Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общие сведения о кафедре и преподавателях




Ф КГМУ 4/3-03/02

ПП КГМУ 4/02

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра гистологии

 

СИЛЛАБУС

По Gis -1 2205 - Гистологии -1

 

Для специальности 5В130100 - "Общая медицина"

 

Объем учебных часов: 108 часов

 

Курс2

 

Семестр 3, 4

 

Караганда 2013г.


Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «Гистология-1» для специальности 5В130100 – «Общая медицина»

 

Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры

«29» 08.2013г. Протокол № 1

 

 

Заведующий кафедрой ______________ Есимова Р.Ж.


Общие сведения о кафедре и преподавателях

Кафедра гистологии

· Зав.кафедрой Есимова Роза Жанатовна доцент, кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы - 22 год. Научные интересы: морфология печени. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: " Гистогенез печени в плодный период развития человека при гестозах" защищена в 2004г., в г.Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Чтение лекций и ведение занятий на казахском и русском языках.

· Профессор кафедры Куркин Александр Валерьянович, доктор медицинских наук, стаж педагогической работы - 44 года. Научные интересы: морфология детского возраста, перинатальная патология. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Функциональная характеристика аденогипофиза" 1967г., докторская диссертация тема: "Калькулезный пиелонефрит у детей (клинико-морфологическое исследование), защищена в 1974 г. в Москве. Автор 2 монографий, 160 работ. Подготовлено 3 доктора медицинских наук и 22 кандидата медицинских наук. Чтение лекций на русском языке.

· Доцент кафедры: Джумабаева Сания Каликовна, кандидат медицинских наук, доцент, стаж педагогической работы - 44 года. Научные интересы: нейрогистология. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Состояние нервных и соединительнотканных элементов матки при беременности", защищена под руководством профессора А.А. Зориной, защищена в 1974г. в г. Караганде. Чтение лекций и ведение занятий на казахском и русском языках.

· Доцент кафедры: Рыбалкина Дина Хабибуллаевна кандидат медицинских наук, доцент КГМУ, стаж педагогической работы - 7 лет. Научные интересы: морфология мукозальной системы. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: «Цитологические параметры и реактивность буккальных эпителиоцитов у детей» защищена в 2008г., в г.Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Чтение лекций и ведение занятий на русском языке.

· и.о. доцента кафедры: Нурсейтова Куляш Тлеулесовна кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы - 21 лет. Научные интересы: морфология печени. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Гистогенез печени в плодный период развития человека" защищена в 2005г., в г.Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Чтение лекций и ведение занятий на казахском и русском языках.

· Преподаватель кафедры: Берикбаева Бахыт Хамзиевна стаж педагогической работы - 11 лет. Научные интересы: гистофизиология эндокринной ткани поджелудочной железы. Ведение занятий на казахском и русском языках.

· Преподаватель кафедры: Алдабергенова Шаттык Тасболатовна стаж педагогической работы- 3 года. Ведение занятий на казахском языке.

· Преподаватель кафедры: Койшиманова Улбосын Сериковна стаж педагогической работы- 1 год. Ведение занятий на казахском языке.

· Преподаватель кафедры: Исабаева Рауна Толегеновна стаж педагогической работы- 1 год. Ведение занятий на казахском языке.

 

Контактная информация: место нахождения кафедры (адрес, корпус, аудитория), телефоны, электронный адрес: ул. Алалыкина, 7, телефон: 56-41-81, доб. 106, 125.

 

Политика дисциплины отражает современную методологию преподавания, которая ориентирует студента на самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу в приобретении знаний, при консультативной и направляющей деятельности преподавателя. При изучении каждой темы по гистологии студент последовательно осваивает материал, начиная с мотивационной характеристики темы, целевых установок до достижения конечного результата, который может быть проверен по вопросам, приведенным в конце темы. При изучении необходимых объектов ему предлагаются карты заданий и ориентировочных основ действий и задач контрольно-обучающего характера. В процессе изучения студент имеет в своем распоряжении комплекс необходимых пособий: учебник, атласы, информационно-дидактические блоки, методические указания, препараты, электроннограммы, рисунки и др.

 

Введение.

Программа по «Гистологии-1» по специальности "Общая медицина" отражает современные достижения этой науки, которая является обязательным и важным звеном в системе медико-биологических наук, обеспечивающих фундаментальные теоретические знания, на базе которых строится вся подготовка будущего врача. Знание нормальной структуры клеток, тканей и органов является необходимым условием понимания механизмов их адаптации при воздействии различных биологических, физических, химических и других факторов. Объектом изучения являются живые и фиксированные клетки и ткани, их изображения, полученные в световых и электронных микроскопах.

 

Цель дисциплины:

Формирование у студентов современных знаний о структурной организации ткани и их особенностях в результате специализации в органах.

 

Задачи дисциплины:

Ø Знания: определять цели и задачи гистологии, значение для изучения клинических дисциплин, идентифицировать компоненты структурной организации клеток и межклеточного вещества, распознавать гистофункциональные особенности тканевых компонентов и их участие в основных биологических процессах, показывать основные закономерности эмбрионального развития тканей.

Ø Понимание: объяснять принципы современных методов исследования в морфологии, отличать дифференцировку клеточных и неклеточных структур тканей на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях, объяснять закономерности дифференцировки тканей, интерпретировать изменения структуры клеток и тканей в связи с физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма.

Ø Использование знаний и понимания на практике: владеть терминами в гистологии, оценивать гистофункциональные особенности тканевых элементов на основе данных светооптической, электронной микроскопии, гистохимии, решать ситуационные задачи по гистологии, использовать на практике зарисовки гистологических препаратов и составлять протоколы их описания.

Ø Вынесение суждений, оценивание идей и формирование выводов: оценивать изменения в структуре клеток и тканей в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма, формировать собственные выводы о реактивных или патологических изменениях структуры клеток и тканей, анализировать полученные знания для формирования рекомендаций по здоровому образу с целью профилактики заболеваний.

Ø Передача собственного понимания и умений: устанавливать причинно-следственные связи между гистофизиологией тканей в норме и нарушениями в организме, представляя информацию в виде рефератов, презентаций, проектов

Ø Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение: подбирать информацию при работе с учебной, справочной, научной литературой, связывать знания по структурной организации тканей для самостоятельного изучения их гистофункциональных особенностей, возникающих в результате специализации в различных органах.

 

Конечные результаты обучения:

Дескрипторы Конечные результаты обучения Компетенции
А Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области Определять цели и задачи гистологии, знать значение цитологии и эмбриологии для изучения медицинских дисциплин. 1, 3
Идентифицировать компоненты структурной организации клеток и межклеточного вещества. 1, 3
Связывать гистофункциональные особенности тканевых компонентов с их участием в основных биологических процессах (защитных, трофических, пролиферативных и т.д.). 1, 3, 4
Излагать основные закономерности эмбрионального развития тканей. 1, 3, 4
Объяснять основные закономерности дифференцировки тканей. 1, 3, 4
Объяснять сущность и принцип современных методов исследования в морфологии. 1, 3, 4
В Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне Демонстрировать владение терминами и основными понятиями в гистологии. 1, 3, 4
Оценивать гистофункциональные особенности тканевых элементов на основе данных светооптической, электронной микроскопии, гистохимии. 1,2,3,4,6
Определять основные закономерности регенерации тканей организма для достижения приспособительного результата. 1, 2, 3, 4
Соотносить возрастные изменения клеток и тканей. 2, 3, 5
Решать ситуационные/клинические задачи по общей гистологии, цитологии и эмбриологии. 1,2,3,4,5
Владеть навыками командной работы. Демонстрировать способность адаптации к изменяющимся условиям, контролирует эмоции. 1,2,3,5,6,7
Использовать на практике зарисовку гистологических препаратов и составление протокола его описания. 1, 3, 6
С Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области Выносит суждения при идентифицировании клеточных и неклеточных структур на микроскопическом уровне. 1,2,3,4
Оценивать изменения в структуре клеток и тканей в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма. 1,2,3,4
Формулировать собственные выводы о реактивных или патологических изменениях структуры клеток и тканей. 1,3,4,7
Анализировать полученные знания для формирования рекомендаций по здоровому образу с целью профилактики заболеваний. 1,3,6
D Осуществлять сбор и интерпритацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений Оценивать значимость информации по закономерностям структурной организации клеток и гистофизиологии тканей в норме и использует их на практических занятиях. 1,2,3,4
Устанавливать причинно-следственные взаимоотношения между гистофизиологией тканей в норме и профилактикой нарушений в организме и отражает их в презентациях. 1,2,3,4
Способен демонстрировать студентам/ преподавателям/экзаменаторам собственные знания и умения при интерпретации гистологических препаратов, решении ситуационных задач. 1,2,3,4,5
Формулирует собственные выводы на основе полученных знаний по основным закономерностям структурной организации клеток и тканей в норме, адаптационных реакциях и регенеративных процессах. 1,2,3,4,6
Умеет подбирать информацию при работе с учебной, справочной, научной литературой. 1, 3, 4, 6
Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам Оформляет в виде рефератов, презентаций, проектов собственное понимание, представляет информацию на практических занятиях, студенческих научных конференциях. 1,3, 4, 6
Владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области. 2,3,4,6
E Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение Гистология-2, анатомия-2, физиология-2, патологическая анатомия-1,2, патологическая физиология-1,2, пропедевтика внутренних болезней.  

* Перечень компетенций: 1. Знания биомедицинских наук. 2. Коммуникативные навыки. 3. Навык постоянного самосовершенствования. 4. Навыки научных исследований. 5. Навык работы в команде. 6. Профессионализм. 7. Клинические навыки.

 

Пререквизиты дисциплины: школьный курс биологии, молекулярная биология и медицинская генетика, анатомия-1, физиология-1.

Постреквизиты дисциплины: гистология-2, анатомия-2, физиология-2, патологическая анатомия-1,2, патологическая физиология-1,2, пропедевтика внутренних болезней.

 

Краткое содержание дисциплины.

История развития гистологии. Методы исследований. Ткани как системы клеток и их производных. Клетки как ведущие элементы ткани. Структурные компоненты клетки. Основные проявления жизнедеятельности клеток. Эмбриология человека. Периодизация развития. Критические периоды развития. Основы учения о тканях. Гистофизиология эпителиальных, соединительных, мышечных и нервной тканей. Специализация тканей в составе органов. Кровь, лимфа, кроветворение. Органы чувств.

Тематический план лекций:

Наименование темы Форма проведения Часы Компетентность
  Введение в курс гистологии, эмбриологии, задачи и методы исследования. Структурная организация клетки. проблемная лекция   Знания биомедицинских наук
  Основные проявления жизнедеятельности клетки. проблемная лекция   Знания биомедицинских наук
  Эмбриология человека. проблемная лекция   Знания биомедицинских наук
  Эмбриональный гистогенез. проблемная лекция   Знания биомедицинских наук
  Основы учения о тканях. проблемная лекция   Знания биомедицинских наук
  Эпителиальные ткани. Железы. проблемная лекция   Знания биомедицинских наук
  Кровь, лимфа. проблемная лекция   Знания биомедицинских наук
  Кроветворение. проблемная лекция   Знания биомедицинских наук
  Соединительные ткани. Клеточные элементы. проблемная лекция   Знания биомедицинских наук
  Специализация соединительной ткани. проблемная лекция   Знания биомедицинских наук
  Хрящевые ткани. проблемная лекция   Знания биомедицинских наук
  Костные ткани. проблемная лекция   Знания биомедицинских наук
  Мышечные ткани: поперечно-полосатая скелетная. проблемная лекция   Знания биомедицинских наук
  Мышечные ткани: гладкая и сердечная. проблемная лекция   Знания биомедицинских наук
  Нервная ткань. Структурно-функциональная характеристика нейрона. проблемная лекция   Знания биомедицинских наук
  Нервная ткань. Нейроглия, волокна, окончания. проблемная лекция   Знания биомедицинских наук
  Гистология органов зрения и обоняния. проблемная лекция   Знания биомедицинских наук
  Гистология органов слуха, равновесия и вкуса. проблемная лекция   Знания биомедицинских наук
  Всего часов      

 

Тематический план практических занятий:

Наименование темы Форма проведения Часы Компетентность
  Гистологическая техника Практическое занятие в учебной лаборатории. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов.   Знания биомедицинских наук. Коммуникативные навыки.
  Цитология. Органеллы клетки. Включения. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.   Знания биомедицинских наук. Коммуникативные навыки.
  Цитология. Ядро клетки. Деление клетки. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.   Знания биомедицинских наук. Коммуникативные навыки.
  Эмбриология человека. Прогенез. Начальный период. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.   Знания биомедицинских наук. Коммуникативные навыки.
  Эмбриология человека. Зародышевый период Внезародышевые органы. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.   Знания биомедицинских наук. Коммуникативные навыки.
  Заключительное занятие по разделу – коллоквиум. Диагностика препаратов, схем, электронных микрофотографий.   Знания биомедицинских наук. Коммуникативные навыки.
  Эпителиальные ткани. Железы. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.   Знания биомедицинских наук. Коммуникативные навыки.
  Форменные элементы крови. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.   Знания биомедицинских наук. Коммуникативные навыки.
  Кроветворение.   Командно-ориентированное обучение (TBL).     Знания биомедицинских наук. Навык работы в команде.
  Соединительные ткани. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.   Знания биомедицинских наук. Коммуникативные навыки.
  Скелетные ткани. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.   Знания биомедицинских наук. Коммуникативные навыки.
  Заключительное занятие по разделу – коллоквиум. Диагностика препаратов, схем, электронных микрофотографий.   Знания биомедицинских наук. Коммуникативные навыки.
  Мышечные ткани. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.   Знания биомедицинских наук. Коммуникативные навыки.
  Нервная ткань. Нейроциты. Нейроглия.   Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.   Знания биомедицинских наук. Коммуникативные навыки.
  Нервная ткань. Нервные волокна. Нервные окончания. Синапсы. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.   Знания биомедицинских наук. Коммуникативные навыки.
  Органы чувств. Орган зрения. Орган обоняния. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.   Знания биомедицинских наук. Коммуникативные навыки.
  Органы чувств. Орган слуха и равновесия. Орган вкуса. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.   Знания биомедицинских наук. Коммуникативные навыки.
  Заключительное занятие по разделу – коллоквиум. Диагностика препаратов, схем, электронных микрофотографий.   Знания биомедицинских наук. Коммуникативные навыки.
  Всего часов      

Тематический план СРС:

Наименование темы Форма выполнения Часы Компетентность
  История развития гистологии, цитологии и эмбриологии. Развитие гистологии в РК. Подготовка проекта (реферат, презентация)     Знания биомедицинских наук. Навыки научных исследований. Навыки постоянного совершенствования.
  Цитология. Реакция клеток на повреждающие воздействия. Старение и смерть клетки. Подготовка проекта (реферат, презентация)   Знания биомедицинских наук. Навыки научных исследований. Навыки постоянного совершенствования.
  Эмбриология человека. Критические периоды развития. Подготовка проекта (реферат, презентация)   Знания биомедицинских наук. Навыки научных исследований. Навыки постоянного совершенствования.
  Эпителиальные ткани. Возрастная гистология, специализация и регенерация. Подготовка проекта (реферат, презентация)   Знания биомедицинских наук. Навыки научных исследований. Навыки постоянного совершенствования.
  Кровь, лимфа. Возрастная гистология, специализация и регенерация. Подготовка проекта (реферат, презентация)   Знания биомедицинских наук. Навыки научных исследований. Навыки постоянного совершенствования.
  Кроветворение. Возрастная гистология. Подготовка проекта (реферат, презентация)   Знания биомедицинских наук. Навыки научных исследований. Навыки постоянного совершенствования.
  Соединительные ткани. Возрастная гистология, регенерация. Подготовка проекта (реферат, презентация)   Знания биомедицинских наук. Навыки научных исследований. Навыки постоянного совершенствования.
  Скелетные ткани. Возрастная гистология, регенерация. Подготовка проекта (реферат, презентация)   Знания биомедицинских наук. Навыки научных исследований. Навыки постоянного совершенствования.
  Мышечные ткани. Возрастная гистология, регенерация. Подготовка проекта (реферат, презентация)   Знания биомедицинских наук. Навыки научных исследований. Навыки постоянного совершенствования.
  Нервная ткань. Возрастная гистология, регенерация. Основные положения нейронной теории. Подготовка проекта (реферат, презентация)   Знания биомедицинских наук. Навыки научных исследований. Навыки постоянного совершенствования.
  Общая характеристика органов чувств в свете учения об анализаторах. Возрастная гистология, регенерация. Подготовка проекта (реферат, презентация)   Знания биомедицинских наук. Навыки научных исследований. Навыки постоянного совершенствования.
  Всего часов    

 

Время консультаций: еженедельно по субботам с 10.00 час. до 13.00 час.

Время рубежного контроля: по плану учебной части

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных