Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема: Мозжечок и расстройства координации движений.




 

Место проведения: Кафедра (учебная комната) и клиника (палаты) неврологии, неврологические отделения городских лечебных учреждений.

 

Оснащение:

Методическое:

- Скоромец А.А., Скоромец Т.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Москва, Медицина, 2001

- Гусев Е.И. Неврология и нейрохирургия. Москва, Медицина, 2002

 

Материальное:

- Таблицы пластиковые (Соматотопическая проекция в коре червя и полушариях мозжечка, основания мозга)

- Транспаренсии (проводящие пути мозжечка)

- Муляж основания черепа, головного мозга

- Неврологические молотки

Продолжительность изучения темы: 2 часа

 

Актуальность темы, мотивация к ее изучению:

 

Нарушение координации движений выявляются при многих заболеваниях (рассеянный склероз, ГЦД, опухоли головного мозга, Лор-патология и другие) и связаны с поражением нервной системы на разных уровнях. Правильно проведенный неврологический осмотр, своевременное и грамотное дополнительное обследование позволяет дифференцировать различные виды атаксий (мозжечковую, вестибулярную, лобную, сенситивную), что необходимо для установления топического и нозологического диагноза. Правильные выводы и заключения дают возможность проводить целенаправленное лечение, минимизировать частоту нежелательных последствий.

 

Цель занятия.

 

Учебная:

 

1. Закрепить и систематизировать знания студентов об анатомии, физиологии мозжечка,

2. Сформировать новые теоретические знания о неврологических синдромах при поражении мозжечка, спинно-мозжечковых путей и научить их практическому применению

3. Разобрать алгоритм обследования симптомов расстройства мозжечковой функции (выработать практические навыки, обосновать необходимость дополнительных методов обследования).

 

Развивающая:

1. Формирование клинического мышления у студентов

2. Развитие осознанного активного использования полученных знаний для постановки топического диагноза и логического обоснования прогноза для пациента.

 

 

Воспитательная:

 

1. Формирование необходимых качеств для воспитания врачебной ответственности и компетентности на всех этапах ведения больного:

- развитие профессионализма на базе необходимых знаний по теме занятия, назначение грамотного обследования, постановки топического и клинического диагноза

и лечения

- обучение корректному общению с пациентом и его родственниками, как залогу успеха при ведении больного и улучшения его состояния

-обучение коллегиальности, взаимоотношениям со средним медицинским персоналом для обеспечения преемственности ведения больного и улучшения прогноза.

 

Задачи занятия.

Студент должен знать:

1. Анатомическое строение мозжечка.

2. Афферентные и эфферентные связи мозжечка.

3. Виды атаксии, пробы на статико-локомоторную и динамическую атаксию

4. Симптомы поражения мозжечка.

 

Студент должен уметь:

1. Провести клиническое исследование координации движений (проверка точности и плавности движений, выявление интенционного тремора – пальценосовая, указательная, пяточно-коленная пробы, тесты на промахивание, гиперметрию, диадохокинез, проверка почерка, проба Ромберга, ходьба.

2. Распознать атаксию и ее вид

3. Поставить топический диагноз, назначить дополнительные обследования для уточнения уровня поражения.

4. Отвечать на тестовый опрос.

5. Решать ситуационные задачи.

 

Вопросы для самоподготовки:

 

По базовым знаниям:

 

1. анатомия мозжечка

2. строение заднего спинно-мозжечкового пути

3. строение переднего спинно-мозжечкового пути

4. строение лобно-мосто-мозжечкового пути

5. строение височно-мосто-мозжечкового пути

6. строение затылочно-мосто-мозжечкового пути

7. суть реципрокной иннервации мышц

 

По теме занятия:

 

1. симптомы поражения червя мозжечка

2. симптомы поражения полушарий мозжечка

3. виды атаксии

4. пробы на статико-локомоторную атаксию

5. пробы на динамическую атаксию

Тестовый контроль

 

I. Выбрать один правильный ответ:

  1. Статика зависит от нормальной деятельности:

 

    1. Хвостатого ядра
    2. Мозжечка
    3. Черной субстанции

 

  1. Дисметрия возникает при поражении:

 

    1. Пирамидного пути
    2. Мозжечка
    3. Стрио-нигральной системы

 

  1. Мышечный тонус при поражении мозжечка:

 

    1. Повышается
    2. Понижается
    3. Не изменяется

 

  1. Нистагм возникает при поражении:

 

    1. Коры теменной доли
    2. Мозжечка
    3. Хвостатого ядра

 

  1. При поражении мозжечка возникает нарушение движения в виде:

 

    1. Пареза
    2. Атаксии
    3. Гиперкинеза

 

  1. При поражении мозжечка речь:

 

    1. Скандированная
    2. Дисфоничная
    3. Монотонная

 

  1. Почерк при поражении мозжечка:

 

    1. Микрография
    2. Макрография
    3. Не изменяется

 

II.Выберите все правильные ответы:

 

  1. Симптомы, характерные для поражения мозжечка:

 

    1. Дизартрия
    2. Скандированная речь
    3. Гипомимия
    4. Брадикинезия
    5. Дисметрия
    6. Атония
    7. Атаксия

 

III. Дополнить:

 

  1. Для поражения мозжечка характерен___________ тремор.
  2. Стато-локомоторная атаксия развивается при поражении ____________ мозжечка.

 

Ситуационные задачи:

 

1.В клинику поступил 26-летний мужчина, которого в течение 3-х лет беспокоили боли в стопах, постепенно нарастала слабость в них. Злоупотребляет алкоголем. Последние 3 дня не пил. После чего остро развилось возбуждение, шаткость.

Объективно: возбужден, галлюцинирует, шаткость при ходьбе с гиперметрией, грубая интенция при выполнении ПНП и ПКП, в позе Ромберга падает назад.

 

Топический диагноз?

 

Предполагаемый клинический диагноз?

 

Методы дообследования?

 

2. У 12-летней девочки за неделю до госпитализации появились температура (39,5) острая боль в правом ухе и желтоватые выделения из правого слухового прохода. Был диагностирован средний отит. За день до госпитализации температура поднялась вновь и сопровождалась сильной головной болью. Мать заметила, что девочку пошатывает вправо при ходьбе.

Неврологическое обследование выявило горизонтальный нистагм вправо, наклон головы вправо, адиадохокинез и диссинергию в правой руке, атактическую походку с широко расставленными ногами, падение вправо.

 

Топический диагноз?

 

Предполагаемый клинический диагноз?

 

Дополнительные методы обследования?

 

3. Больная 58 лет жаловалась на звон в левом ухе в течение 5 лет, 6 месяцев назад появилось пошатывание при ходьбе.

Неврологическое обследование выявило нистагм при взгляде влево, значительное снижение слуха на левое ухо с латерализацией пробы Вебера вправо, отсутствие роговичного рефлекса слева и атактическую походку с широко расставленными ногами.

 

Топический диагноз?

 

Дополнительные обследования для уточнения клинического диагноза?

 

4.У 58-летнего мужчины внезапно появились звон в правом ухе, головокружение и боль в правой половине лица.

Неврологическое обследование выявило нистагм при взгляде вправо, частичный птоз справа, расширение правого зрачка, интенционное дрожание при выполнении пальценосовой и колено-пяточной проб справа, отсутствие болевой и температурной чувствительности по луковичному типу на правой половине лица, левой стороне туловища и левых конечностях, в позе Ромберга падает вправо. При дуплексном сканированировании обнаружены значительные атеросклеротические изменения в вертебро-базиллярной системе.

 

Топический диагноз?

 

Предполагаемый клинический диагноз?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных