Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Долины рек и ландшафтные рубежи




Анализируя карту ландшафтных зон и провинций Русской равнины, мы без труда замечаем следующую любопытную деталь: границы зон и.провинций, т. е. наиболее важные ландшафтные рубежи, часто совпадают с долинами крупных рек. Показательна в этом отношении р. Волга; на значительной части своего течения она служит границей для разных ландшафтных зон или провинций: на участке от Щербакова до Ярославля Волга отделяет тайгу от зоны смешанных лесов, от Горького до Казани – тайгу от лесостепной зоны, от Казани до Самарской луки – лесостепную провинцию Приволжской возвышенности от лесостепной провинции Низменного Заволжья, от Самарской луки до Саратова – лесостепь от степной зоны, от Камыши-•на до Сталинграда – степную зону от полупустыни. Река Ока «а участке от Рязани до Горького отделяет смешанные леса от лесостепи. Дон и Днепр в лесостепной зоне образуют естественную границу между разными провинциями лесостепной зоны. В многочисленных опытах физико-географического [Личков Б. Л., 1922; Махов Г., 1925], геоботанического [Лавренко Е., 1927; Фомин А. В., 1925] и зоогеогра-фического [Шарлемань М. В., 1937] районирования Украины р. Днепр всегда учитывается в качестве важного рубежа. В Чкаловской области границы многих ландшафтных районов, а частично и провинций, совпадают с долинами рек Урала, Илека, Самары, Салмыша [Мильков Ф. П., 1951].

Чем объяснить подобное совпадение ландшафтных рубежей с долинами рек? В качестве ландшафтных рубежей имеют значение лишь крупные, хорошо разви-

тые долины, обычно асимметричные по своему строе-»ию. В этом случае река предстает отчетливым рубежом между возвышенным, чаще всего правым, и низменным – левым склоном. Во всех случаях возвышенное правобережье, рассеченное оврагами и балками, в ландшафтном отношении находится в резком контрасте с плоским левобережьем, занятым надпойменными террасами и пологим коренным склоном. Вследствие этого, при достаточно крупных размерах долины, она уже сама по себе представляет сложное территориальное образование, состоящее из разнородных ландшафтных частей (некоторые из них могут быть выделены в самостоятельные районы). Таким образом, крупные речные долины составляют разновидность геоморфологических рубежей.

Роль речных долин как ландшафтных рубежей еще более возрастает благодаря тому, что в большинстве случаев речные долины закладываются или в местах смены одних геологических условий другими (геологический рубеж), или в месте стыка разнородных гео-лого-геоморфологичсских структур (орографический рубеж). В первом случае в результате наложения геологического рубежа на геоморфологический (речную долину) формируются отчетливые границы ландшафтных районов; во втором случае, когда на геоморфологический рубеж (речную..долину) накладывается орографический, происходит формирование резких границ ландшафтных провинций. Днепр, Дон и Волга потому и являются резкими границами ландшафтных провинций лесостепной зоны, что они протекают по стыку разнородных геолого-геоморфологических структур – Волы-но-Подольской возвышенности <и Днепровской низменности, Среднерусской возвышенности и Окско-Донско'й низменности, Приволжской возвышенности и Низменного Заволжья. Сама необычная ширина долин, их асимметричность в данном случае связаны с этими особыми геолого-геоморфологическими условиями.

Наконец, при наложении друг на друга трех рубежей – геоморфологического (речной долины), орографического и зонально-климатического – мы сталкиваемся с образованием резкой границы у ландшафтных зон. Таковы граница тайги и лесостепи по Волге от Горького до Казани, граница лесостепи и степей от Куйбышева до Саратова и т. д. Но об этом несколько подробнее мы уже говорили выше.

Русская равнина, как и любая другая часть географической оболочки Земли, состоит из множества ландшафтных единиц различ-ного таксономического достоинства. Каждая из них очерчена в пространстве ландшафтными рубежами различного происхождения.

Среди ландшафтных рубежей на Русской равнине можно различать: 1) зонально-климатические на границе ландшафтных зон; 2) меридиональный рубеж, подразделяющий Русскую равнину при движении с запада на восток на две области; 3) орографические, которые очерчивают границы провинций; 4) геологические и геоморфологические,.намечающие границы районов.

Границы ландшафтных зон и провинций могут быть то резкими, почти линейными, то расплывчатыми и неопределенными. Как.правило, резкими границы зон и провинций бывают в том случае,.когда происходит наложение друг на друга нескольких ландшафтных рубежей. Так, при наложении орографического рубежа на геоморфологический образуется резко обозначенная на местности граница между ландшафтными провинциями; •при наложении друг и а друга трех рубежей – зонально-климатического, орографического и геоморфологического – возникает резкая граница между ландшафтными зонами. Неопределенные, расплывчатые границы зон и провинций имеют место в том случае, когда они обусловлены одним рубежом – зонально-климатическим у зон и орографическим у провинций.

В отличие от зон и провинций, границы ландшафтных районов могут быть резкими и в том случае, если они обусловлены одним рубежом. Последнее находит свое объяснение в том, что границы районов чаще все-' го определяются геоморфологическими рубежами, которые обычно сами резко выражены на местности.

Анализ ландшафтных рубежей представляется первым и совершенно необходимым этапом районирования любой территории. К сожалению, до сих пор этому вопросу уделялось слишком мало внимания, что влекло за собой субъективизм и разнобой в районировании одной и той же территории. Глубокий анализ ландшафтных рубежей для разных территорий и -их классификация – важная задача советских ландшафтоведов, решение которой освободит районирование от элементов субъективизма.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЛАНДШАФТНОГО РАЙОНИРОВАНИЯ ЮГА РУССКОЙ РАВНИНЫ*

Ландшафтное районирование, по общему признанию, составляет одну из важнейших проблем географической науки. В. П. Семенов-Тян-Шанский и Л. С. Берг к проблеме районирования сводили всю географическую науку. Последнее 'Несомненно является преувеличением: и В. П. Семенов-Тян-Шанский, и Л. С. Берг географию сужали до страноведения, т. е. одного из разделов географической науки. Районирование есть ядро, центральная проблема не географии вообще, а лишь одного ее раздела – ландшафтной (комплексной) географии.

Ландшафтное районирование – -не только1 теоретическая проблема, но и 'практическая проблема большой государственной важности. Решения партии и правительства о дальнейшем развитии сельского хозяйства обязывают строго учитывать местные, районные различия природных условий. Игнорирование районных различий природной среды не может не привести к серьезным ошибкам в вопросах планирования сельского хозяйства. Такие ошибки были допущены, например, с внедрением травопольных севооборотов в засушливых районах нашей страны.

Настоящее сообщение ставит своей задачей решить и одновременно наметить некоторые, с нашей точки зрения, основные вопросы ландшафтного, комплексного районирования юга Русской равнины.

Между ландшафтным районированием и комплексным районированием, между ландшафтоведением и комплексной географией мы ставим знак равенства. Ландшафт – синоним географического комплекса, поэтому ландшафтоведение следует рассматривать как учение о

* Доклад на I (Ленинградском) Всесоюзном совещании по вопросам ландшафтоведен'ия. Впервые опубликован в «Изв. Все-союз. Геогр. о-ва», 1955, т. 87, вып. 5.

присущих только ей, не повторяющихся в других провинциях. И вместе с тем каждая из провинций неоднородна в ландшафтном отношении, состоит из целого ряда хорошо обособленных ландшафтных районов.

К сожалению, недостаток места не позволяет здесь довести районирование юга Русской равнины до последнего этапа – выделения ландшафтных районов. К тому же, при характеристике таких обширных территорий, как юг Русской равнины, едва ли есть необходимость доводить районирование до последнего этапа: в большом количестве выделенных районов потерялись бы их индивидуальные особенности. Однако наряду с районными различиями внутри провинций имеют место ландшафтные различия другого порядка. Они связаны с существованием в природе типологических ландшафтных единиц – типов местности и типов урочищ. Одни и те же типы местности и типы урочищ повторяются не в одной, а во многих ландшафтных провинциях, они не имеют сплошного непрерывного распространения, лишены генетического единства, которым обладают региональные единицы. Различные пространственные сочетания и комбинации типологических единиц раскрывают внутреннюю структуру ландшафтных провинций и районов.

Типологические единицы, в отличие от региональных, не являются единицами районирования, а относятся к числу единиц ландшафтного картирования. Благодаря своей резкой пространственной обособленности типологические единицы наносятся на -карту непосредственно в поле, чего нельзя сказать про региональные единицы, выделение которых предполагает мобилизацию всех наших знаний о природе и генезисе районируемой территории.

Высшей типологической единицей для юга Русской равнины следует признать тип ландшафта. В рамках исследуемой территории встречается всего два типа ландшафта: лесостепной и степной.

Большего разнообразия достигают типы местности. Мы различаем шесть типов местности: пойменный, надпойменно-террасовый, плакорный, останцово-водораздельный, приречный, низкогорный.

Пойменный тип повсеместно распространен по долинам крупных и малых рек. Лучше он выражен на

низменных равнинах, чем на расчлененных возвышенностях, где поймы рек узкие и менее развиты. Характерными урочищами являются луга разного уровня и увлажнения (лисохво'Стники, костровые и пырейные луга и др.), пойменные дубравы, черноолынаниковые трясины, озера-старицы и т. д. Пойменные луга – важнейшая естественная кормовая база лесостепной и степной зон Русской равнины. На плодородных пойменных землях получают рекордные урожаи кукурузы, картофеля, капусты и других овощных культур.

Надпойменно-террасовый тип образован -серией «ад-пойменных террас, ширина которых по левобережью крупных рек измеряется десятками километров. Нижние террасы сложены песками, часть которых закреплена сосной естественного происхождения и искусственного насаждения. Верхние террасы прикрыты лёссом или лёссовидными суглинками, пестрят степными западинами, остепнены и распаханы. Закрепление песков – неотложное хозяйственное мероприятие во многих случаях на этом типе местности.

Плакорный тип соответствует плоскоравнинным водоразделам лесостепной и степной зон. В нем находят наиболее полное выражение зональные черты ландшафта данной региональной единицы (провинции, района). Характеризуется сравнительной однородностью и пространственным постоянством элементов ландшафта. За небольшими исключениями, ллакоры сплошь распаханы под посевы сельскохозяйственных культур. Помимо полей, типичными урочищами являются полезащитные лесные полосы, пруды в вершинах балок, заболоченные западины, осиновые кусты.

Останцово-водораздельный тип характерен для высокого Заволжья, северной окраины палеогенового плато и некоторых других мест Приволжской возвышенности, для Донецкого кряжа. Спокойных плакоров, как в предыдущем типе местности, почти нет. Поверхность водоразделов неровная, с террасированными склонами, буграми и сопками останцово-денудационного происхождения.

Почвенный покров и растительность имеют довольно пестрый вид: по склонам сопок большое распространение получают смытые каменистые почвы с разреженной растительностью. Иногда к этим буграм даже в степной

зоне приурочены рощи лесов. Хозяйственное использование оетанцово-водораздельного типа местности сложное: сглаженные участки распаханы, склоны шиханов в Заволжье используются под пастбища, кроме того, на них возможно' лесоразведение.

Приречный тип* развит по правобережьям, реже – левобережьям рек, расчлененным густой сетью оврагов и балок. Рельеф пересеченный, овр ажио-балочный, осложненный часто оползнями. Почвенный покров, растительность, микроклиматические условия поразительно разнообразны. Почвы более выщелочены по сравнению с почвами прилегающих водоразделов, в составе их большой удельный вес занимают смытые разности. Очень характерны нагорные дубравы я байрачные леса. Встречается целый ряд редких реликтовых видов растений, а также своеобразные группировки каменистых склонов – тимьянники, меловые боры, «сниженные аль-пы». Закрепление оврагов является здесь важнейшим мероприятием по мелиорации природы.

Низкогорный тип представляет собой аналог приречного типа с той существенной разницей, что он встречается лишь по наиболее высоким расчлененным правобережьям рек, поднимающимся над уровнем прилегающей долины на высоту от 50 до 100 м и выше. На юге Русской равнины он лучше всего развит там, где долины рек одновременно являются рубежами, местом стыка различных геолого-геоморфологических областей. Таковы высокие правобережья Волги, Дона и Днепра, круто поднимающиеся над низменным Заволжьем, Ок-ско-Донской и Днепровской низменностями. Колебания относительных высот в отдельных случаях достигают здесь '200 м и более.

Термин «низкие горы» не распространен в геоморфологической литературе и до сих пор не имеет точного определения. В общей географической литературе горами называют обычно все расчлененные обрывы возвышенностей Русской равнины.

Можно спорить о том, являются ли расчлененные эрозией обрывы возвышенностей горами в строгом геоморфологическом смысле, однако своеобразный харак-

* В работе о типах местности центрально-черноземных областей [Мильков Ф. Н., 1954] он охарактеризован под названием во-дораздельно-приречного типа местности.

тер ландшафта их, напоминающий низкогорный тип, не вызывает сомнений. Глубокие буераки, одетые лесом, крутостенные выступы и останцы с отвесными обнажениями коренных пород, значительные климатические различия между подножием и вершиной обрыва, 'Концентрация редких реликтовых видов во флоре, а местами и фауне (Жигули), яркое проявление вертикальной дифференциации ландшафтов, переходящей в ряде случаев в вертикальную зональность (Приволжская возвышенность к югу от Куйбышева), – характерные признаки низкогорного типа местности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных