Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глобальные процессы в современном мире. 1. Что такое глобализация?




1. Что такое глобализация? Приведите примеры процессов глобализации.

2. Раскройте положительные и отрицательные проявления глобализации.

Глобальные проблемы

1. В чем заключаются главная причина и сущность глобальных проблем?

2. Назовите основные глобальные проблемы.

Стратегия человечества и перспективы современной цивилизации

1. Каковы перспективы дальнейшего развития технической цивилизации?

2. В чем заключается стратегия выживания человечества?

3. Что такое экогуманизм? Предложите свой путь выхода кризиса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия – это фундаментальная дисциплина, особая форма осмысления мира. Ее назначение – исследовать глубинные основы миропонимания. В каждую историческую эпоху философия играла огромную роль. За прошедшие века она накопила мудрость, которая навсегда останется человеческим достоянием.

Невозможно общество, где нет философов, то есть людей, которые ищут смысл существования человека, общества и мира в целом. Каждый человек в той или иной мере – философ. Философски мыслящим может быть физик, изучающий законы природы и развития Вселенной; биолог, пытающийся понять, как возникла жизнь и чем живое отличается от неживого. Философски мыслящим должен быть каждый человек, если он не хочет жить подобно роботу или марионетке в чужих руках, а хочет сам найти смысл всего и хочет сам свободно строить свою жизнь.

Современный специалист, не знакомый с философией, остается узким профессионалом, не способным к обобщению и творчеству.

Философия говорит человеку: думай, старайся понять, зачем ты живешь, в чем твое предназначение, в чем причина твоих бед и несчастий, кто виноват в них – общество или ты сам; ищи то дело, которое ты можешь сделать лучше всех; не поддавайся ненависти и злобе, старайся жить в любви и во что бы то ни стало делать добро. Таким образом, философия учит человека быть человеком, учит искусству жизни, искусству познания мира, искусству жить среди людей, искусству не бояться смерти и мужественно глядеть в лицо своей судьбе.

Изучение философии – путь к знаниям, профессиональному мастерству, жизненной мудрости.

ФИЛОСОФЫ

▪ Августин Аврелий (354-430) – христианский богослов и философ-мистик. В сочинении «О граде Божьем» развил христианскую концепцию всемирной истории, понимаемой фаталистически, как результат божественного предопределения. Глубокий психологический анализ становления личности содержит его автобиографическая «Исповедь».

▪ Анаксимандр (ок. 610-после 547 до н.э.) – древнегреческий философ, представителей милетской школы. Основное стремление – понять сущность природы, Космоса, мира в целом; найти первоначало, из которого все произошло. Анаксимандр выдвинул идею о бесконечности миров и дал первую формулировку закона сохранения материи (вещи, разрушаясь, превращаются в те же элементы, из которых возникли).

▪ Аристотель Стагирит (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Ученик Платона. Основал в Афинах собственную школу (ликей). В философии различал части: теоретическую – учение о бытии, его составе, причинах и началах, практическую – учение о человеческой деятельности и поэтическую – учение о творчестве. Основные сочинения: «Органон», «Метафизика», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика».

▪ Боэций Аниций Манлий Северин (ок. 480-524) – христианский философ и римский государственный деятель.

▪ Бруно Джордано (1548-1600) – итальянский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, пропагандист материалистического мировоззрения. После восьмилетнего заключения был сожжен инквизицией в Риме. Свои идеи изложил в виде философских диалогов: «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах».

▪ Будда (буквально означает «просветленный») – основатель буддизма как этико-философского учения, происходивший, по преданию, из царского рода племени шакьев в Северной Индии. Учил, что жизнь есть страдание, порождаемое желаниями и что существует путь освобождения от страдания и достижения нирваны – безмятежного состояния сознания.

▪ Бэкон Фрэнсис (1561-1626) – английский философ и родоначальник методологии опытной науки. Развил новое понимание задач науки. Считал целью знания увеличение власти человека над природой. Достичь этой цели может лишь наука, постигающая истинные причины явлений. Работа: «Новый Органон».

▪ Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778) – французский писатель, философ, историк, один из вождей французского Просвещения. Признает существование бога-творца в качестве «первого двигателя». При этом выступает сторонником механики и физики Ньютона и склоняется к отождествлению бога и природы. Боролся против крепостничества, выступал за равенство граждан перед законом. Сочинения: «Философские письма», «Основы философии Ньютона», «Опыт о нравах и духе народов» и другие.

▪ Галилей Галилео (1564-1642) – итальянский мыслитель, ученый, один из основоположников точного естествознания.

▪ Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – немецкий философ, объективный идеалист. Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права».

▪ Гераклит Эфесский (ок. 520-ок. 460 до н.э.) – древнегреческий философ-диалектик.

▪ Гоббс Томас (1588-1679) – английский философ-материалист. В учении о праве и государстве отбросил идею божественного установления общества, отстаивая теорию общественного договора. Социальное учение Гоббса оказало значительное влияние на развитие европейской общественной мысли. Главные произведения: «Философские элементы учения о гражданине», «Левиафан».

▪ Декарт Рене (1596-1650) – французский философ, математик, физик. Один из родоначальников новой философии и новой науки, выступавший с требованием пересмотра всей прошлой традиции. Выдвигал идеи рационализма. Его рационализм явился одним из источников философии Просвещения. Основные сочинения: «Рассуждение о методе», «Начала философии».

▪ Демокрит (ок.470-370 до н.э.) – древнегреческий философ-материалист, один из основателей учения об атомах (мельчайших неделимых частицах, из которых все состоит в мире).

▪ Джемс Уильям (1842-1910) – американский философ и психолог, крупнейший представитель прагматизма, учения, которое ставило значимость знания в зависимость от его практических последствий. Основные сочинения: «Принципы психологии», «Прагматизм».

▪ Дидро Дени (1713-1784) – французский философ-материалист, писатель, идеолог Просвещения. Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел».

▪ Камю Альбер (1913-1960) – французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии (1957). Центральная тема философии – смысл человеческого существования. Рассматривая противоречия духовной и общественной жизни индивида, приходит к выводу, что существование человека абсурдно, бессмысленно. Бессмысленность человеческой жизни у Камю олицетворяет мифологический образ Сизифа. Сочинения: «Бунтующий человек», «Миф о сизифе» и другие.

▪ Кант Иммануил (1724-1804) – немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Был профессором университета в Кенигсберге, иностранным почетным членом Петербургской академии наук (1794). Разработал гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. Выдвинул «критическую философию», основная проблема которой – проблема разума и анализ его возможностей. Основные произведения: «Всеобщая естественная история и теория неба», «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

▪ Конфуций (ок.551-479 до н.э.) – древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. С его именем связывают формулировку «золотого правила нравственности»: «Не делай другим того, чего не желал бы себе».

▪ Локк Джон (1632-1704) – английский философ, создатель политической доктрины либерализма. Эта концепция опирается на теорию естественного права и общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основной труд: «Опыт о человеческом разуме».

▪ Макиавелли Николо (1469-1527) – итальянский политический мыслитель, писатель. В работе «Государь» раскрыл принципы политической власти.

▪ Монтень Мишель (1533-1592) – французский философ эпохи Возрождения. Решительно отверг христианскую этику с ее призывом умерщвления плоти. Выдвинул идею равенства людей. Требовал отказа от мнений, принимаемых на веру, призывал представить все вопросы на суд разума. Основное сочинение: «Опыты».

▪ Ницше Фридрих (1844-1900) – немецкий философ, представитель философского иррационализма, один из основателей «философии жизни». Резко критиковал христианство. Произвел радикальную «переоценку ценностей», которая сложилась в европейской философии. Основные произведения: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла».

▪ Пифагор Самосский (VII в. до н.э.) – древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик, впервые назвавший философию философией.

▪ Платон (428-348) – древнегреческий философ, ученик Сократа, представитель объективного идеализма. В центре космологии – учение о «мировой душе», психологии, учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое государство, основанное на разделении труда, где правят «философы», охрану несут «стражи» или «воины», а основные общественные нужды обеспечивают «ремесленники». Основные сочинения: «Апология Сократа», «Софист», «Парменид», «Государство».

▪ Руссо Жан Жак (1712-1778) – французский философ, социолог и теоретик педагогики. Резко критиковал деспотический режим, высказывался за буржуазную демократию и гражданские свободы, за равенство людей независимо от рождения. Основные сочинения: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права».

▪ Сартр Жан Поль (1905-1980) – французский философ, писатель, представитель атеистического экзистенциализма. Основной категорией выступает свобода, она предстает как сущность и основа человеческого поведения. Основные сочинения: «Воображение», «Бытие и ничто», «Экзистенциализм – это гуманизм», «Ситуации».

▪ Сенека (Луций Анней) (ок.4 до н.э.-65 н.э.) – римский философ, наставник императора Нерона. Главной частью философии считал этику, в которой учил о презрении к смерти и судьбе, проповедовал свободу от страстей и моральное равенство. Взгляды Сенеки изложены в «Письмах к Луцилию».

▪ Сократ (470-399 до н.э.) – древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как средства отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого сократического метода. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Целью философии и жизни человека считал самопознание.

▪ Тейяр де Шарден Пьер (1881-1955) – французский философ. Его философская концепция – «христианский эволюционизм». Бог – представлен в каждой частичке Вселенной в виде особой духовной энергии, которая является движущей и направляющей силой эволюции. Важное место в процессе совершенствования мира, которое с возникновением человека осуществляется через сознание и деятельность людей, принадлежит науке. Основные сочинения: «Божественная среда», «Феномен человека».

▪ Фалес Милетский (640 – ок.562 до н.э.) – один из легендарных «семи мудрецов», считается первым древнегреческим философом, основатель милетской философской школы. Основное стремление – понять сущность природы, Космоса, мира в целом; найти первоначало, из которого все произошло. У Фалеса такое первоначало всего сущего – вода («Все из воды»).

▪ Фрейд Зигмунд (1856-1939) – австрийский психиатр, основоположник психоанализа. Одним из первых начал изучать психологические аспекты развития сексуальности. Западноевропейскую культуру трактовал как высшую точку насилия над природными влечениями, что неизбежно ведет к невротизации психики человека, приносит в жертву естественные побуждения, энергия которых начинает служить социальным целям. Эти идеи оказали огромное влияние на различные направления философии, социологии, психологии, литературы и искусства. Основные работы: «По ту сторону принципа удовольствия», «Неудовлетворенность культурой», «Я и ОНО».

▪ Хайдеггер Мартин (1899-1976) – крупнейший немецкий философ, один из основоположников экзистенциализма. Основной категорией философии считает «временность», понимаемую как внутреннее переживание человека. Чтобы постичь «смысл бытия», человек должен отрешиться от всех практически-целевых установок, осознать свою «смертность», «бренность». Лишь чувствуя себя постоянное перед лицом смерти, человек способен увидеть значимость и наполненность каждого момента жизни. Основные сочинения: «Бытие и время», «Введение в метафизику».

▪ Шопенгауэр Артур (1788-1860) – немецкий философ-пессимист. Трактует мир как иллюзию (представление), в основе которого лежит слепая, неразумная воля – влечение к жизни, следование которому приводит к страданиям. Смысл философии – в избавлении от страданий и обретении безмятежного состояния сознания. Это идеал «нирваны», заимствованный из буддизма. Основное сочинение: «Мир как воля и представление».

▪ Шпенглер Освальд (1880-1936) – немецкий философ, представитель философии жизни. Выводит идею множественности и локальности культур. Проводит аналогию между культурой и формами органической жизни. Подобно растению, каждая культура обособлена от всех других и проходит цикл развития от рождения до смерти. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от «героических деяний» к механической работе. Основной труд: «Закат Европы».

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1. Пифагор:

А) древнегреческий философ, отвергший материальные блага;

Б) древнегреческий философ, впервые назвавший философию философией;

В) древнегреческий философ, который целью философии считал самопознание.

2. Способность человека оценить себя, свои возможности, мысли, чувства, поступки и взять их под контроль называется:

А) познанием;

Б) самосознанием;

В) сознанием.

3. Философское мировоззрение основывается на:

А) вере в существование сверхъестественных сил;

Б) художественных образах;

В) достоверных научных фактах;

Г) логических размышлениях.

4. Деятельность по получению, хранению и развитию знания – это

А) познание;

Б) самосознание;

В) сознание.

5. Сущность человека есть продукт общественных отношений. Данное понимание сущности человека относится:

А) к рационалистическому подходу;

Б) к космическому подходу;

В) к социоцентрическому подходу.

6. В какой концепции истории выражена идея закона истории?

А) в античной концепции истории:

Б) в христианской концепции истории;

В) в рационалистической концепции истории;

Г) в теории локальных культур и цивилизаций.

7. Подход, при котором признается ведущая роль разума:

А) гуманизм;

Б) прагматизм;

В) рационализм.

8. В основе какой философской концепции лежат принципы ценности личности и человеколюбия?

А) гуманизма;

Б) рационализма;

В) прагматизма.

9. Кто из философов впервые высказал гипотезу об атомарном строении вещества?

А) Гераклит;

Б) Демокрит;

В) Сократ.

 

10. Красота и Гармония – это:

А) мировоззренческие ценности;

Б) нравственные ценности;

В) эстетические ценности.

11. Высшее и самое важное начало в человеке – его разум. Данное понимание сущности человека относится:

А) к рационалистическому подходу;

Б) к космическому подходу;

В) к социоцентрическому подходу.

12. Материальное обустройство жизни человека, мир техники и комфорта:

А) история;

Б) культура;

В) религия;

Г) цивилизация.

13. В основе какого вида мировоззрения лежат логические выводы, обоснованные реальными фактами?

А) мифологического;

Б) религиозного;

В) научного;

Г) философского.

14. Основной вопрос философии – это отношение:

А) «человек – человек»;

Б) «человек – природа»;

В) «человек – общество»;

Г) «человек – мир».

15. Кто из философов был представителем Нового времени?

А) Августин, Боэций;

Б) Демокрит, Сократ;

В) Бэкон Ф., Декарт Р.;

Г) Ницше Ф., Шопенгауэр А..

16. В чем выражается специфика современных глобальных проблем?

А) в естественном развитии природы;

Б) в космическом масштабе;

В) в угрозе жизни человека.

 

 

Учебное пособие

по дисциплине «Основы философии»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных