Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА




Задача 1. Построение числовой эквивалентности или взаимнооднознач­ного соответствия.

Материалы: 12 красных и 12 синих фишек (или 12 яиц и 12 подста­вочек для яиц).

Методика проведения: 7 красных фишек (или подставочек для яиц) выстраиваются в ряд (на расстоянии 2 сантиметров друг от друга).

Пункт 1. Испытуемого просят положить столько же (такое же чис­ло, ровно столько) синих фишек (или яиц), сколько красных (или подста­вочек для яиц) не больше и не меньше. Ребенку позволяют свобод­но манипулировать с фишками, пока он не объявит, что окончил работу. Затем психолог спрашивает: «Что у тебя получилось? Здесь столько же синих фишек, сколько красных? Как ты это узнал? Ты мог бы это объ­яснить еще кому-то? Почему ты думаешь, что фишек поровну?» К следу­ющему пункту приступают после того, как ребенок установит правиль­ное взаимно-однозначное соответствие элементов в двух рядах. Если это ребенку не удается, психолог сам устанавливает фишки во взаимно-одно­значном соответствии и спрашивает у испытуемого, поровну ли фишек в рядах. Можно также в качестве исходного момента задачи использовать и неравное число элементов, если на этом настаивает ребенок.

Пункт 2. Испытуемого просят сдвинуть красные фишки (или подста­вочки для яиц) друг с другом так, чтобы между ними не было промежутков (если необходимо, психолог сам делает это), затем ребенка спрашивают: «А теперь поровну красных и синих фишек (подставочек для яиц)? Как ты это узнал? Ты мог бы это объяснить?»

Если испытуемый говорит, что те­перь не поровну, его спрашивают: «Что надо сделать, чтобы снова стало поровну?» Если испытуемый не отвечает, психолог задает такой вопрос: «Нужно ли нам добавить сюда несколько фишек (указывает на ряд, где, по мнению испытуемого, фишек меньше)?» Или задается такой вопрос: «Может быть, мы должны убрать несколько фишек отсюда (указывая на ряд, где, по мнению ребенка, их больше)?»

Для того чтобы оценить уверенность ответов ребенка, психолог пред­лагает контраргумент в виде вымышленного диалога: «А знаешь, один мальчик мне сказал... (далее повторяются слова испытуемого), а другой не согласился с ним и сказал...». Если ребенок не меняет своего ответа, психолог может пойти еще дальше: «Этот мальчик сказал, что фишек по­ровну, потому что их не прибавляли и не убавляли. Но другой мальчик сказал мне, что здесь больше, потому что этот ряд длиннее... А ты как ду­маешь? Кто из них прав?» Если испытуемый меняет свои первоначаль­ные ответы, несколько подпунктов задачи повторяются. (В этой и Других задачах на сохранение количества используются одни и те же контраргу­менты, поэтому далее мы специально их не описываем.)

Возрастной диапазон: от 3 до 7 лет.

 

Задача 2. Взаимнооднозначный обмен (Игра в магазин).

Материалы: 9 монет по 1 копейке, 12 маленьких пакетиков, корзин­ка.

Методика проведения. Психолог и ребенок играют в магазин.

Пункт 1. Ребенок выступает в роли покупателя. Психолог говорит ему: «Ты берешь деньги и идешь в магазин. Я буду хозяином магазина. Каждый раз, когда ты будешь покупать пакетик, ты должен отдавать мне одну копейку. Любой пакетик стоит одну копейку». Когда испытуемый ку­пит 9 пакетиков, останется еще 3 пакетика. Психолог держит монетки в руке и спрашивает: «У меня столько же копеек, сколько у тебя пакети­ков, или у меня больше копеек, а может быть у тебя больше пакетиков?» Если ребенок не может ответить, экспериментатор спрашивает, поможет ли ему следующее: например, посмотреть на пакетики, чтобы выяснить, сколько монет у владельца магазина в руке.

Пункт 2. Испытуемый играет роль хозяина магазина. Задаются те же самые вопросы. Иногда психолог подсказывает, какой вопрос должен за­дать ребенок.

Пункт 3. Психолог снова в роли покупателя. После того как 6 паке­тиков куплено и у владельца магазина осталось 6 пакетиков, психолог спрашивает ребенка: «Ты можешь сказать, сколько копеек осталось у меня?» После следующих двух покупок психолог снова задает тот же са­мый вопрос. После того как все 9 пакетиков куплены, психолог спрашивает: «Можешь ли ты на все монеты, которые у тебя есть сейчас, купить все пакетики? А можно ли купить еще больше? Хватит ли у тебя монет на все пакетики?»

Возрастной диапазон: от 3 до 6 лет (для младших детей используют меньшее число пакетиков).

Задача 3. Сохранение количества жидкого вещества.

Материалы: 2 одинаковых стакана А и Л* (около 5 см в диаметре и 8 см высотой), один узкий и высокий стакан — Л'(около 3 см в.диаметре, и 12 см высотой), второй стакан более широкий и низкий — V/ (около 7 см в диаметре и 4 см высотой), 4 одинаковых, маленьких стаканчика объемом по 1/4 от объема стакана А — L1, L2, L3, L4, 2 бутылки, содер­жащие подкрашенную воду (например, одна с красной водой, другая — с зеленой).

Методика проведения. Вначале психолог получает от ребенка под­тверждение того, что стаканы А и А* одинакового размера. Затем он на­ливает воду (или сок) из одной бутылочки в стакан А и просит ребенка взять другую бутылочку и налить такое же количество в стакан А*: «На­лей ровно столько же — не больше и не меньше». Если испытуемому трудно перелить жидкость самостоятельно, психолог может сделать это вместо него, попросив, однако, ребенка остановить его, когда в обоих стаканах станет одинаковое количество воды. Расспрос ребенка по пово­ду задачи начинается после подтверждения ребенком того, что в обоих стаканах воды поровну. Если получить подтверждение не удается, задача может быть выполнена с неравными количествами (тогда речь должна идти о сохранении неравенства).

Пункт 1. Психолог говорит ребенку, что сейчас перельет сок из ста­кана А в стакан Ы, и спрашивает: «Как ты думаешь, высоко ли поднимет­ся сок? Будет ли в стаканах Л и N сока поровну или нет?» Затем психолог переливает сок из стакана А в стакан N и наблюдает за тем, удивлен ли ребенок. Испытуемого спрашивают: «А ты знал, что сок так поднимет­ся?» Какой бы ни был ответ ребенка, далее психолог спрашивает: «У нас поровну в стаканах сока для питья? Или у одного из нас больше? Как ты это узнал? А как это можно объяснить?» Если испытуемый отрицает со­хранение, психолог спрашивает: «Что нужно сделать, чтобы у нас в ста­канах было одинаковое количество сока для питья?» Ребенку разрешает­ся добавить или отлить жидкость. После этого испытуемого спрашивают: «А если я теперь перелью сок из стакана N в стакан Л, насколько высоко поднимется сок? Будет ли в стакане Л столько же сока, сколько в /V? Как это можно объяснить?» Далее жидкость переливается обратно в стакан Л, и ребенку задают те же вопросы, что и вначале. В случае необходимо­сти количество жидкости в стаканах может быть изменено таким обра­зом, чтобы ребенок согласился с равенством.

Пункт 2. Жидкость переливается из стакана Л* в стакан W. Экспери­ментатор производит те же действия, что и в пункте 1.

Пункт 3. Жидкость переливается из Л* в L1, L2, L3, L4 (4 маленьких стаканчика должны вмещать то же количество жидкости, что и стакан А*). Экспериментатор задает те же вопросы, что и в первых двух пунктах, но сравнение касается жидкости в стакане Л, с одной стороны, и жидко­сти, содержащейся во всех 4 маленьких стаканчиках вместе взятых, с другой.

Варианты. Если испытуемый, которому исполнилось 6—7 лет — возраст, когда от ребенка ожидают, что он уже овладел понятием сохра­нения, отрицает сохранение количества, психолог возвращается к началу задачи и просит ребенка каждый раз уравнивать количество жидкости, подливая или отливая ее. Как только, по мнению ребенка, достигается равенство жидкости в сосудах, ее немедленно переливают в исходный стакан. Если испытуемый признает различие количества жидкости в двух стаканах (или видит разницу ее уровней), психолог предлагает ребенку: «Сделай так, чтобы было одинаково». Если ребенок действительно до­бавляет или отливает некоторое количество жидкости (что случается до­вольно часто), психолог начинает задание с меньшим количеством жид­кости в стаканах Л и А* так, чтобы после переливания в стаканы разной формы уровни жидкости не слишком различались. (В этом случае испы­туемый иногда признает, что жидкости по-прежнему одинаково: «Я ви­дел, что необходимо перелить почти всю жидкость в стакан N, чтобы было поровну»).

Возрастной диапазон: от 3 до 8 лет.

Задача 4. Сохранение количества вещества/

Материалы: 2 шарика из пластилина разных цветов.

Методика проведения. Психолог говорит: «У меня есть два шарика из пластилина. Как ты думаешь, поровну в них пластилина или нет?» При необходимости шарики корректируются так, чтобы ребенок согласился с равенством. Если испытуемый все равно не признает равенства, речь в задаче можно вести о сохранении неравенства. Если ребенку трудно рас­суждать о равенстве количества вещества, содержащегося в двух шари­ках, психолог может предложить некоторый съедобный материал (напри­мер, тесто для пирога) и задавать вопросы о том, как «получить такое же количество еды».

Пункт 1. Психолог просит ребенка раскатать один из шариков в до­вольно тонкую колбаску. (Если ребенку это трудно, психолог сам раска­тывает шарик.) Затем задаются следующие вопросы: «Как ты думаешь, в колбаске столько же теста, как и в шарике, или нет? Где больше: в шари­ке или колбаске?» Психолог также просит ребенка объяснить его ответ. Если испытуемый не признает сохранения количества, психолог продол­жает задавать вопросы: «Если я переделаю колбаску в шарик, что у нас получится? Будет ли пластилина в шариках поровну? Или в одном из них будет больше, а в другом — меньше?»

Пункт 2. Один из шариков превращается в блин (или в булочку). Эк­спериментатор задает те же вопросы, что и в пункте 1.

Пункт 3. Один из шариков разрезается на маленькие кусочки. Далее экспериментатор продолжает беседу, как в пункте 1. Психолог должен ясно показать, что вопросы о количестве касаются сравнения между все­ми кусочками, с одной стороны, и шариком, с другой.

Можно использовать и иные преобразования шарика, например в ко­льцо или змею, чтобы выяснить, что вызывает затруднения у ребенка, и пролить свет на возможные противоречия. В целом важно обращать вни­мание на неустойчивость ответов, колебания, компромиссы и т.д., а так­же аргументы, приводимые испытуемым.

Варианты: (1) Психолог просит испытуемого выполнять преобразо­вание медленно, обращая внимание на форму предмета, ощупывая его руками. Психолог может попросить испытуемого расплющить шарик од­ной рукой, а другой рукой ощупать его размеры (преобразование следует выполнить путем нескольких постепенных изменений). После каждого небольшого.изменения ребенку задается вопрос о соотношении коли­чества пластилина в сравниваемых предметах. Затем испытуемого просят выполнить противоположное преобразование: снова превратить блин в шарик, опять действуя в несколько приемов. Далее испытуемому надо предсказать, что будет с количеством пластилина, когда шарик изменит свою форму: будет ли пластилина в нем больше или меньше? Если замет­но, что аргументация испытуемого явно совершенствуется, психолог воз­вращается к первоначальной процедуре.

(2) Психолог показывает 3 шарика одинакового размера — А, В, С. Испытуемого просят изменить шарик В, сделав его немного похожим на колбаску, после чего психолог и сам придает шарику С форму колбаски. Испытуемого просят сравнивать А и В, В и С, А и С на различных этапах процесса их трансформации. Этот вариант позволяет психологу оценить способность испытуемого к объяснению на основе транзитивности. Эти варианты особенно интересны по отношению к испытуемым, которые в своих ответах в традиционной задаче не признают сохранения. Возрастной диапазон: от 5 до 9 лет.

Задача 5. Сохранение веса.

Материалы: весы (типа аптечных — с двумя тарелочками, укреплен­ными на коромысле), два шарика, сделанных из пластилина разных цве­тов, приблизительно одинакового веса.

Методика проведения. Психолог должен удостовериться, что испы­туемый понимает, как работают весы. Должны быть в наличии предметы разного веса, чтобы продемонстрировать ребенку горизонтальное положе­ние коромысла и одинаковое расстояние тарелочек от стола в случае, когда два предмета (например, ключ и комок глины, вес которых можно заранее уравнять) имеют одинаковый вес. После этого испытуемого просят сделать два шарика одинакового веса. Психолог отмечает, как испытуемый дейст­вует — прибавляет, отнимает, изменяет форму и т.д. Если испытуемому не удается сделать два шарика одинакового веса, процедура начинается с не­равенства (которое может сохраняться или не сохраняться).

Пункты 1, 2 и 3 содержат одинаковый прием: в задаче на сохране­ние количества вещества прежде, чем начать задавать вопросы о весе, психолог кладет два шарика рядом с тарелочками сбалансированных весов и просит испытуемого сказать, в каком положении, по его мнению, они окажутся. Если ребенок отрицает равенство шариков по весу, его просят «сделать их такими, чтобы они весили одинаково». После нес­кольких преобразований шариков психолог может положить их на весы (наблюдая при этом за реакцией испытуемого). Необходимо также уста­новить возможное влияние положения предметов на тарелочке посред­ством трансформации одного из шариков в длинную «змею», голова и хвост которой свешиваются с тарелочки. Устанавливается также Влия­ние зрительных впечатлений, например трансформация шарика в коль­цо, окружность которого не так бросается в глаза, как отверстие посе­редине.

Варианты. Варианты, описанные в задаче на сохранения количества вещества, могут также быть использованы и в задаче на сохранения веса.

Возрастной диапазон: от 6 до 10 лет.

 

Задача 6. Сохранение объема.

Материалы: 2 шарика из пластилина, такой же величины металличе­ский шарик, 2 одинаковых стакана, 2 тонких резиновых колечка.

Методика проведения. Испытуемого просят наполнить 2 стакана водой до одинакового уровня и обращают его внимание на то, что пластилиновые шарики «одинаковы». Далее психолог предлагает с помощью резиновых колечек сделать отметку уровня воды и спрашивает: «Если я погружу пластилиновый шарик в один из стаканов с водой, что произой­дет?» После того как испытуемый покажет, как изменится уровень воды, психолог погружает шарик в один из стаканов (наблюдая при этом реак­цию испытуемого — удивление или безразличие по поводу увиденного).Если испытуемый еще до погружения шарика говорит, что вода подни­мется, если в нее опустить шарик, психолог спрашивает ребенка, почему
это произойдет. В противном случае этот вопрос задается после погруже­ния шарика. Объяснения и суждения ребенка относительно уровня водыв стакане следует тщательно записать (особенно все, что касается разли­чий между понятиями «он тяжелый» и «он занимает место», или эквива­лентных им по смыслу).

Пункты 1, 2 и 3. Здесь производятся те же самые преобразования, что и в эксперименте на сохранение веса. Перед погружением пластили­нового шарика в воду психолог спрашивает: «Если я опущу шарик в один стакан, а колбаску — в другой, что будет с водой? Поднимется ли она до одинакового уровня в обоих стаканах или в одном из стаканов она будет выше? В каком стакане выше? Как это можно объяснить?» Интересно ' узнать, думает ли испытуемый, что уровень воды будет изменяться в зави­симости от степени погружения пластилинового шарика (например, если; шарик с привязанной к нему веревочкой будет лежать на дне стакана или находиться где-то посередине между его дном и верхом)?

Пункт 4. После ощупывания пластилинового и металлического шариков и попытки определить их вес, взвешивая на ладонях, испытуемый соглашается, что шарики одинаковы по весу и величине. Психолог спрашивает: «Если я положу шарик из пластилина в один стакан, а металлический шарик — в другой, каким станет уровень воды в стаканах? Будет он одинаковым по высоте в обоих стаканах или в каком-то одном выше? В каком? 1 Как можно это объяснить?» Если испытуемый отрицает сохранение объема жидкости, психолог погружает различные предметы в воду и отмечает |возможное влияние этих опытов на объяснения, даваемые испытуемым, Устойчивость изменений, которые отмечаются в объяснениях ребенка, следует проверить путем возвращения к одному из начальных пунктов задачи.

Возрастной диапазон: от 7 до 12 лет.

Задача 7. Разграничение веса и объема [Р1а^е1 Л., 1ппе1с1егВ., 1974].

Материалы: 2 одинаковых стакана, 2 тонких резиновых колечка (или |ленточки); 7 цилиндров одинаковой формы и объема, в том числе 3 цилиндра из алюминия а, Аб, Ав), 1 медный цилиндр (М), 1 цилиндр из глины (Гл), 1 цилиндр из пробки (П), 1 цилиндр, сделанный из воска (В), 2 алюминиевых цилиндра того же диаметра, что и цилиндры Аа, Аб, Ад, но один из них в два раза длиннее 2), а другой 3) в три раза длиннее (рис. 1). К каждому предмету привязана веревочка.

Методика проведения: После соответствующего вопроса испытуе­мый признает, что вода в стаканах находится на-одинаковом уровне (исходный уровень фиксируется тонкими резиновыми колечками). После этого психолог берет цилиндр Аа и спрашивает ребенка: «Что будет, если я опущу этот цилиндр в воду? Почему ты думаешь, что вода поднимется?»

 

Пункт 1. Испытуемому для ознакомления даются цилиндры Аа и Аб (одинакового объема и веса). Психолог спрашивает: «Что получится, если я в каждый стакан опущу по цилиндру? Как высоко поднимется вода? Как это можно объяснить?» После того как испытуемый выскажет свои предположения и даст объяснения, экспериментатор опускает ци­линдры в стаканы с водой. Испытуемого спрашивают: «Получилось так, как ты ожидал?» Если же в предыдущем ответе ребенок отрицал сохра­нение, его спрашивают: «Почему вода в стаканах поднялась до одинако­вого уровня?»

Пункт 2. Испытуемому дают цилиндры Аа и М (имеющие одинако­вый объем, но различный вес). Беседа проводится по типу пункта 1 (ре­бенок высказывает свои предположения и объяснения, наблюдает за изменением уровней воды в стаканах после погружения цилиндров и т.д.).

Пункт 3. Психолог берет цилиндр А3, а испытуемому дает остальные цилиндры со словами: «Я собираюсь опустить этот цилиндр в стакан. Как ты думаешь, какой цилиндр нужно опустить во второй стакан, чтобы уро­вень воды в нем поднялся до той же самой высоты, что и в моем стакане?» Затем психолог погружает в воду цилиндр А3. Испытуемый должен сна­чала сделать свой выбор и объяснить его и только после этого погружать в воду цилиндр (или цилиндры). Вслед за этим испытуемый наблюдает за тем, что произойдет (он либо изменяет свой выбор, либо нет, при этом объясняя его).

Пункт4.Задача на обобщение. Здесь беседа зависит от выбора, сделанного испытуемым в пункте 3. Если ребенок решил задачу, выбрав либо А2 + Аб либо Аа, Аб и Ав (оба решения дают одинаковый объем и
одинаковый вес),психолог предлагает испытуемому составить набор из разных цилиндров (например, М + П+Аа,илиА2+М,илиА2 +Пит.д.).
Проводится та же самая процедура, что и в пункте 3.

Пункт 5. Сохранение объема (только для тех испытуемых, которые решили все задачи из предыдущих пунктов). Испытуемому дают цилиндр Аа, а психолог берет Гл. 1) Психолог переделывает Гл в длинную колбаску и спрашивает ребенка: «Если я положу колбаску в стакан с водой таким образом, чтобы вся она целиком оказалась под водой, а ты опустишь ци­линдр в другой стакан с водой, то поднимется ли вода в стаканах?» 2) Психолог придает Гл форму пирожного и спрашивает ребенка: «Если я положу это пирожное в один стакан с водой, а ты опустишь цилиндр в другой стакан, насколько поднимется вода в стаканах?» 3) Психолог де­лит Гл на несколько маленьких кусочков и спрашивает: «Если я положу все эти кусочки в один стакан с водой, а ты опустишь цилиндр в другой стакан, какими будут уровни воды в стаканах?»

Пункт 6. Влияние положения цилиндра в воде (в том случае, если этот вопрос не поднимался в предыдущих пунктах). Психолог спрашива­ет: «Как ты думаешь, если я опущу один цилиндр в стакан не до конца, чтобы он был как бы подвешен посередине стакана, а другой цилиндр помещу на дно второго стакана, что будет с водой: поднимется ли она в ста­канах до одинакового уровня или уровни будут разными?»

Замечания. Психологу следует обращать внимание на объяснения и замечания испытуемого, уточнять ответы детей и предлагать дополни-I тельные задания из других пунктов, если не ясно, приводит ли испытуе­мый доказательства, опираясь на объем, вес или какую-то другую харак­теристику. Например, если испытуемый говорит, что цилиндр Аа и Гл будут поднимать воду до одинакового уровня «потому что они одинаково большие», важно узнать, имеет ли испытуемый ввиду «большие» или «высокие». Психолог может дать ребенку глиняный цилиндр той же высоты, но, например, более тонкий либо более толстый, и повторить за­дание.

Возрастной диапазон; от 6 до 13 лет. Эта задача может также испо­льзоваться в работе со взрослыми (с небольшими изменениями в прове­дении беседы).

Задача 8. Растворение сахара: задача на сохранение количества ве­щества, веса и объема.

Материалы: 2 одинаковых стакана (по форме и весу), 2 кусочка саха­ра, 2 резиночки, маленькая палочка или ложечка, весы (с двумя тарелоч­ками).

Методика проведения. Психолог наполняет 2 стакана водой на три четверти, надевает резиночки на стаканы, чтобы отметить уровень воды, помещает 2 стакана на тарелочки весов, рядом с каждым стаканом кладет по кусочку сахара. Испытуемый наблюдает за тем, что стакан + + вода + сахар весят одинаково.

Часть 1. Предсказание результатов преобразования

Пункт 1. Растворение сахара. Психолог берет стаканы и кусочки сахара с весов и ставит их на стол. Задается несколько вопросов: «Что произойдет, если я положу один кусочек сахара в этот стакан с водой? Что случится с сахаром и с уровнем воды? Почему ты так думаешь? Как ты это узнал? Сколько будет воды, когда сахар растворится? А сахара? Если мы позволим воде испариться (например, оставим на несколько дней стакан на солнце), останется ли что-нибудь на дне?» Вопросы задаются в зави­симости от ответов ребенка на предыдущие вопросы.

Пункт 2. Сохранение количества вещества. Исходная ситуация та же, что и в пункте 1. Психолог задает следующие вопросы: «Если мы сде­лаем так, что вся вода испарится, мы увидим вновь сахар? Когда сахар растворяется, Он больше не существует? Если сахар все еще здесь, его так же много, как и в кусочке, или нет?» Затем психолог просит ребен­ка объяснить свои ответы. Если испытуемый отрицает сохранение коли­чества вещества, психолог может либо задать вопросы о весе или объе­ме, либо их опустить.

Пункт 3. Сохранение веса. Психолог ставит стаканы с лежащими рядом кусочками сахара на тарелочки весов. Вначале испытуемому зада­ется несколько вопросов с целью проверить его понимание работы весов: «Сколько здесь тарелочек? Они находятся на одинаковом уровне? Ты знаешь, что это означает?» Затем испытуемому задаются вопросы о со­хранении веса сахара: «Если мы положим сахар в воду и подождем, пока он растворится, что случится с весами? Будут ли тарелочки на одинаковом высоте? Или одна будет выше другой? Будет ли стакан вместе с сахаром, лежащим рядом, весить столько же, сколько весит стакан с растворен­ным кусочком сахара? Как ты это узнал?» Если испытуемый отрицает со­хранение веса сахара, психолог спрашивает: «Что мы должны сделать, чтобы вес вновь стал одинаковым?»

Пункт 4. Сохранение объема. Ситуация та же, что и в пункте 3. Психолог обращает внимание ребенка на уровень воды в стаканах: «Ви­дишь, эти резиночки показывают нам, какой сейчас уровень воды в обоих стаканах — уровни одинаковы. А если мы положим этот кусочек сахара в стакан и он растворится, останется ли уровень воды прежним, а может быть станет выше или ниже? Как ты думаешь, чем можно это объяснить?» Если испытуемый отрицает сохранение объема, психолог спра­шивает: «Что мы должны сделать, чтобы уровни воды в стаканах снова стали одинаковыми?»

Часть 2. Наблюдения

Пункт 1. В этой части задачи один из кусочков сахара бросают в воду и ускоряют процесс его растворения размешиванием: Психолог ждет, пока вода опять станет прозрачной, и наблюдает за реакцией ребенка на исчезновение сахара. В ожидании полного растворения сахара испытуе­мого просят рассказать о том, что, по его мнению, должно произойти с та­релочками весов и как может измениться уровень воды в стаканах.

Пункты 2, 3 и 4 соответствуют пунктам части 1. Психолог выясняет, отличаются ли ответы испытуемого от тех, которые были даны им рань­ше, и показывает имеющиеся противоречия.

Возрастной диапазон: от 6 до 15 лет. Задача (с внесением в нее со­ответствующих изменений) также может быть интересна для взрослых.

 

Задача 9. Сохранение и измерение объема.

Материалы. Синий квадрат из плотного картона (38 х 38 см), обо­значающий водное пространство; 4 кусочка картона размером 3 х Зсм (А), 2 х 2 см (В), 1 х 3 см (С) и 4 х 3 см (D), наклеенные на большой лист картона и обозначающие острова; прочный деревянный брусок высотой 4 см с квадратным сечением (3x3 см); 160 маленьких деревянных куби­ков (1 см3) — строительный материал. Часто бывает удобнее использо­вать большие кубики со стороной, равной 2,5 см, размеры островов тогда тоже умножаются на 2,5.

Методика проведения. Для детей младшего возраста психолог рассказывает следующую историю: «Люди, живущие на острове (остров А — кусочек картона 3x3 см, дом — деревянный брусок размером 3 х 3 см), хотят переехать на другой остров и собираются построить там дом с точно такой же большой комнатой в нем, какая есть в том доме, где они живут сейчас. Как и настоящий, новый дом будет занимать всю пло­щадь другого острова. Дом будет построен из маленьких кубиков».

Пункт 1. Ребенка просят построить на острове б (2 х 2 см)дом из ма­леньких кубиков так, чтобы в нем была такая же большая комната, как и в доме-образце (деревянный брусок). Психолог спрашивает сначала, ка­ким, по мнению испытуемого, будет дом, и затем позволяет ребенку стро­ить столько времени, сколько ему необходимо, чтобы довести строитель­ство до конца. Некоторым маленьким детям может потребоваться по­мощь взрослого. После этого психолог просит ребенка рассказать о его работе: «Здесь такая же большая комната, как и в старом доме? Почему ты так думаешь? Что тебе следует сделать, чтобы быть уверенным, что эта комната такая же?» Психолог может ссылаться на реальные ситуа­ции: «Почему архитекторы строят небоскребы? Им нужно меньше зем­ли? Если мало свободной земли, а в доме нужно поселить много людей, что в таком случае делает архитектор?» Испытуемому разрешают мани­пулировать с деревянным бруском, но если он намеревается сделать ко­пию этого бруска из маленьких кубиков, психолог говорит, что этим мож­но заняться позже. (Это дополнительное задание можно дать ребенку по­сле того, как основные задания уже выполнены.) Постройку оставляют в том виде, как ее сделал ребенок.

Пункт 2. Испытуемого просят построить другой дом на острове С (1x3 см) с такой же большой комнатой, как и на другом острове. Мето­дика та же самая, что и в пункте 1.

Пункт 3. Испытуемого просят построить еще один дом на острове D (4x3 см). Методика та же самая, что и в пунктах 1 и 2.

Пункт 4. Транзитивность. Четыре построенных дома оставляют стоять рядом. Задают вопросы, подобные следующим: «В этом доме (В) такая же большая комната, как в этом (С)? А в двух других и D)?» Сходным образом дом D сравнивают с В и С. Ребенок должен объяснить свои ответы.

Пункт 5. Пропорции. Задаются вопросы следующего типа: «Ты мо­жешь сказать мне, насколько выше (или ниже) этот дом (В, Сили£)), чем дом-образец (Л)?»

Замечания. (1) Психологу следует внимательно отмечать способ, с помощью которого испытуемый делает свою постройку, задавая иногда вопросы, но не вмешиваясь в работу ребенка слишком часто. Только тог­да, когда испытуемый неуверен и просит взрослого помочь ему, психолог должен вмешаться в работу ребенка. Все просьбы ребенка о помощи И1 действия психолога должны быть точно записаны.

Возрастной диапазон: от 5 до 14—15 лет. С некоторыми модифика­циями задача может использоваться и в работе со взрослыми..

Задача 10. Перемещение квадрата относительно другого квадрата.

Материалы: 2 синих картонных квадрата со стороной 5 см (Л и В), 2 синих картонных квадрата со стороной 5 см (А* и В*) и с красными ли­ниями длиной 1 см, проведенными под прямым углом от середины каждой стороны; 2 синих картонных квадрата со стороной 5 см (А** и В**) и с красными линиями длиной 1 см, нанесенными под прямым углом в санти­метре от стороны каждого квадрата (рис. 2. его детям не показывают); лист и карандаш; набор заранее подготовленных рисунков, показываю­щих правильное решение и некоторые, часто наблюдаемые ошибки.

 

Методика проведения. Психолог берет 2 картонных квадрата без линий и располагает их один над другим так, чтобы они соприкасались од­ной стороной над В): Психолог сначала просит испытуемого нарисо­вать эту конфигурацию.

Пункт 1 а) Испытуемого просят нарисовать, как будет выглядеть
фигура из двух квадратов, если квадрат А слегка передвинуть вправо, а
квадрат В оставить на прежнем месте (рис. 2а). (Психолог делает легкое
движение пальцем, обозначающее горизонтальное перемещение вправо,
приблизительно на 1 см.) Испытуемого спрашивают: «Ты можешь пред­
ставить себе, как будут выглядеть квадраты, и нарисовать их?» Задание
повторяется до тех пор, пока ребенок не даст ответ, но реальное переме­
щение квадрата ребенку не показывают. Ь) Используя те же самые два
квадрата, психолог спра­шивает: «А» теперь ты мо­жешь нарисовать, как будут выглядеть эти квадра­ты, если я продвину этот квадрат (А) еще немного вперед (указывая рукой его перемещение вправо при­близительнона2,5см)?

с) Психолог спрашивает: «А как будут выглядеть квадраты, если я продвину этот квадрат (А) еще даль­ше вперед (движение па­льца за квадрат В)?

Пункт 2. То же самое задание, но с одновременным перемещением квадратов. Психолог помещает свой правый указательный палец на квад­рат А, левый — на квадрат В и показывает жестом движения вправо и влево (но при этом не перемещает квадраты).

Пункт З.а) Психолог берет квадраты А* и В* и помещает их один над другим, совмещая две красные линии квадратов. Далее экспериментатор продолжает действовать так же, как и в пункте Г (рис. 2Ь). Психолог бе­рет квадраты А** и В** и помещает их один наддругим, но на этот раз та­ким образом, что красные линии оказываются слева на верхнем квадрате и справа — на нижнем (рис. 2с). Психолог спрашивает: «Ты можешь на­рисовать, как будут выглядеть квадраты, если я сдвину верхний квадрат (А**) до той точки, когда его линия соприкоснется с этой линией (В**)?»

Пункт 4. Тем детям, которые испытывают затруднения, показывают набор рисунков и просят выбрать те из них, которые соответствуют зада­ниям а, b, с в пункте 1.

Возрастной диапазон: от 4 до 8 лет.

Задача 11. Вращение квадрата относительно другого квадрата.

Материалы: квадрат из толстого картона со стороной 30 см; синий квадрат из картона со стороной 5 см, наклеенный на середину большого квадрата; квадрат из красного картона со стороной 5 см, угол которого прикреплен к углу синего квадрата таким образом, что он может вра­щаться, накладываясь на синий квадрат; набор подготовленных рисун­ков, показывающих правильное решение и некоторые, наиболее часто встречающиеся ошибки.

Методика проведения. Психолог демонстрирует испытуемому, что синий квадрат прочно приклеен к большому квадрату, а красный квадрат может вращаться, например с помощью ногтя.

Пункт I.Антиципация. Испытуемого просят представить и нарисо­вать, какие положения относительно синего квадрата может занимать красный квадрат по мере его медленного вращения. Следует попросить нарисовать по меньшей мере 8 различных положений, образующих вмес­те 360° поворота, самое большее — 16. Для каждого нового рисунка не­посредственным ориентиром служит предшествующий ему рисунок, а бо­лее ранние рисунки убираются. Если испытуемый рисует только вообра­жаемые повороты квадрата на 90°, 180°, 270° и 360°, психологу следует спросить о промежуточных положениях. На протяжении всей процеду­ры никакого реального вращения квадрата не производят. Предлагая ре­бенку сделать рисунки, психолог должен показывать нужное положение рукой.

Пункт 2. Узнавание. Предъявляется набор рисунков, и испытуе­мый должен выбрать рисунки, показывающие те положения красного квадрата, которые он может занимать в процессе кругового движения (на 360°).

Пункт 3. Рисунок с оригинала. Для ребенка, который испытывает затруднения в задании на представление положения красного квадрата относительно синего, психолог показывает реальный процесс вращения квадрата и просит ребенка нарисовать те положения которые принимал квадрат. Эта задача позволяет выяснить, могли ли ошибки в рисунках на антиципацию положения квадрата возникать из-за графических трудно­стей или дело не в них. После работы над материалом этого пункта можно вновь повторить задания пункта 1. При этом отмечаются различия в ри­сунках, и ребенка просят их пояснить.

Возрастной диапазон: от 6 до 10 лет.

Задача 12. Проекция теней.

Материалы: белый экран со сторонами 40 см, укрепленный на под­ставке в вертикальном положении; свеча в подсвечнике; тонкая металли­ческая палочка (длиной 10 см и с поперечным сечением 2 мм); металли­ческое кольцо (диаметром 10 см и с поперечным сечением 2 мм); щипцы, чтобы держать палочку и кольцо; рисунки, изображающие различные тени от палочки и кольца, включающие как правильные изображения, так и ошибочные, лист бумаги и карандаш.

Методика проведения. Испытуемого усаживают лицом к экрану, пе­ред которым стоит свеча (вдоль оси ее проекции на экран). Пока свеча не зажжена, не должно быть видно никаких теней.

Пункт 1. Понимание причины появления теней. Психолог выясня­ет, каковы представления испытуемого о тенях. После этого зажигается свеча, и на короткое время ребенку показывают тень какого-либо пред­мета (но не из числа тех, что далее будут использоваться в опыте). Испы­туемого спрашивают: «Что ты видишь на экране? Что это такое? Почему там тень? Когда мы можем видеть тень? Если бы я взял прозрачный пред­мет, была бы там тень?»

Пункт 2. Положение палочки в процессе движения. Свеча поту­шена, и психолог держит металлическую палочку вертикально между свечой и экраном. Испытуемого просят нарисовать, какой будет тень от палочки, когда зажгут свечу. Затем психолог наклоняет палочку сначала на 30°, потом на 60° (в сторону ребенка) и просит испытуемого сделать рисунок предполагаемой тени. Теперь психолог держит палочку горизон­тально, так что она как бы указывает на экран, а от ребенка требуется на­рисовать, какой должна быть ее тень.

Пункт 3.. Положения кольца. Испытуемому показывают те же са­мые положения палочки, что ив пункте 2, но уже с кольцом. После того как испытуемый сделал рисунки (пункт 2), психолог просит его объяс­нить, почему, например, некоторые изображения совсем не похожи на кольца и палочки (или, напротив, почему похожи).

Пункт 4. Выбор рисунков. Тем испытуемым, у которых были труд­ности при выполнении заданий пунктов 2 и 3, психолог предлагает нйбор рисунков: сначала изображения палочки в различных ее положениях, за­тем изображения кольца (рисунки предоставляются в случайном поряд­ке). Далее задания пунктов 2 и 3 повторяются, но испытуемого просят не самому рисовать, а выбрать рисунки, которые соответствуют положению предметов в процессе их наклона.

Пункт 5. Рисунок теней, появляющихся на экране при зажжен­ной свече. Предъявляются те же самые положения предметов, как и в пунктах 2 и 3, и испытуемого просят сделать рисунки теней, которые от­брасывают предметы. Психологу следует отмечать различия между ри­сунками, сделанными к заданиям пунктов 2 и 3, и рисунками, сделанными при зажженной свече.

Возрастной диапазон: от 7 до 14—15 лет.

Задача 13. Сериация предметов по длине.

Материалы: набор из 10 маленьких палочек от 10,6 до 16 см длиной, причем каждая отличается по длине от следующей на 0,6 см; тот же са­мый набор из 10 палочек, наклеенных параллельно на куске картона, каждая на расстоянии 1,5 см друг от друга, основания палочек выровнены в одну линию; 10 маленьких палочек от 10,3 до 15,7 см длиной; экран (30 х 50 см).

Методика проведения. Испытуемому дается первый набор палочек, собранных в кучку.

Пункт 1.Сериация без экрана. Психолог говорит: «Мне хотелось бы, чтобы ты разложил эти палочки на столе по порядку, одну к другой так, чтобы из них получилась лестница. Можешь рассказать, как это де­лается?» При необходимости психолог может продемонстрировать, чего он хочет: для этого он должен положить две первые палочки в правиль­ном восходящем порядке и попросить испытуемого продолжить. Психо­лог отмечает, как испытуемый выбирает каждую палочку, а также поря­док, в котором они располагаются, и форму получающейся «лестницы». Если испытуемый выстраивает палочки так, что их верхние концы обра­зуют более или менее правильную восходящую линию, но не обращает внимания на линию основания палочек, психолог просит построить «лестницу получше (более правильную лестницу)» и может оказать помощь, разложив несколько палочек. После того как испытуемый закончил, пси­холог говорит: «Расскажи мне, как ты выбирал палочки».

Пункт 2. Включение третьего набора в набор палочек, прикреп­ленных к картонному прямоугольнику. Испытуемому дают картонку с наклеенными на нее палочками и палочки из третьего набора в следую­щем порядке (1 — самая длинная палочка): 3,9, 1, 8, 5, 10, 6, 4, 7, 2. По­давая палочки, психолог одновременно спрашивает: «Если ты должен найти место для этой палочки среди тех, что уже наклеены, куда ее следу­ет поместить?» Психолог наблюдает за стратегией действий испытуемого и фиксирует ее.

Пункт 3. Упорядочивание палочек за экраном. Между испытуе­мым и психологом помещается экран. Психолог говорит: «На этот раз я собираюсь положить палочки строго по порядку, чтобы у нас была пра­вильная лестница. Ты будешь подавать их мне по одной и по порядку, так, как нужно, чтобы у нас получилась лестница». Психолог не должен по­зволять испытуемому выстраивать лестницу на столе прежде, чем пода­вать палочки. Если испытуемый делает ошибку, экран приподнимается так, чтобы были видны уже разложенные палочки и испытуемый имел возможность исправить ошибку. Когда испытуемый подает психологу пя­тую или шестую палочку, его спрашивают: «А какой длины будет следую­щая палочка?» (предполагается, что ребенок сравнит ее как с палочками, которые уже расположены за экраном, так и с палочками, которые еще предстоит включить в серию).

Замечания. Эта задача представляет интерес с точки зрения анализа способности испытуемого планировать свои действия.

Возрастной диапазон: от 4 до 8 лет.

Задача 14. Классификация предметов по разным критериям.

Материалы: а) геометрические фигуры, вырезанные из картона (2 крас­ных и 2 синих круга диаметром 25 мм; 2 красных и 2 синих круга диамет­ром 50 мм; 2 красных и 2 синих квадрата со стороной 25 мм; 2 красных и 2 синих квадрата со стороной 50 мм); b ) изображения людей на кар­точках размером 8 х 8 см по одному персонажу на одной карточке — чет­веро мужчин (полицейский, клоун, футболист и мужчина в вечернем кос­тюме), четыре женщины (в шляпке, с корзиной, с ведром и на лыжах), четверо мальчиков (с ранцем, с сумкой для покупок, бегущий мальчик и играющий в футбол), четыре девочки (с сумочкой, девочка с собакой и де­вочка с куклой, бегущая девочка); с) изображения 8 различных транс­портных и перевозочных средств (также на карточках размером 8x8 см) с мотором и без него, двухколесных и четырехколесных (например, лег­ковой автомобиль, грузовик, детская коляска, тележка из супермаркета, мотоцикл, мотороллер, велосипед, детский самокат).

Методика проведения. Все карточки с изображением предметов и геометрические фигуры кладутся на столе в порядке, описанном выше, и испытуемого просят назвать их: «Расскажи мне, пожалуйста, что ты здесь видишь».

Пункт 1. Спонтанная классификация. Психолог спрашивает ре­бенка: «Ты можешь положить вместе те предметы, которые подходят друг к другу, т.е. сочетаются?» Когда испытуемый закончил работу, психолог спрашивает: «Почему ты положил эти карточки вместе? А те отдельно? Как можно назвать эту кучку? А ту?» Если испытуемый самостоятельно делит предметы на 2 группы, то пункт 2 пропускается.

Пункт 2. Деление предметов на две категории (дихотомизация). Испытуемому говорят, что теперь он должен разложить все пред­меты на 2 кучки: одну кучку — на один лист бумаги, другую — на другой. После того как ребенок закончит эту работу, психолог спрашивает: «По­чему ты эти предметы положил вместе? Как можно назвать эту кучку?» Если испытуемый затрудняется в нахождении названия для данной груп­пы, его просят перечислить входящие в нее предметы. Психолог может также добавить неподходящий предмет в одну из кучек и спросить: «Если я положу этот предмет сюда, как ты на это посмотришь? Почему? Почему нет?»

Пункт 3. Первое изменение критерия. Психолог вновь перемеши­вает предметы и спрашивает ребенка: «Ты можешь разложить их на две кучки каким-нибудь другим способом?» Если ребенок повторяет первое решение, психолог говорит: «Ты уже так делал, а ты можешь найти дру­гой способ деления их на 2 кучки?» При необходимости психолог сам на­чинает раскладывать предметы по-другому и предлагает испытуемому продолжить эту работу. Беседа ведется по типу беседы, приведенной в пункте 2.

Пункт 4. Второе изменение критерия. Психолог спрашивает: «Ты можешь найти еще один способ, чтобы разложить эти предметы на 2 куч­ки?» Разговор между психологом и испытуемым ведется таким же обра­зом, как и в пунктах 2 и 3.

Замечания.

Полезно спросить ребенка о том, как он собирается действовать еще до начала его работы по сортировке предметов на груп­пы: «А ты можешь сказать мне, как ты будешь это делать? Какие предме­ты ты положишь вместе? Почему?»

2) Можно также использовать в задаче и меньшее число предметов, например, геометрические фигуры и карточки с изображением людей или геометрические фигуры и карточки с изображением транспортных средств, отметив возможные изменения в стратегиях ребенка. Возрастной диапазон: от 3 до 10 лет.

Задача 15. Включение классов.

Материалы: 12 апельсинов (А) (в качестве фруктов используются небольшие пластмассовые муляжи), 12 яблок (Я), 2 лимона (Л), 2 груши (Г), 1 банан (б); 2 куклы — мальчик и девочка; 2 корзинки.

Методика проведения. Психолог просит ребенка назвать фрукты и убеждается, что обобщающее слово «фрукт» («фрукты») ему известно. Две куклы — у каждой по корзинке — ставятся на стол.

Пункт 1. Два набора. Психолог кладет в корзинку мальчика следую­щий набор фруктов: ААААЯЯ. Испытуемому предлагают: «Положи во вторую корзинку больше яблок, потому что девочка больше любит ябло­ки, чем апельсины, но положи фруктов столько же, чтобы их было поров­ну в обеих корзинках и никому не было обидно».

Варианты. 1) Психолог кладет в корзинку одной куклы набор ЯЯААЛЛ и предлагает ребенку положить в корзинку другой куклы боль­ше апельсинов, но так, чтобы общее количество фруктов осталось таким же. 2) Психолог кладет в одну корзинку ЯЯЯАГБ и просит ребенка поло­жить в другую корзинку «столько же фруктов, но меньше яблок».

Пункт 2. На столе стоит только одна корзинка. Психолог кладет в нее ЯЯЯЯЯАГЛ и спрашивает: «Там больше яблок или больше фруктов? Как ты узнал? Ты можешь это объяснить?» Затем в корзину помещают набор АААЯЯЯ и спрашивают ребенка: «В корзине больше фруктов или апель­синов? Или тех и других поровну? Как ты узнал? Как это можно объяс­нить?» Наконец психолог кладет в корзину ЯЯЯЯЯЯЯЯ и спрашивает: «Там больше яблок, чем фруктов, или тех и других поровну? Как ты уз­нал? А как это можно объяснить?»

Возрастной диапазон: от 5 до 10 лет.

Задача 16. Классификация животных.

Материалы: 25 карточек (6.x 6 см) с изображением 5 пуделей (А), 5 собак других пород (В), 5 животных, но не собак (С), книг, деревьев; 3 прозрачных конверта различного размера, 3 таблички, на которых на­писаны слова «пудели», «собаки» и «животные».

Методика проведения. Психолог сначала просит испытуемого на­звать всех животных и все предметы, нарисованные на карточках.

Пункт 1. а) Спонтанная классификация. Ребенка спрашивают: «Можешь ли ты положить вместе карточки, которые подходят друг к другу? Сделай несколько кучек из тех карточек, которые чем-то похожи друг на друга». После выполнения этого задания, психолог спрашивает ребен­ка, как можно назвать получившиеся кучки, в) Классификация по ука­занию. Ребенка спрашивают: «Можешь ли ты разложить карточки на 3 кучки?» Если он выполняет это задание, психолог просит назвать каж­дую кучку. Если испытуемый затрудняется, психолог сам делит карточки на 3 кучки, выкладывая их по 1 или 2, и, при необходимости, доводит классификацию до конца. После этого психолог дает ребенку три конвер­та и предлагает положить кучку А в самый маленький из них, кучку В — в конверт побольше, а кучку С — в самый большой конверт. Испытуемого спрашивают, считает ли он такую классификацию хорошей и.почему. Таб­лички с названиями можно положить на конверты.

Пункт 2. а) Иерархическая классификация. Психолог спрашивает: «Можем ли мы вложить этот конверт (пудели) в этот конверт (собаки) и на нем написать «собаки»? Почему? Как это можно объяснить?» Затем психолог берет одну из карточек с изображением собаки, которая не яв­ляется пуделем, и, начиная вкладывать ее в конверт, в котором карточки с изображениями пуделей, спрашивает: «Правильно ли я поступлю, если положу эту карточку к карточкам, на которых изображены пудели, и оставлю ту же табличку с надписью «пудели»? Почему? Почему нет?» Подобные вопросы задаются далее относительно карточек с изображени­ями собак и животных, не являющихся собаками, в) Вычитание клас­сов. Психолог спрашивает: «Если кто-то заберет себе всех имеющихся в мире пуделей, останутся ли еще собаки? Если кто-то заберет всех собак, останутся ли пудели? Если кто-то заберет всех животных, останутся ли собаки?» После каждого ответа психолог просит испытуемого дать объ­яснения, с) Квантификация включения классов. Психолог берет 4 кар­точки с изображениями пуделей, еще три — с изображениями других со­бак и спрашивает: «На карточках больше пуделей или больше собак?» Далее психолог берет 4 карточки с изображениями собак и три карточки с изображениями других животных и спрашивает: «Теперь больше жи­вотных или больше собак?» Затем спрашивает относительно всех карто­чек: «Здесь больше животных или больше собак?» Испытуемого просят все свои ответы объяснить.

Возрастной диапазон: от 6 до 12 лет.

Задача 17. Сочетание операций.

Материалы: 5 колод по 30 карточек размером 2 х 2см, в каждой колоде на всех карточках написан номер колоды (например, 1,2,3, или 5).

Методика проведения. Сначала психолог выясняет, каковы знания испытуемого о двузначных числах: «Ты знаешь какие-нибудь числа, кото­рые пишутся из двух цифр? До какого числа ты умеешь считать? Как пи­шется число пятнадцать?»

Пункт 1. Испытуемому дают колоды карт, на которых написаны циф­ры 1 и 2. Психолог спрашивает." «Как ты думаешь, сколько различных двузначных чисел можно получить с помощью этих карточек?» Затем ис­пытуемого просят составить числа из карточек: «Составь как можно бо­льше различных чисел из единиц и двоек». Если испытуемый складывает только 2 числа, психолог может помочь ему: «Посмотри, можно сделать и эти». После того как ребенок закончит, психолог спрашивает: «Как ты их составлял? Почему ты думаешь, что это все? Откуда ты знаешь, что ты не повторил одно число дважды?» Если испытуемый располагает числа не систематически, психолог помогает ему сделать это.

Пункт 2. Психолог добавляет колоду с тройками. Беседа ведется по типу беседы, приведенной в пункте 1. Психолог поясняет, что нужно со­ставить именно двузначные числа.

Пункт 3 и 4. Испытуемому дают другие колоды и задают такие же вопросы. Испытуемому не предлагают составлять двузначные числа, а только просят рассказать о том, как это можно сделать.

Пункт 5. Психолог просит испытуемого кратко повторить, что уда­лось выяснить о способе составления двузначных чисел в предыдущих пунктах, и далее спрашивает: «Как ты думаешь, есть ли какое-нибудь правило, с помощью которого можно быстро узнать, сколько разных дву­значных чисел можно составить из цифр 6 и 7, а также больших цифр?»

Возрастной диапазон: от 6 до 14 лет.

Задача 18. Определение вероятности события.

Материалы: 25 белых фишек, из них 10 фишек с одной стороны по­мечены крестом.

Методика проведения. Испытуемого просят разложить фишки на две кучки — в одной должны быть фишки, которые помечены крестом, в другой — без креста. После этого психолог говорит испытуемому: «А сей час смотри внимательно. Часть фишек я положу сюда, остальные — в сторону, затем я поверну фишки крестом вниз так, что они все будут выглядеть одинаково. Тебе надо запомнить, где находятся фишки с крестами».

В каждом из 12 следующих пунктов задачи психолог выкладывает пе­ред ребенком по 2 набора фишек и В). Соотношение фишек в наборе обозначается дробью, в числителе которой обозначено количество фи­шек с крестами, а в знаменателе — общее число фишек в наборе.

 

 

№ пункта Набор А Набор В
  1/2 2/2
  1/2 0/2
  2/3 2/3
  2/5 1/5
  1/3 1/2
  2/4 3/4
  2/5 2/3
  1/2 2/4
  1/2 2/5
10, 2/3 3/5
  1/3 2/6
12 • 2/5 3/7

 

Начиная с первого пункта (если этот пункт задачи не представляется испытуемому слишком простым), психолог спрашивает: «Представь, что ты можешь взять из каждого набора только одну фишку. В каком наборе у тебя больше шансов вытащить фишку с крестом? Почему? Как ты уз­нал?» Затем ребенку разрешают перевернуть фишки с крестами в каж­дом наборе. Психолог может попросить его посчитать фишки крестами и общее число фишек в каждом наборе. Далее фишки с крестами снова пе­реворачивают. Если дети испытывают при ответе большие трудности, психолог просто приоткрывает фишки.

Возрастной диапазон: 7 лет и старше.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных