Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблемы философской теории познания




Итак, сознание, как говорилось выше, есть особая связь человека с миром, есть осознанное отношение человека к своему существованию. Необходимой стороной в этом процессе является познавательное отношение человека к миру и самому себе. Человек не может жить, не познавая.

Познание – это деятельность по получению, хранению, передаче и развитию информации, знания; это высшая форма отражения действительности.

Знание – это адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.

Процесс познания есть процесс отражения действительности и получения информации о мире. Стремление или конечная цель познания – получить адекватную или достоверную информацию о вещах, явлениях или событиях мира. Это значит, что цель познания – найти истину.

Истина – это знание, соответствующее объективной реальности, это правильное отражение действительности.

Заблуждение – это знание, не соответствующее объективной реальности, искаженное отражение действительности.

С появлением философии появляются такие вопросы, как Что такое знание? Что есть истина? Познаваем ли мир? и другие. Современная теория знания и познания называется в философии гносеологией. Специфика подхода гносеологии к познавательному процессу заключается в выделении двух его сторон – субъекта познания и объекта познания и в изучении взаимодействия между ними. Результатом этого взаимодействия является истина, то есть соответствие знания реальности.

Большой вклад в развитие теории познания внес И. Кант, развернув проблему познания в серии взаимосвязанных вопросов:

1. «Что я могу знать?», то есть что такое объект познания, каков его онтологический статус. Что мы можем познать, а чего не можем принципиально, где проходят границы познаваемого?

2. Кто скрывается за местоимением «я» в кантовском вопросе, или – кто является субъектом познания?

3. «Что я могу знать?»; что есть истина, достижима ли она, и каким образом можно отличить ее от заблуждения? Какие основные средства, формы, приемы познания имеются в распоряжении человека?

Раскрывая ответы на эти вопросы, можно сделать несколько выводов.

Субъектом познания может выступать и отдельный индивид, и социальная группа, и человечество в целом. Объектом познания могут быть природа, общество и сам человек. Однако в философии Нового времени субъект познания и объект познания резко противопоставлены друг другу. Противостояние субъекта и объекта привели к вопросу о самой возможности познания. В связи с этим были разработаны различные концепции.

Попытки выявить границы познаваемого привели к возникновению трех основных подходов: агностицизма, скептицизма и гносеологического оптимизма.

Агностицизм – это такое учение, представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. В истории философии наиболее известными агностиками были английский философ Д.Юм и немецкий философ И.Кант, который считал, что предметы, хотя и существуют объективно, но представляют собой непознаваемые «вещи-в-себе».

Представители гносеологического оптимизма признают принципиальную познаваемость объективного мира, не видя для этого никаких ограничений (например, К.Маркс). Скептицизм – это такая философская позиция, представители которой сомневаются в возможности познания мира. Основателем философского скептицизма был древнегреческий философ Пиррон.

Попытки ответить на вопрос, что лежит в основе познания, привели к возникновению эмпирической теории познания и рационалистической теории познания. Согласно эмпиризму (Ф.Бэкон, Дж.Локк, Т.Гоббс), все человеческое знание проистекает из опыта, обусловленного ощущениями человека. Согласно рационализму (Р.Декарт, И.Кант, Г.В.Лейбниц), субъект накладывает на поступающую от органов чувств информацию рациональные схемы и идеи познания.

Философами 20 века были осуществлены попытки преодолеть противопоставление объекта субъекту. Феноменология, экзистенциализм, аналитическая философия выразили изначальное единство человека и всего того, что его окружает.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных