Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные идеи западноевропейской философии




ПЛАН.

I. Философия Античности (7 в. до н.э. – 4 в. н.э.).

II. Философия Средних веков (5 – 14 вв.).

III. Философия эпохи Возрождения (15 – 16 вв.).

IV. Философия Нового времени (17 – 19 вв.).

V. Современная философия (20 в.).

Исторический период (вв.) Философское направление; мыслители Особенности философии; основные философские проблемы, идеи
I. АНТИЧНОСТЬ 7 до н.э.-4       Космология: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и другие.     Особенности античной философии: 1) основа возникновения философии и влияющий фактор - мифология; 2) влияние на философию оказывает зарождающаяся наука.
Основное стремление – понять сущность природы, Космоса, мира в целом; найти первоначало, из которого все произошло. У Фалеса такое первоначало всего сущего – вода («Все из воды»). У Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь. Анаксимандр выдвинул идею о бесконечности миров и дал первую формулировку закона сохранения материи (вещи, разрушаясь, превращаются в те же элементы, из которых возникли). Философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего.
Онтологизм: Пифагор, Парменид, Зенон, Демокрит, Платон, Аристотель и другие.   Древнегреческая онтология – учение о бытии самом по себе. Основное стремление – найти фундаментальные принципы бытия. У Парменида бытие вечно, неделимо, неизменно, доступно только мышлению; он представлял бытие в форме шара. Для Демокрита бытие – это множество неделимых атомов, разделенных пустотой и находящихся в вечном движении. Платон представлял бытие как идеальное (бестелесное) образование – вечный и абсолютно совершенный мир идей, познаваемых лишь разумом.
Этико - антропологическая направленность античной философии: Протагор, Сократ, Эпикур, Сенека и другие. В центре внимания – проблема человека, смысла его жизни, нравственных основ человеческого существования. Основной тезис Протагора: «Человек есть мера всех вещей», что означает относительность истины и человеческих ценностей, относительность понятий добра и зла. Сократ призывал к самопознанию: «Познай самого себя!». Эпикур целью жизни считал счастье, понимаемое как удовольствие. Истинное удовольствие, по Эпикуру, проявляется не в чувственных безмерных наслаждениях, а в безмятежности души, в душевном покое. Сенека, как представитель стоицизма, учил мужественно переносить тяготы и невзгоды жизни.
II. СРЕДНИЕ ВЕКА 5 -14     Августин Аврелий, Дж. Ф. Бонавентура, Фома Аквинский, И. Д. Скотт и другие.   Особенности средневековой философии: влияние монотеистических религий (иудаизма, христианства), из чего следует тесная связь философии с религией. • Теоцентризм, согласно которому единственной реальностью, определяющей все сущее, является Бог (а не природа). Бог - абсолютное начало, бытие и благо. • Креационизм, или идея творения – Бог сотворил мир актом своей воли, благодаря своему могуществу. • Идея откровения, согласно которой Бог открывает себя человеку в священных текстах библии. Следовательно, основной путь богопознания – толкование священного писания.
III. ВОЗРОЖДЕНИЕ 14-16     Н.Коперник, Дж. Бруно, Г.Галилей, Т. Парацельс. Н. Кузанский, М. Монтень, Л. да Винчи, Н. Макиавелли.   Особенности философии Возрождения: 1) влияние на философию искусства (через новое прочтение античной культуры); 2) секуляризация философии – постепенное освобождение от церковного и религиозного авторитета и поворот к естественнонаучному познанию мира и человека.
Пантеизм натурфилософии (философии природы) – идея божественности, бесконечности, одушевленности природы и вселенной. Бог – во всем существующем природном многообразии. • Гуманизм и антропоцентризм – учение о величии и огромных возможностях человека; человек рассматривается как высшая ценность, утверждаются его права на свободу и счастье, утверждается принцип человеколюбия. • Эстетизм – восхищение красотой природы и человека.
IV. НОВОЕ ВРЕМЯ 17-19   Особенности философии Нового времени: 1) ориентация на естественнонаучное знание юридически-правовую сферу, 2) ориентация на нравственно - практический аспект человеческой жизни.
Мышление становится ведущим принципом философии и жизни людей. Происходит разлом мира на субъект и объект. Субъект – это человек, носитель активности и действия. Объект – это мир. Человек, как центр мира, способен выявить своим мышлением общие законы развития мира. На первый план выходят вопросы: «Что я могу знать?» и «Что я могу сделать?».
Эмпиризм: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и другие. Рационализм Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц и др. Основные проблемы философии – проблема разума, проблема обоснования науки и научного знания, проблема метода научного познания. «Знание – сила!» - главный лозунг. В решении проблемы достижения истины выделяются два направления: • эмпиризм, признающий чувственный опыт источником знания; • рационализм, признающий разум основой познания и источником истины.
Философия Просвещения: Ф. Вольтер, Д. Дидро, Дж. Локк, И. Гердер и другие. Пафос эпохи Просвещения – уверенность в могуществе человеческого разума, в мощи науки, прогресс которой создает условия для экономического и социального благоденствия. Человек как разумное существо есть цель сама по себе, а все остальное – лишь средство. Рационализм мышления Нового времени – такое отношение человека к миру, при котором признается ведущая роль в человеке и устройстве мира.
Немецкая классическая философия: И. Фихте, В.Ф. Гегель, И. Кант, Ф. В. Шеллинг. Общие особенности: высокий уровень рационализма и абстракций. Основная проблематика – вопросы о возможности научного знания, о видах, способах и объеме знания. Переосмысление отношения Субъекта и Объекта. Субъект (человек, его сознание) рассматривается как активное начало, Объект (мир) – как пассивное. («Мир определен по отношению к S.»)
Марксизм: К.Маркс, Ф. Энгельс и другие.   • Основа развития общества – это материальное производство и экономические отношения. Политика, философия, религия выступают в качестве «надстройки» над первыми. • История – это смена общественно-экономических формаций: рабовладельческой, феодальной, капиталистической. Сущность истории – в борьбе между классами эксплуататоров и эксплуатируемых. • Государство возникает в результате разделения труда и деления общества на классы. Оно защищает интересы экономически господствующего класса, является основанием неравенства и несправедливости. • Необходимо уничтожить государство и построить коммунистическое общество, где не будет частной собственности, разделения труда, разделения на классы, а значит, не будет неравенства, противоречий и борьбы. • Коммунизм – это процесс. Его необходимые условия – складывание мировой экономической системы, объединение рабочих всех стран, рост самосознания пролетариата.
V. СОВРЕМЕН- НАЯ ФИЛОСОФИЯ     Сциентизм: У.У. Ростоу, Д. Белл, А. Тоффлер. Особенности философии 20-го века: 1) ориентация философии на НТП; 2) отказ от рационализма и отход от классической философии (философии Нового времени).
Культ научно-технического прогресса и научного знания. Прогресс общества зависит от развития науки и техники.
Иррационализм: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, З. Фрейд и др. Направление, отрицающее главную роль разума в человеке, прогресс в истории, разумность мироустройства. В основе поведения человека лежат инстинкты, воля, бессознательное.
Экзистенциализм: М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю и другие. Философия существования. Направление, согласно которому существование человека предшествует его сущности. Человек не имеет никакой заранее данной сущности, он - «чистый лист». В процессе своего существования человек сам строит свою сущность, свое Я, опираясь на изначально данную ему абсолютную свободу. Из этого следует ответственность человека за самого себя.
Аналитическая философия: Г. Фреге, Б. Рассел, Дж.Э. Мур, Л. Витгенштейн, О. Нейрат, Р. Карнап и другие. Направление, которое сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений. Данный анализ рассматривается как единственно правомерный метод философского исследования. Его цель состоит в том, чтобы показать, что не существует реальных философских проблем, а соответствующая проблема является либо псевдопроблемой, либо носит логико-лингвистический характер, либо предполагает конкретное содержательное исследование.

ОСНОВНОЙ ВЫВОД

Развитие западноевропейской философии – это единый связный процесс, философия каждого из представленных периодов имеет свои особенности. Античная философия испытывала большое влияние мифологии, а также была тесно связана с зарождающейся наукой. Философия Средневековья была слита с религией. Философия Возрождения испытала влияние искусства и науки. Философия Нового времени ориентировалась на естественнонаучное знание и была крайне рационалистична. В современной философии 20 века происходит отход от классической философии (Античности и Нового времени) и отказ от рационализма. Общей установкой философии становится плюрализм (множественность): разные философские течения и школы сосуществуют, спорят, ведут диалог, не претендуя на абсолютную истинность.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ


Эмпиризм

Теоцентризм

Гуманизм

Рационализм


Тест для самоконтроля по теме 2

1. Кто из мыслителей Античности считал, что основой сущего является стихия воды?

А) Анаксимандр

Б) Анаксимен

В) Фалес

2. В какую эпоху господствовало теоцентрическое мышление?

А) Античности

Б) Средневековья

В) Новое время

Г) Новейшее время

3. В основе какой философской концепции лежат принципы ценности личности и человеколюбия?

А) гуманизма

Б) идеализма

В) креационизма

4. В основе какого направления лежит отрицание величия и могущества разума?

А) гуманизма

Б) иррационализма

В) рационализма

5. Мыслители какого направления считали, что человек сам создает свою сущность, опираясь на изначально данную ему свободу?

А) идеализма

Б) иррационализма

В) рационализма

Г) экзистенциализма

6. Что понимал под счастьем Эпикур?

А) удовлетворение всех чувственных желаний

Б) благосклонность и награду богов

Г) внутренний покой и безмятежность души

7. Кто из философов говорил об атомарном строении вещества?

А) Гераклит

Б) Демокрит

В) Парменид

8. Кому из древнегреческих философов принадлежит тезис «Человек есть мера всех вещей»?

А) Сократу

Б) Пармениду

В) Протагору

Г) Эпикуру

9. Название направления, признающего чувственный опыт источником познания:

А) иррационализм

Б) рационализм

В) эмпиризм

ТЕМА 3






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных