Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Многократные, ритмичные выдохи в воду в опорном положении.




Глубина воды не выше уровня груди.

И.п. – стоя в полный рост, руки за головой. Вдох – присесть под воду с головой - выдох – встать в и.п. – вдох. Повторить 15- 20 раз.

 

2. Место упражнения в системе обучения.

Выдохи в воду являются базовым упражнением в становлении плавательного навыка, т.е. освоение качественного навыка плавания без умения ритмично выдыхать в воду невозможно. Многократные ритмичные выдохи в воду относятся к четвертой группе подготовительных адаптационных тестирующих упражнений[1].

 

3. Необходимая плавательная подготовленность обучаемых для освоения упражнения.

Выдох в воду - это единственный плавательный навык, при начальном изучении которого можно обойтись без бассейна и даже без воды. С мощностью выдоха можно познакомиться на суше (всевозможные варианты сдуваний каких-либо мелких предметов и надуваний, например, воздушных шаров). Непосредственно выдохи в воду можно начать осваивать в небольших ёмкостях, например, в тазу или домашней ванне, погружая в воду лишь лицо. Такие упражнения рекомендованы детям и как домашнее задание. Для качественного освоения выдоха в воду (однократного или многократного ритмичного) в условиях бассейна ребенок должен, как минимум, безбоязненно погружаться в воду с головой. Четвертое место упражнений для дыхания в системе подготовительных адаптационных тестирующих не означит, что обязательным условием их освоения является изучение материала предыдущих трех групп: этот материал просто разнообразит выдохи в воду и служит для них своеобразным фоном. То есть, если до занятий в бассейне ребенок освоил мощный выдох на суше и на первых уроках показал, что умеет безбоязненно погружаться в воду с головой, то педагог вправе включать в уроки плавания упражнения для дыхания до изучения ныряний и элементарных прыжков в воду или осваивать эти навыки одновременно.

 

4. Организация обучаемых (метод ведения урока).

Дети располагаются фронтально, не мешая друг другу (интервал и дистанция 1 – 2 шага). Варианты построений: в шеренгу, уступами, полукругом, но обязательно лицом к учителю.

 

5. Учебные задачи, решаемые упражнением:

· формирование необходимого (базового) для плавания умения выполнять многократные ритмичные выдохи в воду;

· развитие дыхательной мускулатуры, повышение жизненной ёмкости легких;

· совершенствование погружений в воду с головой – продолжение адаптации к водной среде;

· удержание рук за головой способствует:

o напряжению мышц спины и формированию правильной осанки;

o не позволяет вытирать воду с лица или стряхивать её, тряся головой; зажимать пальцами нос.

6. Варианты упражнения и расширение учебных задач.

1 вариант.

Многократные ритмичные выдохи в воду, но с прыжками на пятках: и.п. - стоя ноги врозь на пятках (стопы развернуты наружу и «взяты» на себя), руки вверх. Вдох – опуская руки через стороны вниз, присесть с головой под воду и выдохнуть - оттолкнувшись пятками от дна и выполнив мах руками через стороны вверх, выпрыгнуть из воды - вдох – погружаясь под воду, опустить руки вдоль тела – выдох.

Задачи:

· прыжки лимитируют время на вдох и выдох, следовательно, данное упражнение является совершенствованием ритмичных многократных вдохов в воду;

· контроль качества освоения навыка многократных ритмичных выдохов в воду;

· прыжки на пятках:

o знакомят детей с положением стоп при выполнении толчка ногами в брассе;

o позволяют выявить индивидуальные склонности к освоению брасса, оценивая комфортность ощущений при удержании стоп в заданном положении;

o дают возможность ощутить сопротивление, которое создают стопы при выпрыгивании, что способствует дальнейшей адаптации к водной среде, знакомству с её свойствами;

o развивают мышцы ног;

· мах руками вверх и опускание их вдоль тела способствуют качественному выполнению целостного акта дыхания и развитию дыхательной мускулатуры.

 

2 вариант.

Упражнение «Насос». Стоя в паре, лицом друг к другу, держась за руки, партнеры многократно поочередно приседают под воду с головой и делают выдох в воду, вдох - над водой. Лучшей считается пара, которая делает упражнение ритмично, выполняя над водой только вдох, а не целостный акт дыхания.

Задачи:

· совершенствование ритмичных многократных выдохов в воду в опорном положении за счет согласованности действий партнеров: изменение, «подстраивание» своего ритма дыхания под ритм дыхания партнера;

· контроль качества формирования навыка многократных ритмичных выдохов в воду;

· эмоциональное воздействие, поскольку проводится в соревновательной форме: выявляются лучшие пары.

 

7. Методическое обеспечение основного упражнения и его вариантов.

Поскольку выдох в 2-3 раза продолжительнее вдоха, при объяснении техники дыхания целесообразно произносить слово «Вдох» быстро, а слово «Вы-ы-ы-дох» несколько растянуто. Вдох при плавании выполняется только через рот, а выдох можно сделать как через рот, так и через нос.

Ребенок должен ощутить разницу в технике выполнения обычного и энергичного выдоха. С этой целью полезными будут контрастные упражнения, например, сдуть с ладони небольшой кусочек бумаги, а затем этот же кусочек бумаги намочить и приклеить к ладошке: во втором случае придется дуть значительно сильнее. Можно предложить сдуть ластик, гальку и т.п. Интересны и полезны будут задания: за минимальное количество выдохов надуть максимальный по объему воздушный шарик; проверить: у кого из детей шарик будет больше при одинаковом количестве выдохов.

При выдохе в воду задача ребенка создать обилие больших воздушных пузырей. Здесь уместными будут методические приемы: «У кого больше пузырей?», «Паровоз пускает пар», «Гейзер», «Подводный вулкан».

Положение стоп во втором варианте упражнения сравнить с клюшкой, буквой Г; поворот стоп в стороны – как у Чарли Чаплина.

 

8. Контроль и самоконтроль основного упражнения и его вариантов.

· При выдохе в рот попадает вода, но если она мешает, и ученик прекращает выполнять упражнение, это свидетельствует о неполном, слабом выдохе, неумении освобождать рот от воды перед вдохом.

· Выполнив полный выдох, ученик показывается над поверхностью воды с широко открытым ртом. Если же выдох был неполноценным, то после выныривания губы сомкнуты или образуют узкую щель.

· Когда выдох выполняется на границе воды и воздуха, слышно характерное «шипение» - это раннее начало выдоха или позднее его завершение.

· При энергичном выдохе на поверхности воды появляются большие пузыри воздуха, учитель видит, что вода «кипит», а ученик ощущает это «кипение» на своем лице – пузыри «щекочут» щёки.

· Ученик должен выполнять подряд не менее 15 - 20 ритмичных выдохов в воду. Досрочное прекращение выдохов, нарушение ритма (что особенно четко проявляется при выполнении приведенных выше вариантов основного упражнения) свидетельствует о некачественном формировании навыка.

 

9. Варианты расширения кругозора – познание окружающего мира в ходе изучения упражнения (межпредметные связи).

При обучении плаванию дошкольников и младших школьников, сравнивая выполнение выдоха в воду с паровозом, выпускающим пар, гейзером, вулканом, можно дать краткую интересную информацию о паровой машине или указанных природных явлениях. Осваивая упражнение «Насос», спросить у детей об известных им разновидностях насосов.

В средних и старших классах нужно спросить или рассказать школьникам о жизненной ёмкости легких, её значении для человека и причинах, обеспечивающих её максимальное развитие при занятиях плаванием; перечислить мышцы, участвующие в акте дыхания. Выяснить: почему при задержке дыхания на максимальном вдохе человек не тонет, а после полноценного выдоха погружается; проанализировать понятие «плавучесть», выявив способы её изменения. Узнать: известно ли школьникам имя «Чарли Чаплин» и чем знаменит этот человек.

 

10. Краткое описание подвижной игры, в основу которой положено основное упражнение или его варианты.

Сюжетная некомандная подвижная игра«Лягушата». Игроки-«лягушата» перемещаются, прыгая на пятках, удерживая стопы «клюшкой», по всей акватории, не мешая друг другу.

По сигналу учителя: «Комар!» - дети должны выпрыгнуть из воды как можно выше, толкаясь пятками и удерживая стопы «клюшкой», и хлопнуть в ладоши над головой – «ловим комара».

По сигналу: «Оса!» - 5 – 6 раз ритмично погрузиться в воду с головой, выполняя мощные выдохи в воду – «кипящей водой отпугиваем осу».

По сигналу: «Щука!» - на задержанном вдохе упасть на грудь или спину и выполнить любые движения ногами, удерживая руки произвольно – «уплываем от щуки».

По сигналу: «Цапля!» - задержав дыхание на вдохе, упасть на воду лицом вниз, и выдыхая, попытаться быстро лечь на дно – «маскируемся на дне».

Учитель определяет лучших «лягушат», которые быстрее всех реагируют на сигналы и четко выполняют задания:

- выявляется «лягушонок», лучше всех выполняющий выдохи в воду;

- самый прыгучий (высокие прыжки);

- самый «скрытный» (быстро и долго прячется под водой);

- самый плавающий (уплыл дальше всех);

- самый настоящий «лягушонок» (выполняет «лягушачьи» движения

ногами, уплывая от щуки).

 

Рекомендуемая литература: 5, 8, 10…12, 15, 17…20, 33, 45, 46, 48, 53, 55, 64, 65, 71, 80, 81.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных