицита информации.

Целевая функция при принятии решений в условиях определенности. Особенности принятия решений в стандартных и нестандартных производственных ситуациях. Роль и значение норматива при принятии и оценке решений. Примеры принятия инженерных решений в условиях определенности. Методы принятия решения в условиях дефицита информации.

Тема 7. Интеграция мнения специалистов и субъектов производственных и рыночных процессов. 3 ч.

Классификация методов интеграции мнений специалистов. Открытое обсуждение, метод комиссий, «мозговая атака», априорное ранжирование и др. Технология применения априорного ранжирования. Выбор экспертов, инструктаж, обработка и интерпретация экспертного опроса. Особенности и условия применения метода «Дельфи». Опросы и интервью. Комбинированные методы.

Тема 8. Использование игровых методов при принятии решений в условиях риска и неопределенности. 3 ч.

Понятие об игровых методах. Принципы формирования, стратегии и результаты производственной игры. Принятие решений в условиях риска. Стратегии сторон. Построение платежных матриц выигрышей. Принятие решений в условиях неопределенности. Методы снятия и оценки неопределенности. Принцип Лапласа, применение максиминных, минимаксных и промежуточных критериев. Матрицы риска. Уточнение решений на основе предварительного опыта, байесовский подход. Информация как товар. Оценка стоимости и целесообразности сбора дополнительной информации.

Тема 9. Использование имитационного моделирования и деловых игр при анализе производственных ситуаций и принятии решений. 2 ч.

Предпосылки и условиях применения имитационного моделирования. Понятие о модели. Сущность и процесс имитационного моделирования. Массивы исходных данных и методы их получения. Компьютерное моделирование. Использование моделирования при определении нормативов, решении технологических и управленческих задач. Деловые (хозяйственные) игры как инструмент анализа технических систем, производственных ситуаций и принятия управленческих решений. Использование деловых игр при обучении, тестировании и отборе персонала.

Тема 10. Жизненный цикл и обновление больших технических систем. 4 ч.

Понятие о жизненном цикле системы и ее элементов. Жизненный цикл автомобиля и автомобильного парка. Изменение показателей эффективности при старении подвижного состава. Реализуемые показатели качества системы и ее элементов, влияние на эффективность. Возрастная структура парка. Методы ее расчета, прогнозирования и управления. Дискретное и случайное списание. Лизинг как метод обновления технических систем.

Тема 11. Системный анализ при комплексной оценке программ и мероприятий по совершенствованию больших систем. 4 ч.

Постановка задачи оценки эффективности на примере инженерно-технической службы предприятия.

Выбор показателей эффективности ИТС на основе дерева целей автомобильного транспорта и ТЭА. Декомпозиции показателей эффективности: предприятие, служба, цех, участок (исполнители). Выбор объекта (объектов) воздействия на основе анализа ДС. Варианты решений. Выполнение целевого норматива. Источники формирования фондов ИТС. Проверка эффективности принятых решений. Системный анализ и иерархия целей инженерно-технической службы.

Заключение.

 

 

3. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

 

№ п.п. № темы дисциплины Наименование лабораторной работы
    Анализ состояния и тенденции развития автомобильного транспорта как примера большой системы
    Построение и анализ структур ДЦ и ДС
    Взаимодействие ДЦ и ДС
    Применение априорного ранжирования
    Принятие решений в условиях риска
    Принятие решений в условиях неопределенности
    Управление возрастной структурой парка
    Системный анализ инженерно-технической службы

 

 

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1. Основная рекомендуемая литература

 

1. Вентцель Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. М. Наука. 1988.

2. Государственная транспортная политика Российской Федерации. Концепция, одобренная Правительством РФ 18.09.1997. №1143

3. Кузнецов Е.С. Управление техническими системами. Учебное пособие. МАДИ. М. 1998. 202 с.

4. Кузнецов Е.С. Состояние и тенденции технической эксплуатации и сервиса автомобилей в России. М. Информтранс. 2000. (Автомобильный транспорт. Сер. Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей).

5. Кузнецов Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Транспорт, 1990. – 272 с.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. М.: Прогресс. 1991. – 736 с.

7. Макконнелл К.Р., Бью С.Л. Экономика. Принципы, проблемы и политика. М., «Менеджер»: 1993. – 167 с.

8. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов (под ред. Е.С. Кузнецова). М.: Наука, 2001. – 535 с.

 

4.2 Дополнительная литература

 

1. Ассель Г. Маркетинг – принципы и стратегия. М.: ИНФРА-М, 2001. – 804 с.

2. Блудян Н.О. Совершенствование структуры парка автомобилей Мострансавто с использованием механизма финансового лизинга. Глобус. М. 1999.

3. Гуджоян О.П., Землянский Л.А., Коноплянко В.И. Методы принятия управленческих решений. МАДИ. –М. 1997 г. 154 с.

4. Домнина С.В. Приобретение подвижного состава на условиях лизинга. АСМАП. М. 1999. – 204 с.

5. Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей в США. М.: Транспорт, 1992. – 352 с.

6. Кузнецов Е.С., Постолит А.В. Компьютеризация процессов принятия инженерных решений на автомобильном транспорте. Часть 1. Информационное обеспечение управления автотранспортными предприятиями. Вып. 2. Обзорная информация. Информационный центр по автомобильному транспорту «Информавтотранс». М.: 1992. – 38 с.

7. Кузнецов Е.С. Проблемы регулирования развития транспортной системы Швеции. Информавтотранс. Автомобильный транспорт. Вопросы автомобильных перевозок. Информационный сборник. Вып. 2. -М.: 2000. – 29 с.

8. Морита А. Сделано в Японии. М. Прогресс. 1990. – 413 с.

9. Питер Лоуренс Дж. Принцип Питера, или почему дела идут вкривь и вкось. Пер. с англ. Прогресс. -М.: 1990.

10. Проблемы и методы обеспечения экологической безопасности автотранспортного комплекса Московского региона. Учебное пособие (под редакцией Кузнецова Е.С., Маршалкина Г.И.). МАДИ –М.: 1998.

11. Прудовский Б.Д., Ухарский В.Б. Управление технической эксплуатацией автомобилей по нормативным показателям. -М.:Транспорт, 1990.

12. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований ЮНИДО. Интерэксперт. –М., 1995.

13. Феофанова М.Р. Управление персоналом, методология анализа качества рабочей силы. Наука. –М.: 2001. 214 с.

14. Бондаренко В. А., Якунин Н.Н. и др. Лицензирование и сертификация на автомобильном транспорте: Учебное пособие.- М.: Машиностроение, 2002. – 464 с.

15. Программа преддипломной практики студентов специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство» /Сост. А.П. Улашкин, Н.Н. Савватеев. – Хабаровск: Изд – во Хабар, гос. техн. ун – та, 2001. – 15 с.

16. Методика технико – экономических расчетов: Методические указания к выполнению дипломного проекта для студентов специальности 150200 и 230100 /Сост. А.П. Улашкин. – Хабаровск: Изд – во Хабар. гос, техн. ун – та, 2001, - 20 с.

17. Савватеев Н.Н. Управление технической эксплуатацией автомобилей: Учебное пособие. Хабаровск: Хабар. политехн. ин, 1987. 63 с.: ил.

 

 


 

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина «Управление техническими системами» изучается посредством чтения лекций, проведения лабораторно-практических и семинарских работ, самостоятельной работы студентов с литературой.

На лекциях излагаются теоретические основы технических систем, вскрывающие сущность и технологию современных методов анализа, управления и принятия решений.

Теоретические положения рассматриваются обобщенно и пригодны для любых систем. Практические приложения, иллюстрации и примеры в основном даются по автомобильному транспорту и его подсистеме – технической эксплуатации.

Самостоятельную работу студентов рекомендуется проводить, используя изданное учебное пособие по данной дисциплине, а также рекомендуемую литературу.

В качестве итогового контроля проводится зачет с использованием компьютерной техники.

Лабораторно-практические занятия обеспечивают практическое освоение лекционного материала, развитие у студентов самостоятельности и творческого подхода при анализе производственных ситуаций и принятии управленческих решений.

 

 

6. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

6.1. Вопросы входного контроля

 

1. Дайте определение понятия вероятность.

2. Дайте определение понятий случайное число, случайные процессы.

3. Назовите критерии оценки распределений случайных чисел и их формульные выражения.

4. Назовите оценочные показатели статистических распределений.

5. Дайте общую характеристику процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.

6. Назовите технические и программные средства реализации информационных процессов.

7. Составьте алгоритм и блок – схему решения линейного уравнения.

8. Какие языки математического программирование Вам известны, достоинства и их недостатки?

9. Дайте определение основных экономических показателей: блага, потребности, ресурсы, рынок, потребительские свойства, доход, виды издержек, выручка, прибыль.

10. Дайте определение понятий приватизация, формы собственности, предпринимательство.

11. Что такое рынок труда?

12. Основные понятия, определения, свойства и показатели надежности.

13. Дайте характеристику основных свойств надежности: долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости, безотказности.

14. Дайте характеристику методов сбора и обработки информации по надежности.

15. Какие планы испытаний изделий Вы знаете?

16. Дайте определение «Техническая эксплуатация автомобилей» - как область науки и производства.

17. Какие методы организации и управления ТО и ТР Вы знаете?

18. Что такое маркетинговый анализ, мониторинг и планирование услуг в технической эксплуатации автомобилей?

19. Что такое планирование и управление производством?

 

 


6.2. Вопросы выходного контроля

 

1. Какие преимущества имеет автомобильный транспорт перед другими видами транспорта?

2. Укажите негативные стороны, связанные с развитием автомобильного транспорта, Предложите способы сокращения этого влияния.

3. Дайте определение понятия управления, укажите основные факторы, определяющие эффективность управления.

4. Укажите основные этапы процесса управления.

5. К какой системе управления можно отнести ресурсное и оперативное корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта автомобилей, изучаемые в

6. Приведите примеры использования понятия целевая функция при решении технических, технологических и экономических вопросов.

7. Каково назначение дерева целей, какие управленческие задачи можно решать, используя этот прием?

8. В чем отличие и что обшее у дерева целей и дерева систем?

9. Дайте определение понятия научно – технический прогресс (НТП). Приведите примеры НТП применительно к конструкции автомобилей и их технической эксплуатации.

10. Как аналитически и графически описывается производственная функция?

11. Перечислите основные этапы разработки и реализации нововведений.

12. Какова роль бизнес – планирования при разработке и реализации нововведений?

13. Перечислите основные методы принятия решений.

14. К какому методу и виду принятия решений следует отнести ресурсное корректирование нормативов То и ТР автомобилей, рассмотренное в дисциплине «Техническая эксплуатация автомобилей»?

15. Перечислите основные преимущества коллективной работы экспертов.

16. Почему экспертное ранжирование называется априорным?

17. Какие критерии применяются при оценке степени согласования экспертов и неслучайности этого согласования?

18. Администрация станции технического обслуживания решила провести опрос клиентуры для оценки качества предоставления услуг. Сформулируйте пять наиболее важных, по вашему мнению вопросов.

19. Что такое модель? Постройте блок – схему имитационной модели какого – либо производственного процесса АТП.

20. Чем реализуемый показатель качества изделия отличается от реализуемого показателя качества парка этих изделий?

21. Что понимается под управлением возрастной структурой парка? Каковы инструменты этого управления.

22. Используя материалы дисциплины «Техническая эксплуатация автомобилей», объясните причины изменения технико – эксплуатационных показателей при старении автомобиля.

23. Как определяется понятие цели системы, какова роль и значение целевой функции?

 

 


 

План – график Самостоятельной работы студентов По дисциплине Управление техническими системами Институт (факультет) __ ИТЭ ___ Специальность 190601.65 ААХ Семестр ___ 8 __________________ часов в неделю (Л-ЛР-ПЗ / ФКТ-С2-РГР) 2-1-0/0-2-0 Распределение нормативного времени самостоятельной работы студентов по неделям семестра               лектор _____ Попов Е. В. _____________________
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
Объем домашних заданий Чертежей формата А4          
Страниц текста          
Распределение часов учебного плана Самостоятельная работа в семестре В том числе На сессию          
Выпол­нение задания          
На изу­чение теории          
всего          
аудиторных          
Вид занятий Лекции Лаборатор. работы Практич. занятия КП, КР, РГР, РФ Итого
                             

 

 


7. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ

 

Для целей понимания дисциплины «Управление техническими системами» применяются следующие основные термины:

 

Термин Определение
ВИДЫ ТРАНСМИССИЙ
Трансмиссия автомобиля Трансмиссия Ндп. Силовая передача Совокупность агрегатов и механизмов автомобиля, передающих крутящий момент двигателя ведущим колесам и изменяющих крутящий момент и обороты по величине и направлению
Механическая трансмиссия Трансмиссия автомобиля, состоящая только из механических устройств
Гидромеханическая трансмиссия Трансмиссия автомобиля с механической и гидравлической передачей
Гидрообъемная трансмиссия Трансмиссия автомобиля с гидрообъемным преобразователем
Электромеханическая трансмиссия Трансмиссия автомобиля с электрической и механической передачами
Ступенчатая трансмиссия Трансмиссия автомобиля с фиксированным ступенчатым изменением передаточного числа
Бесступенчатая трансмиссия Трансмиссия автомобиля с бесступенчатым изменением передаточного числа
Автоматическая трансмиссия Трансмиссия автомобиля с автоматическим изменением передаточных чисел
ВИДЫ СЦЕПЛЕНИЙ И ПРИВОДОВ СЦЕПЛЕНИЙ
Сцепление автомобиля Сцепление Ндп. Муфта сцепление Механизм трансмиссий автомобиля, передающий крутящий момент двигателя и позволяющий кратковременно отъединить двигатель от трансмиссии и вновь их плавно соединить
Фрикционное сцепление Сцепление автомобиля, работающее с использованием сил трения
Дисковое сцепление Фрикционное сцепление, у которого рабочие поверхности ведущего и ведомого элементов плоские
Центробежное сцепление Фрикционное сцепление, у которого давление между ведущим и ведомым элементами осуществляется за счет центробежных сил
Привод сцепления автомобиля Привод сцепления Устройство для управления сцеплением автомобиля
Механические привод сцепления Привод сцепления автомобиля, включающий в себя только механические устройства
Гидравлически привод сцепления Привод сцепления автомобиля, включающий в себя гидравлическое устройство
Электромагнитный привод сцепления Привод сцепления автомобиля, включающий в себя электромагнитное устройство
Усилитель привода сцепления автомобиля Часть привода сцепления автомобиля, служащая для создания дополнительного усилия с целью облегчения управления сцеплением автомобиля
Механический усилитель привода сцепления Усилитель привода сцепления автомобиля с использованием механической энергии
Вакуумный усилитель привода сцепления Усилитель привода сцепления автомобиля с использованием энергии за счет вакуума
Пневматический усилитель привода сцепления Усилитель привода сцепления автомобиля с использованием энергии сжатого воздуха
Гидравлический усилитель привода сцепления Усилитель привода сцепления автомобиля с использованием энергии давления жидкости  
ВИДЫ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ И ПРИВОДОВ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ КОРОБОК передач
Коробка передач автомобиля Коробка передач Ндп. Коробка скоростей Коробка перемены передач Агрегат трансмиссии автомобиля, преобразующий крутящий момент по величине и направлению
Ступенчатая коробка передач •Коробка передач автомобиля, в которой преобразование крутящего момента осуществляется шестернями
Фрикционная коробка передач Коробка передач автомобиля, в которой преобразование крутящего момента осуществляется фрикционными элементами
Гидродинамическая коробка передач Коробка передач автомобиля с гидротрансформатором
Гидромеханическая коробка передач Коробка передач автомобиля с гидротрансформатором и механической передачей
Дополнительная коробка передач Механизм трансмиссии автомобиля, расширяющий диапазон преобразования крутящего момента коробки передач автомобиля
Делитель Устройство для разбивки интервалов ступеней основного ряда передаточных чисел коробки передач автомобиля
Раздаточная коробка Механизм трансмиссии автомобиля, распределяющий крутящий момент между ведущими мостами автомобиля
Механический привод переключения передач Привод переключения передач, включающий в себя только механические устройства
Пневматический привод переключения передач Привод переключения передач, включающий в себя пневматические устройства
Электропневматический привод переключения передач Привод переключения передач, включающий в себя электрические и пневматические устройства
ВИДЫ КАРДАННЫХ ПЕРЕДАЧ
Карданная передача автомобиля Карданная передача Механизм трансмиссии автомобиля, состоящий из одного или нескольких карданных валов и карданных шарниров и предназначенный для передачи крутящего момента внутри трансмиссии между агрегатами, оси валов которых не совпадают и могут изменять свое положение
Карданный вал Карданный шарнир Ндп. Кардан Гук По ГОСТ 3485—46 Шарнир для соединения карданных валов, оси которых не совпадают или могут менять положение относительно друг друга
Карданный шарнир равиых угловых скоростей Карданный шарнир, у которого угловые скорости ведущего и ведомого валов равны между собой
Карданный шарнир неравных угловых скоростей Карданный шарнир, у которого при равномерной угловой скорости ведущего вала угловая скорость ведомого вала неравномерна
Полный карданный шарнир Карданный шарнир, имеющий определенные оси качания
Полукарданный шарнир Карданный шарнир, не имеющий определенных осей качания
Упругий полукарданный шарнир Полукарданный шарнир, передающий крутящий момент под углом за счет деформации упругого элемента
Жесткий полукарданный шарнир Полукарданный шарнир, передающий крутящий момент под углом за счет зазоров шлицевого или зубчатого соединения
ВИДЫ ГЛАВНЫХ ПЕРЕДАЧ
Главная передача Механизм трансмиссии автомобиля, преобразующий крутящий момент и расположенный перед ведущими колесами автомобиля
Одинарная главная передача Главная передача с одной парой зубчатых колес
Коническая главная передача Одинарная главная передача с коническими зубчатыми колесами
Гипоидная главная передача Одинарная главная передача с гипоидным зацеплением конических зубчатых колес
Червячная главная передача Одинарная главная передача с червяком и червячным колесом
Двойная главная передача Главная передача с двумя парами зубчатых колес
Центральная двойная главная передача Двойная главная передача, у которой обе пары зубчатых колес расположены в одном картере
Разнесеннаядвойная главная передача Двойная главная передача, у которого вторая пара зубчатых колес находится в приводе к каждому из ведущих колес
Двухступенчатая главная передача Главная передача, имеющая две переключаемые передачи с разными перемоточными числами
ВИДЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛОВ
Дифференциал автомобиля Дифференциал Механизм трансмиссии автомобиля распределяющий подводимый к нему крутящий момент между выходным валами и позволяющий им вращаться с неодинаковыми скоростями
Межколесный дифференциал Дифференциал автомобиля, установленный между правым и левым ведущими колесами одной оси автомобиля
Межосевой дифференциал Дифференциал автомобиля, установленный между ведущими мостами автомобиля
Межбортовой дифференциал Дифференциал автомобиля, установленный между ведущими колесами с правой и левой сторон автомобиля
Симметричный дифференциал Дифференциал автомобиля, распределяющий крутящий момент между обходными валами при отсутствии их вращения относительно друг друга поровну
Несимметричный дифференциал Дифференциал автомобиля, распределяющий крутящий момент между обходными валами при отсутствии их вращения относительно друг друга не поровну
Постоянно несимметричный дифференциал Несимметричный дифференциал, распределяющий крутящий момент в постоянном отношении
Конический дифференциал Дифференциал автомобиля с коническими зубчатыми колесами
Цилиндрический дифференциал Дифференциал автомобиля с цилиндрическими зубчатыми колесами
Блокируемый дифференциал Дифференциал автомобиля с приспособлением, позволяющим включать жесткую связь между выходными валами
Самоблокирующийся дифференциал Дифференциал автомобиля, у которого неравенство моментов на выходных валах обеспечивается автоматически
Дифференциал повышенного трения Самоблокирующийся дифференциал, у которого неравенство крутящих моментов обеспечивается повышенным сопротивлением при вращении его деталей относительно друг друга
ВИДЫ ВАЛОВ ВЕДУЩИХ К0ЛЕС
Вал ведущего колеса Вал, передающий крутящий момент от дифференциала к ведущему колесу
Полуось Вал ведущего колеса, непосредственно соединяющий его с дифференциалом
Полуразгруженная полуось Полуось, у которой ступица ведущего колеса установлена на ее наружном конце, a подшипник расположен внутри картера ведущего колеса
Разгруженная на 3/4 полуось Полуось, у которой ступица ведущего колеса установлена на подшипнике, расположенном на картере ведущего моста
Разгруженная полуось Полуось, у которой ступица ведущего колеса установлена на двух подшипниках, расположенных на картере ведущего моста
ВИДЫ НЕСУЩИХ СИСТЕМ
Несущая система автомобиля Несущая система Остов автомобиля, к которому крепятся агрегаты автомобиля и который воспринимает действующие на него усилия
Рама Несущая система автомобиля, представляющая собой баночную конструкцию
Хребтовая рама Рама, состоящая из продольной балки с поперечинами
Лонжеронная рама Paма, состоящая из двух продольных балок с поперечинами
Несущий кузов Кузов, одновременно выполняющий функции несущей системы автомобиля
Кузов с несущим основанием Кузов с основанием, выполняющим функции несущей системы автомобиля
ВИДЫ МОСТОВ
Мост автомобиля Мост Агрегат автомобиля воспринимающий все виды усилий, действующих между колесами и подвеской
Передний мост
Задний мост
Промежуточный мост
Ведущий мост Ндл. Ведущая ось Мост автомобиля, колеса которого являются ведущими
Управляемый мост Мост, колеса которого являются управляемыми
Разрезной мост Мост, колеса которого имеют независимую подвеску
ВИДЫ КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ
Ведущее колесо Колесо, передающее усилия и моменты, действующие между мостами автомобиля и опорной поверхностью, и подводимый от двигателя крутящий момент
Ведомое колесо Колесо, передающее усилия и моменты, действующие между мостами автомобиля и опорной поверхностью, кроме крутящего момента, подводимого от двигателя
Управляемое колесо Колесо, изменяющее направление движения автомобиля с помощью рулевого управленияi
ВИДЫ ПОДВЕСОК АВТОМОБИЛЯ
Подвеска автомобиля Подвеска Совокупность устройств, обеспечивающих упругую связь между несущей системой и мостами или колесами автомобиля, уменьшение динамических нагрузок на несущую систему я колеса и затухание их колебаний, а также регулирование положения кузова автомобиля во время движения
Зависимая подвеска Подвеска автомобиля, у которой перемещение одного колеса моста зависит от перемещения другого колеса
Независимая подвеска Подвеска автомобиля, у которой перемещение одного колеса моста не зависит от перемещения другого колеса моста
Рычажная подвеска Подвеска автомобиля, направляющее устройство которой представляет собой рычажный механизм
Телескопическая подвеска Подвеска автомобиля, направляющее устройство которой содержит телескопический механизм
Рессорная подвеска Подвеска автомобиля, в которой упругими элементами являются листовые рессоры
Пружинная подвеска Подвеска автомобиля, в которой упругими элементами являются винтовые и тарельчатые пружины
Торсионная подвеска Подвеска автомобиля, в которой упругими элементами являются торсионы
Резиновая подвеска Подвеска автомобиля, в которой упругими элементами являются резиновые детали
Пневматическая подвеска Подвеска автомобиля, в упругих элементах которой использован сжатый газ
Гидропневматическая подвеска Пневматическая подвеска автомобиля, из которой передача давления сжатому газу производится жидкостью
Направляющее устройство подвески Часть подвески автомобиля, определяющая характер перемещений колес относительно несущей системы автомобиля
Упругий элемент подвески Часть подвески автомобиля, обеспечивающая уменьшение динамических нагрузок,.действующих на автомобиль
Гасящее устройство Часть подвески автомобиля, обеспечивающая необходимое затухание колебаний кузова и колес автомобиля
Амортизатор автомобиля Амортизатор Часть подвески автомобиля, обеспечивающая затухание колебаний кузова автомобиля
Амортизатор одностороннего действия Амортизатор автомобиля, обеспечивающий затухание колебаний при движении колеса вниз относительно несущей системы автомобиля
Амортизатор двухстороннего действия Амортизатор автомобиля, обеспечивающий необходимое затухание колебаний при движении колеса вверх и вниз относительно несущей системы автомобиля
Стабилизатор поперечной устойчивости Часть подвески автомобиля, обеспечивающая взаимную связь между вертикальным перемещением колес одного моста
Ограничитель подвески Часть подвески автомобиля, ограничивающая перемещение колеса относительно несущей системы
Верхний ограничитель подвески Часть подвески автомобиля, ограничивающая перемещение колеса при движении его к несущей системе
Нижний ограничитель подвески Часть подвески автомобиля, огранивающая перемещение колеса при движении его от несущей системы
ВИДЫ ШИН
Шина автомобиля Эластичная часть колеса автомобиля, восстанавливаемая на его ободе и служащая для уменьшения динамической загрузки на колесо с целью повышения сцепления колеса с дорогой
Пневматическая шина Шина автомобиля, у которой эластичность создается за счет сжатого воздуха, заключенного в герметичной воздушной полости
Камерная шина Пневматическая шина, в которой воздушная полость образуется герметизирующей камерой
Бескамерная шина Пневматическая шина, в которой воздушная полость образуется шиной и ободом колеса
Арочная шина Пневматическая шина, профиль которой имеет форму арки
Пневмокаток Пневматическая шина с П-образным профилем
ВИДЫ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
Рулевое управление автомобиля Рулевое управление Совокупность механизмов автомобиля, обеспечивающих его движение по заданному водителем направлению
Рулевой механизм Часть рулевого управления автомобиля, осуществляющая передачу усилий отводится к рулевому приводу
Рулевой привод Часть рулевого управления автомобиля, осуществляющая передачу усилий от рулевого механизма к управляемым колесам автомобиля
Механический рулевой привод Рулевой привод, включающий в себя только механические устройства
Гидравлический рулевой привод Рулевой привод, включающий в себя гидравлическое устройство
Электрический рулевой привод Рулевой привод, включающий в себя электрическое устройство
Усилитель рулевого привода автомобиля Усилитель рулевого привода Часть рулевого привода, служащая для создания дополнительного усилия с целью облегчения управления автомобилем
Гидравлический усилитель рулевого привода Усилитель рулевого привода автомобиля с использованием энергии давления жидкости
Пневматический усилитель рулевого привода Усилитель рулевого привода автомобиля с использованием энергии сжатого воздуха
Рулевая трапеция Часть рулевого привода автомобиля, обеспечивающая необходимое соотношение между углами поворота управляемых колес
ВИДЫ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ
Тормозная система автомобиля Тормозная система Совокупность устройств для осуществления торможения автомобиля
Рабочая тормозная система Тормозная система автомобиля для регулирования скорости автомобиля и его остановки с необходимой эффективностью
Стояночная тормозная система Тормозная система автомобиля для удержания его неподвижным относительно дороги
Вспомогательная тормозная система Тормозная система автомобиля для длительного поддержания скорости движения постоянной или для ее регулирования
Запасная тормозная система Тормозная система автомобиля для остановки его с необходимой эффективностью при выходе из строя рабочей тормозной системы автомобиля
Тормозной механизм автомобиля Механизм для непосредственного создания и изменения искусственного сопротивления движению автомобиля
Фрикционный тормоз Тормозной механизм автомобиля, осуществляющий торможение за счет сил трения между его неподвижными и вращающимися деталями
Дисковый тормоз Фрикционный тормоз, в котором силы трения создаются на боковых поверхностях вращающегося диска
Барабанный тормоз Фрикционный тормоз, в котором силы трения создаются на внутренней поверхности вращающегося цилиндра
Тормозной привод автомобиля Совокупность устройств для передачи энергии от источника к тормозным механизмам и управления его в процессе торможения
Механический тормозной привод Тормозной привод автомобиля, включающий в себя только механические устройства
Гидравлический тормозной привод Тормозной привод автомобиля, в котором приводное усилие передается тормозной жидкостью
Пневматический тормозной привод Тормозной привод автомобиля, в котором приводное усилие передается сжатым воздухом
Гидропневматический тормозной привод Гидравлический тормозной привод с пневматическим источником энергии
Электрический тормозной привод Тормозной привод автомобиля, в котором приводное усилие передается электрическим током
Усилитель тормозного привода Часть тормозного привода, создающая дополнительное усилие для облегчения торможении
Вакуумный усилитель тормозного привода Усилитель тормозного привода с использованием энергии вакуума
Гидравлический усилитель тормозного привода Усилитель тормозного привода с использованием энергии давления жидкости
Пневматический усилитель тормозного привода Усилитель тормозного привода с использованием энергии давления сжатого воздуха
Гидровакуумный усилитель тормозного привода Усилитель тормозного привода с использованием энергии давления жидкости и энергии вакуума
Разделитель гидравлического тормозного привода Часть тормозного привода, отключающая поврежденные трубопроводы тормозной системы

 

Примечание. Когда существенные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено и соответственно в графе «Определение» поставлен прочерк.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма – светлым, а недопустимые синонимы – курсивом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Излучение заданных источников в однородной безграничной среде. | Теми лабораторних занять


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных