Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Общие сведения о кафедре и преподавателях
Ф КГМУ 4/3-03/02
ПП КГМУ 4/02
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра гистологии
СИЛЛАБУС
По Gis -1 2205 - Гистологии -1
Для специальности 5В130100 - "Общая медицина"
Объем учебных часов: 108 часов
Курс2
Семестр 3, 4
Караганда 2013г.
Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «Гистология-1» для специальности 5В130100 – «Общая медицина»
Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры
«29» 08.2013г. Протокол № 1
Заведующий кафедрой ______________ Есимова Р.Ж.
Общие сведения о кафедре и преподавателях
Кафедра гистологии
· Зав.кафедрой Есимова Роза Жанатовна доцент, кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы - 22 год. Научные интересы: морфология печени. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: " Гистогенез печени в плодный период развития человека при гестозах" защищена в 2004г., в г.Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Чтение лекций и ведение занятий на казахском и русском языках.
· Профессор кафедры Куркин Александр Валерьянович, доктор медицинских наук, стаж педагогической работы - 44 года. Научные интересы: морфология детского возраста, перинатальная патология. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Функциональная характеристика аденогипофиза" 1967г., докторская диссертация тема: "Калькулезный пиелонефрит у детей (клинико-морфологическое исследование), защищена в 1974 г. в Москве. Автор 2 монографий, 160 работ. Подготовлено 3 доктора медицинских наук и 22 кандидата медицинских наук. Чтение лекций на русском языке.
· Доцент кафедры: Джумабаева Сания Каликовна, кандидат медицинских наук, доцент, стаж педагогической работы - 44 года. Научные интересы: нейрогистология. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Состояние нервных и соединительнотканных элементов матки при беременности", защищена под руководством профессора А.А. Зориной, защищена в 1974г. в г. Караганде. Чтение лекций и ведение занятий на казахском и русском языках.
· Доцент кафедры: Рыбалкина Дина Хабибуллаевна кандидат медицинских наук, доцент КГМУ, стаж педагогической работы - 7 лет. Научные интересы: морфология мукозальной системы. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: «Цитологические параметры и реактивность буккальных эпителиоцитов у детей» защищена в 2008г., в г.Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Чтение лекций и ведение занятий на русском языке.
· и.о. доцента кафедры: Нурсейтова Куляш Тлеулесовна кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы - 21 лет. Научные интересы: морфология печени. Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Гистогенез печени в плодный период развития человека" защищена в 2005г., в г.Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Чтение лекций и ведение занятий на казахском и русском языках.
· Преподаватель кафедры: Берикбаева Бахыт Хамзиевна стаж педагогической работы - 11 лет. Научные интересы: гистофизиология эндокринной ткани поджелудочной железы. Ведение занятий на казахском и русском языках.
· Преподаватель кафедры: Алдабергенова Шаттык Тасболатовна стаж педагогической работы- 3 года. Ведение занятий на казахском языке.
· Преподаватель кафедры: Койшиманова Улбосын Сериковна стаж педагогической работы- 1 год. Ведение занятий на казахском языке.
· Преподаватель кафедры: Исабаева Рауна Толегеновна стаж педагогической работы- 1 год. Ведение занятий на казахском языке.
Контактная информация: место нахождения кафедры (адрес, корпус, аудитория), телефоны, электронный адрес: ул. Алалыкина, 7, телефон: 56-41-81, доб. 106, 125.
Политика дисциплины отражает современную методологию преподавания, которая ориентирует студента на самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу в приобретении знаний, при консультативной и направляющей деятельности преподавателя. При изучении каждой темы по гистологии студент последовательно осваивает материал, начиная с мотивационной характеристики темы, целевых установок до достижения конечного результата, который может быть проверен по вопросам, приведенным в конце темы. При изучении необходимых объектов ему предлагаются карты заданий и ориентировочных основ действий и задач контрольно-обучающего характера. В процессе изучения студент имеет в своем распоряжении комплекс необходимых пособий: учебник, атласы, информационно-дидактические блоки, методические указания, препараты, электроннограммы, рисунки и др.
Введение.
Программа по «Гистологии-1» по специальности "Общая медицина" отражает современные достижения этой науки, которая является обязательным и важным звеном в системе медико-биологических наук, обеспечивающих фундаментальные теоретические знания, на базе которых строится вся подготовка будущего врача. Знание нормальной структуры клеток, тканей и органов является необходимым условием понимания механизмов их адаптации при воздействии различных биологических, физических, химических и других факторов. Объектом изучения являются живые и фиксированные клетки и ткани, их изображения, полученные в световых и электронных микроскопах.
Цель дисциплины:
Формирование у студентов современных знаний о структурной организации ткани и их особенностях в результате специализации в органах.
Задачи дисциплины:
Ø Знания: определять цели и задачи гистологии, значение для изучения клинических дисциплин, идентифицировать компоненты структурной организации клеток и межклеточного вещества, распознавать гистофункциональные особенности тканевых компонентов и их участие в основных биологических процессах, показывать основные закономерности эмбрионального развития тканей.
Ø Понимание: объяснять принципы современных методов исследования в морфологии, отличать дифференцировку клеточных и неклеточных структур тканей на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях, объяснять закономерности дифференцировки тканей, интерпретировать изменения структуры клеток и тканей в связи с физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма.
Ø Использование знаний и понимания на практике: владеть терминами в гистологии, оценивать гистофункциональные особенности тканевых элементов на основе данных светооптической, электронной микроскопии, гистохимии, решать ситуационные задачи по гистологии, использовать на практике зарисовки гистологических препаратов и составлять протоколы их описания.
Ø Вынесение суждений, оценивание идей и формирование выводов: оценивать изменения в структуре клеток и тканей в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма, формировать собственные выводы о реактивных или патологических изменениях структуры клеток и тканей, анализировать полученные знания для формирования рекомендаций по здоровому образу с целью профилактики заболеваний.
Ø Передача собственного понимания и умений: устанавливать причинно-следственные связи между гистофизиологией тканей в норме и нарушениями в организме, представляя информацию в виде рефератов, презентаций, проектов
Ø Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение: подбирать информацию при работе с учебной, справочной, научной литературой, связывать знания по структурной организации тканей для самостоятельного изучения их гистофункциональных особенностей, возникающих в результате специализации в различных органах.
Конечные результаты обучения:
Дескрипторы
| Конечные результаты обучения
| Компетенции
| А
| Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области
| Определять цели и задачи гистологии, знать значение цитологии и эмбриологии для изучения медицинских дисциплин.
| 1, 3
| Идентифицировать компоненты структурной организации клеток и межклеточного вещества.
| 1, 3
| Связывать гистофункциональные особенности тканевых компонентов с их участием в основных биологических процессах (защитных, трофических, пролиферативных и т.д.).
| 1, 3, 4
| Излагать основные закономерности эмбрионального развития тканей.
| 1, 3, 4
| Объяснять основные закономерности дифференцировки тканей.
| 1, 3, 4
| Объяснять сущность и принцип современных методов исследования в морфологии.
| 1, 3, 4
| В
| Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне
| Демонстрировать владение терминами и основными понятиями в гистологии.
| 1, 3, 4
| Оценивать гистофункциональные особенности тканевых элементов на основе данных светооптической, электронной микроскопии, гистохимии.
| 1,2,3,4,6
| Определять основные закономерности регенерации тканей организма для достижения приспособительного результата.
| 1, 2, 3, 4
| Соотносить возрастные изменения клеток и тканей.
| 2, 3, 5
| Решать ситуационные/клинические задачи по общей гистологии, цитологии и эмбриологии.
| 1,2,3,4,5
| Владеть навыками командной работы. Демонстрировать способность адаптации к изменяющимся условиям, контролирует эмоции.
| 1,2,3,5,6,7
| Использовать на практике зарисовку гистологических препаратов и составление протокола его описания.
| 1, 3, 6
| С
| Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области
| Выносит суждения при идентифицировании клеточных и неклеточных структур на микроскопическом уровне.
| 1,2,3,4
| Оценивать изменения в структуре клеток и тканей в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма.
| 1,2,3,4
| Формулировать собственные выводы о реактивных или патологических изменениях структуры клеток и тканей.
| 1,3,4,7
| Анализировать полученные знания для формирования рекомендаций по здоровому образу с целью профилактики заболеваний.
| 1,3,6
| D
| Осуществлять сбор и интерпритацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений
| Оценивать значимость информации по закономерностям структурной организации клеток и гистофизиологии тканей в норме и использует их на практических занятиях.
| 1,2,3,4
| Устанавливать причинно-следственные взаимоотношения между гистофизиологией тканей в норме и профилактикой нарушений в организме и отражает их в презентациях.
| 1,2,3,4
| Способен демонстрировать студентам/ преподавателям/экзаменаторам собственные знания и умения при интерпретации гистологических препаратов, решении ситуационных задач.
| 1,2,3,4,5
| Формулирует собственные выводы на основе полученных знаний по основным закономерностям структурной организации клеток и тканей в норме, адаптационных реакциях и регенеративных процессах.
| 1,2,3,4,6
| Умеет подбирать информацию при работе с учебной, справочной, научной литературой.
| 1, 3, 4, 6
| Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам
| Оформляет в виде рефератов, презентаций, проектов собственное понимание, представляет информацию на практических занятиях, студенческих научных конференциях.
| 1,3, 4, 6
| Владеет навыками публичного выступления с представлением собственных суждений, анализа и синтеза информации в изучаемой области.
| 2,3,4,6
| E
| Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение
| Гистология-2, анатомия-2, физиология-2, патологическая анатомия-1,2, патологическая физиология-1,2, пропедевтика внутренних болезней.
|
| * Перечень компетенций: 1. Знания биомедицинских наук. 2. Коммуникативные навыки. 3. Навык постоянного самосовершенствования. 4. Навыки научных исследований. 5. Навык работы в команде. 6. Профессионализм. 7. Клинические навыки.
Пререквизиты дисциплины: школьный курс биологии, молекулярная биология и медицинская генетика, анатомия-1, физиология-1.
Постреквизиты дисциплины: гистология-2, анатомия-2, физиология-2, патологическая анатомия-1,2, патологическая физиология-1,2, пропедевтика внутренних болезней.
Краткое содержание дисциплины.
История развития гистологии. Методы исследований. Ткани как системы клеток и их производных. Клетки как ведущие элементы ткани. Структурные компоненты клетки. Основные проявления жизнедеятельности клеток. Эмбриология человека. Периодизация развития. Критические периоды развития. Основы учения о тканях. Гистофизиология эпителиальных, соединительных, мышечных и нервной тканей. Специализация тканей в составе органов. Кровь, лимфа, кроветворение. Органы чувств.
Тематический план лекций:
№
| Наименование темы
| Форма проведения
| Часы
| Компетентность
|
| Введение в курс гистологии, эмбриологии, задачи и методы исследования. Структурная организация клетки.
| проблемная лекция
|
| Знания биомедицинских наук
|
| Основные проявления жизнедеятельности клетки.
| проблемная лекция
|
| Знания биомедицинских наук
|
| Эмбриология человека.
| проблемная лекция
|
| Знания биомедицинских наук
|
| Эмбриональный гистогенез.
| проблемная лекция
|
| Знания биомедицинских наук
|
| Основы учения о тканях.
| проблемная лекция
|
| Знания биомедицинских наук
|
| Эпителиальные ткани. Железы.
| проблемная лекция
|
| Знания биомедицинских наук
|
| Кровь, лимфа.
| проблемная лекция
|
| Знания биомедицинских наук
|
| Кроветворение.
| проблемная лекция
|
| Знания биомедицинских наук
|
| Соединительные ткани. Клеточные элементы.
| проблемная лекция
|
| Знания биомедицинских наук
|
| Специализация соединительной ткани.
| проблемная лекция
|
| Знания биомедицинских наук
|
| Хрящевые ткани.
| проблемная лекция
|
| Знания биомедицинских наук
|
| Костные ткани.
| проблемная лекция
|
| Знания биомедицинских наук
|
| Мышечные ткани: поперечно-полосатая скелетная.
| проблемная лекция
|
| Знания биомедицинских наук
|
| Мышечные ткани: гладкая и сердечная.
| проблемная лекция
|
| Знания биомедицинских наук
|
| Нервная ткань. Структурно-функциональная характеристика нейрона.
| проблемная лекция
|
| Знания биомедицинских наук
|
| Нервная ткань. Нейроглия, волокна, окончания.
| проблемная лекция
|
| Знания биомедицинских наук
|
| Гистология органов зрения и обоняния.
| проблемная лекция
|
| Знания биомедицинских наук
|
| Гистология органов слуха, равновесия и вкуса.
| проблемная лекция
|
| Знания биомедицинских наук
|
| Всего часов
|
|
| |
Тематический план практических занятий:
№
| Наименование темы
| Форма проведения
| Часы
| Компетентность
|
| Гистологическая техника
| Практическое занятие в учебной лаборатории. Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов.
|
| Знания биомедицинских наук.
Коммуникативные навыки.
|
| Цитология. Органеллы клетки. Включения.
| Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.
|
| Знания биомедицинских наук.
Коммуникативные навыки.
|
| Цитология. Ядро клетки. Деление клетки.
| Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.
|
| Знания биомедицинских наук.
Коммуникативные навыки.
|
| Эмбриология человека. Прогенез. Начальный период.
| Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.
|
| Знания биомедицинских наук.
Коммуникативные навыки.
|
| Эмбриология человека. Зародышевый период Внезародышевые органы.
| Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.
|
| Знания биомедицинских наук.
Коммуникативные навыки.
|
| Заключительное занятие по разделу – коллоквиум.
| Диагностика препаратов, схем, электронных микрофотографий.
|
| Знания биомедицинских наук.
Коммуникативные навыки.
|
| Эпителиальные ткани. Железы.
| Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.
|
| Знания биомедицинских наук.
Коммуникативные навыки.
|
| Форменные элементы крови.
| Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.
|
| Знания биомедицинских наук.
Коммуникативные навыки.
|
| Кроветворение.
| Командно-ориентированное обучение (TBL).
|
| Знания биомедицинских наук.
Навык работы в команде.
|
| Соединительные ткани.
| Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.
|
| Знания биомедицинских наук.
Коммуникативные навыки.
|
| Скелетные ткани.
| Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.
|
| Знания биомедицинских наук.
Коммуникативные навыки.
|
| Заключительное занятие по разделу – коллоквиум.
| Диагностика препаратов, схем, электронных микрофотографий.
|
| Знания биомедицинских наук.
Коммуникативные навыки.
|
| Мышечные ткани.
| Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.
|
| Знания биомедицинских наук.
Коммуникативные навыки.
|
| Нервная ткань. Нейроциты. Нейроглия.
| Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.
|
| Знания биомедицинских наук.
Коммуникативные навыки.
|
| Нервная ткань. Нервные волокна. Нервные окончания. Синапсы.
| Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.
|
| Знания биомедицинских наук.
Коммуникативные навыки.
|
| Органы чувств. Орган зрения. Орган обоняния.
| Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.
|
| Знания биомедицинских наук.
Коммуникативные навыки.
|
| Органы чувств. Орган слуха и равновесия. Орган вкуса.
| Микроскопия и зарисовка гистологических препаратов решение ситуационных задач.
|
| Знания биомедицинских наук.
Коммуникативные навыки.
|
| Заключительное занятие по разделу – коллоквиум.
| Диагностика препаратов, схем, электронных микрофотографий.
|
| Знания биомедицинских наук.
Коммуникативные навыки.
|
| Всего часов
| |
| | Тематический план СРС:
№
| Наименование темы
| Форма выполнения
| Часы
| Компетентность
|
| История развития гистологии, цитологии и эмбриологии. Развитие гистологии в РК.
| Подготовка проекта (реферат, презентация)
|
| Знания биомедицинских наук.
Навыки научных исследований.
Навыки постоянного совершенствования.
|
| Цитология. Реакция клеток на повреждающие воздействия. Старение и смерть клетки.
| Подготовка проекта (реферат, презентация)
|
| Знания биомедицинских наук.
Навыки научных исследований.
Навыки постоянного совершенствования.
|
| Эмбриология человека. Критические периоды развития.
| Подготовка проекта (реферат, презентация)
|
| Знания биомедицинских наук.
Навыки научных исследований.
Навыки постоянного совершенствования.
|
| Эпителиальные ткани. Возрастная гистология, специализация и регенерация.
| Подготовка проекта (реферат, презентация)
|
| Знания биомедицинских наук.
Навыки научных исследований.
Навыки постоянного совершенствования.
|
| Кровь, лимфа. Возрастная гистология, специализация и регенерация.
| Подготовка проекта (реферат, презентация)
|
| Знания биомедицинских наук.
Навыки научных исследований.
Навыки постоянного совершенствования.
|
| Кроветворение. Возрастная гистология.
| Подготовка проекта (реферат, презентация)
|
| Знания биомедицинских наук.
Навыки научных исследований.
Навыки постоянного совершенствования.
|
| Соединительные ткани. Возрастная гистология, регенерация.
| Подготовка проекта (реферат, презентация)
|
| Знания биомедицинских наук.
Навыки научных исследований.
Навыки постоянного совершенствования.
|
| Скелетные ткани. Возрастная гистология, регенерация.
| Подготовка проекта (реферат, презентация)
|
| Знания биомедицинских наук.
Навыки научных исследований.
Навыки постоянного совершенствования.
|
| Мышечные ткани. Возрастная гистология, регенерация.
| Подготовка проекта (реферат, презентация)
|
| Знания биомедицинских наук.
Навыки научных исследований.
Навыки постоянного совершенствования.
|
| Нервная ткань. Возрастная гистология, регенерация. Основные положения нейронной теории.
| Подготовка проекта (реферат, презентация)
|
| Знания биомедицинских наук.
Навыки научных исследований.
Навыки постоянного совершенствования.
|
| Общая характеристика органов чувств в свете учения об анализаторах. Возрастная гистология, регенерация.
| Подготовка проекта (реферат, презентация)
|
| Знания биомедицинских наук.
Навыки научных исследований.
Навыки постоянного совершенствования.
|
| Всего часов
|
| |
Время консультаций: еженедельно по субботам с 10.00 час. до 13.00 час.
Время рубежного контроля: по плану учебной части
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|