Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Средства композиции.




Формы отдельных элементов композиции и композиции в целом оказывают определенное эмоциональное воздействие. Форма присуща как и объемным, так и плоским предметам. В дизайне говорят о форме промышленного изделия, товарного знака, рекламного плаката. Даже абстрактная композиция из мягких размытых пятен, четких кривых линий, острых углов, кругов создает общую форму. Необходимо, чтобы количество элементов было оптимальным, и их совокупность выглядела гармонично. В общей форме должна просматриваться система внутренних связей.

Выделим основные средства композиции:

Симметрия

Симметрия – определенный порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся предметы относительно друг друга на плоскости или в пространстве. Асимметрия – полное нарушение симметрии; повторяющиеся элементы отсутствуют или расположены так, что их нельзя совместить путем сдвигов или поворота.

Симметрия – одно из наиболее важных средств организации формы, способствующее целостности восприятия. Древние считали симметрию условием красоты, в изобразительном искусстве того времени различные виды симметрии использовались очень часто.

Это фундаментальное свойство природы, проявляющееся в физике, математике, биологии, с ним связаны законы сохранения энергии, свойства элементарных частиц, строение атомов и молекул, структура кристаллов, строение белков. Многим природным объектам присуща симметрия: плоскостная симметрия присутствует в очертаниях древесного листа, объемная симметрия – в форме самого дерева.

Наиболее часто в природе встречается зеркальная симметрия. Самый простой случай – симметрия двух плоскостей, но зеркальных плоскостей может быть больше.

Другой тип симметрии – осевая, симметрия поворота. Если поворачивать простой геометрический рисунок вокруг вертикальной оси, которая перпендикулярна плоскости листа, образуется узор с осевой симметрией. Очень выразительна осевая симметрия объемных тел.

Еще один тип симметрии – перенос. В этом случае предметы расположены на равном расстоянии вдоль прямой оси.

По принципу переноса строятся орнаменты. Простейший вид орнамента – линейный. Если линейный орнамент размножить в направлении, перпендикулярном оси, получится симметричная композиция, заполняющая плоскость – сетка.

Орнамент – излюбленный прием прикладного искусства. В таких видах работ, как плетение, ткачество, роспись керамики, вышивка, резьба по камню и дереву можно найти множество примеров симметричных композиций. Орнаменты используются в изделиях из металла, выкладываются из камня при строительстве домов. Как правило, вид и характер орнамента зависят от особенностей материала и инструментов, с помощью которых он создается, т.е. хорошая орнаментальная композиция тектонична. Различны характеры орнамента деревянной резьбы и орнамента кованой решетки: узор из железа определяется конструкцией, придает ей прочность, оставаясь в то же время очень декоративным. В народном искусстве встречается повторение одного орнамента в изделиях из разных материалов. Например, вышивка на полотенце и резьба на прялке могут быть выполнены по одному рисунку, но выразительность орнамента, вырезанного на дереве, определяется размером и формой резца, текстурой дерева, а красота орнамента на вышивке зависит от величины стежка, цвета и качества основы и ниток. В результате характер произведений прикладного искусства существенно различается. Компьютер предоставляет неограниченные возможности по созданию орнаментов.

Объемная симметрия, как правило, осевая (еловая шишка, Останкинская телебашня), но она может быть и более сложной формы. Очень выразительна винтовая симметрия, когда элементы переносятся вдоль оси с поворотом, например, расположение цветков на стебле лилии или ступеней винтовой лестницы.

Частичное нарушение симметрии делает объект более сложным, динамичным, интересным. В живой природе нет абсолютной симметрии, формальной точности. Лицо человека, лист дерева, головка цветка, речная ракушка симметричны в целом, в своей основе, но различны и бесконечно разнообразны в деталях. Это придает им особую выразительность и неповторимость. Такой вид симметрии называется дисимметрией. Она нарушает точное сходство повторяемых элементов, оставляя симметричность общей формы. Целостность дисимметричных форм достигается за счет симметрии основы. Этот принцип лежит в основе многих произведений искусства.

«Греки изображали своих атлетов сперва симметрично стоящими на обеих ногах. Но вот однажды скульптор передал молодое тело юноши в плавном движении, когда он опирался на одну ногу, а другую освободил. От этого бедра наклонились, плечевой пояс наклонился в противоположную сторону, голова тоже наклонилась. Получилось движение, характерное для юноши стоящего свободно; и это движение передавало красоту юношеского тела и, следовательно, прямо служило целям изображения. А в сущности, совершилось громадное открытие. Художник тем самым открыл ось контрастного равновесия. И это открытие стало существенной чертой всякого искусства». (В.А. Фаворский).

Антисимметрия – симметрия с полярно противоположными, контрастными свойствами, противопоставлением. Ее зачастую используют как действенное средство для усиления выразительности. Вспомните: «Они сошлись. Волна и камень, стихи проза, лед и пламень». Антисимметричные композиции часто имеют символическое звучание: символ «Инь-Янь», маска со смеющейся и плачущей половинами лица и т.д. При этом очень важно соблюсти равновесие формы.

Равновесие

Условие зрительной завершенности композиции – уравновешенность. Композиционное равновесие обеспечивается сочетанием деталей, цветом и пластикой.

Равновесие формы – состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие может быть устойчивым или отличаться внутренней динамикой. Равновесие безусловно, в композициях с вертикальной осью симметрии. Как правило, такие композиции абсолютно статичны. Более сложным и интересным способом оно достигается при нарушении симметрии в компоновке элементов.

Яркое цветовое пятно способно нарушить равновесие любой композиции. Яркие насыщенные тона кажутся тяжелее светлых и прозрачных, достичь равновесия в этом случае можно за счет изменения формы и размера объектов.

Поиск равновесия в композиции из простых объектов значительно облегчается, если вы работаете за компьютером. В качестве тренировки выполните несколько условных композиций из простых геометрических фигур. Приведите примеры достижения равновесия в симметричных и антисимметричных композициях.

Центр композиции

Работу над композицией можно считать законченной, если все ее элементы соразмерны и гармоничны. Гармония фона и графических элементов переднего плана, цвета и графических элементов, освещения и ракурса составляют основу композиции. Цельность произведения определяется возможностью сразу охватить его взглядом и одновременно определить основную часть, вокруг которой располагаются не столь значимые, но, тем не менее, необходимые элементы композиции. Главный смысловой элемент является центром композиции. Заметим, что центр в данном случае – понятие условное. Форма и место центра могут быть любыми, но главная часть композиции всегда содержит внутри себя точку или линию, относительно которой устанавливается равновесие боковых частей или верха и низа.

Композиция может быть замкнутая или открытая.

Для замкнутой композиции характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии. Признак замкнутой композиции – четкий внешний контур, нарастание сложности к центру. Она используется для передачи идеи неподвижности, устойчивости.

Ощущение движения, простора передается открытой композицией. Основные направления силовых линий – от центра. Как правило, строятся несколько композиционных узлов, используется ритм. Передать движение можно, например, изображая крайние элементы как бы выходящими за пределы листа, обрезанными форматом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных