Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Решите ситуационные задачи.




 

Задача 1. Больной В., 20 лет, жалуется на ухудшение зрения, слабость в ногах. На глазном дне – побледнение височных половин дисков зрительных нервов.

Неврологический статус: отсутствуют брюшные рефлексы. В нижних конечностях отмечается снижение силы, высокий мышечный тонус по пирамидному типу, двусторонние патологические стопные знаки, интенционный тремор, задержка мочеиспускания.

Клинический диагноз? Топический диагноз? Дополнительные методы исследования? Лечение?

 

Задача 2. Больной Д., 50 лет предъявляет жалобы на то, что в течение последних 3-х месяцев ему трудно застегивать одежду и он стал часто ронять предметы из рук.

Неврологический статус: слабость при сгибании, разгибании, при ведении и отведении пальцев обеих рук, больше выраженная справа; атрофия и фасцикуляции в мышцах гипотенара и межкостных мышцах обеих рук, повышение сгибательно-локтевого, коленного и ахиллова рефлексов. Миелография, исследование спинномозговой жидкости и другие лабораторные тесты не выявили патологических изменений. При ЭМГ исследовании выявлены признаки поражения клеток передних рогов, в т.ч. в клинически интактных конечностях

Топический и клинический диагноз

 

Задача 3.Мужчина, 56 лет, жалуется напостепенно нарастающую слабость в левых конечностях в течении последних 4 лет. За 4 месяца до осмотра этот симптом принял еще более выраженный характер. Кроме того, больной отмечал подергивание в руках и ногах, значительное снижение массы тела, а также затруднения при подъеме по лестнице.

Неврологический статус: выраженное похудание, слабость, атрофию, фасцикуляции по всех конечностях, но больше слева. Отмечалось снижение глубоких сухожильгных рефлексов, больше выраженное справа, симптом Бабинского слева. Результаты всех лабораторных и рентгенографический исследований – в пределах нормы.

Клинический диагноз? Топический диагноз? Дополнительные методы исследования? Лечение?

Задача 4. Женщина, 32 лет жалуется на переходящую слабость в левой руке и ноге в течении года. Этот симптом почти полностью исчез за 2 месяца до госпитализации, но за последнюю неделю перед госпитализацией левая нога настолько ослабла, что больная часто спотыкалась при ходьбе. В течение последних 5 месяцев отмечалось периодическое недержание мочи. В возрасте 18 лет имел место эпизод диплопии, которая спонтанно регрессировала.

Неврологическое обследование выявило бледность височной половины диска левого зрительного нерва, слабость в левой руке при пожатии, повышение рефлексов на левых конечностях, отсутствие поверхностных брюшных рефлексов с обеих сторон, симптом Бабинского слева. У больной наблюдалась гемиплегическая походка. Миелография и исследование спинномозговой жидкости – патологических изменений не выявили.

Топический и клинический диагноз?

 

Задача 5. У 38 летнего трубача в последние 2 месяца появились трудности при движении губами во время игры на трубе. Кроме того, он отмечал затруднение при глотании.

Неврологическое обследование выявило слабость, атрофию и фасцикуляции мышц лица, языка, грудинноключично-сосцевидной и трапециевидной мышц с обеих сторон; бульбарную дизартрию; повышение рефлексов на руках и ногах с обеих сторон. Данные КТ, рентгенографии спинномозговой жидкости и других лабораторных исследований – в пределах нормы.

Клинический диагноз? Топический диагноз? Дополнительные методы исследования? Лечение?

 

Задача 6. У 29-летнего мужчины в течение последнего года периодически отмечались пошатывания при ходьбе, головокружение и диплопия. За неделю до госпитализации у него появилось пятно в левой половине поля зрения.

Неврологическое обследование выявило парацентральную скотому в поле зрения левого глаза, нистагм при взгляде влево, нарушение согласованных движений глазных яблок, перцептивное снижение слуха на левое ухо, дисдиадохокинез и интенционное дрожание левой руки, атактическуюпоходку с широко расставленными ногами и повышение рефлексов на правых конечностях. При исследовании спинномозговой жидкости было обнаружено увеличение основного белка миелина и гамма-глобулина.

Клинический диагноз? Топический диагноз? Дополнительные методы исследования? Лечение?

 

Задача 7. Мужчина 26 лет. Предъявил жалобы на то, что в течении 3 лет у него отмечаются периодические затруднения при ходьбе и дроджание рук.

Неврологическое обследование выявило нистагм, скандированную речь. Двусторонний дисдиадохокинез, интенционное дрожание рук и ног8, повышение глубоких сухожильных рефлексов, симптом Бабинского и обеих сторон. Результаты всех лабораторных и рентгенографический исследований – в пределах нормы.

Больной умер спустя 3 года в результате инфекционного поражения почек.

Топический и клинический диагноз?

Задача 8. Женщина 35 лет. Предъявляет жалобы на внезапно появившееся пошатывание при ходьбе и утрату центрального зрения.

Неврологическое обследование, проведенное через 2 дня, выявило значительных размеров центральную скотому, папиллит с обеих сторон, симптом Бабинского и обеих сторон отсутствие вибрационной чувствительности и мышечно-суставного чувства ниже бедер и невозможность передвигаться или стоять с закрытыми глазами. При перкуссии границы мочевого пузыря были выше пупка. Давление спинномозговой жидкости – 90 мм, кроме того, отмечалось повышенное содержание основного белка миелина и гамма-глобулина.

Клинический диагноз? Топический диагноз? Дополнительные методы исследования? Лечение?

 

Тестовые задания.

Выберите один правильный ответ:

1.Рассеянный склероз является заболеванием ЦНС:

1.сосудистым

2.наследственным

3.демиелинизирующим

4. инфекционным

5. спондилогенным

 

2.Рассеянный склероз чаще встречается в возрасте:

1.10-14 лет

2. 18-30 лет

3.40-55 лет

4. 15-40 лет

5. 60-80 лет

 

3.синдром, характерный для бокового амиотрофического склероза:

1.эпиприпадки

2.нарушение функции тазовых органов

3. амиотрофии с фибрилляциями и гиперрефлексией

4.центральные монопарезы

5. трофические язвы

 

4. рассеянный склероз необходимо дифференцировать с:

1.менингитом

2.рассеянным энцефаломиелитом

3. субарахноидальным кровоизлиянием

4. острое нарушение мозгового кровообращения

5. объемное образование головного мозга

 

5. Симптом, характерный для бульбарной формы БАС:

1. нарушение чувствительности

2.амблиопия

3.дизартрия и дисфагия

4.атрофия нижних конечностей

5. атрофия верхних конечностей

 

6. При рассеянном склерозе поражается система:

1.чувствительная

2.пирамидная и мозжечковая

3.стрио-нигральная

4. пирамидная

5. мозжечковая

 

7.При боковом амиотрофическом склерозе поражается система:

1.вегетативная

2.двигательная

3.чувствительная

4.мозжечковая

5.экстрапирамидная

 

8. При боковом амиотрофическом склерозе развивается сочетанное поражение:

1.передних и задних рогов спинного мозга

2.передних рогов и пирамидного пути

3.задних рогов и задних столбов спинного мозга

4.пирамидного пути и мозжечка

5. задних рогов и мозжечка

 

9.Боковой амиотрофический склероз развивается:

1.20-30 лет

2.15-20 лет

3.50-70 лет

4.30-40 лет

5. 5-15 лет

 

Выбрать все правильные ответы:

 

10. Для рассеянного склероза характерно поражение:

1. чувствительных спинальных ганглиев

2. мозжечка

3. обонятельного тракта

4. пирамидного пути

5. зрительного нерва

6. передних рогов спинного мозга

 

11.При рассеянном склерозе, поражение зрительного анализатора проявляется в виде:

1.ангиопатии сетчатки

2.ретробульбарного неврита

3.гемионопсии

4.застойного диска зрительного нерва

5. побледнения височных половин диска зрительного нерва

6. преходящего амавроза

7. зрительных галлюцинаций

 

12. Шейно-грудная форма бокового амиотрофического склероза начинается с:

1. слабости в дистальных отделах рук

2. эпиприпадков

3.нарушения функции тазовых органов

4. атрофии мышц рук

5. фасцикуляций

6. нарушения функции зрения

 

13. Для лечения рассеянного склероза с наибольшим эффектом используют:

1. антибиотики

2.кортикостероиды

3. плазмоферез

4. блокаторы кальциевых каналов

5. препараты железа

6. b-интерферрон

 

Установите соответствие:

14. Заболевание: Симптомы:

1.боковой амиотрофический склероз А.молодой возраст

2. рассеянный склероз Б.прогредиентное течение

В. тазовые нарушения характерны

Г.тазовые нарушения не характерны

Е.пожилой возраст

Ж.реммитирующее течение

З. атрофии мышц

И.фасцикуляции

К.мозжечковые нарушения

 

15. Форма рассеянного склероза: Симптомы:

1. церебральная А.нистагм

 

2.спинальная Б. нарушение психики

В.нижний спастический парапарез

Г.интенционное дрожание

Д.начало в 35-40 лет

Е.тазовые расстройства

 

16. Дифференциальный диагноз: Симптомы:

1. рассеянный склероз А.стрио-нигральные синдромы

2. гепато-церебральная дистрофия Б.частичная атрофия зрительных дисков

В.аутосомно-рецессивный тип передачи

Г.нарушение обмена меди

Д. патология печени

Е. пирамидно-мозжечковые расстройства

Ж.кольца Кайзера-Флейшера

 

Дополните:

17.Для рассеянного склероза характерно_____________течение заболевания.

 

18. Для бокового амиотрофического склероза характерно________________течение заболевания.

 

 

19.Атрофия височных половин дисков зрительных нервов, характерный признак_____________________(заболевание)

 

 

20. Спондилогенную шейную миелопатию необходимо дифференцировать с-______________________________

 

21. Рассеянный склероз относится к группе_____________заболеваний.

 

Глоссарий

Рассеянный склероз – заболевание центральной нервной системы, характеризующееся первичной демиелинизацией

Бляшка рассеянного склероза – ограниченный очаг,

локализующийся в небольшом участке, возникающий в процессе демиелинизации

Первично прогрессирующий РС – течение заболевания с линейным прогрессированием

Вторично прогрессирующий РС – течение заболевания без линейного прогрессирования (без выраженных обострений)

Боковой амиотрофический склероз – хроническое дегенеративное заболевание с поражением мотонейронов спинного и головного мозга

 

Тема: Инфекционные заболевания нервной системы.

1.Место проведения занятий: Кафедра (учебная комната) и клиника (палата) неврологии, неврологические отделения городских лечебных учреждений.

2.Оснащение:

Методическое:

Основная литература (выдается студентам в библиотеке – учебники, учебные и методические пособия):

 

1.Е.И.Гусев. Неврология и нейрохирургия. Москва.Медицина, 2002

Дополнительная литература (доступна в читальном зале библиотеки):

1.Болезни нервной системы: Руководство для врачей (под ред. Н.Н.Яхно, Д.Р.Штульмана. – Т.1.- М.:Медицина, 2001

2.Ю.В.Лобзин, В.В.Пилипенко, Ю.Н.Громыко. Менингиты и энцефалиты. СПб,Фолиант. 2006

3.Н.В.Скрипченко. В.Н.Команцев. Инфекционные заболевания периферической нервной системы у детей. Москва,Медицина, 2006

4.Д.Р.Штульман, О.С.Левин. Неврология: Справочник практ. врача. – М.: МЕДпресс-информ, 2005.

5.Х.Биллер. Практическая неврология. Лечение. Т.2 Москва. Медицинская литература. 2005

6.Е.И.Гусев, Г.С.Бурд, А.С.Никифоров Неврологические симптомы, синдромы, симптомокомплексы и болезни. – М.: Медицина, 1999.

Интернет ресурсы:

www.consilium-medicum.ru

http://emedicine.medscape.com/neurology

http://www.ninds.nih.gov/disorders/encephalitis_meningitis/encephalitis_meningitis.htm

http://www.isw-tbe.info/tbe.aspx

http://wwwnc.cdc.gov/travel/yellowbook/2010/chapter-2/japanese-encephalitis.aspx

http://www.infectology.ru/nosology/infectious/bacteriosis/lyme.aspx

http://www.lyme.org/otherdis/ld.html

http://www.ninds.nih.gov/disorders/lyme/lyme.htm

http://www.ninds.nih.gov/disorders/aids/aids.htm

http://neurology.mif-ua.com/archive/issue-2367/article-2406/

Материальное:

Таблицы пластиковые (ликвор в норме и при патологии, классификация менингитов).

Таблицы бумажные (оболочечные симптомы, макроскопические, микроскопические и биохимические изменения ликвора при патологии).

Презентация на компьютере (клиническая картина и диагностика клещевого энцефалита, клиническая картина и диагностика нейросифилиса, клиническая картина и диагностика нейроспида, клиническая картина и диагностика боррелиоза, лечение и профилактика клещевого энцефалита, лечение нейросифилиса, лечение боррелиоза, лечение герпетического энцефалита);

- фотографии КТ, МРТ головного мозга при различных нейроинфекциях;

- неврологические молотки;

- камертон 128 Гц

- пациенты по теме занятия

 

3. Продолжительность изучения темы: 4 часа.

4. Актуальность темы, мотивация к ее изучению:

Инфекционные заболевания нервной системы – одна из частых форм неврологической патологии, их удельный вес в структуре общей патологии нервной системы составляет около 40%. В последние годы значительно расширились возможности диагностики нейроинфекций. За счет разработки и внедрения в клиническую практику мощных антибактериальных и противовирусных препаратов достигнуты значительные успехи в лечении некоторых недавно еще летальных заболеваний. Однако расширение спектра этиопатогенов, вызывающих развитие нейроинфекций, учащение смешанных, атипичных форм, рост резистентности основных бактериальных возбудителей к наиболее распространенным антибиотикам создает существенные трудности в лечении инфекционных поражений нервной системы.

Особое значение для исхода нейроинфекционного процесса имеет своевременность постановки правильного диагноза и быстрое начало лечения. Поэтому врач любой специальности должен уметь вовремя распознать симптомы инфекционного поражения нервной системы и выбрать грамотную тактику ведения больного.

Правильная постановка топического и клинического диагноза с использованием современных диагностических технологий, знание современных методов лечения различных нейроинфекций позволяют минимизировать частоту осложнений, тяжесть резидуальной симптоматики.

5. Цель занятия:

Учебная:

Изучить основные симптомы инфекционных заболеваний нервной системы, сформировать представление о дообследовании, дифференциальной диагностике и лечении у пациентов с данными заболеваниями.

Студент должен знать:

1. Этиопатогенетические особенности различных нейроинфекций.

2.Клинические проявления поражения различных отделов нервной системы при нейроинфекциях.

3.Особенности клинической картины, характерные для основных нейроинфекций.

4.Принципы этиопатогенетического и симптоматического лечения, профилактики различных нейроинфекций.

Студент должен уметь:

1.Обследовать больного с подозрением на инфекционное поражение нервной системы.

2.Формулировать развернутый клинический и топический диагноз при различных инфекционных заболеваниях нервной системы.

3.Назначить дополнительные обследования для уточнения локализации поражения у пациентов с нейроинфекциями и правильно интерпретировать полученные результаты.

4.Назначить этиопатогенетическое лечение при различных нейроинфекциях.

Развивающая:

Развитие активного осознанного использования теоретических знаний в клинической практике, развитие логического мышления у студентов.

Воспитательная:

Воспитание врачебной ответственности и компетентности на всех этапах ведения больного, что включает в себя:

- развитие профессионализма на основе достаточного уровня знаний по теме занятия, что необходимо для выбора правильной тактики обследования и лечения пациента;

-формирование навыков грамотного общения с пациентом и его родственниками, что, в итоге, обеспечит лучший эффект лечения

-формирование правильных этических представлений в сфере взаимоотношений с коллегами (врачи, средний медицинский персонал), что обеспечит преемственность ведения больного и улучшение прогноза.

6.Межпредметные и внутрипредметные связи:

 
 
Инфекционные болезни(нейроинфекции)


 

 


       
 
Гистология(строение нервной системы, оболочки мозга)
 
Педиатрия(менингиты)
 

           
   
 
Нормальная физиология(физиология нервной системы)
 
   
Оториноларингология(ото- и риногенные осложнения заболеваний ЛОР-органов)
 

 

 


       
   
Инфекционные заболевания нервной системы
 
 

 
 

 

                   
   
Психиатрия
   
Фармакология(противомикробная и противовирусная терапия)
 
     
Лучевая диагностика(рентгеновские исследования, КТ, МРТ)
 
   
Патофизиология(воспалительный процесс)
 
     
Внутренние болезни(осложнения пневмонии, коматозные состояния)
 
 
Патологическая анатомия(воспалительные поражения нервной системы)
 
   
Нейрохирургия(черепно-мозговая и спинальная травма, опухоли, сосудистая патология)

 

 


Внутрипредметные связи:

 

           
 
Двигательный анализатор
 
Нарушения высших корковых функций
   
 
 


 

       
 
Нарушения чувствительности
   
Дополнительные методы исследования в неврологии
 

 


       
 
   
Нарушения мозжечка и экстрапирамидной нервной системы
 

 


     
 
I – VI пары черепных нервов
 
 
VII-XII пары черепных нервов  

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных