Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Межпредметные и внутрипредметные связи.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ЧАСТНОЙ НЕВРОЛОГИИ

Для студентов медицинских вузов

 

 

Санкт-Петербург

2009 г.

 

 

В пособии представлен необходимый материал, позволяющий организовать самостоятельную работу студентов (СРС) по основным темам частной неврологии, изучаемым в медицинском вузе. По каждой теме изложены цели (учебная, развивающая, воспитательная) и задачи (необходимые знания и умения), освещены актуальность темы и мотивации к ее изучению, представлены межпредметные и внутрипредметные связи.

В каждом разделе пособия приводится блок заданий для проверки исходного уровня знаний из дисциплин, являющихся базой для изучения частной неврологии и блок заданий для СРС, изложены методические указания и инструкции по СРС для подготовки к занятиям и набор заданий для СРС, которые могут быть использованы для работы как в аудиторное так и внеаудиторное время.

Варианты СРС рассчитаны на разный уровень подготовки студентов (начало или завершение изучения материала), а также разный уровень мотивации и психолого-характерологические особенности студентов.

Задания могут быть использованы для домашней подготовки, для работы на практических занятиях и написания истории болезни, проведения контрольных работ и предэкзаменационной подготовки.

 

 

Составители: сотрудники кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики: доцент, к.м.н.М.В.Александров, профессора, д.м.н. Е.Г.Клочева, Г.И.Шварцман, доценты, к.м.н. Е.Б.Панина, Т.Ф.Федорова, ассистенты,к.м.н.Е.В.Ерашева,Л.Ю.Виноградова,В.В.Голдобин, Ж.И.Сысоева, Ю.М.Чибисова, ассистенты: Л.П.Ведюкова, И.В.Чистова, А.А.Шурчалин, М.П.Топузова.

 

 

Рекомендовано Ученым Советом СПбГМА для использования в учебном процессе.


Тема: Цереброваскулярные заболевания.

1.Место проведения: Кафедра (учебная комната) и клиника (палата) неврологии, неврологические отделения городских лечебных учреждений.

 

2.Оснащение:

Методическое:

Основная литература (выдается студентам в библиотеке – учебники, учебные и методические пособия):

 

1.Е.И.Гусев. Неврология и нейрохирургия. Москва, Медицина, 2002.

Дополнительная литература (доступна в читальном зале библиотеки СПбГМА -*, предлагается преподавателем кафедры -**, доступна в публичной библиотеке города -***, другое - ****):

 

1.Болезни нервной системы: Руководство для врачей (Под ред.Н.Н.Яхно, Д.Р.Штульмана.-Т.1.-М.:Медицина,2001)-*

2. М.Н.Одинак, И.А.Вознюк, С.Н.Янишевский. Инсульт. Вопросы этиологии, патогенеза, алгоритмы диагностики и терапии. СПб.2005.-*

3.Б.С.Виленский. Инсульт: профилактика, диагностика и лечение.СПб.1999.

4. В.Л.Голубев, А.М.Вейн. Неврологические синдромы. Руководство для врачей. ООО «Эйдос Медиа»,2002. (ч.VIII,гл.6, Инсульт в молодом возрасте).

5. Х.Биллер. Практическая неврология. Лечение. М. Медицинская литература.2005. (Т.2.).-**

6. Ч.П.Ворлоу, М.С.Деннис и др. Инсульт. Практическое руководство для ведения больных. СПб.1998.-***

7. Д.Хейнс. Нейроанатомия. Атлас структур, срезов и систем. «Логосфера»,М.2008.-***

 

Интернет ресурсы:

www.consilium-medicum.com

www.neurolodgy.ru/professional/art-prof.htm

www.insult.ru/profi.php

www.consilium-medicum.com/magasines/cm/nevrolodgy/article/16481

www.strokeassociation.org/

www.stroke.org.uk/

 

Дополнительная литература и Интернет ссылки используются для самостоятельной подготовки к занятию и выполнению заданий среднего и высокого уровня сложности.

 

Материальное:

 

Таблицы пластиковые (кровоснабжение головного мозга (далее-г.м.)

Таблицы бумажные (кровоснабжение г.м.)

Транспаренсии (схемы кровоснабжения г.м.: базальная и конвекситальные поверхности, основные стволы артерий, корковые и перфорирующие ветви, кровоснабжение долей г.м.,мозжечка,ствола г.м.)

Презентация на компьютере (кровоснабжение г.м., цереброваскулярные заболевания)

Фотографии КТ, МРТ, ангиограмм, МРТ-ангиограмм в норме и при различных сосудистых заболеваниях.

Муляж (кровоснабжение г.м.)

Неврологические молотки

3.Продолжительность изучения темы: 8 часов.

 

4.Актуальность темы, мотивации к ее изучению.

 

Сосудистые заболевания г.м. отличаются широкой распространенностью (1-4 случая на 1000 населения в год), высокой частотой смертности (до 35% в остром периоде инсульта) и инвалидизации (1-е место среди всех причин инвалидности). В экономически развитых странах смертность от инсульта занимает 2-3 место в структуре общей смертности. В России инсульт занимает 1-е место по частоте остаточной инвалидности. В среднем, 60% перенесших инсульт остаются инвалидами, из них 24% находятся в полной зависимости от окружающих в повседневной жизни. И только 20% занимаются трудовой деятельностью.

Врач любойспециальности в своей практике встретится с пациентами, страдающими какой-либо формой сосудистой патологии г.м. и от его умения своевременно распознать симптомы и поставить диагноз в большой степени будут зависеть исход заболевания, возможности выздоровления, реабилитации и степень инвалидизации.

Правильно проведенный неврологический осмотр, умение поставить топический и клинический диагноз, своевременное и необходимое (но не избыточное) дополнительное обследование, знание современных направлений и подходов к лечению и конкретных его способов повышают возможности положительного исхода, минимизируют частоту и значимость нежелательных последствий, страхуют от них пациента и врача.

5.Цель занятий:

Учебная:

1.Закрепить и систематизировать знания студентов об анатомии кровоснабжения г.м.

2.Изучить вазотопическую диагностику поражений г.м.

3.Изучить современную классификацию сосудистых заболеваний г.м.

4.Сформировать знания об этиопатогенезе, клинике, дифференциальной диагностике и лечении сосудистых заболеваний г.м.

5.Обучить студентов правильной формулировке диагноза.

6.Сформировать практические навыки по сбору анамнеза и осмотру пациента с сосудистыми заболеваниями г.м.

Развивающая:

1.Сформировать у студентов навыки самостоятельной работы с предла-гаемой по теме литературой.

2.Научить студентов самостоятельно, осознанно и активно использовать полученные знания для постановки диагноза, выбора методов диагностики и лечения, т.е. формировать клиническое мышление.

3.Развивать способность к анализу информации через соотношениеданных параклинических методов с анамнезом и объективным обследованием конкретного больного.

Воспитательная:

1.Обучение навыкам самостоятельной работы как индивидуально, так и в команде, способности принятия самостоятельных решений.

2.Обучение грамотному общению с пациентом и его родственниками, как залогу успешной кооперации при ведении больного.

3.Обучение корпоративным взаимоотношениям с коллегами своей и смежных специальностей, средним медицинским персоналом для обеспечения преемственности ведения больного и улучшения прогноза.

4.Развитие эмпатии, ответственности и внимательности к пациентам как неотъемлимых качеств врача.

 

Задачи занятий.

 

Студент должен знать:

 

1.Анатомию кровоснабжения головного мозга.

2.Систему ауторегуляции мозгового кровотока.

3.Вазотопическую диагностику поражений головного мозга.

4.Классификацию сосудистых заболеваний головного мозга.

5.Определения понятий «инсульт» и всех перечисленных в классификации заболеваний.

6.Основные положения этиопатогенеза сосудистых заболеваний головного мозга.

7.Основные клинические проявления ишемического и геморрагического инсульта и дифференциальный диагноз.

8.Лечение цереброваскулярных заболеваний.

Студент должен уметь:

 

1.Обозначать на схематических рисунках основные зоны кровоснабжения головного мозга.

2.Собрать анамнез у пациента с сосудистым заболеванием г.м.

3.Провести неврологический осмотр пациента.

4.Поставить вазотопический и клинический диагнозы.

5.Назначить необходимые диагностические процедуры конкретному больному.

6.Назначить лечение конкретного больного.

 

Умения осваиваются с использованием:

1.решения ситуационных задач

2.ролевых игр

3.работы с пациентом

4.просмотра рентгенограмм, КТ и МРТ томограмм, данных ТКДГ сосудов головного мозга.

 

Межпредметные и внутрипредметные связи.

Внутрипредметные связи

На входе Сосудистые заболевания ГМ На выходе
Строение двигательного анализатора Опухоли ГМ
Строение чувствительного анализатора Демиелинизирующие заболевания
Кора ГМ Заболевания вегетативной НС
Строение и функции мозжечка Наследственные болезни НС
Черепные нервы Нейрососудистые осложнения остеохондроза

Межпредметные связи






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных