Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гештальтпсихология.




 

В то время как бихевиористическая наука, увлеченная идеями построения объективной психологии, разворачивала свои исследования, появляется еще одно направление, альтернативное, как по отношению к ассоциативной психологии, так и по отношению к бихевиоризму.

Интересы гештальтпсихологии были сосредоточены на понятии «целостная структура» и проблеме возникновения и существования образа. В интроспективной психологии образ был представлен как ассоциация идей, скрепленных между собой законом творческого синтеза (В.Вундт). Гештальтпсихологи выявили качественные особенности образа как структуры и наделили его собственными характеристиками и закономерностями.

Корни гештальтпсихологии уходят в психофизические исследования Э. Вебера, который ввел понятие различительной чувствительности. Суть ее в том, что сокращение расстояния между двумя одновременно действующими и адекватно воспринимаемыми раздражителями, приводит к тому, что в определенный момент их сближения, субъект начинает воспринимать два раздражителя как один. Этот феномен был обнаружен в исследованиях кожной чувствительности с помощью специально изобретенного для этих целей инструмента – циркуля Вебера.

В зрительном восприятии тот же феномен был исследован австрийским искусствоведом Х. Эренфельсом и получил название «гешталькачество». Немецкий психолог М. Вертгеймер изучал кажущееся движение светового луча между двумя, последовательно и с разной скоростью предъявляемыми источниками света, другими словами, стробоскопический эффект, известный из кинематографии и был квалифицирован как «фи-феномен».

Все эти исследования привели к пониманию того, что образ – не агрегат, состоящий из элементов, а качественно иная форма отражения по сравнению с ощущениями, которая изначально обладает взаимосвязанными между собой свойствами – целостности, предметности и константности. Целостность означает неделимое, предметность – соотнесенность содержания образа с объектом, константность – устойчивость воспринимаемой целостности вне зависимости от изменчивых условий среды и внутренних состояний человека.

Образ в гештальтпсихологии – это субъективный феномен, отражающий действительность в интегральной форме. Попытки расчленения его на отдельные элементы, как это делали ассоцианисты, с позиции гештальтпсихологии приводит к потере предмета исследования и замене его другим. Вертгеймер по этому поводу пишет следующее: все те, кто «расчленяет живой процесс на части и изучает их, не обращая внимания на структуру целого, … делают не что иное как препарирование… и создают таким образом мертвую картину, лишенную всего, что было в ней живого [7, с.272].

Доминирование целостности проявляется в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные структуры, разные элементы, включенные в одну структуру гомогенизируются и воспринимаются как однородное. Это свойство отчетливо проявляется в музыкальном восприятии.

Одни и те же звуки образуют разные структурные целостности – мелодии, а в отдельно взятой мелодии разные звуки сливаются, образуя новое качество – мелодию, которая сохраняет свою целостность при проигровании в разных тональностях и на разных инструментах.

Еще более отчетливо целостность восприятия проявляется при прослушивании музыкальных произведений в оркестровом исполнении, когда не только звуки, но и голоса отдельных инструментов сливаются в единое целое. Если звуковой ряд мелодии воспроизвести в обратном порядке, т.е. проиграть мелодию, так сказать, с конца, она теряет свое качество и воспринимается как нечто иное.

Аналогичные феномены обнаруживаются в зрительном восприятии. Каждый предмет, независимо от условий и контекста, на фоне которого он воспринимается человеком, переживается им как одна и та же вещь, даже, если в ней не будет хватать каких-либо частей.

Свойство предметности означает, что перцептивный образ воспринимается и переживается субъектом как непосредственное, происходящее в данный момент объективное событие. Перцептивные образ как бы приписывается субъектом объективному явлению, происходящему в момент восприятия и переживается как непосредственно данная ему истина.

С этими двумя свойствами связано третье – константность, означающее инвариантность (постоянство, сохранение, неизменность) содержательных в качественном отношении характеристик перцептивного образа в условиях разного исполнения, разного освещения, т.е. днем, вечером, ночью, а так же при разной степени удаленности воздействующего предмета от воспринимающих органов.

По результатам исследования свойств восприятия был сформулирован ряд законов, определяющих условия существования образа. К ним относятся закон фигуры и фона, закон прегнантности и закон равновесия.

Закон фигуры и фона предопределяет условия возникновения перцептивных структур, как принципиально новой формы психического отражения реальности. Согласно датскому психологу Э. Рубину, суть перцептивной структуры в том, что она содержит в себе два слоя или плана. На переднем плане расположен образ предмета как оформленного, отчетливого и устойчивого целого, как фигуры, имеющей ясно выраженные очертания.

На заднем плане расположен образ множества менее ясных и отчетливых по сравнению с фигурой предметов, контуры которых сливаются со всем полем воздействующих на органы чувств раздражителей. Образ пространства, расположенного вокруг контуров отчетливо воспринимаемой фигуры, принято называть «фоном»[27].

И дело не в том, сколько планов в перцептивном образе было обнаружено Рубиным, а в том, что введением двух терминов, означающих единое целое, был «схвачен» основной принцип перцептивной деятельности, а именно: дифференциации, интеграции и структурирования, непосредственно воспринимаемых пространственных отношений между предметами и событиями в реальной действительности.

Главной детерминантой предметного образа являются не те элементы, которые находятся внутри фигуры, как составляющие ее части, а то, что объемлет этот образ извне, снаружи. Именно фигуро-фоновые флуктуации, взаимообращения порождают гештальт. Обратимость фигуро-фоновых отношений стала одним из основных предметов исследований в гештальтпсихологии.

Закон равновесия обеспечивает перераспределение функциональных возможностей и энергетических ресурсов субъекта в соответствии со степенью неопределенности состояний его организма, вызванной отсутствием ясных перцептивных структур.

Закон прегнантности действует как стремление к «хорошей форме», т.е. простой, ясной, симметричной и внутренне непротиворечивой структуре. Хорошая форма означает такое состояние перцептивного образа, при котором целое определяется структурой частей, а части подчинены целому и, в соответствии с этим, приобретают новые свойства – свойства целого.

Мышление, с позиции гештальтпсихологов, имеет перцептивную природу, поэтому законы мышления те же, что и восприятия. Мышление возникает, когда в восприятии нет ясности и определенности. Такие состояния являются признаками проблемной ситуации.

Немецкий психолог В. Кёлер известен как мастер создания проблемных ситуаций. В материалах его исследований содержится ряд интереснейших наблюдений за поведением животных в подобных ситуациях. Сначала, как пишет он, подопытные животные совершают множество беспорядочных проб, используя для достижения привлекательные цели, типичные для них навыки и приемы, которые, как правило, никогда не приводили к успеху. Затем наступает момент, когда животные выходят из эпицентра событий, успокаиваются и направляют свой взор в ту сторону, где только что безуспешно метались. Именно в этот момент, по Кёлеру, происходит то, что было названо им «инсайт», т.е. открытие нового и адекватного способа решения.

Вслед за этим наступает фаза реализации найденного решения. На этом этапе подопытные животные возвращаются в прежнюю ситуацию и, используя подручные средства в качестве орудий для достижения целей, достигают желаемой цели. Адекватное использование дополнительных средств для достижения и разрешения проблемной ситуации является, по Кёлеру, объективным критерием интеллектуальных способностей [17].

По результатам этих исследований Кёлер делает вывод о том, что мышление состоит из двух актов: возникновение проблемной ситуации, свидетельством чего являются беспорядочные пробы и снятие проблемной ситуации, между которыми происходит самое главное – инсайт, проясняющий неопределенную ситуацию. Все остальное – дело техники.

Инсайт – это догадка, «ага-реакция», акт усмотрения новых отношений, возникновение новых идей для разрешения проблем; это внутренний «механизм» мышления как творческого акта. Согласно Кёлеру, навыки, привычки и прочие стереотипы, сложившиеся в опыте сдерживают появление инсайта, создают барьеры для поиска способов разрешения проблем в нетипичных ситуациях.

Предметом исследований М. Вертгеймера были способы решения задач детьми школьного возраста. В этих исследованиях было выявлено два типа способов. Первый строится на поэлементном анализе условий задач и поиске способов решения, исходя из имеющихся знаний. В этом случае решающую роль играет повторение пройденного материала, припоминание, подсказки со стороны других; сам процесс решения представляет собой движение в направлении от анализа отдельных частей к аддитивному обобщению; реализуется этот процесс в виде длинного ряда последовательных преобразований отдельных элементов предметного содержания задачи, в завершении которых получается правильный ответ [7].

Следуя правилу, действуя методично и последовательно, учащиеся не всегда осознают смысл своих действий. Действия по правилу сдерживают понимание внутренних связей и отношений в предметном материале. Да этого от них и не требуется. Главное – правило и правильный ответ, которое оно гарантирует. Но правильный ответ, как отмечает Вертгеймер, не означает единственно возможный и верный. Привычку действовать последовательно и по правилам Вертгеймер связывает с сукцессивностью речевого мышления, т.е. последовательностью развертывания суждений и рассуждений в ходе решения задач, а также, и в связи с этим, с традиционным методом обучения, который строится на усвоении языка и логики.

Второй способ решения, по Вертгеймеру, строится на основе усмотрения внутренних, структурных связей предметного материала. Для пояснения этого способа приведу одну из задач Вертгеймера.

Требуется определить сумму чисел натурального ряда от одного до ста. Первый способ решения представляет собой ряд последовательных действий сложения каждого следующего числа с предыдущим результатом:

1+2=3+4=7+5=12…+100=5050

Второй способ строится на основе понимания структурных отношений элементов натурального ряда, другими словами, понимания закона построения ряда натуральных чисел:

1+100=101; 2+99=101; 3+98=101…50+51=101.

101х50=5050.

В этом случае задача решается методом сложения (1+100 и т.д.), деления (100/2=50) и умножения (50х101).

Первый способ, по Вертгеймеру, - это рутинная работа, вызывающая скуку. В нем нет «полета мысли». Второй – осмысленный, эффективный, экономичный, вызывающий чувства эстетического удовлетворения. Этот второй способ, по Вертгеймеру, представляет собой путь от целого к частным формам его проявления и рассматривается как пример прегнантности, т.е. хорошего гештальта [7].

Вертгеймер был против обучения, построенного на ассоциативной доктрине и формальной логике, порождающих установку на механическое заучивание и действие по привычке, «вслепую». Он исследовал мышления как живой естественный процесс и усматривал структурную общность механизмов творчества у детей и великих ученых. Согласно Вертгеймеру, перцептивное поле субъекта должно быть организовано таким образом, чтобы оно стимулировало живые творческие акты.

Творчество начинается с восприятия, изоморфно связанного с действием и мышлением. Гештальт, как пишет Д.Энрайт, - это «вос-чув-дум-действие», в котором все психические структуры воссоединяются в единое целое, приобретающие плоть в формах (структурах) речи и действия [36, с.57].

Принцип «здесь и сейчас», принятый гештальтистами, определяет их теоретическую позицию в отношении человека и одновременно способ её реализации. Что такое «позиция»? – это точка в пространстве, которую занимает обозреватель, наблюдательный пункт, из которого ему открывается определенная перспектива, точнее, кругозор, определяющий то, что он видит и, соответственно, как относится к тому, что открывается ему в обозримом пространстве.

С позиции гештальтпсихологии, важно не то, что было или будет, а то, что про-ис-ходит здесь и сейчас. Практическое значение этого принципа заключается в том, что, принимая его, человек отстраивается от всего того, что уже сложилось, укрепилось, утромбовалось и законсервировалось в форме удачного или неудачного опыта адаптивного приспособления себя к среде, опыта репродукции, восстановления, воспроизводства себя как особи в существующей независимо от нее среде.

Гештальтисты помещают человека не по ту сторону среды, противостоящей ему, а внутрь, вглубь этой среды, и творческий акт рассматривают как способ существования человека в мире, каков он есть здесь и теперь. Творческий акт-это процесс пре-образ-о-вание целостной структуры: «человек-мир». Опыт, особенно удачный, затягивает человека в прошлое и выводит из состояния естественного переживания непосредственной данности бытия в каждый его момент.

Человек, ис-пользующий, т.е. действующий исходя из пользы, пусть даже самого удачного, но прошлого опыта, сам по себе, - стереотипизируется и теряет контакт с тем, что происходит в нем (и мире, в котором он живет) здесь и сейчас.

Реализуя этот принцип на практике, человек выходит из состояния зависимости от прошлого, освобождаясь от «гири» сложившихся стереотипов. Рефлектирование этого принципа позволило Вертгеймеру определить его в более конкретной форме – в виде факторов (признаков) творческого акта, и, соответственно, - понимания, осмысления и мышления. Рассмотрим эти факторы последовательно.

1. Действия, соответствующие непосредственно воспринимаемой ситуации, иначе говоря, детерминированные непосредственно воспринимаемыми условиями и требованиями задачи, как естественно сложившимися или искусственно созданными для субъекта в проблемной ситуации. Вслушивание, вчитывание, всматривание в то, что является предметом восприятия и мышления, происходит, как пишет он, не сразу и требует усилий для преодоления репродуктивных тенденций, всегда готовых к реализации.

2. Непредубежденность, что означает выбор между сложившимися убеждениями в отношении способов разрешения проблем и уникальным событием (т.е. задачей, проблемой), которое воспринимается здесь и сейчас, не имеющим аналогов в прошлом опыте и имеющем жизненно важное значение.

3. Уверенность, но не в том, что много знаешь и умеешь, а в смысле веры в свои возможности и доверия тому, что непосредственно воспринимается здесь и сейчас.

4. Установка на решение, а не на достижение результата (цели). Чрезмерная фиксация на цели приводит к беспорядочным действиям, подобным тем, которые совершали антропоиды в исследованиях В. Кёлера и которые никогда не приводили к открытию адекватных средств решения проблемы. Поиск способов решения, по Вертгеймеру, предполагает сдерживание внешних движений и сосредоточение на внутреннем поиске.

5. Социальная атмосфера, как фактор понимания, означает принятие, поддержку, позитивное оценивание. Бывает так, что отношение окружающих порождает отношение к себе. Внешние отношения и отношение к самому себе – изоморфные структуры. По этому осмысленность и понимание зависит от личностных особенностей субъекта и тех людей, которые входят во внешнее или внутреннее социальное поле этого субъекта.

Мышление в концепции Вертгеймера, так же как восприятие, определяется всем полем, действующих на организм человека раздражителей. Структурная организация ментального пространства субъекта изоморфно связана с организацией перцептивного, личностного, социального и исторического пространства, а основным законом организации и структурирования пространственных, фигуро-фоновых отношений является закон прегнантности.

Мышление, как пишет он, заключается в усмотрении и осознании структурных особенностей и структурных требований проблемной ситуации; в действиях, соответствующих этим требованиям, и определяются ими; в изменении ситуации в направлении улучшения ее структуры. Дойти до истины, как пишет он, означает довести себя до такого состояния, когда проблема захватывает целиком, когда стремление докопаться до истоков, корней, ядра проблемы, приводит в конце концов к новому состоянию – ясного и прозрачного видения основных структурных противоречий ситуации [7, с.270].

Структура самого мышления, по Вертгеймеру, состоит из трех фаз:

1) осознания проблемы как таковой и установки на поиск внутренних структурных связей объективной ситуации;

2) операций – центрирования, группировки, реорганизации и структурной транспозиции;

3)фазы решения.

Центрирование означает раскрытие роли отдельных частей и ситуаций по отношению к центру, ядру проблемы. Группировка и реорганизация – две взаимосвязанные операции, обусловливающие вариативность перцептивной структурации, т.е. переструктурирование, завершающееся транспозицией, т.е. образованием не только адекватной, но и «хорошей» идеи. Эффект «хорошего» гештальта, фигуры, формы, в концепции Вертгеймера совмещается с осмысленным восприятием, которое достигается за счет взаимопроникновения перцептивных и ментальных структур.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных