Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и функции культуры




Слово «культура» родилось в эпоху Античности как противоположное по значению слову «натура» (природа). Мир, созданный человеком, и внутренний мир самого человека противопоставлялись миру природы, миру процессов и явлений объективной реальности. На философском уровне размышления о культуре появились лишь в учениях Вико, Гельвеция, Гердера, Канта.

В современной науке и философии область гуманитарного знания, охватывающая вопросы определения сущности, закономерностей, динамики и функционирования культуры называется культурологией.

В истории философии сложилось множество подходов к пониманию сущности культуры. Среди них можно выделить следующие основные подходы:

I. Историко-просветительский подход. Мыслители эпохи Просвещения (Вольтер, Руссо, Гельвеций, Гердер, Лессинг, Шиллер, Гегель) считали, что культура – это воплощение могущества познающего разума, совокупность знаний и мастерства, определенный уровень образованности и воспитанности.

II. Социально-деятельностный подход. К. Маркса и Ф. Энгельс считали, что культура – это результат социально-значимой деятельности, воплощение родовой сущности человека. Это предметная человеческая деятельность, дающая возможность самореализации через результаты деятельности, но и ведущая к отчуждению продукта, отчуждению человека от собственной сущности и превращению его в частичного индивида, в функцию.

III. Подход О. Шпенглера. Шпенглер характеризует бытие природы в понятиях причинность, пространство, ставший мир, а бытие культуры – в понятиях судьба, жизнь, время, становящаяся душа. О. Шпенглер, выделив восемь культурных организмов, восемь мировых культур, считает необходимой ступенью развития культуры ступень кризиса, «заката», «зимы». Европейская культура начала XX века переживает кризис - «закат», связанный с разрушением оснований подлинной духовности и исчерпанностью жизненной силы.

IV. Русский символизм. Мир символов, соединяющий отвлеченные идеи и философские представления о вечных, духовных ценностях с конкретностью выразительного образа – вот мир культуры. Концентрированное воплощение этот мир получает, в искусстве, в поэзии, живописи, музыке, театре. В культуре доминирует творчество, через символы человек соприкасается с беспредельностью и вневременностью мироздания.

V. Русский космизм Н.К. Рериха. Культура – это космическое явление, наслоения культуры накапливаются веками. Культура – это главный принцип, объединяющий человечество. Культура многослойна, в нее входят, взаимодействуя, взаимодополняя друг друга, и философия, и религия, и мораль, и наука, и искусство. К области Культуры можно отнести самые лучшие проявления человеческого духа. Истинная культурность человека определяется качеством, красотою его духа. Культурный человек истинно духовен. Именно Культура облагораживает, возвышает, просвещает, объединяет и созидает. Культура – спасение и последнее прибежище жизни в планетарном, космическом аспекте.

VI. Семиотический подход. Среди основных концепций культуры философии XX века выделяется семиотический подход, который представлен в первую очередь работами Р.Барта. Семиотика – наука о знаковых системах. Барт рассматривает всю культуру как текст. Знаковая реальность – реальность культуры – предзадана человеку, она может быть рассмотрена как «миф» или как «письмо», не имеющее «автора», как устойчивая семиотическая структура.

VII. Личностный подход к определению культуры доминирует в работах Л.Н. Когана, В.М. Межуева и Э.В. Соколова. Для них культура – это воплощение сущностных сил человека, способ социально-исторического бытия личности.

VIII. Ценностный подход, определение культуры как системы духовных ценностей прослеживается в работах Н.Чавчавадзе, З. Какабадзе, О. Джиоева и Л.Н. Столовича.

IX. Философия культуры М.М.Бахтина. Бахтин говорит о культуре как о диалоге, встрече смыслов, об изменении смысла в зависимости от контекста. Он выделяет три сферы культуры: наука, живая событийная реальность и эстетическая деятельность.

В данном обзоре различных позиций упомянуты не все имена и теории. Однако данный обзор показывает глубину, широту и серьезность философской проблемы культуры.

Исходя из научно-философского анализа, можно выделить основные функции культуры:

1. Познавательная и информативная функции. Культура – это своеобразное самопознание человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и его самого. В этой функции культура связывает поколения, обогащая каждое последующее поколение опытом предшествующих поколений, приобщая человека к опыту мировой культуры.

2. Коммуникативная функция. Культуры разных народов, как и люди – представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря коммуникативной функции. Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве, но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с героями книг и т.п.

3. Регулятивная и оценочная функции. В культуре есть множество норм, и правил поведения. Все они служат одной общей цели: организации совместной жизни людей. Они обязывают человека придерживаться каких-то границ, которые считаются приемлемыми в той или иной культуре.

4. Духовная функция культуры. Ядром культуры являются и должны являться духовные ценности. Культура должна выводить человека за пределы чисто утилитарных потребностей, связывать его с высокими идеалами и принципами.

Сколько бы не существовало определений культуры, в одном ученые, исследователи, философы, как правило, сходятся: культура есть совокупность достижений в определенной сфере человеческой деятельности, и она характеризует высокий (и ни какой иной) уровень развития человека, общества или явления.

Культура имеет ту отличительную особенность, что задает уровень, на который равняются. Иначе говоря, ориентир высоты задается именно культурой.

Культура личности

Чем дальше развивается цивилизация, тем более актуальным становится вопрос о формировании культуры личности. Управление сложными техническими средствами, использование высоких технологий требуют высокого уровня развития человека, осознания им своей ответственности перед обществом. Это нравственное чувство является необходимой основой культуры личности.

Культурность – это многокомпонентное качество человека, которое нельзя свести к какой-то одной характеристике. Но поскольку основой культуры являются духовные ценности, как было сказано выше, то и культура личности своей основой имеет нравственные, духовные качества. Любовь, доброта, долг, честь, совесть, достоинство, честность – эти и другие нравственные качества составляют стержень истинной культурности.

И. Кант связывал культуру личности с нравственным категорическим императивом, который определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными, прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.

Среди других уровней культурности можно выделить следующие: образованность и интеллигентность, ответственность и умение ценить достижения общества, признательность и умение быть благодарным, вежливость и тактичность, стремление к высокому качеству, умение ценить красоту и утонченность вкуса, любовь к природе и Родине…

Культура не возникает ниоткуда. Творец и носитель культуры – человек. Поэтому культура внешняя и культура внутренняя – это взаимосвязанные явления. От уровня развития человека зависит качество его деяний и творений. И наоборот, любое творение начинает жить самостоятельно, оказывая воздействие на человека, на его внутренние качества.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных